бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Будущее Санкт-Петербурга

стабильный рост темпов въездного туризма, который составил 6-8 процентов

ежегодно.

В тоже время, несмотря на комплекс принятых мер (проведение международных

туристских выставок в Санкт-Петербурге, участие в зарубежных выставках,

создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных

путеводителей по городу, другой рекламной литературы и т.д.), прирост

туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно так

как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.

Анализ недостаточного роста въездных туристских потоков позволяет

выделить причины внешнего и внутреннего характера.

Причины внешнего характера:

. экономическая и политическая нестабильность в стране;

. недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость

федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования

федеральных программ и т.п.);

. негативная информация России в зарубежных средствах массовой

информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая

инфраструктура, недостатки в обслуживании и т.п.);

. выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями

климатических условий.

Причины внутреннего характера:

. недостаточная координация деятельности отраслей городского хозяйства,

а также неразвитость внутриотраслевых связей в условиях стихийной

рыночной экономики;

. отсутствие необходимой нормативной законодательной базы и как

следствие отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе,

отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся

въездным туризмом;

. недостаток гостиниц среднего класса;

. нехватка средств для комплекса мероприятий по рекламе и продвижению

Санкт-Петербурга на международные туристские рынки.

Основные цели Программы

Основная цель Программы - обеспечение поддержки Администрацией Санкт-

Петербурга туристской индустрии в целях интенсификации туристской

деятельности в Санкт-Петербурге путем создания рациональной системы мер по

управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией, создания

современного высокотехнологичного всесезонного туристского продукта,

направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан

России и иностранных граждан в туристских услугах.

Превращение туризма в одну из высокодоходных отраслей экономики Санкт-

Петербурга, обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое

развитие Санкт-Петербурга за счет увеличения доходной части бюджета Санкт-

Петербурга и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих

мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и

природного наследия.

Реализация основных мероприятий Программы будет осуществляться за счет

средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных в установленном порядке, иных

не запрещенных законом источников, и с привлечением организаций,

заинтересованных в осуществлении указанных мероприятий, а также участвующих

в разработке Программы.

Перечень основных мероприятий Программы:

. Формирование положительного имиджа Санкт-Петербурга на российском и

мировом рынках туристских услуг.

. Создание комфортной информационной среды для жителей и гостей Санкт-

Петербурга.

. Развитие туристской индустрии.

. Развитие статистики туризма.

. Развитие выездного туризма.

. Развитие морских и водных видов туризма и отдыха в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации программы ожидается увеличение доходности

федерального и местного бюджетов, формирование современной

высокоэффективной туристской индустрии в Санкт-Петербурге, создание системы

государственного регулирования в управлении туристской индустрией в Санкт-

Петербурге, увеличение мощности въездных туристских потоков и среднегодовой

загрузки гостиниц и иных объектов размещения туристов.

Инвестиции

Инвестиционная политика:

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на основе

повышения инвестиционной привлекательности.

Инвестиционным законодательством Санкт-Петербурга закреплены следующие

принципы, на которых основывается инвестиционная политика города:

. доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором;

. презумпция добросовестности инвесторов;

. сбалансированность публичных и частных интересов;

. открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой

для осуществления инвестиционной деятельности;

. ясность и простота инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;

. равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;

. объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях;

. неизменность принятых решений;

. взаимная ответственность Санкт-Петербурга и инвесторов.

Органами государственной власти Санкт-Петербурга созданы широкие

возможности для размещения нового бизнеса во всех сферах деятельности.

Условия ведения в Санкт-Петербурге предпринимательской деятельности

предсказуемы и последовательно улучшаются.

Инвестиции в Санкт-Петербурге

В результате проведения целенаправленной инвестиционной политики, в

Санкт-Петербурге на протяжении последних пяти лет отмечался стабильный рост

инвестиций в основной капитал. На протяжении 1997-1998 и 2001 годов темпы

роста инвестиций в городе превышали аналогичный общероссийский показатель

(см. таблицу).

Динамика инвестиций в основной капитал (в %% к предыдущему году)

| | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |

| Россия | 95 | 93 | 104,5| 117 | 108,7|

| Санкт-Петербург | 117 | 107 | 102 | 79 | 114 |

Основной объем инвестиций направлялся в транспорт - 32,5%, промышленность -

28,9% (главным образом, в пищевую, электроэнергетику, машиностроение и

металлообработку), а также в строительство, жилищно-коммунальное хозяйство

и связь (см. график).

Распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики в 2001

году

Высокий уровень инвестиционной привлекательности города характеризуется

количеством и качеством инвестиционных проектов, реализуемых в Санкт-

Петербурге.

К началу 2002 года Администрацией Санкт-Петербурга завершен очередной этап

работ по созданию Единой справочно-информационной системы "Развитие

территории и недвижимости Санкт-Петербурга" (ЕИСТ). Информационная система

призвана обеспечить потенциальных застройщиков и инвесторов базовой

информацией о территории города и идущих на ней инвестиционных процессах.

Речь идет об информации, необходимой для предварительных оценок

инвестиционной привлекательности тех или иных участков, для поиска участков

и объектов недвижимости с заданными свойствами. В конце 2001 года на

Интернет-сайте www.statedevelopment.spb.ru размещен пятый выпуск ЕИСТ. В

целях удовлетворения потребности потенциальных инвесторов в необходимой для

принятия решений информации, Администрацией города издаются справочники и

справочные материалы "Как инвестировать в Санкт-Петербурге", "Справочник

инвестора", "Экономика Санкт-Петербурга".

В рамках работы по привлечению инвестиций в Санкт-Петербург большое

внимание уделяется активизации конгрессной и выставочно-ярмарочной

деятельности. Среди наиболее значительных событий в этой сфере необходимо

выделить Петербургский экономический форум; Международную конференцию

"Инвестициии-2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России";

выставку "Российский промышленник", и другие.

Серьезные перспективы развития имеет индустрия туризма в Санкт-

Петербурге. В 2001 году был введен в действие гостиничный комплекс

"Рэдиссон САС" с объемом инвестиций более 30 млн. долларов. Идет реализация

ряда других проектов в области туристического и гостиничного бизнеса

(строительство гостиниц "Гавань", "Достоевская", и др.).

Администрацией города активно ведутся работы по содействию реализации

проектов создания Морского грузового района в пос. Бронка (инвестиции - до

100 млн. долл. США), строительства аквапарка в парке 300-летия Санкт-

Петербурга, организации скоростного паромного сообщения между Санкт-

Петербургом и Хельсинки, открытия оптово-розничных центров международных

сетей "Метро" и "ИКЕА", создания технопарков для размещения новых

производств: "Ржевка" и "Северо-Западный".

В 2002 году предполагается осуществление ряда крупных промышленных

инвестиционных проектов, таких как, например, строительство завода по

выпуску алкогольной продукции "Русский Стандарт", завода по производству

сахара, конфетной фабрики, завода по производству бетонных смесей, и др.

Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга из-за рубежа

Объем иностранных инвестиций в 2001 году - 1171,3 млн. долларов США из

них прямые - 114,1 млн. долл. США.

Постоянный рост иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга

наблюдается с 1994 года. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме иностранных

инвестиций в экономику России на протяжении 1997 - 2001 годов неуклонно

росла: 2%; 4%; 7%; 10,6% и 13% соответственно. По этому показателю Санкт-

Петербург среди регионов Российской Федерации занимает второе место (после

Москвы).

Основные страны-инвесторы в экономику Санкт-Петербурга в 2001 году

В 2001 году организации стран СНГ вложили в экономику Санкт-Петербурга

756 тыс. долларов США, наибольшая доля из которых пришлась на Украину - 577

тыс. долларов (в машиностроение).

Основными факторами, обеспечившими рост инвестиций в последние годы,

явились:

. стабильная социально-политическая ситуация в стране и Санкт-

Петербурге;

. прозрачная и сбалансированная бюджетно-финансовая политика города,

выражавшаяся в росте кредитного рейтинга и, соответственно, в

возможности привлечения заемных средств в валюте на выгодных условиях;

. рост реальных доходов населения.

В ближайшие годы прогнозируется сохранение высоких темпов роста

иностранных инвестиций. Этому в немалой степени будут способствовать

сформировавшиеся отношения партнерства Администрации и международного

инвестиционного сообщества в рамках реализуемой в городе с 1996 года

открытой политики.

Иностранные инвестиции направляются преимущественно в реальный сектор

экономики: производство продовольствия и товаров первой необходимости, в

сферу телекоммуникаций.

