бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовые системы современности

где оно также признается, но выражено Конституцией в более умеренной форме,

ибо Конституция говорит[2] не о нормах международного права, а "о договорах

и соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных".

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что различные страны романо-

германской правовой семьи объединены в настоящее время единой концепцией,

согласно которой, первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее

наблюдаются и существенные различия между системами этих стран, которые

касаются конституционного контроля, кодефикации, различной роли закона и

регламента, толкования закона.

Англо-американская правовая семья или система "общего права."

В отличии от государств романо-германской правовой семьи, где основным

источником права является введенный в действие закон, в странах англо-

американской правовой семьи основным источником права служит норма,

сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому

делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Англо-американское общее право, как и римское право развивалось

руководствуясь принципом: "Право там, где есть и защита", поэтому несмотря

на все попытки кодификации (И.Бентам и д.р.) английское "общее право"

дополненное и усовершенствованное положениями "права справедливости", в

основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Но это с

другой стороны не исключает возрастания роли статутного (законодательного)

права.

Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру:

"общее право" - основной источник; "право справедливости" - дополняющее и

корректирующее этот основной источник, и статутное право - писаное право

парламентского происхождения. Это разумеется несколько упрощенное,

схематизированное изображение.

В англо-американской правовой семье следует различать группу

английского права, и связанного с ним по своему происхождению права США.

В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия,

Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской

империи. Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой, и

английское "общее право" получило распространение во многих странах мира. В

результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по

нормам английского права.

Вторую группу образует право США, которое имея своим источником

английское "общее право", в настоящее время является вполне

самостоятельным.

"Общее право" - это система, несущая на себе глубокий отпечаток его

истории, а история эта до 17 века - исключительно история английского

права.

Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое. После

нормандского завоевания Англии (1066г.) основная роль в осуществлении

правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне.

Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в

королевские суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера

выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский

суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях. Но

постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе

деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми

и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента.

Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось

обязательным и для всех других судей. "Английское "общее право" образует

классическую систему прецедентного права или права, создаваемого судьями".

Структура права в англо-американской правовой семье (деление на

отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права,

юридический язык, совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье.

В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь

его заменяет деление на "общее право" и "право справедливости". Отрасли

английского права выражены не столь четко как в континентальных правовых

системах, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания.

Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено

преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую

юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публично и частно-

правовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Разделенная юрисдикция

ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция

действует очевидно в обратном направлении. Во-вторых, английское право

развивалось постепенно, путем судебной практики и законодательных реформ по

отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому

английскому юристу право представляется однородным. Английская доктрина не

знает дискуссий о структурных деления права. Она вообще предпочитает

результат теоретическому обоснованию.

Особенности правовой системы США

Английские поселенцы, обосновавшиеся на территории США, принесли с

собой и английское право. Начиная с 1607г. - даты образования первой

колонии-оно считалось единственным действующим правом; обычай и традиции

местного вытесняемого населения игнорировались как нечто нецивилизованное и

враждебное. Однако, английское право претерпело в колониях (всего их было

13) известное изменение.

Это было обусловлено тем, что социально-экономические условия и

порядки в колониях были свободны от феодальных наслоений, существенно

отличались от ситуации в метрополии. Потребность в регламентации новых

отношений складывавшихся колониях при отсутствии централизованной судебной

власти, способствовала утверждению идеи о необходимости писаного

кодефицированного права. По тем же основаниям - специфика общественных

отношений - английское право применялось с оговоркой "в той мере, в какой

его нормы соответствуют условиям колоний".

Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного

национального американского права, порывающего со своим "английским

прошлым". Принятие писаной федеральной конституции в 1787г., и конституций

штатов, вошедших в состав США - был первым и важным шагом на этом пути.

Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила

прецедента и других характерных черт "общего права". В ряде штатов были

приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные

кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные

до провозглашения независимости. Однако перехода американской правовой

системы в романо-германскую правовую семью не произошло.

Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или испанскими

колониями (Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, которые,

однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены "общим правом".

В целом же в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное

право во взаимодействии с законодательством.

В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих странах

существует в общем одно и то же деление права, используются одни и те же

понятия и трактовка нормы права. Для американского юриста, как и для

английского, право - это прежде всего право судебной практики; нормы,

выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского

права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы

судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные

решения, их применившие.

Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную

структуре "общего права". Однако только в целом: стоит приступить к

рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные

структурные различия между американским и английским правом, многие из

которых действительно существенные и не могут сбрасываться со счетов.

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с

федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма

широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство

и свою систему прецедентного права. В этой связи можно сказать, что в США

существует 51 система права - 50 в штатах и одна федеральная.

Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от

другого, и поэтому совершенно не обязательно, что решениям, принятым в

судах одного штата, будут следовать суды других штатов. Как не сильна

тенденция к единообразию судебной практики, тем не менее не редки случаи,

когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а

иногда и прямо противоположные решения. Это создает коллизии, которые

усугубляют возможность расхождения решений судов штатов (рассматривающих

подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны

определенные категории дел.

Ежегодно в США публикуются свыше 300 томов судебной практики и,

несмотря на широкое использование современной компьютерной техники, поиск

прецедентов продолжает оставаться нелегким делом.

Не меньше, а пожалуй даже больше чем суды, различий и расхождений в

право страны вносит законодательство штатов. Так, в одном установлен режим

общности имущества супругов, а в другом - раздельности; различны основания

развода; меры уголовного наказания за одно и тоже деяние и т.д. Все это

делает правовую систему США еще более сложной и запутанной, чем английская.

Еще одно отличие американского права от английского - это несколько

иное, более свободное действие привила прецедента. Высшие судебные

инстанции штатов и Верховный Суд США ни когда не были связаны своими

собственными прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в

процессе приспособления права к изменяющимся условиям общественной жизни.

Это более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в

свете правомочий американских судов (не известного английским судам)

осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный Суд штата и

Верховный Суд США могут таким образом отказаться от прецедента

конституционного толкования. Право конституционного контроля, особенно

активно используемое Верховным Судом, подчеркивает роль судебной власти в

американской системе правления.

Большие возможности судебного воздействия на законодательство не

отменяют того факта, что законодательство в правовой системе США имеет

больший удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии. Это

связано прежде всего с наличием писаной конституции, а точнее целой системы

конституций: федеральной, существующей уже двести лет и играющей

значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Но дело не

только в наличии конституций. Как уже отмечалось выше, штатам представлена

достаточно широкая законодательная компетенция и они активно пользуются ею.

Отсюда значительный по масштабам массив законодательства - статутного права

на штатном уровне.

Централизация, которой характеризуется развитие американской

федерации, усиление государственного вмешательства в условиях

государственно - монополистического капитализма привели и значительному

увеличению объема федерального законодательства, а также к росту

нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента,

федеральных служб и т.д.

В статутном праве США встречается и немало кодексов, которых не знает

английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25

штатах – гражданско-процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых

- уголовно-процессуальные. Но за исключением штатов французского

происхождения, упоминавшихся выше, во всех остальных кодексы отнюдь не

напоминают европейские. В кодексах видят плод консолидации, более или менее

удачной, а не основу для выработки и развития нового права, как в странах

романо-германской семьи. Презюмируется, что законодатель хотел

воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судебной практикой.

Особой формой кодефикации в США стало создание так называемых

единообразных законов и кодексов, цель которых установить возможное

единство в тех сторонах права, где это особенно необходимо. Подготовку

проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия

представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и

Американской Ассоциацией адвокатов. Для того, чтобы проект стал законом, он

должен быть принят в качестве такого штатами.

Среди таких кодексов первым и наиболее известным является

Единообразный торговый кодекс, который был официально одобрен в 1962 г. В

нем 10 разделов и 400 статей. Он не охватывает все торговое право, но то,

что вошло в него, регламентировано достаточно детально, особенно нормы о

продаже товаров, об оборотных документах, обеспечении сделок. Не трудно

понять, почему в первую очередь обратились к унифицированной кодефикации

торгового права. Интересы бизнеса, "делового мира" страны предопределили

как основное направление унификации частного права, так и содержание

кодекса. Его не случайно называют "кодексом банкиров".

Не следует забывать, что в США, как и в Англии применение закона

зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что

единообразные законы или кодексы не следует смешивать с частными

систематизациями прецедентного права и прежде всего многотомным изданием

"Restatement of the Law". Несмотря на то, что это издание не является

нормативным актом (его готовит Американский институт права), оно пользуется

авторитетом и на него часто ссылаются в судебных решениях, в том числе

Верховного Суда США.

Как и в Англии, значение обычного права в США велико в области

функционирования государственной власти. Конституция США стара, она не

охватывает многие существенные стороны государственной организации, и этот

пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и

путем признания сложившихся обыкновений, устоявшихся традиций.

Значительно меньше роль обычая в сфере частного права, где он

выступает в виде так называемых "торговых обыкновений", которые

определяются как сложившаяся практика или порядок деловых отношений, и в

таком качестве оказывают нормативное воздействие не только на развитие

соответствующих общественных отношений, но и на решение возникающих в этой

связи споров.

Можно констатировать, что процесс американизации правовой системы,

позаимствованной у Англии-это процесс придания ей свойств,благодаря которым

она еще в большей степени стала приспособлена к текущим потребностям

американского государства.

Мусульманская правовая система.

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого

религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая

свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много

общего по существу и форме, все они основываются на концепциях,

отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все

эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в

значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается

совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны,

бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе,

чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные

отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и

иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и

Мадагаскара.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме

и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что

существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент

истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые

подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую

историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и

становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не

сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины

юридические и иные правила поведения практически не различались. Не

случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение -

тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений

мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития

государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как

юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма

широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом,

как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее

значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из

всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с

государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного

регулятора и идейно - политического фактора заставляет обратиться к

исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы.

На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства",

религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу

свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая

культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу

совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди

многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и

правовых норм.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм

ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное

откровение", которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила

религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание

мусульманского права в юридическом смысле.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные

изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции

законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского

залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало

универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых

арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным

образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-

саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль

регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений

среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще

сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на

общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское

право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в

одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы

действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы

мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством

буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-

европейских моделей.

Индусское право. Относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а

право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, и т.д.

исповедует индуизм. Одним из убеждений индуизма является то, что люди

разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории,

каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль.

Оправдание кастовой структуры общества - основы философской, религиозной и

социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так,

как это предписано социальной касте, которой он принадлежит. В качестве

регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право

является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает

религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней

изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста

или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием

решает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное

мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее

строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае,

если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают

его по совести, по справедливости.

Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и

законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон,

судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему

предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами

примерить справедливость и власть.

Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может

претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший в

британской колонизации, классическое индусское право не основывалось не на

формальных нормативах не на судебных решениях.

В период колониальной зависимости индусское право претерпело

существенные изменения. В области права собственности и обязательного права

традиционные нормы были заменены нормами "общего права". Семейное

наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 году

накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента осталось далеко

традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались

модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского

права не произошло. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права", то есть

индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с

определенными ограничениями.

Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию

по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода

революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем

гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все

трансфармации, вековые корни связанные с религией, дает о себе знать.

Право Дальнего Востока. Совершенно иная картина открывается при

взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай.

Здесь речь идет не о том, чтобы уметь увидеть некое идеальное право,

отличающееся от норм, изданных законодателем, или других норм, применяемых

на практике. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На западе,

в странах ислама, в Индии к праву относятся как к опоре социального строя,

необходимому средству его охраны. Люди должны жить в соответствии с правом,

а если они лишены такой возможности, то борются за торжество права. Власти

тоже должны соблюдать нормы права, а суды - обеспечивать уважение к праву.

Право - это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу,

анархии, господству силы. Странам Дальнего Востока несвойственно такое

видение. В глазах китайцев право не только далеко от того, чтобы быть

фактором порядка и символом справедливости; оно - орудие произвола, фактор,

нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан

уважать право и даже думать о нем: у него образ жизни должен исключать

любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем

поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а

стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия,

и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым

путем.

Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно такого взгляда,

выразив его в формуле "право хорошо для варваров". Коммунистический режим в

Китае и вестернизация Японии не изменили существенно этого взгляда,

укоренившегося в сознании людей. В Японии действуют кодексы, созданные по

европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно

как и правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мировому соглашению и

разработали оригинальную технику применения права, а точнее уклонение от

его применения.

Все, что сказано о Дальнем Востоке может быть распространено и на

"черную Африку" и Мадагаскар. В условиях, где индивидуализм занимает так

мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы,

основное - это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву.

Право западного образца, действующее здесь - по большей части лишь

орнамент. Большинство населения продолжает жить в соответствии с традициями

(мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращая

внимание на искусственные своды правовых норм.

Социалистическая правовая семья.

Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые

системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную

правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки,

составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала первая

социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые

системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба)

разновидностями советского права.

Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты,

присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-

германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее

терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее структуру. Для

советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем

отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие

западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в

советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские

правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для

них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым

характером. Единственным или основным социалистического права являлось

вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-

правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю

трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем - всего народа,

руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые

акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и

полусекретные приказы, инструкции и т.д.) фактически выражали прежде всего

и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-

ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на

основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей,

программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как

партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в

собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для

советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение

марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным

вопросам. Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское

право, должны были постоянно обращаться к ним.

Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию

правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой

системе. Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не

признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем сохранены

категории и институты романо-германской системы. Однако по своему существу

они коренным образом обновлены. В обществе нового типа, основанном на иной

экономической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают

совершенно иные проблемы.

Советская система права по внешнему виду остается такой же что и

система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия:

семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось

колхозное и жилищное право. Советские авторы возражали, чтобы отличия в

системах права сводились только к формальным моментам, без рассмотрения

содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не

социалистическом встают различные проблемы, марксистско-ленинские учения

требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.

Конституционное право в высшей степени отличается от конституционного

права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль,

отведенная коммунистической партией, и осуществление власти и управления

советами всех уровней. Оригинальность советского права не сводится лишь к

характеристике конституционного права, тоже можно сказать и о других

отраслях: административном праве, уголовном, трудовом, гражданском и т.д.

Юристам западных стран было не понятно административное право, которое не

сконцентрировано на охране личности и судебном контроле над администрацией.

Для юристов же социалистических стран основным была государственная

политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили

новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и общетсвенными

организациями.

Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание

советскими юристами частного права. Права по мнению теоретиков марксизма-

ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках

господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного

права, которое претендовало бы на независимость от каких бы то ни было

предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и,

наоборот, то, что не является политикой, не является правом".

Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права

и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству

справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных

лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом

связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось

партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных)

органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в

роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя

права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и

отсутствием в стране судебной "касты", которая претендовала бы на то, чтобы

стать независимой от государственной власти, если не соперничающий с ней.

Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их

только закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса

(группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы.

Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную

ветви власти. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за

конституционностью законов.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь

в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран)

практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что

когда государство ставит себя выше права, когда право является

"инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое

государство заранее обрекает себя на развал и гибель.

Правовая система России.

Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты

национальной культуры и государственности.

Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При

возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее

развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой

государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы.

Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил

самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный

"экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху",

самим государством. После эпохи Петра и далее продолжается массированное

проникновение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых

до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас

выступает как сложное, противоречивое сочетание божественного смысла,

человеческого поведения и искусственной, подчас конъюнктурной маски,

надеваемой на русский правовой феномен политической властью или

господствующей идеологической системой.

Историческими, религиозными и юридическими источниками российской

правовой системы, выступают два таких разных, на первый взгляд,

законодательных массива, как право Российской Империи и советского права. В

результате столь сложного переплетения нормативного материала различной

идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых

ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной

революции.

Правовая система России принадлежит к особому типу правовой

цивилизации. У нее специфическая система правой идентификации, которая,

однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом мире. Для русского

типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать

в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно -

практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической

формы. Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет

три принципиально важные для понимания российского права идеи: идею

духовного единства людей, идею социальности и соборности всего живого в

мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа

основывалось не на праве. Авторы западных стран могут сколько угодно

насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из

этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и

без прав. Такое представление мало кого шокировало в России. Подобно

Святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания

общества, основанного на христианском милосердии и любви. (В этом плане

марксистский идеал будущего общества не нашел благодатную почву в моральных

и религиозных чувствах русского народа).

Ценность российского права - есть его способность к выражению

духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и

целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении и

активизации в политической культуре российского общества. Это возможно лишь

в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой

революции, которая будучи направлена не на разрушение, а на исключительно

понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных

этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к

самораскрытию права как элемента национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила движение по пути формирования правового,

демократического, социального государства, общенародного по своей сущности.

Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом,

качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой

системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств

прецедентного права, присущих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства,

обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных

прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной

ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает

силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются

правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные правовые черты основных

правовых систем современного мира. В заключении хотелось бы отметить, что

наверное не существует идеальной правовой модели, которая одинаково

подходила бы для всех стран. Много плюсов можно отметить у романо-

германской правовой системы. Правовые нормы четко кодифицированы.

Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой

стороны, доктрина выражающая тождество права и закона, может сыграть и

отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран,

когда к власти пришел тоталитарный режим, и изменив законы, поставил закон

над правом.

У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но

с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов при реализации норм

права.

В последнее время, в результате развития международного права,

торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к

сближению правовых систем различных стран. Так в странах "общего права" все

большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального

права - наоборот судебный прецедент.

Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той

же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между

национальными правовыми системами этих стран.

Список используемой литературы.

1. Алексеев С.С. "Государство и право. Начальный курс". Москва,

Юридическая литература, 1993 г.

2. Давид Р. "Основные правовые системы современности"., Москва 1988 г.

3. Кросс К. "Прецедент в Английском праве"., Москва, 1985 г.

4. Лазарев В.В. "Общая теория права и государства"., Москва 1994 г.

5. "Правовая система социализма" книга 1, раздел 1., Москва 1986 г.

6. Решетников Ф.М."Правовые системы стран мира",Москва 1993.г

7. Саидов А.Х. "Введение в основные правовые системы современности".,

Ташкент, 1988 г.

8. Синюков В.Н. "Российская правовая система: Введение в общую

теорию"., Саратов 1994 г.

9. Сюкияйнен А.Р. "Мусульманское право"., Москва 1986 г.

-----------------------

[1] ст.31 Основного Закона ФРГ 1949г.

[2] ст.55

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.