бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Переходная экономика

от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого

удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше

пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в

Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под

руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два -

три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с

бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций

позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой

терапии» войти в стадию экономического роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все

постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались

доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше,

Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в

пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном

этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных

преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная

инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых

органов государственного управления, что делает едва ли возможным

осуществление последовательного экономического курса. Только немногие

страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к

новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно

Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить

последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор

концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в

стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет

сила государственных институтов, т. е. способность государства, после

начального этапа распада старых органов управления и создания новых

органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной

концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе

государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав

собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том

числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других

действий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению,

либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите

закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии,

а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где

предпочтительна частная инициатива).

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распределения;

либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы

заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора — приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная

приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

ограничение права государственной собственности; ограничение прямой

хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной

сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы,

законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели,

по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом

к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На

первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению

рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации

торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных

преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей

силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку

производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в

четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций

государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление

программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной

собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий

имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести

без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков

рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и

ликвидации предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике:

оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и

заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую

адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача

государства — реформировать систему социального обеспечения и создать

гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия

безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-

экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие

юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и

сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение.

Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая

центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей

бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает

ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,

исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы

(т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в

условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском)

должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет

сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в

виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым

успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого

отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на

достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы,

все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала

сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям

на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на

поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с

переходной экономикой.

Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, -

значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с

древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет

борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на

пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.

Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.

1. Охлократическая, когда общественная жизнь подчинена интересам

"простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когда

народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие

ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

С точки зрения распределения общественного богатства, "простые" люди

заинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затраты

труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.

При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь

колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что

распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей.

Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или

директора предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Все

подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого -

власть худших).

Политические ценности массы в большой степени соответствуют

"естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности

демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель

политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово

вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав

меньшинств.

В последние 4 года мы наблюдали результаты действительного

народовластия: как во имя интересов "простых" людей экономические и

политические отношения в белорусском обществе приобретают форму

охлократической модели.

2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства

осуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои

доходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу,

а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует

интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.

3. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладает

сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий

уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы

среднего класса, Кто же он, этот третий класс?

Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классу

относят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом,

энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи

отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации

можно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода,

возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего

протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать

представлениям консервативной части социальных групп.

В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и

энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и

хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".

Представитель среднего класса не может существовать в условиях

охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель

изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное

достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие"

госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует

себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.

Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любой

авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается

недолго, или/и перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилием

бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в

пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для

среднего класса в авторитарной модели места нет.

Охлократическая модель устройства общества генетически передается с

глубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в

небольшие группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только

в пределах малых групп.

Новые политические (демократия) и экономические (вместо координации

деятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль

(конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не

только внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) -

все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах Древней

Греции.

Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли в

Древней Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества и

создала цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих

начало от стада павианов.

Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства,

В отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческого

класса. Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякую

посредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать свои

продукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков на

кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы"

вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п,

И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке,

можно определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано:

"Всячески поощрять тех предпринимателей, которые заняты производством

необходимых стране товаров и услуг", то, очевидно, эта партия в либерально-

демократическую модель не вписывается.

После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизнь

страны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезают

зачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состоянию

предпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к более

обеспеченным слоям.

Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%)

было отнесено к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике

бюджетных обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-

2,3%). Отметим, что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже

прожиточного минимума, возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В

сельской местности за чертой бедности сегодня живет половина населения -

50,6%, Сдвиг населения в сторону бедности расширяет опору сторонников

охлократической модели. [5]

Но превратить Беларусь в цельную охлократическую модель, подобную той,

которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия"

действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и

квалифицированная часть белорусского общества. Например, когда Указ № 285

(май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые на

территории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров,

на которые предельные индексы цен не устанавливаются. Сначала из сферы

действия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, модной

одежды и т.д. [5]

Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей также

присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального

регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической

трансформации.

Серьезным ограничением эффективности системы общественных финансов в

постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким

сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами

на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса

зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной

политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по

отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает

хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего

экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992

гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто

посредством сокращения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за

1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992

г. [6]); ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного

сектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетного

финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной

процентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитов

убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли

получить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2%

от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0%

в Чехии). [5]

Правда, после этого страны Центральной Европы настиг так называемый

вторичный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан с

кризисом оборотных средств на государственных предприятиях, потерявших

бюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по устаревшим

технологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также со

снижением инфляции (исчезла «бумажная прибыль» как источник налога). В этот

период наблюдалось серьезное сокращение поступлений от налога на прибыль (в

Болгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% от

ВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразил

Чехию, Словению, Хорватию и Эстонию, и прежде всего по той причине, что им

удалось существенно упорядочить и ограничить социальные расходы бюджета.

[5]

Заключение.

В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли

относительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993

г. бюджетный дефицит постепенно снижался), получив на фоне жесткой экономии

бюджетных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского

варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного налога на личные

доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - притока

национальных и зарубежных капиталов.

Большинство стран СНГ, в числе которых и Беларусь, пошли по пути

постепенных экономических преобразований. Поэтому в начале реформ не

представлялось возможным резко снизить уровень государственного

субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального

кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за

счет инфляционного дотирования экономики. Собранные налоги имеют большую

инфляционную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в

1992 г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%).

[2]

В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование

административной стороны налоговой системы. Проведена большая работа по

упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему

взимания НДС. Произошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.:

значительно сократились налоговые льготы, внебюджетные фонды включены в

государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе с

тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования

накоплений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на

регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание

условий для инвестирования и долговременного устойчивого экономического

роста. Кроме того, налоговые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг.

подчинялись задачам государственных расходов. К тому же они были прочно

связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного

значения.

Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу

населения, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По данным

Мирового банка, например, в Индии он составляет, включая все источники, 16%

от ВВП, в Уругвае - 26%, а в РБ – 34,6%. Необходимость радикального

снижения и упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковым

доходом на душу населения в условиях глобализации должны иметь схожие

налоговые характеристики, иначе проигрыш в мировой конкуренции за

инвестиции неизбежен. [5]

Социально-экономическое развитие Беларуси, как и других стран, может

быть успешным только при проведении выработанного мировой практикой

сценария налоговых реформ, направленных на широкое привлечение национальных

и иностранных инвестиций. Достижение этой цели предполагает осуществление

мер по кардинальному снижению налогового бремени, освобождению от налогов

части дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых

платежей, упрощению процедур их уплаты. Главное при этом - прозрачность

налогового законодательства и предоставление льготного режима для малого и

среднего предпринимательства как основы дальнейшего экономического развития

страны.

Список литературы:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание

переработанное и дополненное. М. 1999г.

2. Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок, 12(443)

2001г.

3. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н.,

Киселевой Е. А., Мн. 1998г.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А. Н.,

Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

5. Основные направления социально-экономического развития республики

Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал №2,

Мн. 2000г.

6. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. Мн.

1994г.

7. Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999

8. Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д.

Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.