|
Проблема привлечения инвестиций в экономику Россииположений, является применение на практике существующих правовых норм. Административная практика в Российской Федерации отличается полным произволом. Часто российские исполнительные органы не применяют существующие законы и международные договоры, заключенные Российской Федерацией. В частности, это имеет место тогда, когда предметом этих законов и договоров является предоставление льгот для иностранных инвесторов. Российская экономика страдает от особенно высокой экономической преступности. Тем не менее, компетентные российские органы, в частности, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях./13/ Одним из наиболее значительных препятствий в практике инвестиций является российское налоговое и таможенное законодательство. Управляющие и собственники акционерных обществ не могут обеспечить оздоровление производства из-за того, что существующее фискальное налоговое бремя слишком велико. Налоги нередко поглощают даже амортизационные отчисления и не возвращаются в виде инвестиционной подпитки предприятий. Основными препятствиями для иностранных инвесторов являются неудовлетворительный механизм правового регулирования и применение основных правил российскими налоговыми и таможенными органами./12/ Задержки с принятием и вступлением в силу ряда основополагающих законопроектов, касающихся инвестиционной деятельности, лишь усугубляет влияние последствий финансово–экономического кризиса и тормозит процесс восстановления доверия отечественных и иностранных инвесторов, а также может привести к дальнейшему снижению инвестиций в экономику России. В связи с этим можно напомнить, что до сих пор остаются не принятыми важные законы для активизации инвестиционной деятельности такие, как: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». /13/ 2.2. В ы с о к и е и н в е с т и ц и о н н ы е р и с к и Остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Причина слишком высоких рисков кроется в том, что большинство предприятий попросту не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой “прозрачности” предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности./14/ Значительно криминализованная хозяйственная среда, финансовые трудности большинства предприятий, большие долги многих из них перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и другими субъектами, неконкурентоспособность дезинтегрированных товаропроизводителей лишенных в основном инновационной базы и преимуществ крупномасштабного производства – все это настораживает инвесторов, так как повышает риски капиталовложений./15/ 2.3. П а с с и в н о с т ь г о с у д а р с т в а к а к и н в е с т о р а Уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Слабое участие государства в инвестиционном процессе, прежде всего на федеральном уровне, во многом объясняется истощением бюджета за годы радикальных экономических реформ, лишивших его традиционных источников пополнения. Улучшение наполняемости бюджета в последнее время принципиально не меняет положение. Наряду с этим государство не доверяет предпринимательской среде им же созданной за годы реформ. В результате либеральных преобразований государство почти утратило права и возможности распоряжаться собственным капиталом в материальном производстве, первоначально отданном на неэффективное использование, бросовую или незаконную приватизацию. При этих обстоятельствах было бы не разумно вкладывать в неуправляемую хозяйственную стихию значительные суммы из бюджетных средств, особенно в виде прямых инвестиций. Как кредитор государство также не может не учитывать большой риск невозвратности одалживаемых денег./7/ Влияние пассивности государства на инвестиционную ситуацию в России проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма «запуска» инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, претворяется в жизнь, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему негосударственный сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства. 2.4. С л а б о с т ь б а н к о в с к о г о с е к т о р а Эксперты московского представительства Всемирного банка считают основной проблемой российской экономики отсутствие в банковском секторе механизмов направления потоков инвестиций в наиболее эффективные отрасли экономики. В настоящее время банки не являются ни аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение ./10/ Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в экономику. Причины такого положения многообразны. Во- первых, население не доверяет свои сбережения банкам, особенно при отсутствии твердых гарантий сохранности вкладов, предпочитая хранить их в иностранной валюте. После банковского кризиса процесс восстановления доверия населения к сберегательным учреждениям протекает с большими трудностями. При сохранении высокой доли сбережений в неорганизованных формах и отсутствии механизма их трансформации в инвестиции национальная экономика несет существенные потери от недоиспользования накопленного инвестиционного потенциала. Другая проблема - широкомасштабный вывоз капитала из России, который мог бы аккумулироваться в банках и использоваться для инвестирования ./12/ Неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется в банковском секторе. При высоких рисках сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, не склонны к инвестиционным проектам. Они ограничиваются главным образом краткосрочными кредитами, избегая финансирования строительства и промышленного производства. Их опасения небезосновательны, если учесть размах неплатежей, состояние фактического банкротства многих предприятий, отсутствие достаточной помощи со стороны государства, диктат криминала и алчность коррумпированного чиновничества, безответственное отношение управленцев и собственников к акционерной и государственной собственности. /14/ С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда пойдут, и банки не будут препятствовать этому процессу. Несмотря на вышеизложенные факты, потенциально Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким уровнем образования населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго- Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны. Но для широкомасштабного привлечения капитала требуется четкая, недвусмысленная инвестиционная политика государства ./9/ 3.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА По мнению Центра экономической конъюнктуры, для системного подхода к стимулированию инвестиционной деятельности среди неотложных мер, наряду с нормализацией финансовой и денежно–кредитной системы, совершенствованием налогового законодательства, должны быть и такие: - определение конкретных направлений инвестиционной деятельности с целью восстановления воспроизводственных процессов в экономике и повышения конкурентоспособности отечественной продукции; - рациональное использование государственных инвестиций, совершенствование механизма формирования федеральных инвестиционных программ; - содействие со стороны государства институциональным преобразованиям, в том числе по восстановлению рынка ценных бумаг и созданию эффективной системы трансформации сбережений в инвестиции; - реорганизация банковской сферы с целью усиления инвестиционной направленности банков; - продолжение работ по созданию эффективной системы гарантирования инвестиций, направляемых в сферу производства; - проведение мероприятий по снижению размеров задолженностей хозяйствующих субъектов, вытеснению из платежного оборота квазиденежных средств, совершенствование амортизационной политики с целью увеличения собственных средств предприятий на инвестиционные вложения ./16/ 3.1. И н в е с т и ц и о н н а я п о л и т и к а ф е д е р а л ь н о г о ц е н т р а Инвестиции для технического перевооружения действующих предприятий и выпуска ими конкурентоспособной продукции могут быть привлечены за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. В законе «О федеральном бюджете на 2000 год» регламентировались основные условия формирования и использования финансовых ресурсов страны для финансирования, кредитования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов./15/ Государственная поддержка реализации этих проектов за счет средств Бюджета развития Российской Федерации как части федерального бюджета осуществляется только на конкурсной основе по следующим направлениям: - выделение средств из федерального бюджета на возвратной и платной основах для осуществления высокоэффективных проектов при условии, что в структуре источников финансирования собственные и заемные средства составляют от 50 до 80 % (в зависимости от категории проектов - экспортоориентированные, импортозамещающие), при этом собственные - не менее 20 %; - предоставление гарантий до 60 % от объема заемных средств, вкладываемых кредитными организациями, в реконструкцию действующих или создание новых производств. Необходимое условие при этом - также наличие собственных средств у организации, реализующей проект в объеме пятой части его стоимости; - привлечение ссуд за счет внешних заимствований на закупку импортного оборудования под гарантии правительства в размере 85 % цены контракта сроком на 5-9 лет в зависимости от категории проекта при средней процентной ставке 7-9 %. Обязательными в этом случае являются уплата предприятиями аванса в размере 15 % суммы контракта, таможенных пошлин и сборов (5,15 % стоимости оборудования), НДС на оборудование (20 %) и наличие финансовых ресурсов для осуществления строительно-монтажных работ и приобретения оборотных активов, прочих затрат, которые не включаются в сумму кредита. Средства федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляются только тем предприятиям, которые включены в состав федеральной адресной инвестиционной программы. Начиная с 1997 г., количество финансируемых государством целевых программ было значительно сокращено. Бюджетные средства на безвозвратной основе предоставляются негосударственным коммерческим организациям только при условии передачи ими в федеральную собственность дополнительно выпускаемых акций, стоимость которых эквивалентна размеру государственной поддержки. /17/ Важным источником пополнения инвестиционного потенциала экономики является кредитная политика государства. Кредитование реального сектора ведется с помощью следующих мер: проведения политики низких процентных ставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетных предприятий с целью минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование, импорта передовой технологии; индивидуального определения Банком России условий рефинансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от его инвестиционной программы, с тем чтобы стимулировать работу коммерческих банков с реальным сектором./11/ Несколько слов о механизме льготного кредитования предприятий. Например, давно сложилась практика предоставления льготных кредитов предприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности. В то же время значительные потери урожая связаны с износом сельскохозяйственной техники. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение находится в упадке, а на льготные кредиты покупается импортная сельскохозяйственная техника. Поэтому в программе финансовой помощи сельскому хозяйству целесообразно предусмотреть заключение государственных заказов на производство отечественных сельскохозяйственных машин. Выдачу льготных кредитов производителям сельскохозяйственной продукции следует заменить продажей им сельскохозяйственной техники с дотациями к цене или на льготных условиях аренды. Аналогично надо переориентировать финансовые потоки на поддержку машиностроения для легкой и пищевой промышленности. /2/ Вместо прямой финансовой помощи иногда эффективнее использовать механизм государственных гарантий по инвестиционным проектам, осуществляемым в приоритетных отраслях. Государство оказывает помощь инновационному бизнесу через страхование инвестиционных рисков в высокотехнологичных отраслях, а так же предоставление гарантий по возврату займов инвесторам, но используются эти инструменты достаточно редко. Во внешнеэкономической сфере главной задачей остается предотвращение вывоза капитала, стимулирование прямых иностранных инвестиций и технологического импорта. Действенной мерой может стать регламентация вывоза капитала, и в первую очередь предприятиями ТЭК. В последнее время ведущие экспортные производства осуществляют крупные инвестиционные проекты за рубежом. С учетом государственных интересов можно ограничить рост иностранных активов предприятий, используя права акционера, а также механизм выдачи лицензий на инвестирование за границей. Важную роль в оживлении машиностроительного производства сыграет ужесточение условий при разработке месторождений в рамках соглашения о разделе продукции в отношении освоения инвестиций в большей степени за счет приобретения отечественных машиностроительных изделий./15/ Значительные финансовые ресурсы находятся в «теневом» секторе экономики. Для их привлечения необходимо принять государственную программу легализации этой части капитала и прав собственности на него, сосредоточив внимание на финансовых инструментах для его возврата. И первые шаги в этой области производятся. Стимулирование технологического импорта возможно путем применения льготного налогообложения (снижение налогов на платежи по импортным технологиям, установление тарифных льгот на оборудование, не производимое внутри страны)./10/ Среди других инструментов инвестиционной политики, используемых федеральным центром, можно назвать следующие. 1)Управление процессами амортизации капитала для наращивания инвестиционных возможностей предприятий за счет собственных средств. Используется слабо. Для более интенсивного использования в амортизационной политике необходимо осуществить правильный учет сроков физического и морального старения основного капитала, порядка амортизационных списаний, а также сроков и величины предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов и льгот. 2)Усиление валютного регулирования, направленного на аккумулирование в стране валютных ресурсов. Значительная часть их должна конвертироваться в рубли и тем самым способствовать увеличению кредитного и инвестиционного потенциала экономики с целью пополнения оборотных средств предприятий для оживления производства и роста инвестиций. Наибольший объем денежных ресурсов находится у экспортеров. Необходимы такие правовые условия, чтобы доходы от экспорта преобразовывались в инвестиции внутри страны. Аккумулирование финансовых ресурсов экспортеров достигнуто в рамках принятия правительством решения о продаже большей части валютной выручки. Эта мера привела к росту у экспортеров рублевых остатков, расширению их инвестиционных возможностей и платежеспособного спроса на продукцию инвестиционных отраслей (особенно создающих средства производства для ведущих экспортеров) и развитию импортозамещающих производств. /12/ 3)Повышение государственного контроля за распределением прибыли предприятий, находящихся полностью или частично в государственной собственности, и преобразование ее в инвестиции внутри страны в соответствии с национальными приоритетами развития экономики при использовании прав собственности. Так, если экспортеры в результате обязательной продажи большей части валютной выручки получат избыточную рублевую массу, то целесообразно предусмотреть возможность ее частичного размещения на счетах государственных банков (например для «Газпрома» в объеме дивидендов, причитающихся на акции государства). Далее эти средства могут использоваться в рамках государственных программ для инвестиций в машиностроение с целью выпуска современного оборудования для реконструкции предприятий ТЭК. Кроме того, управлять распределением избыточной рублевой массы и прибыли экспортеров можно, в частности, через установление в правовом порядке ограничений, в соответствии с которыми инвестиции в основной капитал должны осуществляться в размере до 70 % за счет продукции отечественных предприятий, а до 30 % - за счет импорта. Этот инструмент инвестиционной политики почти не используется российским правительством./9/ 4)Снижение налогового бремени для увеличения объема собственных средств предприятий, которые они смогут направлять на модернизацию производства /18/. Иллюстрируя деятельность федерального центра в законодательной сфере, можно сказать, что в июле 1998 года Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях», была разработана и принята Правительством Российской Федерации «Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998–1999 годы». Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года № 1020 «Порядок предоставления государственных гарантий по осуществлению лизинговых операций», 12 февраля 1998 года Государственная Дума преодолела вето Президента Российской Федерации и приняла законопроект «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года «Об организации Российской выставки инвестиционных проектов», 23 декабря 1998 года одобрен Советом Федерации закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». В то же время ряд важнейших законопроектов остается на стадии разработки, в том числе: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»./12/ В целом можно сказать, что федеральный центр проводит недостаточно активную инвестиционную политику. В связи с этим бремя привлечения инвестиций в большей мере ложится на региональные власти. 3.2.И н в е с т и ц и о н н а я п о л и т и к а р е г и о н о в По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность. В общей сложности субъекты Федерации разного уровня - республики, края, области, автономные образования приняли 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе 50 законов. Только в 1999 г. приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской республике, республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинской областях./5/ Анализ ряда региональных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается по линии системного улучшения положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей. В целом большинство принятых в регионах нормативных актов предусматривают: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным колитам и инвестициям отечественными и иностранными инвесторами; предоставление налоговых льгот региональными государственными органами. Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, как известно, в 1993-1994 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия, Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала /20/. С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельные области России, продвинувшись в стратегии решения инвестиционной проблемы: их законодательство было направлено в равной мере на стимулирование всех потенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 1996 года приняла закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его в необходимых гарантиях сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природно- сырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области./11/ Периодические издания регулярно публикуют материалы об инвестиционной привлекательности тех или иных регионов, уровне их рейтингов, перечни разработанных инвестиционных проектов. Регионам нужны инвестиции, существуют потенциальные инвесторы, однако процесс инвестирования развивается вяло. Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектах Федерации инвестиционной политики являются: - принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; - предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера, соответствующих современной мировой практике; - создание организационных структур по содействию инвестициям; - содействие инвесторам в получении таможенных льгот; - гарантии области и поручительств банкам под выделенные ими средствам для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе; аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов и др./21/ Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовых средств для реализации тех или иных проектов, также используются косвенные формы поддержки: - освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (снижение их ставок). В 1997 г. налоговые льготы для инвесторов существовали в 39 субъектах Федерации. Налоговые льготы применяются и на муниципальном уровне; - отсрочки по налогам и арендным платежам; - предоставление зданий и земли (право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям); - гарантии местных органов власти. /19/ Стройная и последовательная система стимулирования инвестиций в регионе дает положительные результаты. Новгородская область, не богатая запасами природных ресурсов, в 90-е годы создала систему привлечения и сопровождения инвесторов, сопоставимую с мировой практикой. Система налоговых льгот и законов, закрепляющих их, складывалась поэтапно, начиная с 1994 года, а в 1998 году в области вступил в силу «Закон об инвестиционной деятельности в Новгородской области», в котором сведены все ранее введенные «правила игры» для инвесторов. Иностранные инвесторы пока отказываются кредитовать предприятия российских регионов: риски и неопределенность слишком велики. Для них наиболее приемлемы гарантии, предоставляемые на уровне руководства субъектов Федерации, и такие гарантии получают распространение. Комплекс гарантий, например, со стороны администрации Новгородской области по обеспечению иностранных инвестиций включает в себя: гарантийный фонд, предусмотренный статьей 21 «Закона о бюджете» области; полное бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов; сопровождение перспективных проектов областным экономическим комитетом и оказание помощи в разрешении проблем, касающихся федеральных органов власти /19/. Регионы прилагают большие усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Поволжье). Активно формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в Татарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской, Самарской областях), задачи которых - разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов, предоставление необходимой информации и т.п. В Рязанской области создана информационная система ИКАР (информационный компьютерный атлас региона), помогающий инвесторам быстро получить полную и точную информацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные для инвестиций объекты . Как правило, все указанные структуры финансируются из бюджета, и их возможности ограничены, поэтому в дополнение к ним создаются коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционной документации, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований и т.п./12/ Таким образом, многие регионы за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом инвестиционная ситуация в России характеризуется, как неблагоприятная для нормального развития производства и дальнейшего закрепления наблюдающегося экономического роста. Но, несмотря на это, федеральный центр не уделяет должного внимания развитию инвестиционной деятельности, перекладывая решение этой проблемы на региональные власти. Преодоление инвестиционного кризиса и восстановление нормального воспроизводственного процесса в стране - сложная общеэкономическая задача, которая требует максимальных совместных усилий и Центра и регионов для создания благоприятных условии инвестирования в реальный сектор. Однако самая продуманная инвестиционная политика может дать эффект только вместе с совокупностью изменений в государственной бюджетной, налоговой, промышленной политике, и с этой точки зрения акценты должны быть смещены на федеральный уровень. /22/ В связи с этим можно предложить ряд первоочередных мер, принятие которых позволило бы увеличить инвестиционную активность: - ограничение суммарного налогового бремени, а так же реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти; - в методике начисления налога на добавленную стоимость (НДС) для конечной продукции целесообразно перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС; - улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства. - необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях; - требуется ужесточение борьбы с коррупцией и активизация деятельности правовых органов по защите прав инвесторов. Особое внимание нужно уделить защите прав интеллектуальной собственности; - необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов; - необходимо принять ряд мер по защите прав собственности. В частности законодательно расширить права меньшинства акционеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров; - существенного совершенствования требует валютное регулирование; - в кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы, включающую банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии; создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков; повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков; - ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан; - необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты; - неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниями, чтобы ускорить процесс обновления экономики; - наконец, необходима стабилизация темпов инфляции и уровня цен в стране./21/ Принятие вышеизложенных мер позволило бы активизировать инвестиционную деятельность, что закрепило бы наблюдаемый в России последние два года экономический рост и увеличило бы его темпы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-1999.-№1.- С.15-19 2. Толстобородов И. Инвестиции в производство: Реальность и перспективы // Консультант директора.-1999.-№19.-С.16-22 3. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: пер. с англ. М.: ИНФРА-М,1998.-1028с. 4. Инвестиционная деятельность в России: условия, результаты, инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности (По материалам Госкомстата) // Вопросы статистики.-2000.-№1.-С.69-76 5. Зелтынь А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика // ЭКО.-2000.- №6.-С.10-29 6. Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.-С.30- 35 7. Коссов В. Инвестиции в российской экономике: новые условия и подходы // Проблемы теории и практики управления.-2000.-№1.-С.29-31 8.Ульянов И.С. Регрессивный анализ некоторых показателей инвестиционной деятельности // Вопросы статистики.-1999.-№6.-С.84-86 9. Игонина Л.Л. Государственное участие в инвестиционной деятельности // Финансы.-1999.-№11.-С.20-22 10. Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО.-2001.- №1.-С.76-84 11. Грицина В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист.- 2000.- №3.-С.8-19 12.Борисова Е.В. О государственно-правовом регулировании инвестиционного процесса в России // Закон иправо.-2000.-№8.-С.23-26 13. Инвестиционный климат в России (Доклад экспертного института) // Вопросы экономики.-1999.-№12.-С.4-33 14. Крылов В.И. О мерах по улучшению инвестиционного климата в России // Внешнеэкономический бюллетень.-2000.-№5.-С.46-49 15. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности // Экономист.-1999.-№3.-С.27-34 16. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики.-2000.-№4.-С.13-26 17. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2001 год. // Российская газета .-2001.-4 янв.-С.5-7 18. Пансков В. Налоги и налоговая политика // Российский экономический журнал. – 1996.-№ 1.-С.21-25 19. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов // Мировая экономика и международные отношения.-1997.- №3.-С.19-23 20. Инвестиции в экономику России (по данным Госкомстата) // Вопросы статистики.-1999.-№2.-С.49-53 21. Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал.-2000.-№1.-С.49-56 22. Воронцовский В. Инвестиции и финансирование. - СПб.: Издательство санкт- петербургского университета, 1998.-528с. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |