|
Проблемы цикличного развития экономикиНесмотря на множественность точек зрения, большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. В экономике, ориентированной главным образом на рынок, предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно выгодно продать. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в большом количестве. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становится постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен. Традиционными можно назвать следующие направления в исследовании циклов и кризисов. Во-первых, объяснение недопотреблением населения (ограниченностью платежеспособного спроса), вызывающим перепроизводство. Эту позицию разделяли утописты, к ней, в конечном счете, примыкали марксисты. Лекарством от кризиса они считали стимулирование потребления. Практика между тем убеждает нас в том, что возникающий недостаток недопотребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризиса. Во-вторых, группа теорий, объединяемых понятием «диспропорциональности» или «не равновесия». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Составной частью этой группы можно так же считать концепцию, объясняющую кризисы ошибками в государственной фискальной политике, сбоями в денежном хозяйстве или банковской сфере. Анализируя различные теории экономического цикла, в первую очередь, можно разделить их на следующие категории: теории, которые являются экстернальными (внешними) и теории, которые являются интернальными (внутренними). Экстернальные теории видят главные причины экономического цикла за пределами экономической системы: в солнечных пятнах, в открытии золотых месторождений, освоением новых территорий связанной с этим миграцией населения, темпах роста населения, в войнах и революциях, мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства. Интернальные теории видят главные причины экономического цикла внутри самой экономической системы. Согласно этому подходу, в каждом подъеме содержатся «зерна» спада, а каждый спад экономики несет в себе «семена» оживления. И так до бесконечности. Здесь имеет место самовоспроизводящая система экономического цикла. Можно привести простой пример относительно чисто интернальной теории. Все товары длительного пользования, средства производства имеют среднюю продолжительность жизни 8 -10 лет, можно пытаться объяснить экономический цикл, чья продолжительность колеблется в тех же пределах. Если вдруг случается бум, и тут уже не важно по какой причине, то за один и тот же период времени будет произведено значительное число новых капитальных благ. Через несколько лет, еще до того, как эти блага поизносятся, возникнет ограниченная потребность в возмещении. Что и вызовет рождение депрессии. Уже через 8-10 лет все капитальное оборудование будет изношено. Возникнет необходимость его заменить, а это подтолкнет к инфляционному буму, который в свою очередь подведет к десятилетнему циклу с депрессией и бумом. Вот так, основываясь на представлениях о самогенерирующих «волнах возмещения», можно вывести чисто интернальную теорию экономического цикла. Экономический цикл подобен креслу-качалке, которое раскачивается случайными внешними толчками. Толчки не носят строго упорядоченный характер, ведь значительные технические открытия никогда не имеют регулярной периодичности. Но частота и амплитуда колебаний кресло- качалки в определенной степени зависит от внутренних факторов, так же и экономическая система в соответствии с ее внутренней природой отвечает на колебания внешних факторов. Как видно, нельзя не учитывать и внешние и внутренние факторы при объяснении экономического цикла. Все больше экономистов становится на позиции комбинирования или синтезирования экстернальных и интернальных теорий. 4.ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ. В экономической теории известно несколько типов экономических циклов, которые называют волнами: - циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет) – «длинные волны»; - циклы С. Кузнеца (18-25 лет); - циклы К. Жугляра (10 лет); - циклы Дж. Китчина (2 года 4 месяца). Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина, посвятившего этой проблеме свою работу в 1923 году. Китчин связывал продолжительность цикла, которую он принимал равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Однако, в настоящее время подобное объяснение причин краткосрочного цикла может удовлетворить очень немногих. Большинство современных экономистов, поддерживающих идею существования краткосрочных экономических циклов, склонно рассматривать их лишь как неотъемлемую часть общей циклической системы, основу которой составляют среднесрочные экономические циклы, получившие название циклов Жугляра, по имени французского экономиста, исследовавшего экономические колебания во второй половине XIX века. Клемент Жугляр рассматривал экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере денежного обращения, точнее, кредита. Кризис - основную фазу цикла - Жугляр оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызванных банковской деятельностью, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, основную причину которых некоторые экономисты видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов. Следует упомянуть и о так называемых строительных циклах, или циклах С. Кузнеца (американского экономиста). С. Кузнец считал, что колебательные процессы (длительность цикла 15-20 лет) связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву. Его исследования охватывают развитие Англии, Франции и США за период 100 – 150 лет. Он обобщил материалы с конца ХVIII в. по таким показателям, как средний уровень товарных цен, процент на капитал, номинальная заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца. В результате исследований он выделил следующие большие циклы (50-60 лет): I цикл с 1787 по 1814г.- повышательная волна, с 1814-1851г. – понижательная волна; II цикл с 1844 по 1875г. - повышательная волна, с 1870 по 1896г.- понижательная волна; III цикл с 1896 по 1920г. – повышательная волна. Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют большие экономические циклы. Большие экономические циклы не могут быть объяснены случайными причинами. Кондратьев объяснял существование больших экономических циклов тем, что длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ неодинакова, Равным образом для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют мосты, дороги, здания и другая инфраструктура. Они же требуют и наибольшего времени и наибольших аккумулированных капиталов для их создания. Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых элементов инфраструктуры. Однако действие этой основной причины усиливается действием вторичных факторов. Начало подъема («повышающая волна») совпадает с моментом, когда накопление достигает такого состояния, при котором становиться возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производственных фондов. Подъем сопровождается осложнениями, вызываемыми промышленным кризисом среднесрочного цикла. Понижение темпа экономической жизни («понижающая волна»), вызванное накапливающейся совокупностью экономических факторов отрицательного характера, в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и сосредоточение капитала в руках промышленно-финансовых групп. Все это создает предпосылки для нового подъема, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил. В соответствии с концепцией Кондратьева, начало подъема в новом большом экономическом цикле приходилось на середину 40-х годов, а следующего - на середину 90-х годов. В результате исследования материалов по данной теме я могу сделать следующие выводы: Циклы по Кондратьеву выражаются изменениями, либо уравнений экономических показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршала (1842- 1924гг.), ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последовательное восстановление длительного экономического равновесия. Он установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождающие большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в обновление техники и создание новых технологий. В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (1929-1933гг.). Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений науки. С тех пор длительные циклы называются «циклами Кондратьева». - 5.НЕЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ. Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. С одной стороны, существуют сезонные колебания деловой активности. Например, покупательский бум перед Рождеством или Пасхой ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство в какой-то степени также подвержены сезонным колебаниям. 6.ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы. | Признаки |Неокейнсианство | Неоконсерватизм| | Ориентации | На спрос | На предложение | | | | | | |Регулирование |Создание стимулов | |Цели |хозяйства в целом |деятельности | | |(макроэкономика) |(микроэкономика) | | | | | | |Налогово-бюджетная |Кредитно-денежная | |Приоритеты |политика. |политика | |регулирования |Кредитно-денежная |Налогово-бюджетная | | |политика |политика | | | | | | |Поощрение |Ограничение | |Оценка роли | | | |государства | | | В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики). Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний. Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во- вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства. Что же происходит в обратном случае, то усть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно- денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности В общем, и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность. 6.1 Бюджетно-налоговые инструменты Бюджетно-налоговая политика – инструмент текущей конъюнктурной политики государства, ориентированной главным образом на поддержание макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки, бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике. Реализуются они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом. При оценке состояния государственных финансов, определении основных решений в области бюджетно-налоговой политики и расчётах государственного бюджета используется весь комплекс методов статистического и макроэкономического анализа, экспертных оценок, нормативный и балансовые методы. Соответствующий раздел годового Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должен включать и предложения по реализации в предстоящем году намеченных в долго- и среднесрочных прогнозах структурных реформ в бюджетно-налоговой сфере. Рекомендации по проведению структурных реформ во всех типах прогнозов разрабатываются отдельно по налоговой и бюджетной системам с учётом достигнутых к моменту составления прогноза результатов реформирования и конкретных проблем, возникающих в ходе практического применения бюджетного и налогового законодательства. Реформирование налоговой системы Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о международной практике построения эффективных налоговых систем, приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ, изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся: - Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли косвенных налогов и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество; - Наличие различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды; - Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов; - Неупорядоченность введения различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов. - Учитывая необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере. - В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём преобразования в целевые бюджетные фонды. - Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы: - а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень налоговых изъятий; - б) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру; - в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей; - При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков. Реформирование бюджетной системы За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль. Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация расходов и доходов бюджета (включая экономическую), а также |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |