бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое регулирование цен и тарифов

Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует

квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя

таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку

национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на

экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны.

При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на

другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует

соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и

денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем

национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть,

что ни один из инструментов экономической политики не действует

изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике

все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например,

антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего

законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении

ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования

экономики:

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов

и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их

исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил

поведения экономических агентов, юридических принципов экономического

общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические

агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил

можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной

собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности,

условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и

государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества

продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и

администрации и др.

2. Антимонопольное регулирование

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу,

выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские

(антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю

историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в

1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством

конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства,

использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над

ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно

может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не

сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной

информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой

пакет законов, который выступает как средство поддержания государством

баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления

официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание

антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности,

однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства:

охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими

господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов

потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого

бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных

направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по

ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно

устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли

конкурентов.

3. Размещение ресурсов

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является

способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях,

таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции

и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и

необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения

этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются

определенные разновидности государственного воздействия. В качестве

инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное

государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать

на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно

привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства,

фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или

частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в

издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха,

земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже

не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене

данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства.

Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество

ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения,

установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм

концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести

дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.

Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более

оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление

ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки,

связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие

ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит

проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник

загрязнения, характер ущерба.

Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества,

но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах

возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она

чаще всего с помощью субсидий.

5. Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением

доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм,

приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств,

находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на

себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов,

принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному

страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством

финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования

вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд

сельскохозяйственных продуктов и т.д.

6. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является

национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не

приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто

находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь,

энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли,

представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования

рыночной экономики.

Источником формирования государственной собственности выступают

национализация и собственно государственное предпринимательство т.е.

строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти

остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на

коммерческих началах.

Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая

начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги)

является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так.

Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает

себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного

транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной

поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет

организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне.

Современная рыночная экономика невозможна без государственных

подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого.

Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется

применительно к ситуации.

ЦЕНА И ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и

производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит

глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с

инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и

смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен

могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный

конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат

генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и

пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных

железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных

запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное

налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, -

вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки

регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой

политики оказались несостоятельными.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же

экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов

хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный,

плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как

правило, административными методами, цена же воздействует всегда на

экономические интересы. Например, налоги, которые платят производители,

потребители, они не в силах отменить, не в силах отменить процентную ставку

за кредит, в то время как цены они могут снижать, повышать или покупать

товары, сырье с разным уровнем цен. Даже в период диктатуры плана

предприятия ухитрялись использовать систему надбавок-скидок, договорных,

временных цен, чтобы улучшить свои экономические показатели.

Значительное внимание в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам

ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая

особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего

эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене,

установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения

свободных рыночных цен в России.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем

самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1)

банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за

отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки,

ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются

цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными

органами.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия,

предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст.

424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1)

предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть

определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть

оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы

или услуги (п. Зет. 424).

Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить

товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его

полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей

по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены,

но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара

ненадлежащего качества, в том числе право требовать 1) соразмерного

уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков

товаров.

Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости.

В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать

цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме

условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.

При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса

(см. выше), не применяются.

Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости

неразрывно связаны с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую

судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно

покупателю одновременно с передачей права собственности на здание,

сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть

земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее

использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий,

сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с

этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или

права на него.

Достаточно подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей

выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается

методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты

цены за выполненную работу.

В отношении договора бытового подряда Кодекс предусматривает цену и

условия оплаты работы (ст. 735).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое,

или административное, вмешательство государства в действующие цены означает

участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен,

установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены,

устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное

воздействие на такие цены осуществляется путем методического и

организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в

разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям

народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок

исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав

затрат специальными нормативными документами, определяет расходы,

возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию

предприятий монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится

задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например

в 1998 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г. прогнозируется рост

цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без

государственного участия невозможно (в 1998 г. рост цен составил 184%).

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе

анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли

соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой

продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в

процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном

инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы

товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в

1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия

предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г,

стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие

факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения

между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с

твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих

органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении

фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли

(рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в

случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям

(независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в

качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты

ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать

свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при

заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена

устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной

степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта.

Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за

затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-

изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и

получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет

экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период

времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального

уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое

регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост

свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия,

отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла

значительную часть национального продукта.

В настоящее время правительство России предлагает установить верхний

лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от

«ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на

внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень

цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли

этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в

частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но

отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала,

поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не

только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует,

полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия

эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в

практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство

экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли

промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота

алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и

другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила

предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из

других стран.

4. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В ЭТОМ СЛУчАЕ В

ЦЕНЕ ПРИ ЕЕ РАСчЕТЕ УчИТЫВАЕТСя ПРИБЫЛЬ В РАЗМЕРЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В РОССИИ ЭТОТ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИя ЦЕН ПОЛУчИЛ НАИБОЛЬШЕЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ. ОН ПРИМЕНяЕТСя ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ, НА МНОГИЕ ВИДЫ УСЛУГ, ЦЕНЫ НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ (НАПРИМЕР, НА ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, РИТУАЛЬНЫЕ

УСЛУГИ И Т. Д.). В 1992-1993 ГГ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА

ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.

РАЗМЕР ИХ БЫЛ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ПО ОТРАСЛяМ И ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает

установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону

снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по

сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом

этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не

заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике

уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения

повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых

надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено

устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок,

наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок

может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах

соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен

предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из

государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов

этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может

вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды

продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности,

производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы

ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной

регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации

декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об

обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением

предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании

декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие

продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен,

обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции,

оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии.

Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное

налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам,

превышающим рекомендованные.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением

совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного

предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов

как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного

налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из

бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом

договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или

услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений

между производителями и потребителями продукции при участии органов

государственного управления, а также принятия производителями продукции

односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные

мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

• Создание условий для развития здоровой конкуренции и

предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства

предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно

проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги

по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

• Разработка специальных правительственных программ по развитию

производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых

населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных

бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых

видов продукции.

• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных

инвестиций, создания совместных предприятий.

• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных

пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по

которой в стране дефицит или которая предназначена для социально

незащищенных групп населения.

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С вступлением в силу с 1 января 1999 г. первой части налогового

кодекса РФ изменился порядок определения цены реализации товаров, работ,

услуг для налогообложения. Ценой реализации, используемой при расчете

налогов, является цена сделки, указанная сторонами в договоре.

Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1, ст.

40 НК РФ). Обязанность доказывать правильность применения цены реализации и

определять рыночные цены возложена на налоговые службы. Однако с помощью

налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам

можно только в случаях, когда:

• сделка заключена между взаимозависимыми лицами;

• сделка является товарообменной (бартерной);

• имеют место значительные колебания (более чем на 30% в ту или иную

сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

(однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В перечисленных выше случаях, когда по мнению налогового органа

примененные сторонами сделки цены товаров, работ, услуг отклоняются (в ту

или иную сторону) более чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных)

товаров, услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о

доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы

результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Рыночной ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся при

взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (или однородных)

товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товара учитывается информация о

заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными

(однородными) товарами в сопоставимых условиях. При определении

сопоставимости условий сделок учитываются, в частности, такие условия

сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем

товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежа и другие

разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении степени значительности колебания уровня цен,

применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в

пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при

заключении сделок надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и

предложения на рынке товаров, услуг.

Доначисление налога не применяется, если скидки вызваны сезонными и

иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами

качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты

истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой ценовой

политикой, в том числе при продвижении товаров на новые для них рынки, при

продвижении на рынки новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении

индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных

моделей и образцов в целях ознакомления потребителей с ними и в иных

аналогичных случаях.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным

(однородным) товарам или недоступности информационных источников для

определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:

• метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена

определяется как разность цены, по которой- такие товары реализованы

покупателем при последующей реализации (перепродаже), и разумных затрат,

понесенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им

приобретенных товаров, работ, услуг а также наценки покупателю. Наценка

определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы

деятельности прибыль;

• затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как

сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются обычные в

подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение)

и реализацию, обычные в подобных случаях затраты по транспортировке,

хранению, страхованию и иные подобные затраты. Наценка определяется с таким

расчетом, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности

прибыль.

Решение налогового органа может быть обжаловано в суде. При

рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение

для дела, не ограничиваясь вышеперечисленным.

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного

регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий

набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования

экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения

экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики

учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между

цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные

механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует

множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей

уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное

регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень

государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным

принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде,

где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные

механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно

государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата

государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от

государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-

то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт

государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список литературы:

1. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью»,

Государственная юстиция, №2, 1997

2. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993

3. Бункина М.К., Семенов В.А.; Макроэкономика (основы экономической

политики); АО “ДИС”; 1996 г.

4. Журавлева Г.П.; “Общая экономическая теория”; 1994г.; Изд. “РЭА им.

Плеханова”.

5. В.Д. Камаев и коллектив авторов; Учебник по основам экономической

теории (экономика); “ВЛАДОС”; 1996 г.

6. Лившиц А.Я.; “Введение в рыночную экономику”; 1994 г.

7. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования

хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996.

8. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и

право, 1997.

9. Холодов Л.Г. “Вопросы государственного регулирования экономики“.

-----------------------

[1] Г.В. Атаманчук «Теория государственного управления», М.: Юридическая

литература, 1997, с.207

[2]Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.23

[3] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и

право», 1997, с. 137-138.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.