Объем иностранных инвестиций по видам в 2001 году (млн. долларов США)

| | Поступило | В % к | Изъято |

| |в | |(погашено)в |

| |январе-дека| |январе-декабр|

| |бре 2001 | |е 2001 |

| | | ито| январю-| |

| | |гу |декабрю | |

| | | |2000 | |

| Всего | 1171,3 | 100| 101,0 | 1018,9 |

| в том числе: | | | | |

| прямые | 114,1 | 9,7| 77,8 | 56,2 |

|инвестиции | | | | |

| из них: | | | | |

| взнос в | 48,1 | 4,1| 75,1 | 0,5 |

|капитал | | | | |

| кредиты от | 63,5 | 5,4| 78,1 | 53,4 |

|зарубежных | | | | |

|совладельцев | | | | |

| портфельные | 14,5 | 1,3| 2,8 р. | 3,5 |

| прочие | 1042,7 | 89,| 103,4 | 959,2 |

|инвестиции | |0 | | |

| из них: | | | | |

| торговые | 220,2 | 18,| 1,7 р. | 223,2 |

|кредиты | |8 | | |

| прочие | 810,9 | 69,| 92,9 | 723,5 |

|кредиты | |2 | | |

| из них: | | | | |

| кредиты на | 615,5 | 52,| 87,8 | 539,2 |

|срок до 180 | |6 | | |

|дней | | | | |

| кредиты на | 195,4 | 16,| 113,9 | 184,3 |

|срок свыше 180| |6 | | |

|дней | | | | |

Программа экономического развития

Санкт-Петербурга на 2002 – 2004 годы

Валовой региональный продукт

При наметившейся тенденции в экономике, ежегодный рост ВРП до 2004 года

прогнозируется на уровне 5-5,8%. Задача прогноза повышения экономического

роста в новой экономической ситуации может решаться на основе выявления

приоритетных направлений развития (“точек роста”) – потенциально

конкурентоспособных отраслей, обладающих перспективой наращивания

производства и услуг.

Рост ВРП будет определяться в первую очередь от перспектив развития

нижеперечисленных отраслей:

- машиностроение и металлообработка (отрасль обладает значительным

технологическим потенциалом, продукция отрасли конкурентоспособна,

пользуется спросом внутри страны и за рубежом, может наращивать

экспортный потенциал);

- пищевая промышленность (отрасль обладает наиболее современным

технологическим потенциалом, продукция данной отрасли

конкурентоспособна и имеет устойчивый платежеспособный спрос);

- транспорт (отрасль имеет крайне важное значение для городского

хозяйства и всех секторов экономики города, обладает потенциалом

исключительно выгодного географического расположения Санкт-

Петербурга);

Промышленность

Санкт-Петербург - второй по значению после Москвы промышленный центр

России. На долю промышленности приходится более трети налоговых поступлений

в бюджетную систему. В этой отрасли занята четверть работающего населения

города.

На результаты работы промышленности в последние годы оказывают

наибольшее влияние три отрасли - машиностроение и металлообработка,

пищевая промышленность и электроэнергетика. Суммарная доля этих трех

отраслей в 2001 году составила около 80% всего объема промышленного

производства.

Пищевая промышленность города занимает 37,5% в структуре объема

промышленного производства Санкт-Петербурга, машиностроение и

металлообработка - свыше 30%. На долю электроэнергетики приходится 10,5%

объема промышленного производства города.

За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт-

Петербурга увеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в

Санкт-Петербурге в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%.

За I полугодие 2002 года индекс промышленного производства в Санкт-

Петербурге составил 110,9%. По предварительной оценке к концу 2002 года

этот показатель ожидается на уровне не ниже 110%.

Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного

производства в Санкт-Петербурге, следующие:

- недостаточность инвестиций в сферу производства;

- значительный физический и моральный износ основных производственных

фондов;

- рост издержек производства, связанный с опережающим ростом цен и

тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с

ростом цен производителей промышленной продукции;

- дефицит оборотных средств предприятий;

- дефицит кадров, прежде всего рабочих;

- низкая инновационная активность промышленных предприятий;

- несовершенство налоговой, таможенной политики.

Первоочередными задачами промышленной политики на период до 2004 года

являются:

- повышение инновационной активности и опережающее развитие

промышленных предприятий высокотехнологичных и экспортно-ориентированных

отраслей промышленности;

- привлечение инвестиций в промышленность;

- содействие технологическому перевооружению промышленных

предприятий;

- развитие кооперации и специализации производства;

- поддержка процесса реструктуризации и реформирования предприятий

формирование на региональном уровне налоговой политики,

стимулирующей процесс реформирования промышленных предприятий,

повышение эффективности их деятельности;

- формирование на региональном уровне тарифной политики в целях

обеспечения координации процессов регулирования цен (тарифов) в

важнейших отраслях городского хозяйства;

- повышение эффективности производства через поддержку формирующихся

схем импортозамещения, экспортных контрактов и использование других

инструментов;

- взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам

совершенствования таможенной, тарифной и налоговой политики в

условиях предстоящего вступления России в ВТО;

- содействие решению кадровой проблемы в промышленности;

- содействие внедрению эффективных методов управления качеством,

активизация деятельности промышленных предприятий по повышению

качества продукции”.

В прогнозируемом периоде ведущими отраслями промышленности Санкт-

Петербурга останутся машиностроение и металлообработка, пищевая

промышленность.

По прогнозу, в 2002-2004 годах тенденция роста промышленного

производства в Санкт-Петербурге сохранится, в целом за период 2002 - 2004

годы прирост объема промышленного производства составит порядка 14-17% к

уровню 2001 года, в том числе в электроэнергетике – на 4 – 6%,

машиностроении и металлообработке – на 24-29%, пищевой промышленности – на

5- 8%.

Наука и инновационная деятельность

В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на

конец 2000 года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. - это

исследователи, выполняющие научные исследования и разработки, остальные -

техники и вспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные

исследования и разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. -

ученую степень доктора, 11 тыс. - кандидата наук. Основная часть

специалистов сосредоточена в самостоятельных научно-исследовательских

организациях в государственном секторе экономики.

Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и

разработки на протяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько-

нибудь существенных изменений, а численность специалистов, выполняющих

исследования и разработки, сократилась в 1,5 раза.

Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой

практике при анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как

и во всей России имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных

проблемах в создании технологических сдвигов, как точки соединения научно-

инновационной политики и потребностей структурных изменений. В экономике

еще не включен в полной мере механизм вытеснения старых экономических

укладов с одновременным опережающим введением новых и перспективных

технологий и производств.

Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы , свойственные для

страны в целом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж,

устаревание материально-технической базы, недостаточная инновационная

активность предприятий и др.

При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает

вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической

деятельности через управление интеллектуальной собственностью - особым

видом нематериальных активов.

Реализация сценария становления инновационной экономики в Санкт-

Петербурге происходит с учетом реалий современной ступени развития его

экономики. А они таковы, что становится очевидной необходимостью

преодоление неких порогов, достижения определенного уровня инновационности

региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степени распространения

высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращивания ее

инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной

деятельности.

К проблемам, решение которых предлагается осуществить программными

методами, отнесены следующие:

. концентрация бюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших

инновационных проектов. В настоящее время выделяемые городом бюджетные

ассигнования на развитие науки и технологий распылены по многим НИР

без учета приоритетности направлений социально-экономического развития

региона и поэтому не создающих нового качества экономики;

. создание условий для масштабного притока внебюджетных средств в

процессы реализации важнейших инновационных проектов;

. существенное повышение уровня управления инновационной деятельностью в

городе в рамках обязательств и компетентности органов власти субъектов

Федерации.

Информатизация и связь

Санкт-Петербург завершил первый этап перехода к информационному

обществу. Этот период характеризовался массовым, стихийным внедрением

вычислительной техники, автоматизацией отдельных процессов.

На рубеже веков Санкт-Петербург вступил во второй этап перехода к

информационному обществу – перехода к единому информационному пространству.

Этот этап характеризуется созданием сложных общегородских информационных

систем, интегрированием информационных ресурсов.

Главная цель развития отрасли "Связь и информатизация" на среднесрочный

период до 2004 года – формирование единого информационного пространства

Санкт-Петербурга.

Достижение главной цели предусматривается осуществлять по направлениям:

. совершенствование нормативно-правовой базы и системы

государственной политики Санкт-Петербурга в области информатизации

и связи;

. обеспечение широкого доступа населения и хозяйствующих субъектов к

информационным ресурсам Санкт-Петербурга;

. повышение эффективности информационного взаимодействия органов

государственной власти и местного самоуправления;

. развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;

. развитие индустрии информационных и телекоммуникационных средств и

систем в Санкт-Петербурге;

. внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в

экономику Санкт-Петербурга;

. создание автоматизированных систем ведения государственных

кадастров и регистров;

. развитие электронной торговли в Санкт-Петербурге;

. поддержка фундаментальных и прикладных исследований в области

развития и применения ИКТ;

. развитие единой информационной среды науки и системы непрерывного

образования Санкт-Петербурга;

. развитие международного и межрегионального сотрудничества в области

разработки и внедрения ИКТ;

. развитие средств массовой информации на основе ИКТ.

Малое предпринимательство

Основная задача государственной политики в сфере малого бизнеса –

создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для малых

предприятий. Реализация общих мер по улучшению хозяйственного климата,

сформулированных в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и Программе

экономических и институциональных реформ Санкт-Петербурга, будет

способствовать развитию в том числе и малого предпринимательства (МП).

Однако государственная политика в области малого бизнеса должна исходить из

необходимости дополнительных мер поддержки этого предпринимательского

сектора с учетом его большей “чувствительности” к неблагоприятной рыночной

конъюнктуре, негативным последствиям монополистической деятельности

контрагентов, несовершенным методам государственного регулирования бизнеса.

Анализ динамики числа малых предприятий и количества занятых на них

работников позволяет выявить несколько этапов в развитии МП в Санкт-

Петербурге:

. 1992-1994 гг. - быстрое наращивание количества малых предприятий и

числа занятых работников;

. 1995-1996 гг. - сохранение роста количества малых предприятий при

замедлении темпов роста;

. 1997-2000 гг. - снижение прироста малых предприятий и занятых на них

работников.

Проблемы развития МП:

1. Противоречия между федеральными и региональными законодательными и

нормативными актами.

2. Недостаточно благоприятная для малого бизнеса налоговая политика.

3. Наличие административных барьеров во взаимодействии субъектов малого

предпринимательства с органами власти и управления федерального и

местного уровня.

4. Несовершенный механизм сдачи в аренду нежилых помещений, земельных

участков. Проблемы размещения и эксплуатации объектов мелкорозничной

торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

5. Несовершенный механизм финансовой поддержки малого

предпринимательства. Постоянный дефицит денежных средств и

незаинтересованность банков в кредитовании малых предприятий.

6. Недостаточное информационное обеспечение как барьер для входа на рынок

новых хозяйствующих субъектов и как фактор, сдерживающий формирование

их активной рыночной ориентации.

Туризм

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших

высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Санкт-

Петербург (по сведениям ООН) в шкале популярности среди крупнейших

международных турцентров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену,

Мюнхен, и т.д.), а его посещает лишь 3,5 миллиона зарубежных туристов

(при количестве желающих его посетить, превышающим 30 млн. человек).

Основные проблемы, препятствующие увеличению потока туристов в Санкт-

Петербург:

. нехватка гостиничных мест (в среднем по Европе этот показатель

составляет – 14-18 мест на тысячу жителей, а в Петербурге – 7 мест на

тысячу жителей);

. неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство

международных мероприятий проводится в городе в период “Белых ночей”);

. недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий

с огромным туристским потенциалом города и его пригородных территорий;

. крайне низкий уровень использования водных ресурсов города в

туристских целях;

. нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов направляемых на развитие

туризма;

. отсутствие надежной и достоверной системы статотчетности;

. потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений.

Основные задачи программы связаны с разработкой необходимых рекомендаций

для:

- совершенствования нормативно-правовой базы развития туризма;

- создания условий для возрождения традиционных и развития новых видов

туризма в городе;

- углубление интеграции города в систему российского и международного

рынка туристских услуг;

- стимулирование развития инфраструктуры туризма путем создания

благоприятного инвестиционного климата;

- совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма.

С учетом того, что туризм как отрасль городского хозяйства объединяет

как собственно туристско-экскурсионные предприятия, так и предприятия

транспорта, сферы размещения, общепита, развлечений и т.д., в целях

обеспечения комплексного подхода к решению проблемы развития туристской

индустрии необходимо расширить системы приведенных в Целевой программе

“Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг.” мероприятий путем

включения в ее третий раздел “Развитие туристской индустрии” следующих

поднаправлений: “Развитие объектов размещения”, “Развитие объектов зрелищно-

развлекательной и досуговой индустрии”, “Содействие обустройству территорий

(зон) и отдельных объектов притяжения туристов”.

Теневые ресурсы

На основе проведенных исследований можно указать отдельные составляющие

теневой деятельности в экономике Санкт-Петербурга.

Составляющие теневой деятельности Санкт-Петербурга (млн. руб.)

|Показатели |1998 год |Ориентировочный |

| | |прогноз на 2004 год |

|1. Скрытая оплата труда |9097,2 |14198,6 |

|2. Сумма укрываемых налогов по |1349,9 |2989,2 |

|альтернативным формам расчетов | | |

|3. Теневая прибыль |27970,7 |29144,6 |

|4. Экспортная выручка, оставшаяся |15000,0 |35272,4 |

|за рубежом | | |

Каждая из составляющих оказывает определенное влияние на бюджет города.

1. Потери бюджета от скрытой оплаты труда имеют, как минимум, две

стороны: первая - это неначисленные налоги на скрытую оплату труда;

второе - это сдерживание развития официального сектора в силу того,

что население предпочитает обращаться к некоррумпированному

производителю в сфере услуг. В этой связи немаловажным фактором

сокращения некоррумпированного производства, и, следовательно,

увеличения доходов бюджета могло бы явиться улучшение среды

официального развития малого предпринимательства.

2. Вывод из "тени" укрываемых налогов по альтернативным формам расчета

может явиться прямым доходом бюджета. Для выявления конкретных

фактов ущерба по этой статье необходимо повышение эффективности

работы налоговой службы по выявлению альтернативных форм расчета и

соответствующих сумм недоплаты налогов.

3. Теневая прибыль не может однозначно рассматриваться в качестве

негативного элемента, поскольку, как показал проведенный анализ,

значительная ее часть расходуется на развитие сферы производства.

Однако, безусловно, бюджет недополучает отчисления от теневой

прибыли.

4. Наиболее заметными элементами теневой деятельности в Санкт-

Петербурге являются прочие финансовые потоки, через которые деньги

уходят за рубеж, включая экспортную выручку, оставшуюся за рубежом.

Для выявления этих финансовых потоков необходимо усиление работы

таможенных служб и налоговой полиции, совершенствование и

стабилизация деловой сферы в России, прежде всего, банковской

системы.

Инвестиции

Инвестиционный климат в Санкт-Петербурге в последние годы по сравнению с

другими регионами России оставался стабильным. Общий приток инвестиций в

1998, 1999 и 2001гг. в экономику города возрастал.

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям

составили в 2001 году 47,14 млрд. руб. Продолжали увеличиваться инвестиции

в отрасли, производящие промышленные товары (электроэнергетика,

машиностроение и металлообработка). Почти 50% промышленных инвестиций в

последние годы составляли вложения в пищевую промышленность. Значительный

удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал

приходился также на транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и

строительство (в 2001 году - соответственно 27,7%; 10,7% и 7,6%).

Основным источником инвестиций в основной капитал крупных и средних

предприятий явились привлеченные средства, доля которых в общем объеме

инвестиций в 2001 году составила более 57,0%.

В 2001 году поступления иностранных инвестиций составили 1,17 млрд.

долл. США, что превысило показатели 1998 года более чем в 2,8 раза. В этот

же период отмечается тенденция снижения прямых иностранных инвестиций и

значительный рост доли зарубежных торговых кредитов, кредитов международных

финансовых организаций. В 2001 году наибольшие объемы иностранных

инвестиций направлялись соответственно в пищевую промышленность (54,8% от

общего объема иностранных инвестиций), в связь (12,6%), в торговлю,

общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт (11,2%), в

машиностроение и металлообработку (10,0%).

В то же время инвестиционная активность в Санкт-Петербурге недостаточна

для замены выбывающих основных фондов и обеспечения устойчивого

экономического роста. Отраслевая структура инвестиций не обеспечивает

развитие стратегически важных для города отраслей экономики и социальной

сферы.

Одной из основных проблем, характерной и для других регионов России

остается недостаток инвестиционных финансовых ресурсов.

Сдерживающими факторами в развитии инвестиционной деятельности явилось

снижение роли государства в воспроизводственном процессе, отсутствие единой

скоординированной и выверенной программы развития региона, тщательно

разработанных схем структурного размещения отдельных отраслей на

среднесрочную перспективу

Инвестиционный процесс недостаточно поддерживается структурами городской

администрации.

Сохраняется сложность и дороговизна процедур согласования, недостатки

координации между государственными структурами, чрезмерная централизация

регулирования инвестиционной деятельности со стороны федеральных и

городских органов власти, высокая побочная инвестиционная нагрузка.

Значительным тормозом в реализации инвестиционных проектов является

отсутствие доступной базы данных по объектам промышленной недвижимости,

инженерным коммуникациям и пятнам застройки, неразвитость рынков и оценки

объектов инвестирования, в том числе вторичного рынка земли, недостаточная

проработанность предлагаемых инвесторам проектов.

Рынок ценных бумаг

Администрация Санкт-Петербурга использует рынок ценных бумаг для решения

двух основных задач: управление долями государства в уставных капиталах

акционерных обществ города и приватизация государственной и муниципальной

собственности.

Город недостаточно эффективно управляет принадлежащей ему

собственностью. Бюджетные доходы от такого имущества крайне невелики.

Отсутствует предприватизационная подготовка предприятия, ценные бумаги

зачастую реализуются во вред экономическим интересам города.

Путем использования рынка ценных бумаг могут решаться следующие задачи:

- повышение эффективности управления долями государства в уставных

капиталах акционерных обществ города;

- совершенствование процесса приватизации государственной и

муниципальной собственности;

- принятие мер, направленных на повышение ликвидности и капитализации

предприятий Санкт-Петербурга;

- повышение роли Санкт-Петербурга в процессе привлечения капитала

посредством рынка ценных бумаг для предприятий города.

Необходимо провести четкую классификацию акционерных обществ по

количественным и качественным показателям с целью определения основных

групп находящихся в государственной собственности акций, по отношению к

которым, в зависимости от приоритетов государственных и городских

интересов, необходимо применять различные механизмы управления.

Решением проблемы управления может стать передача пакетов акций в

доверительное управление инвестиционным компаниям. Отбор компаний –

доверительных управляющих, можно осуществлять на конкурсной основе по

результатам оценки их предложений по управлению пакетами.

В решении задач, направленных на более эффективную приватизацию объектов

государственной и муниципальной собственности необходим дифференцированный

подход в зависимости от ее потенциальной ликвидности:

- высоколиквидные предприятия должны приватизироваться с учетом

соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на

развитие предприятий, и размером средств, поступающих в бюджет от

продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки;

- приватизацию низколиквидных предприятий целесообразно проводить, в

основном, путем привлечения эффективных собственников.

Бюджетно-финансовая сфера

Доходы бюджета

В изменениях налогового законодательства, регламентирующего сбор

налогов в бюджет Санкт-Петербурга на период на 2002-2004 годов существует

ряд негативных моментов, затрудняющих обеспечение бюджета города

необходимым количеством налоговых доходов:

1. Запланированная отмена налога на пользователей автомобильных дорог

с 01.01.03.

2. Запланированная отмена налога с продаж с 01.01.04.

3. Введение в действие с 01.01.02 25 главы НК РФ, регламентирующей

новый порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Данный порядок позволяет, по экспертным оценкам, более чем в 2 раза

снизить объем налогооблагаемой прибыли, а также снижает ставку

налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-

Петербурга.

4. Принятие закона № 57-ФЗ от 29 мая 2002 года, позволяющего

налогоплательщику существенно снизить объем прибыли, исчисленной

для целей налогообложения.

К позитивным моментам федеральной налоговой реформы можно отнести

планирующуюся частичную компенсацию выпадающих доходов региональных

бюджетов:

1. Повышение ставок акцизов и направление части доходов от акцизов

в бюджеты субъектов РФ.

2. Принятие транспортного налога с предоставлением субъектам РФ

права на существенную индексацию ставок.

3. Планирующееся изменение перераспределения ставок налога на

прибыль предприятий в пользу бюджетов субъектов РФ.

К существующим проблемам экономического развития Санкт-Петербурга

можно отнести следующие:

1. Низкие темпы экономического роста и тенденция их снижения.

2. Конкуренция соседних регионов за инвестиции.

3. Переток инвестиций и инвестиционного капитала в Ленинградскую

область, что снижает налогооблагаемую базу.

Оптимизация расходной части бюджета Санкт-Петербурга

Анализ исходной ситуации

За 10 лет рыночных преобразований городская бюджетная система вслед за

экономикой Санкт-Петербурга прошла полный цикл трансформации: от

инерционного развития в 1992-1993 гг. до строительства финансовой пирамиды

бюджетного кризиса в 1994-1996 гг., от антикризисных мероприятий и реформы

бюджетного процесса в 1997-1998 гг. до болезненного приспособления к

изменившейся макроэкономической ситуации в 1999-2000 гг., и, наконец, до

выхода на траекторию устойчивого развития начиная с 2001 года. На каждом из

этих этапов бюджетная политика города следовала определенной стратегии. С

2001 года устойчивый подъем экономики и завершение, в общих чертах,

бюджетной реформы позволили достичь некоторой стабильности в городских

финансах. В предыдущие годы проделана большая работа по созданию

эффективной бюджетной системы города: осуществлен переход к среднесрочному

бюджетному планированию и бездефицитному бюджету, проведена

реструктуризация государственного долга, регламентированы процессы принятия

и исполнения бюджета, создано городское казначейство, консолидированы в

бюджете внебюджетные фонды, положено начало развитию системы межбюджетных

отношений.

В рамках антикризисных мер в 1999-2001 гг. в городе началась работа по

инвентаризации и оптимизации сети и штатов учреждений, финансируемых из

бюджета Санкт-Петербурга, а также имущественного комплекса города,

включающего в себя недвижимость, государственные унитарные предприятия и

паи и доли в коммерческих и некоммерческих организациях. При относительной

благополучной ситуации с текущим бюджетом, ощущается нехватка

инвестиционных средств в рамках бюджета развития.

К основным проблемам оптимизации и экономии расходной части бюджета

Санкт-Петербурга отнесены следующие:

1. Экономия текущих расходных статей бюджета:

. Уточнение состава бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета

Санкт-Петербурга и сети получателей бюджетных дотаций и субсидий;

. Разработка государственных социальных нормативов предоставления

государственных услуг;

. Внедрение казначейской системы исполнения бюджета Санкт-Петербурга;

. Совершенствование конкурсных процедур предоставления

государственного заказа;

. Аудит естественных и локальных монополистов;

. Замещение бюджетных ресурсов привлечением внебюджетных и частных

средств;

. Экономия бюджетных ресурсов не должна противоречить максимальной

ориентации бюджетных расходов на приоритетные задачи развития

города и повышения уровня жизни населения.

2. Экономия в рамках бюджета развития:

. Соответствие программы капитальных вложений приоритетам социально-

экономического развития города.

3. Экономия расходов на обслуживании городского долга:

. Рефинансирование городского долга за счет более дешевых кредитных

ресурсов и повышение эффективности их использования.

4. Усиление контрольных и превентивных мероприятий по предотвращению

нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Заключение

Программа экономического развития на период 2002-2004 годов разработана

с учетом основных положений принятого ранее Стратегического плана Санкт-

Петербурга, а также происходящих в стране и городе изменений и новых задач

органов власти на всех уровнях. В ее основу положены программно-целевой

подход и комплекс конкретных мер (программных мероприятий) по основным

направлениям развития города.

Очень важен следующий шаг - организация работы по выполнению программных

мероприятий комитетами Администрации Санкт-Петербурга, являющимися их

исполнителями. Необходимо иметь и применить систему методов привлечения

негосударственных средств для обеспечения ресурсами программных

мероприятий. Среди них - создание условий прозрачности, очевидности выгоды

для частных инвесторов. Участие в реализации Программы должно стать

престижным и прибыльным делом для коммерческих структур.

Успех Программы будет также зависеть от того, насколько к работе по ее

реализации будут привлечены научные и инженерные силы города. Предстоящая

задача состоит в объединении ресурсов Администрации Санкт-Петербурга,

банковских, промышленных структур, ученых, инженеров в выполнении

программных мероприятий. Она может быть решена, если будет показано, в

какой мере участие в Программе хозяйствующих субъектов, других ее

исполнителей соответствует их интересам.

Необходимо будет задействовать профессиональный, научно-

производственный, интеллектуальный потенциал города в системе выполнения

Программы, достижения ее целей.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.