|
Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годовОграниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. 3.5. Стимулирование деловой активности и проблемы малого предпринимательства в Новгороде и Новгородской области Несмотря на то, что малые предприятия более приспособлены к работе в новых экономических условиях переходного периода, треть из них работает с убытками. Причины этого следующие: 1. Налоги; 2. Законодательство (запаздывание, недостаточность, противоречивость); 3. Инфляция; 4. Экономическая ситуация в целом; 5. Поставки, дефицит; 6. Трудности получения кредитов и высокая ставка за кредит; 7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов; 8. Несовершенство банковской системы; 9. Нестабильная политическая ситуация; 10. Бюрократия; 11. Недостаток производственных площадей, офисов; 12. Действия правительства, властей; 13. Недостаток материальной базы; 14. Коррупция, взяточничество; 15. Сбыт, поиск клиентов, потребителей; 16. Финанасовая политика государства, действия Центробанка; 17. Высокие цены на сырье и материалы; 18. Монополия государства, крупных предприятий; 19. Трудности с арендой; 20. Разрыв экономических связей в общегосударственном масштабе; 21. Недостаток информации; 22. Недостаток культуры, опыта; 23. Необязательность партнеров; 24. Проблемы собственности; 25. Кадровые проблемы; 26. Недостаток собственных средств; 27. Большая. громоздкая отчетность; 28. Нет льгот; 29. Рэкет; 30. Невыгодность инвестиций; 31. Конкуренция; 32. Несовершенство рыночных отношений; 33. Недоверие западных партнеров; 34. Невыгодность производства; 35. Отрицательное отношение к предпринимательству в обществе. Еще в 1992 году по инициативе Всемирного банка и рабочего центра экономических реформ был осуществлен проект по изучению организационно- правовой среды малого и среднего бизнеса, опирающийся на опрос 180 предпринимателей в восьми регионах России. Целью опроса было выяснение позиции респондентов по проблемам совершенствования законодательства и регулирования деятельности малых и средних предприятий. Исследовалось регулирование следующих сторон их деятельности: выбор организационно- правовой формы и регистрация предприятия, получение и использование помещения, финансовая деятельность и налогообложение, договорные отношения, трудовые отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и окружающей среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация, конкуренция, реклама, распространение информации. Можно назвать следующие важнейшие проблемы, влияющие на развитие малого бизнеса в России: 1. Нестабильность денежного обращения; 2. Неравномерность распределения собственности; 3. Неравноправное положение негосударственных предприятий по сравнению с предприятиями государственного сектора. В целом экономические условия становления предпринимательства в России можно оценить как неблагоприятные. На это малый бизнес реагирует своеобразно: уходит в теневую экономику. Новгород обладает большим научно-техническим, интеллектуальным и экономическим потенциалом. В связи с конверсией на многих предприятиях города, особенно радиоэлектронной промышленности, высвобождаются производственные трудовые ресурсы. наряду с негативными последствиями это позволяет предприятиям перестраивать промышленный комплекс на новые рыночные условия. но для этого необходимы инвестиции. Из фонда социально- экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития конкуренции по ходатайству администрации города Новгорода в 1994 году была оказана финанасовая поддержка 14 предприятиям на сумму 1 млрд. рублей в ценах 1994 года, и 12 бизнес-планам на сумму около 2 млрд. рублей. Всего на предпринимательскую деятельность в Новгороде получили свидетельства около 3 тыс. человек. Фондом поддержки развития предпринимательства, образованном в городе, малым предприятиям оказана финансовая поддержка в размере 154 млн. рублей. Глава 4. Ход реализации программы поддержки и развития малого предпринимательства в Новгородской области. 4.1. Подпрограмма развития малых предприятий Боровичского района Район расположен в восточной части области на Валдайской возвышенности, граничит с Любытинским, Окуловским, Мошенским районами и Тверской областью. Площадь - 3.1 тыс.кв.км. На территории района протекает река Мста с множеством притоков, находится большое количество озер, наиболее крупные из них: Пирус, Шерегода, Люта, Сухое, Пелено, Лимандрова. Район богат полезными ископаемыми. Месторождения известняков зарегистрированы вблизи деревень Кончанское, Семеновское, Райцы, Бабино, Долгая Лука, Вязовка, Шерстник, Власиха, Тини, Передки, Устье, Полыновка, Шапкино, Бобровик. Большие залежи торфа - более 20 месторождений. Месторождения кирпично-черепичной глины находятся в 10 км от г.Боровичи. Строительные пески -месторождение Бобровские Горы. В районе имеются многочисленные залежи огнеупорной глины. Основные — Шибатовское, Усть-Брынкинское, Мишинское, Райцкое и др. В транспортном отношении Боровичский район имеет прямое железнодорожное сообщение с г.Москвой, г. С.