бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок и его экономическое обоснование

Рынок и его экономическое обоснование

Рынок и его экономическое

обоснование.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свобод-

носкладывающимся ценам.

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу

купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях

плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и

ценообразования,обеспечивающая эффективность реше-ния социально-

экономических проблем.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, ры-нок услуг,

строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный

рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный,

национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой

рынки.

3) По механизму функционирования различают: свободный,

монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регули-руемый

рынки.

4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и

структуре), дефицитный и избыточный

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет

шесть функций:

1) Информационная, т.е. распространение различной информации,

необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда эко-номически

обособленные производители могу обмениваться результа-тами своего

труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального

использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем

производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических

произ-водственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические

способы производства и достегается минимизация издержек при высоком

качестве продукции.

4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и об-мен между

группами общества.

5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению

соответствия между производством и потреблением.

6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы

происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Социальное рыночное хозяйство.

Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах

свободной конкуренции, свободного выбора предметов пот-ребления, свободы

раскрытия и процветания личности. Оно обеспечи-вает стремление к

рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.

Социальный смысл рыночного хозяйства зак-лючается в том, чтобы любой успех

экономики служит лучшему удов-летворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государс-тва нацелена

на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и

справедливое устройство экономики и общества.

Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу

регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного

хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную

децентрализацию организации управления производством и потреблением через

рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентра-лизованном и

свободном выборе профессии, на возможности свободно-го принятия решений в

отношении потребления и производства това-ров, на самостоятельном принятии

решений об использовании доходов и собственности.

Открытость по отношению к нововведениям и эффективность инфор-мационной

системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конку-рентной борьбой,

быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также

обеспечить решения стратегических задач.

Координация отдельных решений осуществляется посредством регу-

лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе-

ния,

Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координа-ции

управления. Расширение процесса принятия решений производите-лями в целях

приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно

мешает принятию крупномасштабных решений.

Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен явля-ется

конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по

своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях

централизованного управления.

Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.

Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты

экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком

долго.

Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.

Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые

технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пи-онеров, в ходе

конкурентной борьбы лишают пионеров их преиму-ществ. Поэтому прочная

прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится

к инновациям. Большой вред рыноч-ной экономике наносят ограничения

конкурентной борьбы.

В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.

Он состоит:

1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и

общество;

2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том чис-ле за

счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных

учебных заведениях;

3. в многочисленных правах населения в управлении различными ор-ганами

самоуправления;

4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на

производстве и в наличии трудового законодательства;

5. в выполнении государством социальных функций посредством обес-печения

деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного

страхования, страхования по болезни, а также сущест-вует множество мер в

пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.

Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, пос-кольку оно за

счет своей эффективности само по себе создает необ-ходимые предпосылки для

максимально возможного уровня общего бла-госостояния.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государс-тво проводит

политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.

1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно

принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование воз-

можностей вступления в договорные отношения и порядок распоряже-ния и

пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,

здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования кар-телей

власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права

для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований, запретов и использование

рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и соци-ального

права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально- экономическими про-цессами

в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической

и социальной политики.

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:

а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.

б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий

экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, ста-бильности

цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение

максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной

конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда

в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так

как, во-первых, человек стремится к более качест-венным решениям какой-

либо проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых,

экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический

рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и содействует

НТП, в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией социального

обеспечения.

Стабильный уровень цен.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основ-

ных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен

осуществляется за счет независимого от правительства цент-рального

эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за

счет обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей.

Стабильность денежной системы является предпо-сылкой функционирования

механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной

справедливости на практике.

Высокий уровень занятости.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только

по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам. В

результате каждый трудоспособный гражданин может всту-пить в трудовую

жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет

право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией.

Тарифная автономия позволяет работодателям или проф-союзам и на основе

собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда.

Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага.

Социальное обеспечение и справедливость.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливо-

го распределения доходов и имущества достигается путем регулиро-вания

тарифных договоров и за счет системы социального законода-тельства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по

социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного

налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств.

Однако речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного

хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие

доходов является сущест-венной движущей целью для экономической

динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех,

кто не в сос-тоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и

издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать

то, что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства. Для

формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов:

1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой

системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм

собственности.

Этапы: а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация

2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс-

твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой

ответственностью.

3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике

договоров, сделок между равноправными партнерами.

4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует

диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена

реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого

требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих,

технических и социальных предпосылок.

. Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов

и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок

считается монополизированным, если 4 фирмы контроли-руют 80% отрасли.

. Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации про-изводства,

обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.

. Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг,

условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

Лекция N3

7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

. создание сильного рыночного законодательства;

. формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми-

рохозяйственных связей.

Реализация этого условия предполагает предоставление права любой

экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с

инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с

остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но

существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы;

б) частичная конвертируемость рубля.

9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с

формированием рыночной экономики.

Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм

поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого

человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют

связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному

послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него

характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают

социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки

распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.

Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в

возможностях.

Механизм управления и регулирования рыночной экономики.

Управление общством в целом, и в том числе социально-эконо-

мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:

. содержательном

. функциональном

. структурном

Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему

целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом

управления, основанных на знании законов развития об-щества и

направленных на достижение поставленных обществом целей.

Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему,

проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие

управленческих решений. б) Организация управления решений. в)

Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления

решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е)

Оперативное управление процессом выполнения решений.

Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство

двух подсистем:

. подсистемы политики;

. подсистемы механизмов ее реализации.

Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие

между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам

государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного

руководства управления обществом.

Политика структурно делится на стратегию и тактику:

Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает ре-шение

крупномасштабных задач.

Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии.

Политику также можно рассматривать в содержательном, струк-турном и

функциональном аспектах.

Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной,

структурно-инвестиционной, научно-технической и инф-раструктурной

политики. В основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение

труда.

Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной,

идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной,

национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он

предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.

Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая

разновидность структурного аспекта является многогранной.

Поскольку общество представляет целостную систему, то и по-литика

выступает как целостное образование. Она должна быть еди-ной, органически

увязывающей все аспекты.

Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации.

Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную

систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления

деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации

деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов.

Структура механизма управления.

Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из

ряда элементов, имеет определенную структуру:

. прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких

процессов;

. организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в

обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию

решений, воздействие на производственные процессы для достижения

поставленных целей;

. система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью

которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью

активизации общественно-полезной деятельности, по-вышения ее

результативности.

. разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в

управление делами общества.

Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонисти-ческих

противоречий, оно должно регулироваться государством.

Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть

целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и

желаемых темпов воспроизводства общих на-роднохозяйственных условий,

нормального функционирования товароп-роизводителей.

Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых,

бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования,

прогнозирования и проектирования.

1. Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с

помощью норм права деятельности людей, организаций, определение

компетенций, объема полномочий и обязанностей государственных и

хозяйственных организаций, граждан. Механизм правового регулиро-вания

составляют различные нормативные акты.

2. Важным инструментом регулирования рыночной экономики является

государственный бюджет. Он используется для регулирования эконо-мики

прежде всего через финансирование расходов.

Важным инструментом воздействия являются государственные ка-питальные

вложения, государственные закупки и государственные со-циальные расходы.

В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие

функции:

1. Финансирование приоритетных направлений, научных исследований и

программ подготовки квалифицированной рабочей силы. Формирова-ние и

реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области

обеспечения обороноспособности страны и конверсии.

2. Финансовые поощрения модернизации оборудования и роста его

производительности, разработка мероприятий развития экспортного

потенциала.

3. Финансирование программ по охране природы.

4. Регулирование общенациональной системы социального страхования как

важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы.

Государственный бюджет и финансовая система оказывают влия-ние на

предпринимательскую деятельность, формируя различные соче-тания стимулов,

государство направляет их деятельность в русло осуществления социальных

задач важных для всего общества.

В системе государственного регулирования важное место зани-мают налоги.

Налоговая политика, как и государственное инвестиро-вание, используется для

стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций, повышения

экспортной конкурентноспособности товаров.

Основными методами использования налогов являются:

. изменение ставок подоходного налога;

. изменение ставок налога на прибыль;

. предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры

инвестиционной политики.

В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых

технологий государство проводит политику ускоренной аморти-зации.

Лекция N4

Особенно эффективна система налоговых льгот в области науч-ных

исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития

высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффек-тивное воздействие

оказывает гибкая налоговая политика или стиму-лирование экспортного

потенциала.

Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно-

денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы:

“О ЦБ РФ”, “О банках и банковской деятельнос-ти”. В соответствии с законом

“О ЦБ РФ” последний регулирует дея-тельность коммерческих банков по

следующим направлениям:

. установление минимального размера уставного капитала;

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.