бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Предпринимательство в России

Предпринимательство в России

МАТИ - Российский Государственный Технологический Университет

Реферат по предмету «Основы Предпринимательства»

на тему:

Предпринимательство в России

студента гр. 6МП-III-49

Горбатова Михаила

Проверил:

Москва 2000 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………стр. 2

Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его

развития в рамках современной экономической ситуации

………………………………………………………………….стр. 2

Заключение …………………………………………………………….стр. 18

Список литературы .…………………………………………………..стр. 18

Введение

Исследование истории русского и российского предпринимательства его

культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с

реформированием экономики современной России и развитием

предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и

последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на

общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики

очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым

наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской

экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных

уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на

протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях

открытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей

этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и

перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально,

поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований

все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции

Российского общества, но даже и современная психология общественного

сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые

экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к

конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих

традиций настоящим. В этой работе я постарался наглядно показать, как

теоретически правильные теории развития предпринимательства искажались при

попытке их применения к Российской действительности.

Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его

развития в рамках современной экономической ситуации

В России сейчас идет процесс формирования слоя предпринимателей,

претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекает

противоречиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами.

Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное отношение к

предпринимательству. Считалось, что основные характеристики

предпринимателя, собственника, делового человека - прагматический

склад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгода

и. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматический

человек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что

отражено в русской классической литературе.

Новые капиталистические отношения не стали тогда органической частью

национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой

традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически

не включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынок

отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты.

Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов.

Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не

вызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за

пределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в

обстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах

парализовало капиталистическую альтернативу в стране.

Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что

процесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим и

поддерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночных

отношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой к

решению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертой

ближайшей отечественной истории.

В СССР предпринимательство официально рассматривалось в негативном

аспекте, полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в

действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла

вписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения

предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу,

стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства,

которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойным

хозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократических

кругах, подавляли предпринимательскую активность. А частное

предпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалось

уголовно наказуемым преступлением.

Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия для

возрождения предпринимательства в России существенно отличаются от тех, в

которых развивалось предпринимательство на Западе, где принципы

экономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализма

формировались на протяжении столетий. Дело в том, что формирование

российского предпринимательства началось в весьма неблагоприятных

экономических и социально-политических условиях. Главные среди них -

разрушение механизмов государственной власти; углубление экономического

кризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротством

старого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определении

направлений и способов реализации экономической политики; разрыв

хозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республиками

и странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другими

факторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу,

сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальных

ресурсов.

В последние несколько лет ситуация изменилась. Формирующийся класс

предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое

предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их

реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрывается

популистскими лозунгами о приватизации, о формировании класса

собственников. Все это означает необходимость создания условий для

формирования и расширения социальной базы реформ - экономически активного

слоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особый

упор, при этом делая на их конструктивность.

Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое

явление прошло исторически длительный этап своего становления. На

протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и

формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении

ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное

воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время

можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных

структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к

изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И

вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более

гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии

определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная

экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы,

наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,

доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к

возможности формирования предпринимательского капитала, возможность

использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация,

способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства

товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск -

предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной

экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития

предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно,

что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится

в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего

функционирования.

Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода

хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав,

гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и

выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления,

использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.

Показателем степени экономической свободы предпринимательства является

число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного

периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная

среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по

своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции.

Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в

функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в

рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия,

взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные

условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного

производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в

формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее

результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших

способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных

качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно

ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто

умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные

потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа

новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют

себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что

надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают

успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую

добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика.

Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.

Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость

процессов формирования конкурентных отношений и развития

предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика

развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь

пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует

непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на

субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение

которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное

развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм

предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную

антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и

механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.

В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22

марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым

возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью

содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения

хозяйства. Назовем основные из этих направлений:

- о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или

освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный

товарный рынок;

- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных

цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые

или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим

доминирующим положением;

- о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в

частности, за счет государственных капиталовложений;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров

в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих

субъектов;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных

тарифов;

- о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих

ликвидированию.

В настоящее время в период перехода к рынку российское государство,

встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму

весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные

средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики

монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся

осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-

технического прогресса, ни переход к экономическому росту.

Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой

и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства

ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как

негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей

оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные

на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация

экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства,

одним из основных направлений его деятельности.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по

азиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем и

потребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что

через посредничество благополучия для населения не создать, а дефицита

товаров не преодолеть. Для этого необходимо предпринимательство,

ориентированное на инновационную деятельность, связанную с открытием

собственного дела - созданием предприятия.

Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, а

товаропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенные

условия, определяющие собой как бы внешнюю среду нормального

функционирования предпринимательства. Рассмотрим самые главные из них,

отрицательно отражающиеся на развитии предпринимательства.

Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер

экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса,

в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных их

значений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам со

сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой. Например, во Франции в 1970-

1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9-

11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%.

Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы,

инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики в

этот период, резко ослабляют, снижают возможности правительства оказывать

предпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу,

государственную поддержку, без чего он, как показывает богатая практика

других стран, развиваться практически не может.

Если говорить о ситуации и возможностях современной российской

экономики, то эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы в

условиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов,

незащищенности от мафии и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уже

неоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных

чиновников.

Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, их

благоприятное или неблагоприятное воздействие на развитие

предпринимательства. Это, как его определяют в западной литературе, -

динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами прироста населения и

эластичностью по ценам и доходам. Причем по различным товарам или различным

группам товаров.

В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992-

1999 гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны,

ежегодно увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущего

населения, а покупательная способность основной части населения неуклонно и

резко снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, на

конкретные ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало.

Между тем, развитие бизнеса не может быть успешным при бедном населении. В

этой связи предприниматели озабочены тем, что в Программе реформ и бюджете

практически предусмотрено крайне мало мер, направленных на создание

условий, благоприятствующих росту доходов населения, бизнеса и, в конечном

счете, бюджета.

Успешное развитие таких реформ предполагает динамичное развитие всех

форм бизнеса - от малого предпринимательства до крупных финансово-

промышленных групп. В свою очередь, это невозможно без целенаправленной и

последовательной государственной политики протекционизма отечественного

бизнеса, становления предпринимательства, надежной защиты интересов

собственников. Причем мировой опыт показывает, что степень и методы

воздействия государства на экономику различны в разных странах, но все-таки

есть общая закономерность - чем выше уровень развития экономики, тем слабее

роль государства, и наоборот.

В последнее время вмешательство российского правительства в экономику

значительно усилилось, стало постоянным, определяющим. Разница в подходах

между правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, и

в другом случае ему отводится решающая роль.

Обязательным условием становления и развития бизнеса является

полноценная и непротиворечивая законодательная и нормативная база

предпринимательства. Такую законодательную базу, в которой бы отстаивались

интересы экономически активных граждан и их объединений, еще предстоит

создать.

Одним из условий эффективного и реального развития предпринимательства

является учет во внешней политике государства интересов российских

предпринимателей, расширение хозяйственных связей России со странами

ближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в результате

стратегически непродуманных, а в ряде случаев ошибочных действий властей,

существенно подорвана основа бизнеса традиционные хозяйственные связи и

рынки. Российские товаропроизводители практически потеряли свои позиции на

рынках Восточной Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока. Утрачиваются и

теряются рынки стран бывшего СССР, в том числе и тех, которые входят в СНГ.

Представляется, что Правительству России необходимо сконцентрировать,

свои усилия в этой сфере на создании условий для быстрого возврата

российских товаров и фирм на традиционные рынки, добиться для них реального

режима наибольшего благоприятствования, увеличения квот, резкого упрощения

и уменьшения таможенных процедур и уменьшения экспортно-импортных налогов.

При этом предприниматели должны сами принимать непосредственное участие в

выработке и реализации такой политики.

Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всех

или, по крайней мере, основной части предпринимательских структур к

финансовым ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. В

настоящее время доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм и

банков. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность

перерастает в еще более опасную монополию отдельных фирм. Список

спецэкспортеров и банков-агентов должен формироваться гласно и

демократично. В этих вопросах и в этих сферах необходимо переходить от

разрешительного принципа к регистрационному.

Российские предприниматели справедливо настаивают на их широком

привлечении к решению проблем ускоренного погашения задолженности ряда

стран перед Россией. Правительству следовало бы организовать продажу долгов

российским предпринимателям и оказать эффективную политическую и

юридическую помощь в их "отоваривании" Говоря о современной ситуации в

экономическом развитии страны можно отметить, что за последние годы пройден

большой и полный трудностей путь. Лицо страны и экономики за это время

радикально изменилось. Тем не менее, сегодняшнюю политическую, социальную и

экономическую ситуацию в стране можно оценить как опасную для перспектив

стабильного развития отечественного бизнеса.

Усилия предпринимателей дают наибольшие результаты в условиях

активизации инвестиционных процессов, особенно, если эти усилия

консолидируются с усилиями Правительства. Пока банковские и иные инвестиции

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.