-Петербургом, разветвленную сеть автомобильных дорог, аэропорт. Боровичский район - самый большой по численности населения (после г.Новгорода), в нем проживает около 82 тысяч населения, характеризуется высокой долей городского населения - 75%. Прироста населения нет. Демографическая ситуация характеризуется самой низкой рождаемостью и наиболее высокой смертностью. Более половины проживающих в районе (51%) в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы ниже, чем по области. Отраслями специализации народного хозяйства района являются промышленность и сельское хозяйство. Причем в промышленном отношении район стоит на одном из первых мест в Новгородской области. Отраслевая структура промышленности характеризуется доминированием таких отраслей, как металлургия, машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность. Основная специализация сельского хозяйства района - мясо-молочное животноводство. Растениеводство преимущественно подчинено животноводству и специализируется на выращивании кормов, также включает производство овощей, картофеля, льна. Всего на территории района функционируют 30 промышленных предприятий. Самым крупным предприятием является АО "Боровичский комбинат огнеупоров", который производит 50% всей промышленной продукции района. Четвертая часть объема продукции приходится на предприятия - АО "Боровичский мясокомбинат", АО "Боровичский комбикормовый завод", АО "Боровичский хлеб", Боровичский завод деревообрабатывающих станков, АО "Вельгийская бумажная фабрика". Предприятия радиоэлектроники и приборостроения работают на привозном сырье. Зависимость предприятий от кооперационных поставок ставит народное хозяйство в сложное положение. В последнее время по предприятиям некоторых отраслей наметилась тенденция к увеличению объемов производства, повышению его эффективности и рентабельности. Это в большей степени характерно для АО "Боровичский комбинат огнеупоров", предприятий промышленности стройматериалов - АО "Завод ЖБИ", АО "Завод силикатного кирпича", АО "Деревообрабатывающий комбинат", АО "Кирпичный завод" и др. Однако на предприятиях машиностроения и пищевой промышленности спад производства значительный, имеют место полные и частичные остановки производства, сокращенный режим работы. Перспективы развития Боровичского района связаны с преимущественным сохранением отраслевого профиля народного хозяйства, но на новой технической и технологической базе. Так как промышленность района сформировалась на базе переработки местного сырья, прежде всего огнеупорных глин, лесных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, то приоритеты в промышленности следует отдать отраслям огнеупоров, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой и промышленности строительных материалов. Решающим условием становления экономики района является развитие малого предпринимательства. В районе зарегистрировано около 400 малых предприятий, из которых активно работают 100. В результате своей деятельности предпринимательские структуры вносят по сравнению с крупными промышленными предприятиями незначительный вклад в экономику района. Доля прибыли, получаемой от малых предприятий в бюджет района, составляет 5%. Позиция Администрации г.Боровичи и района по отношению к предпринимательству выражается в разработке нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование предпринимательской активности, инвестиционной деятельности, поддержку отдельных инвестиционных проектов малых предприятий, содействие развитию Боровичского филиала АО "Новгородский бизнес-парк", предоставление налоговых льгот субъектам малого бизнеса, действующих в приоритетных для района направлениях. В результате ходатайства Администрации города и района в 1994 году из Фонда социально-экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития конкуренции была оказана финансовая поддержка в размере 50.0 млн. рублей УПП ВОС - для организации хлебопекарного производства. В 1995 году финансовую поддержку получили еще 5 предприятий: • СИД УВД ОЯ 22/3 - 60.0 млн. рублей - на организацию хлебопекарного производства; • МП "Электрон" • 70.0 млн. рублей - для развития услуг по ремонту и техническому обслуживанию сложной бытовой техники; • ТОО "Блюз" - 4.0 млн. рублей - на развитие парикмахерских услуг; • АО "Силуэт" - 36.0 млн. рублей - для создания участка отделки и вышивки швейных изделий; • АО "Горизонт" АО "Мстатор" - 200.0 млн. рублей - для развития производства спецтрансформаторов. В ближайшем будущем в целях развития и поддержки малого бизнеса предполагается открытие в г.Боровичи представительства Новгородской торгово- промышленной палаты, оказание содействия Боровичскому Союзу предпринимателей в создании общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, привлечения малых предприятий к подготовке инвестиционных проектов для участия в международной ярмарке инвестиционных проектов "Боритек", дальнейшее использование мер налогового регулирования, направленных на стимулирование производственной деятельности малых предприятий. Администрацией принято положение "О регулировании инвестиционной деятельности на территории г.Новгорода". Планируется создание бюджетного и внебюджетного фондов, предусматривается направление 1.5% бюджетных средств на финансирование инвестиционных программ. Разработан перечень инвестиционных проектов предприятий города, предлагаемых для реализации иностранным и отечественным инвесторам. Проходят семинары, встречи, выставки с участием иностранных представителей деловых кругов и предпринимателей города, на которых рассматриваются практические вопросы по развитию промышленного производства и торговли. Установлены контакты со шведскими, китайскими и другими фирмами. Осуществляются конкретные совместные проекты. Только в 1994 году было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 1.5 млрд. рублей. По свидетельству специалистов: «…ЕБРР выделил 300 миллионов долларов кредита для российского малого бизнеса… Созданный правительством России в 1993 году Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции по идее должен передавать часть своих средств на поддержку малого бизнеса.»( В городе определены приоритетные направления развития малого предпринимательства: • производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники; • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг населению; • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, производство строительных материалов для реализации населению; • развитие туризма; • подготовка кадров для малого бизнеса. 4.2. Мероприятия общерегионального значения 1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной региональной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства; * Разработать проект закона области «О поддержке молодых предпринимателей Новгородской области»; * Подготовить предложение в Правительство Российской Федерации о придании Новгородской области статуса демонстрационной территории – полигона по ускоренному развитию малого предпринимательства; * Проект постановления администрации области «О поддержке общественных организаций предпринимателей в Новгородской области»; * Провести анализ действующих и разрабатываемых нормативных актов федерального и регионального уровня в сфере развития и поддержки малого предпринимательства с целью упорядочения системы правового регулирования и подготовке предложений по ее совершенствованию; * Сбор и анализ действующих нормативных актов по поддержке малого предпринимательства субъектов Российской Федерации с целью совершенствования нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации; * Осуществить анализ конкурентной среды в обществе по группам товаров и услуг с целью формирования маркетинговых подходов в сфере управления малыми предприятиями; * Обеспечить математический анализ инфраструктурных подразделений организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства; * Осуществить анализ проблем создания и ликвидации малых предприятий; * Разработать порядок и условия проведения международных и областных конкурсов малых предприятий, стимулирующих развитие предпринимательства; * Оказать поддержку 2 районам области в разрабатывании комплексной программы социально-экономического развития территории на основе ускоренного регулирования развития малого предпринимательства; * Подготовить постановление администрации области о введении региональной государственной экспертизы в сфере науки, образования, отраслей народного хозяйства и социально-экономического развития. 2. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров ; * Расширить деятельность АО «Новгородский бизнес-парк» и его филиалов в городах Боровичи и Валдай. Организовать представительства АО «НБП» в районах области; * Оказать содействие АО «НБП» в организации трех эффективных экономически малых предприятий в целях укрепления доходной базы АО (сеть пунктов быстрого питания, упаковочное производство, сервисный центр); * Расширить деятельность АО «Новгородский технопарк» как структуры наукоемкого инновационного бизнеса; * Оказать содействие АО «НТП» в создании специализированного малого предприятия с целью увеличения доходной базы АО; * Создать при администрации области общественный совет директоров основных инфраструктурных подразделений области, занимающихся поддержкой малого предпринимательства; * Обеспечить регулярную работу общественного совета директоров по согласованию форм и методов работы; * Создать региональный маркетинговый центр по обеспечению маркетинговой поддержки малых предприятий и иных хозяйствующих субъектов области; * Разработать условия взаимодействия маркетингового центра с субъектами предпринимательства области; * Организовать региональный инновационный центр с использованием типовых разработок Союза независимых инжиниринговых компаний СИНОР и инженерного центра по освоению конкурентноспособных инноваций ТЕХИНЦЕНТР; * Оказать содействие инновационному центру и инновационному фонду в осуществлении их деятельности; * Расширить деятельность учебно-образовательного центра предпринимательства и малого бизнеса в городе Новгороде, оказать содействие в поиске помещения для размещения центра; * Расширить деятельность учебно-делового центра Морозовского проекта в г. Боровичи; * Оказать содействие в создании центров переобучения женщин, не имеющих работы, молодежи области с участием санкт-петербургского центра поддержки предпринимательства под эгидой USAD и фонда “KNOW HOW” Великобритания. 3. Поддержка инновационной и производственной деятельности; * Разработать специализированную региональную программу инновационного предпринимательства; * Подготовить сводный перечень перспективного опыта конструктивных работ по созданию комплектного технологического оборудования и машин, типовых строительных модулей для сферы малого предпринимательства области; * Содействовать развитию предпринимательства и инновационной инфраструктуры. 4. Информационное обеспечение малого предпринимательства; * Создать центр по обеспечению и ремонту технических средств и производству базы современных ПК; * Организовать сбор и анализ потребности малого предпринимательства для организации маркетинговой поддержки РИАЦ, а также осуществить проведение регулярных маркетинговых опросов в сети РИАЦ * Создать сеть мониторинга и сбора информации об инвестиционных проектах малых предприятий; * Организовать мониторинг развития предпринимательства в районах области и информационное обаспечение районов области и малых городов; * Организовать информационное обслуживание и создать механизм льготного информационного обеспечения малых предприятий области; * Разработать структуру организации по формированию и эксплуатации системы обращения к федеральным базам данных для РИАЦ и предпринимателей. 5. Стимулирование деловой активности и новых форм хозяйствования, создание благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса; * Организовать комплексное бизнес-издание; * Подготовить иллюстрированный буклет о Новогородской области для туризма и бизнеса; * Подготовить и провести социологическое исследование сферы малого предпринимательства; * Подготовить проведение конкурса малых предприятий; * Организовать проведение конкурса; * Организовать проведение конкурса среди районов области за звание активного района; * Оказать содействие АО «НТП» и АО «НБП» и Торгово-промышленной палате в организации телепередач по проблеме предпринимательства; * Создать при администрации области молодежный общественный орган «Молодежный экономический колледж (Молодежное правительство)»; * Оказать содействие кооперативам малых предприятий на основе технологической целесообразности. 6. Развитие инвестиционных процессов и внешнеэкономических связей. * Подготовить постановление администрации области о Фонде социально- экономического развития области и поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, имея ввиду нормативное закрепление минимальной нормы бюджетной поддержки развития предприятий на уровне 1,5% расходной части бюджета; * Финансировать на льготной возвратной основе наиболее значимые предпринимательские проекты в соответствии с приоритетами, определенными в программе «Малый бизнес». Соответствие прохождения в первоочередном порядке проектов, решающих вопрос занятости женщин и молодежи. * Расширить деятельность АО «Новгородская лизинговая компания» по инвестированию эффективных проектов и программ предпринимательства; * Организовать 20-25 малых совместных предприятий с инофирмами; * Организовать международные семинары по вопросам привлечения инвестиций, созданию совместных предприятий, развития малого бизнеса в области; * Разработать пакет технических проектов для малого и среднего предпринимательства с целью привлечения иностранных кредитов для приобретения современных технологий; * Организовать взаимодействие по разработке и предоставлению инвестиционных проектов малого предпринимательства совместно с Северо- Западным венчурным фондом ЕБРР и американским агентством КЭАРСБАК (Фонд поддержки малого бизнеса). 2. Участие органов государственной власти Новгородской области в программе поддержки малого предпринимательства на примере мебельной фирмы Селиванова «Ограниченность экономических и политических возможностей в настоящее время не позволяет малому бизнесу в России на равных конкурировать с крупными корпоративными структурами. Отсюда возникает потребность в разработке политики государственной поддержки малых предприятий с целью устранения трудностей на начальном этапе становления слоя мелких собственников-предпринимателей.»( 4.3. Участие органов государственной власти Новгородской области в программе поддержки малого предпринимательства на примере мебельной фирмы Селиванова. «Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»( В этом определении выделяются субъекты предпринимательской деятельности (собственник или титульный владелец имущества, получивший его в хозяйственное ведение, доверительное (траст) или оперативное управление); его объект (инвестиции, исследование и разработка нововведений, производство, реализация товаров, коммерческие, информационные и другие услуги); цель (прибыль); и принципы организационной деятельности (наличие Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |