|
Региональная занятость населения%, а по промышленности эта доля составляла 0,1 %. Но в целом круг лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда, по области заметно выше круга занятых. Так, в начале 1997 г. удельный вес работников, которым установлены льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда составлял (в процентах от общей численности работников соответствующей отрасли) в промышленности 43,6 %, в строительстве 32,7 %, на транспорте 39,1 %, в связи 6,9 %. В предыдущих 1992 – 1994 гг. эти показатели были существенно выше – до 63,4 % в промышленности, 53,3 % в строительстве, 58,4 % на транспорте и 20,4 % в связи. Отметим, что эти показатели были существенно выше среднероссийских, которые в 1992 – 1996 гг. составляли по промышленности 42,3 – 45,3%, строительству 27,0 – 38,2 %, транспорту 37,9 – 45,6 %, связи 12,8 – 24,4 %. / / 3.3. Занятое население Общая численность занятого населения читинской области в дореформенные годы постоянно росла. С 1960 г. по 1991 г. среднегодовой прирост занятого населения составлял 10,2 %. Это были годы активного вовлечения жителей области в экономический процесс, поэтому рост численности занятого населения на 10 % опережал прирост общей численности трудовых ресурсов. Но, тем не менее, в прошлые десятилетия использование общего трудового потенциала области было недостаточно эффективным. В 1960 г. в экономике области было занято 352,3 тыс. чел., что составляло только 66% от численности населения в трудоспособном возрасте. По России в целом доля занятого населения в общей численности трудовых ресурсов в этом же году составила 81 %, т.е. была намного выше, чем по области. Столь значительная разница объясняется, прежде всего, большей долей в Читинской области незанятого населения, в число которых входят домохозяйки, инвалиды и т.д. К 1990 г. численность трудовых ресурсов области достигла 794,3 тыс. чел., а занятых в экономике – 541,7 тыс. чел. или 68 % от населения в трудоспособном возрасте. В Российской Федерации численность занятых в экономике в 1990 г. насчитывала 75,3 млн. чел., а их доля в общей численности трудовых ресурсов составляла уже 90 %, т.е. еще больше опережала показатели области. В 1991 г. в области была отмечена максимальная численность занятого населения – 564,7 тыс. чел. Со следующего года она начала падать, сократившись до 483,3 тыс. чел. в 1995 г., т.е. на 17 %. Процесс сокращения численности занятых продолжается в Читинской области по сей день (занятость трудовых ресурсов области в 1998 г. иллюстрирует табл. 2). / / Число занятых в экономике за 9 месяцев уменьшилось на 18,3 тыс. чел. Сократилась численность работающих на предприятиях и в организациях промышленности – на 11,4 %, сельского хозяйства – на 11,5 %, строительства – на 18,6 %, информационного обслуживания – на 18,7 %, авиационного транспорта – на 20,6 %, материально-технического снабжения и заготовок – на 15,5 %. Увеличение численности работающих имеет место в жилищно- коммунальном хозяйстве на 3 %, в троллейбусном транспорте – на 5,6 %, а также имеется незначительное увеличение численности в некоторых предприятиях других отраслей экономики. / / Аналогичные негативные тенденции происходят и в других регионах России. Так, только с 1992 г. по 1997 г. по России в целом за счет резкого роста безработицы численность занятого населения упала почти на 5 млн. чел., хотя экономически активное население уменьшилось только на 2 млн. чел. Сокращение численности занятого населения отмечалось практически во всех регионах страны, в том числе Восточно-Сибирском районе, где Читинская область уступает по этому показателю только Красноярскому краю и Иркутской области. В них с 1993 г. по 1997 г. численность занятого населения сократилась соответственно на 123,3 и 104,0 тыс. чел. Исключением из правила за эти годы в Восточно-Сибирском районе была Республика Тыва, где численность занятого населения возросла на 12,9 тыс. чел. / / 3.4. Безработица Одним из главных негативных явлений 1990-х годов в стране и области стала безработица. Ее оценки в статистических материалах существенно разнятся. Это объясняется тем, что кроме оценки общей численности безработных приводятся материалы по лицам, официально зарегистрированных в органах службы занятости. Если в 1991 году было зарегистрировано только 85 безработных граждан, то в 1996 году их число возросло до 36,4 тыс. чел., т.е. в 428 раз (табл. 3). / / В 1998 году отмечается резкое сокращение численности безработных зарегистрированных в органах службы занятости. Это объясняется: . задержкой до 14 – 16 месяцев выплаты пособий по безработице; . изменением порядка регистрации и снятия с учета безработных граждан, а также назначения пособий по безработице в связи с утверждением постановлением Правительства российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458 «Порядка регистрации безработных граждан»; . снижением числа обращений в органы службы занятости; . отсутствием междугороднего транспортного сообщения и низким уровнем жизни населения сельских районов, ограничившим возможность посещения гражданами центров занятости в сельской местности. В целом по Читинской области по состоянию на 01.10.1998 года, по сравнению с соответствующим периодом 1997 года: 1. Численность безработных, зарегистрированных органами службы занятости уменьшилась с 32021 до 19622 человек, т.е. на 38,7%. 2. Потребность в работниках заявленная предприятиями в органы службы занятости, снизилась с 774 до 531 человек или на 31,4 %. 3. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одно свободное рабочее место, вакансию) снизился с 43,1 до 42,7 человек. 4. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы увеличилась с 9 до – 9,4 месяцев. 5. Доля безработных, состоящих на учете более года, в общей численности зарегистрированных безработных увеличилась с 33,0 до 40,5 %. 6. Уровень регистрируемой безработицы (рассчитанный как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) снизился с 5,8 % до 2,8 %. / / Анализируя территориальную структуру безработицы, или распределение безработицы по районам области, можно отметить, что средняя интенсивность территориальных сдвигов в них незначительная и составляет 0,79 п.п. (абсолютное значение процентного прироста). Территориальное перераспределение безработицы по районам области происходило довольно спокойно. / / Наиболее заметно изменилась доля общего числа безработных по области в сторону увеличения в Чернышевском (2,90 п.п.), Краснокаменском (1,26 п.п.), Кыринском (1,30 п.п.), Оловяннинском (1,13 п.п.) районах, а в сторону уменьшения – в Ононском (2,16 п.п.), Шелопугинском (1,48 п.п.), Красночикойском (1,44 п.п.) районах. Уровень безработицы по области снизился. Только в Краснокаменском районе отмечается некоторый рост уровня безработицы. Наиболее высокий уровень безработицы в Кыринском (28,4 %), Тунгокоченском (16,9 %), Оловяннинском (16,5 %) районах. Еще в 4 районах уровень безработицы превысил критическое его значение (10 %), принятое в нашей области Трехсторонним соглашением. / / 3.5. Рынок труда в 1999 – 2001 гг. В оценке развития рынка труда прогнозируемый период может быть довольно напряженным. Будет усугубляться положение на рынке труда группы малоквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессии или специальности. Усилением социальной напряженности чревато растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи и женщин. Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, что не связано с учебой. Молодые люди либо переходят либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике. Это приводит к замедлению процесса обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях, не престижных по разным причинам среди молодежи. Положение женщин на рынке труда не улучшается. Наиболее сложной является проблема трудоустройства женщин с высшим и средним специальным образованием, имеющих инженерно-техническое и экономическое образование, а также массовые «женские» профессии в отраслях с глубоким спадом производства. / / Социально-экономическая нестабильность области обуславливает вариантный прогноз будущего развития, при котором может быть: . Продолжение в перспективе ситуации в экономике, характерной для области в текущем году (продолжение спада производства, стагнации или слабых положительных сдвигов в виде незначительного роста производства в отдельных отраслях и т.п.). . Определенные целенаправленные сдвиги в сторону структурной перестройки экономики. Вариантность социально-экономического развития дает возможность вариантного прогнозирования рынка труда, для которого будет характерно: . преобладание тенденций, наблюдаемых во втором полугодии текущего года; . усиление динамики по сравнению с текущим годом; . некоторые сдвиги в сторону усиления напряженности. Прогнозирование рынка труда производим по трем блокам: . предложение рабочей силы; . спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости; . трудоустройство незанятых в течении года и безработица на конец года. Все три варианта прогноза рынка труда выполнены по единой схеме. 3.5.1. Предложение рабочей силы Общее предложение рабочей силы на рынке труда формируется за счет следующих категорий и групп: 1. ищущие работу на начало года; 2. высвобожденные работники; 3. уволенные в течении года по причинам текучести кадров; 4. молодежь, окончившая дневные учебные заведения или прекратившая обучение в них; 5. длительно неработающие граждане; 6. другие категории граждан. 1. Численность ищущего работу населения на начало прогнозируемого периода определена на базе отчетности по форме № 1 – Т (трудоустройство) и прогнозных оценок на 4 квартал текущего года и составляет для всех вариантов прогноза рынка труда на 1999 год 20206 человек, из них около 19367 человек будут иметь статус безработного. 2. Ожидаемая численность высвобожденных в текущем году и прогноз высвобождения на 1999 – 2001 гг. представлены в таблице 4. Продолжающийся спад производства не дает оснований для оптимистических прогнозов экономического развития в ближайшую перспективу. Итоги выполнения показателей социально-экономического развития области в январе – сентябре текущего года дают основание предполагать возможность дальнейшего спада производства, что приведет к высвобождению работников в основных отраслях экономики (таблица № 5). 3. Движение рабочей силы в области характеризуется следующими данными: Тыс. человек | |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. | | | | | |оценка |прогноз | |Принято |91,4 |68,9 |56,8 |56,3 |54,8 | |Уволено |110,5 |87,6 |76,4 |75,9 |71,3 | |В т.ч. по |75,4 |61,3 |60,4 |59,3 |56,1 | |причинам | | | | | | |текучести | | | | | | Предполагая, что коэффициент текучести кадров в прогнозируемом периоде, по крайней мере, не увеличится, а текучесть в количественном отношении несколько уменьшится, расчетным путем получается численность лиц, которые могут попасть на рынок труда по причинам текучести (таблица № 6). 4. Рынок труда молодежи будет сформирован за счет выпускников высших и средних специальных учебных заведений, испытывающих сложности и не имеющих необходимых гарантий для трудоустройства, профессионально- технических училищ, средних общеобразовательных школ, отсева учащихся из учебных заведений, а также части нигде не работающей и не обучающейся молодежи. По оперативным данным городских и районных служб занятости, нигде не работающие и не обучающиеся подростки в возрасте 14 – 15 леи составляют 3,0 тыс. человек. В 2000 – 2001 годах они будут пополнять рынок труда. часть молодежи вовлечена в коммерческие структуры, видя в этом один из источников обогащения. При наступлении нормальных рыночных отношений эта группа может быть реальным источником пополнения рядов нигде не занятой молодежи, причем без необходимого образования и профессиональной подготовленности к жизни и работе (таблица № 7). 5. Численность женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, ежегодно составляет порядка 14 тыс. человек. Из них около 37 % были заняты в общественном производстве. Это составляет более 5 тыс. человек ежегодно. При расчетном проценте высвобождения по области в пределах 1,95 – 2,12 %, учитывается, что разговор идет об одной из наиболее слабо социально - защищенных групп населения. Поэтому процент высвобождения этой группы населения, с учетом социально-экономической обстановки и крайне слабой защищенности женщин, корректируется с подстраховкой до 15 – 16 %. Следовательно на рынок труда после отпуска по уходу за детьми до 3-х лет выйдет около 0,8 и более тыс. человек ежегодно. (табл. № 8) 6. Другие категории граждан попадающих на рынок труда. По данным органов внутренних дел, районных и городских комиссариатов, миграционной службы области и других компетентных органов определяются возможные объемы различных категорий населения, которые могут пополнить рынок труда. Численность попадающих на рынок труда категорий населения, формирующих рынок труда, представлена в сводной таблице прогноза областного рынка труда (Таблица № 9). Таким образом, положение рабочей силы на рынке труда, в зависимости от различных ситуаций, включая учащихся учебных заведений в возрасте 14 – 17 лет, которых предполагается трудоустроить на временные работы в свободное от учебы время, по оптимальному варианту может составить: в 1999 г. – 55604 чел., в 2000 г. – 61270 чел., в 2001 г. – 62160 чел. 3.5.2. Спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости Потребность народного хозяйства области в рабочей силе будет оцениваться на основе данных о: . наличии рабочих мест (их потребности на замену выбывающих работников по причинам, предусмотренным законом, текучести, естественной убыли); . наличии числа новых рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде. Потребность по действующим предприятиям определяется на базе данных о движении рабочей силы в предыдущем году, оценочных показателей по текущему году и вариантному прогнозу на 1999 – 2001 годы. В целом спрос рабочей силы, сопоставимый с предложением ищущих работу, показан в таблице № 10. 3.5.3. Трудоустройство в течении года и безработица на конец года Все категории граждан, формирующих областной рынок труда делятся на две большие группы: . трудоустраиваемые самостоятельно, то есть минуя службы занятости; . обращающиеся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. Исходя из сложившейся практики, возможных изменений в социально- экономической обстановке и с учетом всевозможных факторов, удельный вес самостоятельно трудоустраиваемых от общей численности попадающих на рынок труда в прогнозируемом периоде может составить: . высвобожденные работники – 14 –19 %; . молодежь – до 10 %; . уволенные по собственному желанию – 16 – 18 %; . уволенные из рядов ВС – 3 – 8 %; . освобожденные из мест лишения свободы – 7 – 10 %; . длительно неработающие граждане – 12 – 15 %; . женщины после декретного отпуска – 2 – 4 %. Остальные граждане, попадающие на рынок труда, обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. При содействии службы занятости на основе показателя спроса на рабочую силу часть обратившихся будет трудоустроена. На основе фактических данных о трудоустройстве через службу занятости различных категории населения, составляющих рынок труда, с учетом прогнозных оценок социально-экономического развития и возможного влияния его на рынок труда, в расчете прогноза на 1999 – 2001 года принимается доля трудоустроенных в пределах: - высвобожденные работники – 4 – 5 %; - молодежь – 9 – 10 %; - уволенные по собственному желанию – 24 – 25 %; - уволенные из рядов ВС – 14 – 15 %; - освобожденные из мест лишения свободы – 11 – 12 %; - длительно неработающие граждане – 13 – 14 %; - женщины после декретного отпуска – 9 – 10 %. В прогнозируемом периоде численность безработных, включая переходящих на начало года, по оптимальному варианту, может составить в 1999 г. – 41000 человек, в 2000 г. – 45398 человек, в 2001 г. – 46244 человек. Из этой численности 92 – 96 % будут иметь право получать пособие по безработице. Уровень безработицы в оптимальном варианте на конец года составит (в %): | |1999 г. |2000 г. |2001 г. | |· к занятым в экономике |5,7 |5,8 |5,9 | |· к экономически активному |4,5 |4,5 |4,6 | |населению | | | | Заключение На российском рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Издержки, связанные с фактическим отсутствием государственной политики занятости, имеют место в нашей области. Так, автономная кадровая политика предприятий далеко не всегда согласуется с желаемым состоянием занятости, что усиливает или порождает негативные тенденции на рынке труда, усугубляющие кризис в экономике (потери квалифицированных кадров, постарение трудовых коллективов, снижение производительности труда, падение трудовой морали, сдерживание структурной перестройки). Рост масштабов и уровня безработицы в России по прогнозу Института макроэкономических исследований продлится до 2000 года. Нарастание безработицы будет сопровождаться изменением ее структуры по территориям, отраслям и профессиям. Усилятся перетоки рабочей силы между отраслями и видами деятельности. / / Это же характерно и для Читинской области. Показатели экономического роста (при любых сценариях развития) еще долгие годы не позволят нормализовать уровень безработицы и обеспечить относительно равновесное состояние рынка труда области. Причин несколько: . глубина спада; . темпы роста занятости окажутся намного ниже, чем обычно при экономическом росте; . сохранение в течении длительного периода высокого уровня экономической активности населения. К тому же при большой потребности в оплачиваемой работе лишь незначительная часть трудоспособных лиц добровольно согласится работать неполное рабочее время; . ограниченные возможности развития непроизводственной сферы и сфер услуг населению как генератора новых рабочих мест из-за отсутствия необходимых ресурсов и спросовых ограничений. Рынок труда области переживает далеко не самые лучшие времена. Какие меры можно предпринять для выхода из сложившейся ситуации? Ключевые элементы политики занятости на будущий период могут быть сформированы следующим образом: . обеспечение социально приемлемого уровня занятости; . содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда; . сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала при преодолении избыточной численности работников; . социальная поддержка безработных, особенно из маргинальных слоев населения. Однако, следует признать, что при всей важности мероприятий, проводимых службами трудоустройства, они не в состоянии радикально решить проблему занятости населения. Они могут лишь в какой-то мере сгладить ее остроту. Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики. Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы, обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест и какие экономические, моральные, нравственные |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |