бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природа инфляцинонных процессов

лишь усугубляет проблему.

Законы развертывания инфляции издержек подсказывают, что экономическая

политика в этот период не должна содействовать росту издержек производства.

Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой

несбаланси- рованностью. Несогласованность действий отраслей приводит к

тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это

приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию,

что оборачивается взвинчиванием цен.

Структурная инфляция считается труднопреодолимой, поскольку для борьбы

с ней требуются значительные инвестиционные вливания, отдача от которых не

может быть достигнута за короткий срок. Обычно структурная инфляция

сопровождает периоды кардинального перехода страны на новый вид

технического прогресса, конверсии военного производства и т.д.

5. Условия и источники инфляции

Рассмотрев типы и виды инфляции, мы могли убедиться, что в какой бы

форме инфляция ни протекала, она является результатом неравновесия на

различных рынках и связана с факторами, дезорганизующими денежное

обращение. Ведь инфляция развертывается при условии более быстрого роста

номинального количества денег или скорости их обращения по сравнению с

ростом реального валового национального продукта.

Слагаемые темпов инфляции выглядят следующим образом:

П = (М + V) - Y,

где П — темп прироста цен;

М — темп прироста номинального количества денег;

V—ускорение оборота денежной массы;

Y — темп прироста ВНП.

Поскольку обесценение денег происходит за счет увеличения денежной

массы или ускорения ее оборота, то виновником его возникновения или

раскручивания можно назвать Центральный банк. Именно он проводит эмиссию

денег, и если предложение денег перекрывает товарную массу, то это

означает, что денежная политика провоцирует инфляцию, обесценение денег и

регулирует уровень предложения денег в стране.

В случае ускорения денежного оборота наличная масса денег обслуживает

большее количество торговых сделок, что приводит к росту совокупного

спроса, и соответственно, к повышению цен. Центральный банк в таких

условиях обязан уменьшить денежную массу, предотвращая рост цен. Его

бездействие по существу становится условием развертывания инфляции.

Другим виновником инфляции является государство, допустившее бюджетный

дефицит, при котором государственные расходы превышают доходы. Ведь именно

в этом случае Центральный банк прибегает к эмиссии, по существу субсидируя

государство.

Дефицит бюджета возможен по многим причинам, в том числе из-за спада

производства и сокращения в связи с этим налоговых поступлений. В принципе

любое снижение эффективности производства при сохранении государственных

обязательств ведет к бюджетному дефициту.

Возможен дефицит при сохраняющейся эффективности производства, когда

государство берет на себя возросшее бремя расходов, превышающих доходы

бюджета. При милитаризации экономики такое состояние становится

характерным. В наших условиях это происходило, когда долгие годы

Центральный банк подчинялся правительству, финансировал все государственные

расходы, выдавал субсидии и кредиты под производства, эффективность которых

зачастую была сомнительной, списывал долги по кредитам. Это означало

безудержную денежную эмиссию. После либерализации цен инфляция, приняв

открытую форму, стала развиваться ускоренными темпами.

Милитаризация экономики вызывает инфляцию и по другой причине, не

связанной с дефицитом государственного бюджета, — она истощает ресурсы

общества. Гражданские отрасли начинают отставать, рост потребительского

комплекса замедляется, а ведь именно он материализует денежные доходы

работников. На какой-то момент прирост сумм заработной платы в обществе не

находит адекватного товарного покрытия. Налицо деформация отраслевой

структуры — источник развития структурной инфляции. Обычно все страны,

заканчивающие войну, вынуждены принимать срочные антиинфляционные меры.

Одним из главных персонажей, виновных в раскручивании инфляционного

процесса, является монополия. Подавляя конкуренцию, она ведет к уменьшению

предложения, за счет чего устанавливаются и удерживаются монопольно высокие

цены. В нашей стране, где действует дефицитный рынок с очень значительной

долей уникальных предприятий, давление монополий на цены остро ощутимо.

Толчком для роста инфляции могут стать непомерно высокие налоги или

процентные ставки за кредит. На них возможны две реакции предприятий;

сокращение предложения из-за невыгодности производства, что усиливает

давление на рынок спроса, или переложение их на цены выпускаемых товаров.

Рост цен возникает и при успешных действиях профсоюзов в отношении роста

заработной платы.

Внешним толчком для инфляции становится рост цен на мировых рынках. В

этом случае инфляция импортируется в страну, поскольку определенная часть

сырья закупается за пределами национальной экономики. В результате

разворачивается инфляция издержек.

6. Инфляция и предпринимательство.

Инфляция, будучи атрибутом современного рынка и системы денежного

обращения, в переходной экономике превращается в мощный фактор

дестабилизации хозяйства, отрицательно сказывается на всех сторонах жизни

общества: она искажает поведение фирм и индивидуумов, создает

неуверенность, тем самым уменьшая экономическую эффективность.

Следовательно, актуальным для предпринимателя становится не только знание

динамики ценового фактора для своего предприятия и отрасли, но и

макроэкономический аспект проблемы. В странах с переходной экономикой можно

обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек,

структурную инфляцию, а также их подвиды. Кроме того, она проявляется не

только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита,

снижении качества товаров и услуг.

На развитие процесса инфляции оказывают влияние следующие факторы.

Денежные: эмиссия денежных знаков, скорость их обращения, состояние

финансов и кредитной сферы, отношение национальной валюты к другим

валютам.

Производственные: монополизация и отсутствие конкурентных отношений,

высокий уровень издержек производства.

Структурные: перекосы в экономике, дефицит товаров. В переходной

экономике инфляция протекает в виде гиперинфляции, которая начинается при

длительном (полугодие или более) повышении цен более чем на 50% в месяц, за

год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из

оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и

рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на

благосостоянии населения. Гиперинфляция сводит на нет саморегулирующие

способности экономики, тем самым делает неэффективными экономические рычаги

(кредитные, бюджетные) государственного влияния на хозяйственную жизнь.

Трудности борьбы с этим явлением обусловлены тем, что оно содержит в себе

неограниченные возможности паразитирования на сверхросте цен для отдельных

субъектов или групп. Нейтрализация гиперинфляции возможна на основе

временного стимулирования чисто рыночных тенденций развития.

В наиболее общем виде рост цен в условиях перехода к рынку вызван

превышением совокупного спроса над предложением. Причинами этого могут

быть: с одной стороны, монополизм (государства, фирм), а с другой –

фискальные факторы.

Сам факт увеличения совокупного спроса не может порождать инфляцию, но

при этом возникает её угроза, особенно если государство, стремясь

предотвратить грозящий спад производства, увеличивает объём денежной

массы. Это собственно и есть инфляция. В краткосрочном периоде такая

политика приводит к повышению цен и увеличению реального выпуска продукции.

В долгосрочном – возникает только рост цен. Если государство сдерживает

рост денежной массы, то уже через довольно короткий промежуток времени

происходит дезинфляция – сокращается спрос и восстанавливается равновесие.

Особенностью механизма инфляции спроса в переходной экономике

(восточноевропейская модель) является то, что цены растут одновременно с

нарастанием дефицита, а в классическом рыночном (западноевропейском)

варианте рост цен рост цен сочетается с ростом производства, цены растут,

но растет и количество товаров. В первом варианте отсутствует логика

классического рынка, поэтому копирование рыночной системы в ходе

экономических реформ приводит к обратному отрицательному результату.

Дефицитный механизм инфляции спроса дает постоянные сбои: цена растет при

одновременном ускорении экономического спада, поскольку количество

выпускаемой продукции постоянно уменьшается, В реальной жизни такая

ситуация означает сокращение реального потребления.

Рассмотрим, каким образом проявлялась на практике инфляция в России и

Беларуси в 1990-х гг. Вследствие проведенной в 1992 г. в России

либерализации цен темп их роста оказался настолько сильным, что денежная

масса не успевала за ним, ее не хватало для расчетов. Была избрана

рестрикций иная фискальная политика — сокращение совокупного спроса в

результате уменьшения правительственных расходов на выпуск товаров и услуг,

увеличения чистого объема налоговых поступлений или комбинации этих двух

факторов. Данная политика привела к сокращению денежной массы, ухудшению

условий для расчетов, усилению кризиса неплатежей. Чисто монетарный подход

к антикризисным структурно-технологическим и институциональным

преобразованиям в России оказался неприемлем, т.к. инфляция в России — это

инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не только избытка

денежной массы. Хотя многие экономисты указывают на существование в России

неденежных причин инфляции — монополизм, высокие цены на энергоносители,

неплатежи.

Все же важнейшими перестроечными путями управления инфляцией являются:

либерализация цен, формирование рыночной структуры экономики, переход к

стихийной конвертируемости рубля, вхождение в мировой рынок, приватизация.

Инфляция в России к концу 1990-х гг. имела понижающий характер. Это

объяснялось монетарной политикой властей по сдерживанию цен в отраслях —

естественных монополиях. Среди базовых факторов снижения инфляции в первом

полугодии 1999 г. можно выделить следующие.

1. Устойчивая динамика обменного курса рубля по отношению к доллару США

и снижение на этой основе инфляционных ожиданий.

2. На снижение цен производителей повлияли спросовые ограничения,

производители стали ориентироваться на отечественного потребителя.

3. Снижение издержек на оплату труда в составе затрат. К началу второго

полугодия 1999 г. ценовая ситуация была достаточно благоприятной, чему

способствовали восстановительные процессы в реальном секторе.

4. Снижение бюджетного дефицита, что позволило уменьшить давление на

экономику со стороны спроса.

