|
Рынок и его экономическое обоснованиеРынок и его экономическое обоснованиеРынок и его экономическое обоснование. Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свобод- носкладывающимся ценам. Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования,обеспечивающая эффективность реше-ния социально- экономических проблем. Классификация рынков: 1) По объектам приложения различают: рынок товаров, ры-нок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы. 2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки. 3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регули-руемый рынки. 4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций: 1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях. 2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда эко-номически обособленные производители могу обмениваться результа-тами своего труда. 3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических произ-водственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достегается минимизация издержек при высоком качестве продукции. 4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и об-мен между группами общества. 5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением. 6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. Социальное рыночное хозяйство. Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов пот-ребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечи-вает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства зак-лючается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удов-летворению нужд и потребностей общества. Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государс-тва нацелена на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества. Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе со-циального-рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу. Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентра-лизованном и свободном выборе профессии, на возможности свободно-го принятия решений в отношении потребления и производства това-ров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности. Открытость по отношению к нововведениям и эффективность инфор-мационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конку-рентной борьбой, быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач. Координация отдельных решений осуществляется посредством регу- лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе- ния, Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координа-ции управления. Расширение процесса принятия решений производите-лями в целях приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений. Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен явля-ется конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления. Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция. Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго. Результаты НТП должны передаваться всем потребителям. Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пи-онеров, в ходе конкурентной борьбы лишают пионеров их преиму-ществ. Поэтому прочная прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится к инновациям. Большой вред рыноч-ной экономике наносят ограничения конкурентной борьбы. В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства. Он состоит: 1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество; 2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том чис-ле за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях; 3. в многочисленных правах населения в управлении различными ор-ганами самоуправления; 4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства; 5. в выполнении государством социальных функций посредством обес-печения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также сущест-вует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду. Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, пос-кольку оно за счет своей эффективности само по себе создает необ-ходимые предпосылки для максимально возможного уровня общего бла-госостояния. Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государс-тво проводит политику его регулирования. Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов. 1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование воз- можностей вступления в договорные отношения и порядок распоряже-ния и пользования собственностью. 2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности. 3. Обеспечение стабильности национальной валюты. 4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д. 5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования кар-телей власти на рынке сбыта. 6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества. 7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды. 8. Определение общепризнанных правил в области налогового и соци-ального права и внешнеэкономических отношений. 9. Макроэкономическое управление социально- экономическими про-цессами в рамках возможностей рыночного хозяйства. Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики. 1. Повышение жизненного уровня населения. 2. Стабильный уровень цен. 3. Социальное обеспечение и справедливость. Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер: а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы. б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, ста-бильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике. Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качест-венным решениям какой- либо проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и содействует НТП, в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения. Стабильный уровень цен. Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основ- ных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства цент-рального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей. Стабильность денежной системы является предпо-сылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике. Высокий уровень занятости. Стремление к высокому уровню занятости существует не только по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам. В результате каждый трудоспособный гражданин может всту-пить в трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет право требовать пособие по безработице. Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или проф-союзам и на основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага. Социальное обеспечение и справедливость. Цель социального обеспечения и справедливости и справедливо- го распределения доходов и имущества достигается путем регулиро-вания тарифных договоров и за счет системы социального законода-тельства. Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является сущест-венной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в сос-тоянии идти в ногу с рыночным прогрессом. Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства. Для формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов: 1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности. Этапы: а) ваучерная приватизация б) денежная приватизация 2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс- твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой ответственностью. 3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами. 4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа, и сейчас существует три вида цен: а) устанавливаемые государством б) регулируемые государством в) цены свободного рынка 5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих, технических и социальных предпосылок. . Экономические предпосылки. На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контроли-руют 80% отрасли. . Технические предпосылки. Необходим определенный уровень специализации и концентрации про-изводства, обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества. . Социальная предпосылки. Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных). 6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы. Необходимо проведение следующих мер: а) увеличение доходной части бюджета б) укрепление национальной валюты в) сокращение расходов на управление г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств Лекция N3 7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры: . создание сильного рыночного законодательства; . формирование банковской, страховой и биржевой системы. 8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему ми- рохозяйственных связей. Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля. 9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики. Рынок - это социальный институт, требующий от людей опреде-ленных норм поведения. Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию, привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних, признают социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции. Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях. Механизм управления и регулирования рыночной экономики. Управление общством в целом, и в том числе социально-эконо- мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах: . содержательном . функциональном . структурном Управление в содержательном аспекте представляет собой сис-тему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей. Управление в функциональном аспекте представляет собой сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений. б) Организация управления решений. в) Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е) Оперативное управление процессом выполнения решений. Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем: . подсистемы политики; . подсистемы механизмов ее реализации. Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного руководства управления обществом. Политика структурно делится на стратегию и тактику: Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает ре-шение крупномасштабных задач. Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии. Политику также можно рассматривать в содержательном, струк-турном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной, структурно-инвестиционной, научно-технической и инф-раструктурной политики. В основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение труда. Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной, идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной, национальной, региональной и внешнеэкономической политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы. Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной. Поскольку общество представляет целостную систему, то и по-литика выступает как целостное образование. Она должна быть еди-ной, органически увязывающей все аспекты. Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации. Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов. Структура механизма управления. Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из ряда элементов, имеет определенную структуру: . прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких процессов; . организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию решений, воздействие на производственные процессы для достижения поставленных целей; . система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности, по-вышения ее результативности. . разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в управление делами общества. Для того чтобы общество смогло развиваться без антогонисти-ческих противоречий, оно должно регулироваться государством. Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и желаемых темпов воспроизводства общих на-роднохозяйственных условий, нормального функционирования товароп-роизводителей. Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых, бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования, прогнозирования и проектирования. 1. Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с помощью норм права деятельности людей, организаций, определение компетенций, объема полномочий и обязанностей государственных и хозяйственных организаций, граждан. Механизм правового регулиро-вания составляют различные нормативные акты. 2. Важным инструментом регулирования рыночной экономики является государственный бюджет. Он используется для регулирования эконо-мики прежде всего через финансирование расходов. Важным инструментом воздействия являются государственные ка-питальные вложения, государственные закупки и государственные со-циальные расходы. В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие функции: 1. Финансирование приоритетных направлений, научных исследований и программ подготовки квалифицированной рабочей силы. Формирова-ние и реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии. 2. Финансовые поощрения модернизации оборудования и роста его производительности, разработка мероприятий развития экспортного потенциала. 3. Финансирование программ по охране природы. 4. Регулирование общенациональной системы социального страхования как важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы. Государственный бюджет и финансовая система оказывают влия-ние на предпринимательскую деятельность, формируя различные соче-тания стимулов, государство направляет их деятельность в русло осуществления социальных задач важных для всего общества. В системе государственного регулирования важное место зани-мают налоги. Налоговая политика, как и государственное инвестиро-вание, используется для стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций, повышения экспортной конкурентноспособности товаров. Основными методами использования налогов являются: . изменение ставок подоходного налога; . изменение ставок налога на прибыль; . предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики. В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной аморти-зации. Лекция N4 Особенно эффективна система налоговых льгот в области науч-ных исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффек-тивное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стиму-лирование экспортного потенциала. Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно- денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы: “О ЦБ РФ”, “О банках и банковской деятельнос-ти”. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний регулирует дея-тельность коммерческих банков по следующим направлениям: . установление минимального размера уставного капитала; Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |