бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

структур негосударственной поддержки малого предпринимательства.

Осуществляет свою деятельность как холдинговая структура, контролируя

деятельность нескольких организаций, осуществляющих функции поддержки МП

области. От консультаций по азам бизнеса, до разработки бизнес-планов и

программ регионального уровня - таков диапазон бизнес-парка.

2. ОАО “Новгородский технопарк”. Вначале было структурным подразделением

бизнес-парка, выделившись в 1994 году в самостоятельную структуру

традиционного профиля, входящую в холдинг “Бизнес-парк”. Размещено

непосредственно в университете и ведет активную работу с университетскими и

иными структурами инновационного характера.

3. ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Создана в 1995 году и занимает

важное место в сфере финансовой поддержки МП региона. Единственная в

области имеет лицензию Минэкономики Российской Федерации на осуществление

лизинговой деятельности.

4. Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Боровичи). Действует с 1994

года. Обслуживает несколько районов области и второй по величине город.

Спектр услуг сопоставим с бизнес-парком. Играет большую роль в становлении

МП в регионе.

5. Новгородская Торгово-промышленная палата. Образована в 1994 году.

Является одной из основных структур развития предпринимательства в области.

Обладает широкими правами и возможностями, находясь в системе Торгово-

промышленных палат России. Осуществляет большую пропагандистскую,

методическую, экспертную деятельность, защищает интересы бизнеса во всех

инстанциях, организует международное и межрегиональное сотрудничество

новгородских предпринимателей.

6. Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса (г.Новгород).

Работает с 1995 года как многопрофильное негосударственное некоммерческое

образовательное учреждение. Создано при поддержке Агентства США по

международному развитию (USAID). Взаимодействует с британским фондом “Ноу-

хау”. Подготовило и переподготовило несколько сотен предпринимателей

области.

7. Муниципальное научно-образовательное учреждение “Диалог”. Год создания

1993. Многопрофильное некоммерческое образовательное учреждение

универсального характера. Обладает возможностью вести подготовку кадров для

рыночной экономики от государственных и муниципальных служащих до

предпринимателей любого уровня. Взаимодействует практически со всеми

ключевыми интеллектуальными центрами России.

8. Агентство развития малого и среднего бизнеса. Создано в 1996 году в

рамках Федеральной программы государственной поддержки малого

предпринимательства.

9. Межрегиональный маркетинговый центр. Образован в 1998 году по инициативе

Московского фонда поддержки малого предпринимательства как составная часть

межрегиональной системы маркетинговых центров. В настоящее время

разворачивает свою деятельность. Требуется финансовая и организационная

поддержка Администрации области.

Кроме этого, в области действует большое число различных учебных

заведений системы народного образования, открывших при себе специальные

негосударственные учебные центры или курсы, где за небольшую плату есть

возможность усовершенствовать знания по финансово-экономическим,

юридическим и другим направлениям работы МП. Эти структуры постоянно

организуют изучение налоговых документов, правил торговли, постановлений

Правительства, региональных нормативных документов и т.п., внося свой

ощутимый вклад в общую эффективность работы инфраструктуры поддержки МП.

Несмотря на направленность данного параграфа на рассмотрение

негосударственной инфраструктуры поддержки МП, следует отдельно

охарактеризовать роль двух государственных инфраструктурных организации

области - Новгородского государственного фонда поддержки малого

предпринимательства и Информационно-аналитического центра Администрации

области, чья деятельность напрямую ориентирована на поддержку МП.

Новгородский государственный фонд поддержки малого

предпринимательства. Создан в 1997 году. Является основным финансовым

инструментом области по реализации региональной программы развития и

поддержки малого предпринимательства, проектов развития малого бизнеса.

Ведет большую консультационную работу с субъектами малого

предпринимательства. Оказывает организационную и методическую поддержку

органам местного самоуправления.

Информационно-аналитический центр Администрации области. Возник в 1995 году

в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной

поддержки малого предпринимательства. Способен обеспечить заинтересованных

лиц обширной и достоверной информацией о региональной ситуации,

маркетингового характера, бизнес - консультированием.

Представленный выше далеко не полный список инфраструктурных

организаций области в целом представляет довольно мощное интеллектуальное

образование, играющее важную роль в развитии МП и рыночных отношений в

целом. Важно, что в области не существует проблемы доступности

инфраструктуры или иной методической, организационной поддержки в сфере

малого бизнеса. Довлеет лишь финансовая проблема. Инфраструктура поддержки

бизнеса, ее развитие и укрепление. не должны выходить из списка

региональных приоритетов. Это обязывает власть учитывать в региональных

программах меры поддержки, стимулирующие деятельность и развитие бизнес -

инфраструктуры. В настоящей программе эти принципы сохранены.

Настоящая программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы

изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого

инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном

итоге, - результативности.

В данном подразделе программы сформулирован комплекс логически

связанных положений, определяющих результаты, на достижение которых

ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления

поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых

предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения

ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, здесь

представлена стратегия программы, как общий ее замысел, задающий правила

выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое.

Исходя из приведенных в предыдущих разделах оценок

результативности, структуры и потенциала, а также общих условий МП

возникает объективный вывод о том, что сфера малого предпринимательства

области развита пока не в той степени, которая необходима для более

эффективного решения социально-экономических проблем региона. В этом

случае, когда сектор МП развит слабо, основная задача состоит в том, чтобы

создать условия для его экстенсивного роста. Однако доминирующая ориентация

на рост не исключает решения задач поддержки развития действующих

предприятий как на уровне отраслей, так и на уровне территорий. Поэтому

настоящая программа ориентируется не только на поддержку роста МП, но и на

их развитие в определенном соотношении, на сочетание общей и специальной

поддержки, предусматривающих как прямые, так и косвенные меры поддержки в

оптимальном сочетании.

С учетом возможностей и потребностей региона, выявленных в процессе

проблемно-ориентированного анализа, стратегия данной программы

ориентирована на улучшение следующих параметров результативности малого

предпринимательства:

1. Числа созданных рабочих мест;

2. Балансовой прибыли МП;

3. Объема товаров и услуг, реализованных населению;

Повышение результативности малого предпринимательства по этим

направления предполагается обеспечить за счет:

1. Увеличения числа реально действующих субъектов малого

предпринимательства (малых предприятий, индивидуальных предпринимателей);

2. Увеличения капитальных вложений на производственные нужды:

3. Укрепления потенциала менеджмента.

Основное приращение результативности по данным параметрам

ожидается получить:

27. в пищевой промышленности ( переработка сельхозпродукции);

28. в легкой промышленности;

29. в лесопереработке;

30. в производстве строительных материалов;

31. в сфере услуг.

Из опыта предыдущих периодов, а также по итогам проблемно-

ориентированного анализа ситуации в сфере малого предпринимательства

области следует, что для получения желаемого изменения результативности,

структуры и потенциала МП потребуется изменение следующих условий их

деятельности:

32. совершенствования нормативно-правовой базы МП в целом;

33. совершенствования нормативно-правовой базы в части, определяемой

региональной (муниципальной) властью;

34. совершенствования налоговой системы в целом;

35. совершенствования налоговой системы в части, определяемой

региональной (муниципальной) властью;

36. возможностей получения прямой финансовой поддержки проектов МП из

регионального фонда;

37. условий получения банковских кредитов;

38. механизма получения малыми предприятиями гарантий со стороны

региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед

финансово-кредитными организациями;

39. уровня платежной дисциплины внутри региона (территории);

40. уровня платежной дисциплины вне региона (территории);

41. доступности земли и помещений;

42. совершенствования системы информационного обеспечения деятельности

малых предприятий;

43. возможностей влияния общественных объединений предпринимателей на

принятие управленческих решений, касающихся их деятельности.

Необходимых результатов в поддержке сектора МП и изменения среды

предполагается добиться при осуществлении работы в следующих направлениях:

44. Нормативно-правовая поддержка;

45. Финансово-кредитная поддержка;

46. Поддержка создания и развития материально-технической базы;

47. Содействие обеспечению доступа малых предприятий к современным

технологиям и “ноу-хау”;

48. Поддержка развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг;

49. Поддержка создания и развития кадрового потенциала;

50. Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации;

51. Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;

52. Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки

малого бизнеса;

53. Содействие защите интересов малого бизнеса, безопасности и

социальной защите предпринимателей;

54. Содействие формированию благоприятной социально-психологической

среды малого предпринимательства.

Естественно, что все одиннадцать направлений поддержки в текущих

социально-экономических условиях в полном объеме реализовать невозможно.

Поэтому на основе экспертных заключений проблемно-ориентированного анализа

приоритетными направлениями, по которым имеются наибольшие возможности и

которые способны дать наибольший полезный эффект на данном этапе программы

“Малый бизнес” являются:

55. Нормативно-правовая поддержка;

56. Поддержка создания и развития кадрового потенциала;

57. Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации;

58. Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности;

59. Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки

малого бизнеса.

По каждому из выбранных направлений имеется острая необходимость и

определенные возможности осуществить обширный перечень мероприятий,

способных, в конечном итоге, улучшить результативность малого

предпринимательства, его структуру и потенциал.

Общие цели программы

Основными целями программы являются:

60. увеличение числа вновь созданных рабочих мест c 51.7 тыс.чел. до

53.5 тыс. чел.;

61. увеличение балансовой прибыли малых предприятий с 4.5 млн. руб. до

23.0 млн. руб.;

62. увеличение общего объема работ, выполненного малыми предприятиями с

865.8 млн. руб. до 950.0 млн. руб.;

Достижение основных целей будет обеспечиваться за счет:

63. увеличения числа реально действующих малых предприятий с 2400 до

2520;

64. стимулирования капитальных вложений на производственные нужды с 98.1

млн. руб. до 196.0 млн. руб.;

65. усиления потенциала менеджмента (экспертный расчет) с 1430

специалистов до 1900.

Включенные в программу мероприятия нуждаются в финансовой поддержке.

Бюджетная заявка, представленная в настоящей программе, учитывает

потребности поддержки развития предпринимательства лишь частично. Эксперты,

принимавшие участие в анализе ситуации, и разработчики материалов программы

учитывали дефицит финансовых ресурсов, объективно отражающийся на объемах

финансовых средств, направляемых на цели развития сектора МП области.

Очевидно, что реализация подавляющего большинства мероприятий

программы напрямую зависит от их финансового обеспечения. Особенно это

касается поддержки развития инфраструктуры, столь необходимой для области,

и конкретных инвестиционных проектов, концентрирующихся в настоящее время в

Новгородском государственном фонде поддержки малого предпринимательства и

ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Учитывая это материалы программы

могут быть оперативно переработаны, в случае появления дополнительных

возможностей по финансированию развития сферы МП области

Избыток свободных трудовых ресурсов, вызванный сокращением

деятельности или полной остановкой промышленных и иных предприятий области,

создает благоприятную перспективу привлечения безработных области на малые

предприятия или в индивидуальную трудовую деятельность. Реализацию этого

раздела предполагается осуществлять в тесном контакте с областной службой

занятости населения и ее районными подразделениями, а также общественными

организациями. В частности, при непосредственном участии Новгородского

Женского Парламента в рамках Программы предполагается альтернативное

обучение основам предпринимательской деятельности женщин и молодежи, в том

числе на основе развития семейного предпринимательства и проведение ряда

др. мероприятий.

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления

о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его

отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений

предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных

форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах

предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные,

средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников

этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение,

развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты

в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем

предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп

имеет свои внутренние интересы, отношение к государству и проводимой им

политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую

мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции,

поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с

другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою

независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом,

руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более

сильных партеров, крупный капитал становится орудием экспансии

международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В

определенных условиях такая зависимость приводит к интернационализации

интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от

внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу

внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным

капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства

в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской

государственной экономической политики и формирования определенных правил

рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего

предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП),

представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу

своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и

отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и

социальному положению, они принадлежат к большинству населения,

одновременно являясь как непосредственными производителями, так и

потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую

разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и

непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В

совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической,

производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко реагировать

на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние

предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового

населения всего мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных

странах составляет от 33 до 66% национального продукта. Кроме того сектор

МП более динамично создает новые рабочие места. Так, например, в США за

период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно

500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн.

новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по

стране.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой

развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом

не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого

государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической

силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-

технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран

с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая,

динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и

циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются

питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер

внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и

способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной

стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными

корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним

капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия

жизни и деятельности, а также положение активного производителя и

одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной

жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами

из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное

поведение представителей МП, основанное на прямой зависимости от местных и

национальных интересов.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в

странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не

противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип

кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не

подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в

сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не

случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических

идей рождаются в малых фирмах.

Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый,

относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах.

Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению

общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности,

то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым

структурным и техническим сдвигам.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации

экономической жизни общества со своими отличительными особенностями,

преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование

на локальном рынке, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры этого

рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на

определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное

дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются

его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при

определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

С одной стороны быстрое реагирование МП на изменения условий

функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой

- зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических

и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки

производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов

(научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.