бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль и место строительства в подъеме экономики Российской Федерации

Роль и место строительства в подъеме экономики Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Реферат

РОЛЬ И МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА

В ПОДЪЕМЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнил:

МОСКВА 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 6

1.1. НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6

1.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. 9

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА 12

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 15

4. СУБЪЕКТЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. 22

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. 26

6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. 31

7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 35

8. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ВВЕДЕНИЕ

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на

рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы

реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на

уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным

образом меняется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим

экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей

хозяйственной деятельности, предприятие обязано сформировать у себя такую

систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы,

конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

В настоящий момент предприятия являются свидетелями и участниками

беспрецедентных перемен, происходящих в нашем обществе, в результате

которых обозначились основные структурные изменения, требующие эффективного

управления на всех уровнях. В ним относятся:

изменение структуры собственности, связанное с разрушением монополии

государственной собственности в сфере производства, созданием базы для

формирования заинтересованных собственников и эффективного менеджмента;

изменение отраслевой структуры производства в результате ее приспособления

к новой структуре спроса и возникновения массы мелких предприятий,

порожденных частным предпринимательством;

изменение (либерализация) собственности в сочетании со сложным

инвестиционным климатом и ограниченными ресурсами.

Можно отметить два важных принципа, лежащих в основе действующих

механизмов. Первый - максимально возможное устранение государственного

регулирования экономики и предельная децентрализация систем управления.

Второй - активное влияние государства на экономические процессы, включая

формирование рыночных отношений.

Наша страна обладает большим опытом в области структурных

хозяйственных изменений. Практика многочисленных структурных перестроек в

хозяйстве страны показала, что при всем разнообразии целей и методов

нововведений все преобразования имели общую черту. Организационные

изменения производились формально, не достигали своей цели, затягивались во

времени, отрицательно влияли на экономические показатели преобразуемых

предприятий и организаций. Данная проблема в первую очередь характерна для

капитального строительства, которое определяет воспроизводство основных

фондов и первым должно совершенствовать организационную структуру

управления.

Капитальное строительство - совокупность всех видов деятельности,

обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса, от предпроектной

стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасли входят

организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведению

новых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению,

техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий,

проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, а также

такие органы управления, как министерства, ведомства и т.д.

Конкретная цель капитального строительства на современном этапе

определена его внешней средой (народным хозяйством в целом) - ввод объекта

в эксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством. Поэтому с

очевидной остротой возникает вопрос о надлежащем управлении капитальным

строительством - сознательном его регулировании в целях повышения

эффективности, ускорения НТП и роста производительности труда, улучшения

качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерного и

пропорционального развития отрасли.

Экономика строительства как научная дисциплина позволяет оценивать

результаты научно-технического прогресса, сущность которого заключается в

непрерывном совершенствовании орудий и предметов труда, методов

производства работ и организации строительства, основным следствием

которого является повышение производительности труда. Экономика

строительства занимается изучением строительства как особой отрасли

народного хозяйства, которая формируется, с одной стороны, как процесс

воспроизводства основных фондов, требующий необходимых капитальных вложений

в его осуществление, и с другой - как процесс собственного развития данной

отрасли материального производства.

Сложность изучения экономических аспектов капитального строительства

заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса

строительного производства, большом количестве участников, имеющих

различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса

строительного производства от естественных, природных условий. В процессе

строительного производства (возведения любого объекта) участвуют инвестор -

заказчик - проектировщик - подрядчик - специализированные строительные

организации. Кроме этих непосредственных участников строительного процесса

в создании строительной продукции участвуют десятки заводов-изготовителей

технологического оборудования , строительных машин и материалов. В связи с

таким большим числом участников можно утверждать, что процесс строительного

производства формируется под влиянием большого количества организационных

факторов. Преобразование системы управления, совершенствование ее означает,

в первую очередь, изменение организационных отношений и соответственно

организационных форм управления.

Организационно-правовые формы следует понимать как совокупность

организационных отношений, которые в свою очередь представляют собой права,

обязанности и ответственность, присвоенные участникам строительного

производства в процессе их совместной деятельности. Организационно-правовая

форма предприятия дает перечень субъектов, которые могут в ее рамках

осуществлять хозяйственную деятельность. Это - физические лица (объединения

физических лиц), не ограниченные законом в своей дееспособности,

юридические лица (органы государственного управления также названы в числе

учредителей предприятия).

В нашей стране обозначились тенденции введения в хозяйственный оборот

многообразных форм собственности и их равноправного состязания в рамках

общих экономических процессов. Это и потребовало регламентации

организационно-правовых форм соединения средств, усилий и других (прежде

всего имущественных) затрат других собственников.

Процесс трансформации еще вчера традиционных строительных предприятий

в структуры рыночной ориентации хотя и несколько запаздывает по сравнению с

другими отраслями народного хозяйства, но, несмотря на все трудности и

противоречия, принимает все более устойчивый характер.

Хозяйственники в сфере строительства только встают на путь

первоначального накопления капитала и в ближайшее время вряд ли занять в

нем значительный удельный вес. Сама специфика капитального строительства

обусловливает, что понятие “предпринимательство ” здесь будет иметь

несколько иное по сравнению с другими отраслями народного хозяйства

наполнение. Предпринимательство предполагает создание продукции в процессе

расширенного воспроизводства. Для того чтобы предпринимательские структуры

равномерно охватывали все звенья технологической цепочки строительного

комплекса, при определении их правового положения надо не только

оговаривать условия объединения финансовых, трудовых и материальных

ресурсов участников строительства, но и нацеливать их на общность их

экономических интересов. Это означает, что возрождается не хозяйство

единоличников, а особая форма хозяйствования, которая должна иметь четко

выраженную ориентацию в их правовом положении, нацеленную на деятельность в

жестких условиях конкуренции и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.

1. ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1.1. НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Строительство - ведущая отрасль народного хозяйства России, где

решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы

всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной

сферы. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом

зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность

отечественной экономики. Этим и определяется значимость выбора объективных

характеристик его состояния.

Строительный комплекс сегодня - достаточно раздробленное, не

управляемое из единого или нескольких центров множество самостоятельно

хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями и

не связанные с системными целями. В рамках недостаточно развитого

строительного рынка, при отсутствии нормальной конкуренции, когда

подавляющая часть строительных подрядов получается, минуя тендеры (торги),

не происходит никакого естественного при совершенной конкуренции

выравнивания условий функционирования и общественных требований к

подрядчикам. Это определяет существенные как региональные, так и

внутрирегиональные различия в уровнях цен, обязательствах сторон и других

факторов.

Функционирование и все преобразования строительного комплекса

объективно происходят в реальных временных интервалах. Можно выделить

следующие пять качественно разных состояний:

1 состояние - доперестроечное (до 1988-1990г.г.);

2 состояние - переходное, гибридно-неустойчивое (1990-1994г.г.);

3 состояние - нецивилизованно-рыночное (1994-1998 г.г.);

4 состояние - цивилизованно-рыночное (возможно в будущем);

5 состояние - посткатастрофическое (возможно при неблагоприятном

развитии событий).

Невероятно трудные преобразования в строительном комплексе были

осложнены общим кризисным состоянием отечественной экономики, спадом

инвестиционной деятельности, высокими темпами инфляции, кризисом неплатежей

и т.д. Сокращение более чем в 3 раза спроса на продукцию, инфляция,

съедающая оборотные средства, порочная амортизационная политика и многое

другое предопределили состояние производственного аппарата отрасли, уровень

занятости и направленность действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.

Нынешнее состояние - третья позиция - характеризуется, с одной

стороны, началом преобладания негосударственных форм собственности в

строительном комплексе, а с другой - отсутствием действительной конкуренции

на строительном рынке, а главное - наличием возможности для подрядчиков

получать незаработанную прибыль путем обсчета и обмана заказчиков.

Функционирование системы неэффективно и не отвечает общественным

требованиям.

Основной момент в современных подходах оценки сделан на качественные

параметры, описывающие такие характеристики, как надежность выполнения

договорных обязательств, характер и степень конкурентности цен,

складывающиеся на рынке стандарты продолжительности сооружения разнородных

объектов, цивилизованные уровни рентабельности, характеристики истинного

состояния производственного аппарата и другие подобные рыночные параметры.

По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов

на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны.

В строительной отрасли действуют около 70 тысяч строительно-монтажных

организаций. Перестроечные процессы в экономике страны и разгосударствление

крупных государственных и монтажных трестов привели к резкому увеличению

числа малых строительных и монтажных организаций различных форм

собственности. Одновременно с образованием малых строительных организаций

произошло сокращение численности работающих в этих организациях с 4,0 млн.

человек в 1994 г. до 3,6 млн. человек в 1998 г. В целом по стране с учетом

строительных и монтажных организаций государственного сектора число занятых

составляет примерно 10% от общей численности трудоспособного населения.

Следует отметить резко усиливающийся в последние 2-3 года отток рабочих,

главным образом квалифицированных, из строительных государственных

организаций в более мелкие структуры, кооперативные формирования и в сферу

индивидуальной трудовой деятельности.

Проведенное Госкомстатом России 10 февраля 1999г. обследование деловой

активности строительных организаций показало, что, по мнению опрошенных

руководителей 2,5 тысяч строительных организаций, индекс

предпринимательской уверенности в строительстве в I квартале 1999г. по

сравнению с IV кварталом 1998 г. увеличился, хотя его уровень остался

весьма низким.

Незначительный рост индекса произошел в основном за счет стабилизации

спроса и более оптимистичных прогнозов относительно численности занятых, но

вместе с тем конъюнктура заказов находится на уровне гораздо ниже

нормального. Средний уровень использования производственных мощностей

составил 45%.Фактический объем незавершенного строительства в 3 раза

превышал необходимый уровень, вызывающийся необходимостью создания

нормальных заделов в строительстве зданий и сооружений. Имеет место резкое

старение парка строительной техники, когда своевременное ее списание

является скорее исключением, а не правилом. Значительная часть активных

основных фондов (более 40%) эксплуатировалась за пределами нормативных

сроков службы. Проведенные по этому поводу исследования свидетельствуют,

что лишь 11% используемых строительных машин и механизмов соответствуют

мировому уровню, 50% - требуют модернизации и 39% подлежат немедленной

замене.

Основными дестабилизирующими факторами деятельности строительных

организаций по прежнему остаются неплатежеспособность заказчиков, высокий

уровень налогов, и как следствие, недостаток заказов. Средний уровень

обеспеченности финансированием составляет 2 месяца, заказами - 4 месяца.

Во II квартале 1999г. ожидается увеличение производства и спроса на

строительную продукцию, что во многом обусловлено фактором сезонности.

Продолжается дальнейший рост цен на строительно-монтажные работы.

В январе-марте 1999г. по договорам строительного подряда выполненный

объем работ составил 47,7 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,9 %

меньше, чем в I квартале 1998г.

Динамика подрядной деятельности приведена в таблице 1.

Таблица 1.

| |Объем подрядных |В % к |В % предыдущему |

| |работ |соответствующему |периоду |

| | |периоду | |

| | |предыдущего года | |

|1998 |

|ЯНВАРЬ |13,0 |91,2 |57,0 |

|ФЕВРАЛЬ |14,9 |92,6 |114,0 |

|МАРТ |18,0 |92,2 |120,3 |

|I КВАРТАЛ |45,9 |92,4 |68,8 |

|II КВАРТАЛ |58,2 |96,2 |126,4 |

|III КВАРТАЛ |67,9 |93,4 |115,1 |

|IV КВАРТАЛ |62,5 |88,4 |88,3 |

|ГОД |234,5 |92,5 | |

|1999 |

|ЯНВАРЬ |13,1 |92,4 |58,8 |

|ФЕВРАЛЬ |15,3 |94,3 |116,3 |

|МАРТ |19,0 |95,1 |121,4 |

|I КВАРТАЛ |47,4 |94,1 |73,1 |

На конец марта 1999г. организациями строительной отрасли заключено

договоров строительного подряда и прочих заказов на сумму 60,6 млрд. руб.,

что при существующем уровне загрузки строительных мощностей обеспечит

формирование производственной программы на 5 месяцев, в т.ч. проектно-

изыскательским организациям - на 2,5 млрд. руб. и 4 месяца соответственно.

Динамика общего объема заключенных договоров строительного подряда и

прочих заказов (контрактов) приведена в таблице 2.

Стабилизирующейся является ситуация в жилищном строительстве. За

январь-февраль 1999г. построено 60,2 тысяч новых квартир общей площадью 4,3

млн. кв. м., что на 2,7% выше соответствующего периода 1998г.

В структуре жилищного строительства продолжается процесс увеличения

доли ввода жилья предприятиями и организациями частной собственности при

одновременном снижении доли государственного строительства. Ввод в действие

жилых домов по формам собственности представлен в таблице 3.

Таблица 2.

| |Объем заключенных |Обеспеченность |

| |договоров строительного |производственной |

| |подряда и прочих заказов,|программы договорами, |

| |млрд.руб |заказами, месяцев |

|1998 |

|ЯНВАРЬ | | |

|ФЕВРАЛЬ |53,2 |5,5 |

|МАРТ |58,8 |5,1 |

|1999 |

|ЯНВАРЬ |35,7 |4,1 |

|ФЕВРАЛЬ |38,8 |3,7 |

|МАРТ |60,6 |4,7 |

Таблица 3.

| |1998 |Удельный вес в общем вводе |

| | |жилья, % |

| |млн. кв. м |удельный вес в|1995 |1997 |

| | |общем вводе | | |

| | |жилья, % | | |

|Введено - |30,7 |100,0 |100,0 |100,0 |

|всего: | | | | |

|В том числе по| | | | |

|формам | | | | |

|собственности:| | | | |

|Государст-венн|3,5 |11,3 |22,1 |14,1 |

|ой | | | | |

|Муниципальной |2,6 |8,5 |9,8 |8,7 |

|Частной |17,9 |58,3 |36,0 |49,3 |

В структуре инвестиций в основной капитал доля затрат на жилищное

строительство сокращается, в 1998 г. она составила 11% против 16,7 % в 1997

г. и 22,8% В 1995 г. В 1998 г. усилился процесс децентрализации

финансирования жилищного строительства. Государственная поддержка из

федерального бюджета осуществлялась при строительстве 4,1% (в 1997 г. - 6,4

%). За счет этих средств построено 1,3 млн. кв. м общей площади жилых

домов, что на 38,3 % меньше, чем в 1997 г. Государственные предприятия и

организации вложили в строительство 1 кв. м общей площади жилых домов,

введенных в 1998 г., в среднем 2954 руб., муниципальные - 2713 руб.

В РФ продолжается формирование рынка жилья, базой для которой явилась

приватизация. К началу 1990 г. передано из государственной собственности

15,8 млн. квартир или 44% жилья, подлежащего приватизации.

1.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Одно из возможных (и крайне неблагоприятных) состояний отрасли

капитального строительства характеризуется вышеуказанной позицией 5. При

переходе системы из состояния 2 в состояние 5 может произойти такое

нарастание кризисных явлений, при котором система под их натиском начнет

катастрофически разрушаться, произойдут необратимые нарушения системных

связей между элементами и ее полный распад. Это будет означать в крайней

форме потерю возможности иметь собственный дееспособный строительный

комплекс, и мы будем вынуждены все в большей степени привлекать для

строительства на своей территории иностранных подрядчиков.

Однако возможное последующее состояние (позиция 4) характеризуется

тем, что на основе последовательного продолжения рыночных реформ система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.