бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Министерство Общего и Профессионального Образования

Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат

Тема: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Выполнил студент:

Группа ТЭ – 81

Новосибирск 1998г.

ПЛАН

Введение

3

1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию

России»

4

2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики

5

Энергетика Сибирского региона

7

Энергетическая стратегия Сибири

9

3. Французы вложат в сибирскую энергетику $1 млрд. 11

4. Красноярская ГЭС и «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО» обсудят

условия дальнейшего сотрудничества

12

Перспективы развития РАО «Газпром» и Сибирский

Регион

13

Заключение

16

Литература

17

Введение

До конца 80-х годов СССР располагал крупнейшим в мире и весьма динамичным

топливно-энергетическим Комплексом , который в основном обеспечивал нужды

экономики и крупные валютные поступления.

В 1990 г. начался спад производства топлива, переросший в глубокий

энергетический кризис. Предпосылки развития кризиса были созданы,

во-первых, отсутствием в прежней хозяйственной системе действенных

механизмов обеспечения рационального использования и экономного

расходования энергетических ресурсов,

во-вторых, систематическим дефицитом капитальных вложений и материально-

технических ресурсов, выделяемых топливно-энергетическим отраслям, при

неуклонном росте объемов экспорта энергоносителей и внутреннего потребления

неоправданно дешевых энергоресурсов.

Однако "в последние два года энергетический кризис резко обострился в связи

с развалом прежней системы управления народным хозяйством без создания

эффективной новой системы управления".

Была принята концепция трехэтапного развития энергетики страны. Первый

(1991-1992 гг.) - этап принятия экстренных антикризисных мер, второй (1993-

1997 гг.) - преодоление кризисных явлений и формирование энергетического

рынка и, наконец, третий - долгосрочное устойчивое развитие социально

ориентированной структуры ТЭК.

Опыт последнего года показывает, что создание фундаментальных научных основ

для экономически обоснованной оценки всех последствий предложенных в

концепции и в стратегии развития энергетики страны мер является

первоочередной и срочной задачей, без решения которой принятие быстрых

конкретных решений вредно и недопустимо".

Представим себе, что найдутся энтузиасты, которые скажут:

На американских авианосцах взлетно-посадочная полоса (ВПП) -- 100 м, а в

наших аэропортах -- 2500 м. Уменьшим ВПП в аэропортах в 25 раз и получим

миллиарды долларов поступлений в госбюджет. Мы, конечно, сочтем это

глупостью, так как прекрасно знаем, что со стометровой полосы современный

пассажирский лайнер не только не взлетит, но даже с трудом разместится на

ней. Но когда политики нам обещают изменить экономику страны в 500 дней, и

мы не знаем, что только переходные процессы в ней длятся 10--15 лет, то

есть в среднем 5000 дней, то такие обещания получают нашу поддержку.

Таким образом, проанализирован первый этап (1991-1992 гг.) - этап принятия

экстренных антикризисных мер. А что же на втором этапе (1993-1997 гг.) -

этапе преодоления кризисных явлений и формирования энергетического рынка?

Здесь можно отметить, что в эти годы Россия просто-напросто "проедает" свои

запасы. Причиной этого является многократное снижение объемов геофизических

поисковых работ и глубокого бурения, а также практически полное прекращение

в течение ряда этих лет научного обеспечения работ. Это неоднократно

подчеркивал в своих статьях и выступлениях академик А.Трофимук.

1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию России»

В 1993--1994 гг. Сибирское отделение РАН видело эти негативные явления и

добилось включения в "Энергетическую стратегию России" требования о

необходимости доведения геологоразведочных работ до объемов, обеспечивающих

подготовку запасов газа до 1 трлн куб. м в год. В одобренной 7 декабря 1994

года комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам

"Энергетической стратегии России" это предложение нашло отражение. Однако

никаких конкретных мер для его реализации принято не было. Положение с

подготовкой запасов газа (и других энергоносителей) продолжает оставаться

катастрофическим (см. Конторович и др., "Природные ресурсы и их

рациональное использование", Академия Северного форума, Якутск, 1997).

А вот что писал академик В.Накоряков ("НВС", N 28, 1996 г.): "Тем с большей

тревогой воспринимаются факты, говорящие о начале разрушения мощного

топливно-энергетического комплекса страны. Рост цен на энергию, тепло,

топливо душит страну. В ТЭКе стареет оборудование, падает культура

обслуживания". И это в середине 1996 года! О каком преодолении кризисных

явлений и формировании энергетического рынка можно говорить!

Это нас убеждает, что не политическая воля партий и гений правителей, а

знания специалистов во всех областях деятельности общества являются

решающими при управлении государством.

Пока наше общество не проникнется этим пониманием, до тех пор нам плыть по

морю судьбы без ветрил и правил.

Следует сказать о весомом вкладе сибирских ученых в концепцию развития ТЭК

страны. Институты СО РАН активно участвовали в разработке "Энергетической

стратегии России" и в результате их участия в нее были включены:

- требование уделить особое внимание воспроизводству минерально-сырьевой

базы нефтяной и газовой промышленности и обеспечить доведение объемов

геологоразведочных работ до уровня, гарантирующего прирост запасов нефти не

менее 400 млн. тонн в год и газа не менее 700 млрд. кубометров в год;

-- указание на необходимость формирования нового нефтегазового комплекса на

востоке России, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

-- указание на необходимость газификации юга Западной и Восточной Сибири и

увеличения доли газа в топливно-энергетическом балансе регионов.

В настоящее время СО РАН принимает участие в разработке Федеральной целевой

программы экономического и социального развития Сибири в 1997--2005 гг.,

одним из важнейших элементов которой, является энергетическая стратегия

Сибири (см. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э. в сборнике "Повышение

эффективности освоения газовых месторождений Крайнего Севера" под ред.

Р.И.Вяхирева, 1997г.).

2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики

Основными направлениями структурных изменений рынка электроэнергетики

явились:

. вертикальная дезинтеграция отрасли, т.е. разделение производства,

передачи и распределения электроэнергии;

. горизонтальная дезинтеграция производства энергии, т.е. разделение

производства на множество независимых предприятий,

. которые должны конкурировать между собой и стимулировать строительство

новых независимых электростанций,

. финансируемых негосударственными источниками;

. организация на базе системы электропередач оптового рынка, когда вся

произведенная электроэнергия будет продаваться в

. общенациональную электросеть и покупаться потребителями у нее;

. реформа ценообразования с целью обеспечения существующим производителям

электроэнергии полную компенсацию

. необходимых затрат исходя из условий самофинансирования.

Ни одно из этих преобразований пока не завершено, и вызывает сомнение, что

созданная структура способна обеспечить достижение объявленной цели -

повышение экономической эффективности и надежности производства. Основным

производителем и поставщиком электроэнергии является РАО, а все остальные

участники производства выполняют хозяйственную вспомогательную роль и не

могут сколько-нибудь существенно влиять на политику отрасли.

Электрическая энергия как продукт потребления имеет уникальную особенность

- ее невозможно в значительных количествах накапливать и хранить. Как

следствие этого - эффективность производства и потребления достигается лишь

в том случае, когда существует временной баланс (по количеству и качеству)

мощностей производства и потребления.

Экономический критерий выбора альтернативного производства -

конкурентоспособность продукта, отпускаемого потребителю.

Причем продукт должен соответствовать всем предъявляемым требованиям по

качеству, экологичности и безопасности, как самого продукта, так и способа

его производства. В конечном итоге это должно найти свое отражение в

затратах на производство продукта.

Таким образом, экономические требования к электростанциям должны исходить

от потребителя продукции, а государство должно следить за выполнением

законодательных норм по стратегической и экологической безопасности,

оставляя также за собой контроль над тарифами.

Идейная подоплека приватизации энергоресурсов - повышение эффективности

работы всей системы электроэнергетики путем внедрения жесткой конкуренции

между различными производителями и различными поставщиками. Однако реформы

в энергетике имеют ряд отрицательных последствий. Среди них:

сокращается финансирование исследований, поскольку ранее оно

осуществлялось энергетическими компаниями и входило в

тарифы;

снижается внимание к стратегии развития энергетики;

на первый план выступают технологии, способные быстро возвратить

капитал.

Дешевый газ при низких капитальных затратах на строительство “газовых”

станций делает неконкурентоспособными любые другие альтернативы, в том

числе и атомную энергетику, несмотря на ее экономические достоинства.

Эффективная работа энергосистемы России, покрывающей огромную территорию,

возможна при наличии самодостаточных региональных энергообъединений,

полностью владеющих ситуацией в регионе. В их управлении или в

собственности должны находиться все электростанции и линии электропередач.

Она будет заинтересована в поддержании качества своей продукции на

необходимом уровне, обеспечении надежности и безопасности

производства, постоянной оценке и прогнозе работоспособности энергоблоков,

обоснованном и оптимальном развитии энергосистемы. Очевидно, что внедрение

рыночной экономики в электроэнергетику требует большой и длительной

подготовительной работы технического, организационного и законодательного

характера, которая повлечет дополнительные (и немалые) расходы.

При появлении различных форм собственности (вместо одной - государственной)

возникает необходимость осуществления ряда

организационно-экономических мероприятий и решения, сложных экономико-

математических задач на региональном уровне. Для решения этих задач

требуются время и дополнительные инвестиции. Таким образом, реальный ход

осуществления реформ в электроэнергетике России не является цельным и

сбалансированным.

Формирование рыночной экономики предполагает не только выбор формы

собственности, но и определение структуры управления и внутренних

экономических взаимосвязей систем. Существовавшие организационные структуры

были близки структурам систем и объединений таких стран, как Франция, США,

Германия. Логика развития электроэнергетических систем этих стран

предопределила организационные структуры и формы собственности, которые

отвечают одному очень важному критерию, общему для всех стран:

собственником и/или распорядителем является местный или региональный

производитель (производители), объединяющий станции и линии электропередач

данного региона в единое региональное энергетическое объединение.

Существовавшая у нас структура управления ЕЭС при переводе энергетики на

рыночные рельсы не требует радикальной реорганизации. При достаточно общем

подходе следует провести ряд относительно небольших преобразований, которые

позволят начать внедрение рыночных взаимоотношений в ЕЭС России.

Пока государство имеет контрольный пакет акций, оно может и обязано

организовать должное управление электроэнергетикой в условиях рыночной

экономики с целью надежного, достаточного и качественного обеспечения

энергией всех потребителей.

Достижение этой цели обеспечит возможность восстановления и развития

промышленности и всей российской экономики в новых условиях.

В статье “Свет и тепло на реактивной тяге” (Эксперт, № 5 от 9 февраля 1998

года) авторы приглашают обсудить пути дальнейшего развития российской

энергетической системы. По данным авторов, около 30% всего энергетического

оборудования на данный момент нуждаются в замене. Авторы видят выход из

создавшейся ситуации в более широком применении газотурбинных установок для

производства более дешевой энергии. При этом произойдет смена концепции

централизованного тепло энергоснабжения на децентрализованную, и одну из

главных ролей в ней будет играть турбинная энергетика.

Был проведен анализ фондов ВНТИЦ по результатам отечественных исследований

и разработок в области газотурбинных установок.

Следует отметить, что по сравнению с 1996 годом в 1997 году количество

поступивших документов по данной тематике не уменьшилось. Причем наибольший

интерес представляют отчеты о НИОКР, как практически внедренных или

прошедших апробацию.

3. Энергетика Сибирского региона

Энергетика - это основа современной экономики. Только обладая доста-

точными ресурсами электроэнергии, можно планировать нормальное разви-

тие региона. Но сразу возникает вопрос: как определить достаточность

этих ресурсов". Вот, например, на сегодняшний день Сибирский регион

не только полностью обеспечивает себя собственными энергоресурсами и

даже поставляет электроэнергию в другие регионы

Казалось бы, можно сделать вывод: нужно отказаться от наращивания но-

вых мощностей и заниматься только повышением эффективности работы ста-

рых. А что делать, если через 5 - 10 лет, как это нам обещает прави-

тельство, начнется оживление находящейся сейчас в упадке промышленнос-

ти? Создание энергетических объектов - дело длительное и трудоемкое.

Чтобы электростанция выдавала мощность через 10 лет, о ее проектирова-

нии и строительстве надо позаботиться уже сегодня.

Наблюдающийся в последние пять лет спад производства привел к

сокращению потребления электроэнергии в промышленности примерно на 35

процентов. Частично, но не полностью оно было компенсировано устойчи-

вым ростом потребления электроэнергии населением и так называемым неп-

ромышленным сектором - торговыми фирмами, офисами и т.д. Но все-таки

сейчас величина электрических нагрузок в Сибирском регионе составляет

только 84 процента от уровня 1990 года, когда, по данным Энергосбыта,

был достигнут максимум нагрузок энергосистемы.

По мнению специалистов, занимающихся прогнозом электропотребле-

ния, с 1998 года будет наблюдаться постепенный рост нагрузок и к 2000

году величины резерва мощности электростанций сибирской энергетичес-

кой системы будет недостаточно для надежного снабжения потребителей.

Необходимо уже сейчас задуматься над программами технического перевоо-

ружения имеющихся станций и строительством новых.

Основной упор в наращивании мощностей будет приходиться на ре-

конструкцию и техническое перевооружение старых электростанций, Хотя опыт

показывает, что часто реконструировать электростанцию - дороже, чем

построить новую.

Примерно к 2010 году в Новосибирске планируется ввести в строй 1300 МВт.

новых мощностей, в области - 1580МВт. Этого вполне достаточно для

нормального развития Сибирского региона в следующем веке.

Когда люди слышат об увеличении мощностей в энергетике, они

сразу вспоминают об экологии. Как обстоит дело с уменьшением воздейс-

твия энергетических объектов на окружающую среду?

В 1993 году было принято постановление правительства "0

программе экологических мероприятий на действующих энергетических объ-

ектах АО "Новосибирскэнерго".

С 1976 года объем выбросов в атмосферу удалось снизить на 75 процентов,

то есть почти в два раза. Очень важно, что внедрение природозащитных

технологий и установок происходит на филиалах постоянно. Вот, например,

только в этом году на ТЭЦ-5 начала работать установка DеNОх фирмы "Хальдор

Топсе", снизившая концентрацию окислов азота вокруг электростанции до

величины, намного меньшей допускаемых норм выбросов, а на ТЭЦ-4, были

установлены новейшие электрофильтры фирмы АББ, очищающие 99,8 процента

выбросов.

Где взять средства на ввод новых мощностей

- Проблема финансирования капитального строительства в электроэ-

нергетике всей России становится все более важной и требующей безотла-

гательного решения проблемой. До 1992 года значительная часть капи-

тального строительства в "Новосибирскэнерго" осуществлялась на

бюджетные средства, централизованно направляемые государством. Начиная с

1992 года оно финансирует строительство и капитальный ремонт своих объектов

из собственных средств, получаемых при реализации энергии по утвержденным

тарифам.

В настоящее время из-за ценовых диспропорций между низкими тари-

фами для населения и высокими - для промышленности возможность инвес-

тирования строительства через дальнейшее повышение промышленных тари-

фов полностью исчерпана.

ОАО "Новосибирскэнерго" приходится искать другие формы

привлечения средств. Планируется использовать для этого краткосрочные

займы, привлечение кредитов под конкретные проекты, прежде всего из

международных источников, и создание независимых энергетических компаний

по строительству и эксплуатации нового высокоэффективного оборудования.

Новосибирск продолжает активно строиться, а это требует максимального

участия ОАО "Новосибирскэнерго". Специфика отрасли такова, что нужно

заранее чувствовать возможное оживление экономики и заблаговременно

готовить основу для ее подъема, чтобы не задерживать общий прогресс. Это

означает, что, несмотря на финансовые и структурные трудности, мы должны

заботиться о поддержании на современном уровне оборудования, не

останавливая даже на короткий срок процесс реновации и реализацию

инвестиционной программы.

С этой целью в 1997 году нами была принята "Энергетическая прог-

рамма развития Сибирского региона до 2010 года", которая будет опре-

делять стратегию ОАО "Новосибирскэнерго" на начало ХХI века.

Стратегия нам нужна не только для того, чтобы выполнить к опреде-

ленному сроку определенный объем капитального строительства, но и для

того, чтобы за повседневными заботами поспеть за техническим прогрес-

сом.

Факторы, которые долгое время давали возможность совершенствовать

работу энергосистемы - теплофикация, использование оборудования с вы-

сокими параметрами, максимальное использование природного газа, -

практически исчерпаны.

Поэтому наша программа ставит задачи по освоению новых технологий

по всем видам основного и вспомогательного оборудования. Мы надеемся,

что она явится по существу программой перехода на новый технологичес-

кий уровень энергетического производства.

Реализация ее уже началась. Разрабатывается техническая докумен-

тация на ряд энергетических блоков с использованием газотурбинных и

парогазовых технологий, предполагается начать строительство ТЭЦ-6. Она

откроет новые возможности развития тепло-

фикации Новосибирской области. Все проекты, принимаемые нами к реализа-

ции, предусматривают применение новейших материалов и оборудования,

соответствующих мировым стандартам.

Выполнение нашей программы будет происходить в условиях подготав-

ливаемого второго этапа реформ электроэнергетики, который предусматри-

вает установление принципиально новых отношений производителей энергии

и потребителей, введение новых экономических механизмов и новых отно-

шений к собственности.

Мы надеемся, что результатом нового этапа реформ будет установле-

ние нормальных товарно-денежных отношений в сфере оказываемых нами ус-

луг по энергообеспечению, появятся реальные стимулы к снижению затрат

и развитию эффективных энергоисточников, повысятся заинтересованность

и ответственность, как регионов, так и федеральных структур за развитие

энергетики.

Новосибирские энергетики со своей стороны приложат все усилия для

того, чтобы наша энергосистема и в будущем оставалась самым надежным

звеном отечественной энергетики, стала одним из самых устойчивых энер-

гетических хозяйств России.

4. Энергетическая стратегия Сибири

Энергетическая стратегия Сибири (ЭСС) - комплексная разработка, включающая

весь спектр проблем, относящихся к данному сектору экономики. Выделим

важнейшую разработку - комплексные сценарии развития ТЭК Сибири, связанные

со структурной перестройкой в энергетике и развитием смежных отраслей

экономики Сибири.

Говоря о формировании и реализации различных сценариев, нужно сознавать,

что они вовсе не претендуют на разработку достоверного прогноза на

рассматриваемый период. Основная задача состоит в оценке социально-

экономических последствий уже действующих в экономике механизмов, или

зарождающихся тенденций их изменений (см. Материалы Всероссийской

конференции по экономическому развитию Сибири, Новосибирск, 1993 г.).

На первой международной конференции, проходившей 25--28 июня 1996 г. (см.

Академия Северного форума, Знания - на службу нуждам Севера, Якутск, 1997)

сибирские ученые с горечью отмечали, что после 1991 года мощная система

предприятий по поискам и разведке месторождений нефти и газа, которая с

огромными трудностями и затратами создавалась в течение нескольких

десятилетий, в условиях прекратившегося финансирования оказалась

практически разрушенной и для ее восстановления необходимы огромные усилия.

Тем не менее видится восточная стратегия развития, при которой Сибирь

станет газовой артерией стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В

семидесятые-восьмидесятые годы Советскому Союзу при поддержке некоторых

западноевропейских государств удалось реализовать грандиозный газовый

проект в Западной Сибири и Европе. Сибиряки надеются, что, несмотря на всю

тяжесть современного экономического положения, Россия и ее восточные соседи

смогут сконцентрировать свои усилия на реализации этого гигантского

проекта.

На этой же конференции в Якутске отмечалось, что формирование в Восточной

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.