На 2000 г. стояла задача снижения инфляции до 18%, при обеспечении

роста валового внутреннего продукта на 1,5%

Главным источником инфляции в современной России является громадный

дефицит государственного бюджета, финансируемый за счет бесконтрольной

эмиссии. Первопричина дефицита — поддержка бывшего государственного сектора

экономики путем выделения кредитов, освобождение от налогов и

предоставление субсидий государственным предприятиям. Сама по себе

решимость сократить выпуск денег или кредитов неоправданна. Нужна твердая

решимость сбалансировать бюджет, и тогда темпы печатания денег снизятся

сами.

Еще одной особенностью переходной экономики становится недостаточное

использование индекса потребительских цен (ИПЦ) в качестве количественной

характеристики инфляционных процессов, поскольку ИПЦ в открытой форме

отражает лишь инфляцию спроса. Инфляция издержек выражается не в приросте

уровня цен (как в рыночном хозяйстве), а в приросте доли квазиденежнык

инструментов в структуре платежей в рамках реального сектора и,

следовательно, в увеличении темпа роста их объема в экономике. Причем

спросовая составляющая инфляционных процессов выступает своеобразным

разрешением на включение в цену повышения затрат, т.е. перекладывание

издержек с контрагентов на потребителей продукции.

В России существует система безденежных расчетов; предприятия

рассчитываются долгами, векселями, время от времени проводя их зачеты.

Последние широко применяются и в расчетах с государством. Выросли бартерные

операции с 6% в 1992 г. до 41% в 1997 г. В результате 60—70% объема

безналичных платежей осуществляется без участия денег. В России таким

образом сформировался безденежный характер сферы обращения, а именно эта

сфера выступает на первый план в периоды инфляции, таким образом,

искажается реальный смысл макроэкономических показателей; дефицита

государственного бюджета, денежной массы, скорости обращения денег и др.

Они не отражают действительного положения дел в хозяйстве.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 1990-х гг. были заложены

прежде всего в самой структуре экономики и имели аналогичные с Россией

характеристики:

• общее превышение спроса над предложением (инфляция спроса);

• искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры

экономики, заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной

на мировом рынке продукции;

• высокие инфляционные ожидания населения.

Основные причины и условия белорусской инфляции

лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:

• на начальном этапе развития рыночной экономики

происходит вынужденное наращивание эмиссии денег;

• обвальное падение курса белорусского рубля;

• высокая степень бюджетизации экономики;

• рост внешнего долга;

• наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост

цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной

денежной единицы;

• долларизация экономики, которая представляет фактическое превращение

наличной иностранной, валюты в один из компонентов внутренней денежной

массы и создает дополнительный стимул возбуждения инфляции спроса. Правда,

в 1995 г. стабилизация валютного курса и ограничения, введенные на операции

с валютой, повлияли на уменьшение масштабов долларизации экономики, однако

не устранили самой тенденции.

К настоящему времени сформировалась следующая структура денежной массы:

увеличилась доля наличных денег и депозитов до востребования, доля срочных

депозитов сократилась с 31% в 1996 г, до 16% в1999 г., доля инвалютных

депозитов (коэффициент долларизации экономики) вырос с 22,8% в 1996 г. до

56,7% в 1999 г. Коэффициент монетизации в РБ несколько возрос - с 6% в 1996

г. до 15,2% в 1998 г.,

однако продолжает быть недостаточном (в развитых странах данный показатель

составляет 60-70%).

Наиболее больным местом белорусской экономики можно признать политику

валютного регулирования. На протяжении многих лет Национальный банк РБ в

целях сдерживания роста цен на импорт и инфляции поддерживал официальный

курс на уровне ниже равновесного, жестко регламентируя все виды валютных

операций. Это привело к возникновению значительного разрыва между

официальным и рыночным курсом доллара, ревальвации белорусского рубля по

отношению к валютам стран - основных торговых партнеров РБ, снижению

конкурентоспособности белорусского экспорта и ухудшению сальдо торгового

баланса, значительному сокращению поступлений валютной выручки на счета

субъектов хозяйствования. уменьшению уровня золотовалютных резервов НБ ниже

критической отметки, расцвету теневого рынка. Неоднократно предпринимались

попытки сблизить курсы, в основном административные. С 1996 по 1999 г.

белорусский рубль потерял 95% своей стоимости. За это время неоднократно

проводились девальвации официального курса, что временно несколько улучшало

ситуацию. Однако попытки удержать курс на определенном уровне при наличии

высокой инфляции немедленно приводили к росту реального курса белорусского

рубля и отрицательно сказывались на экспорте. Для РБ эта зависимость вообще

очень сильна.

Основные направления денежно-кредитной политики;

1. Ограничены масштабы эмиссии. Прирост чистого внутреннего рублевого

кредита за январь — июнь составил 36,8 млрд. ВУВ (прогноз - 39,5 млрд.).

2. Изменилась структура совокупной денежной массы: в 1999 г. ее прирост

был полностью связан с кредитной эмиссией, а в 2000 г. эмиссия на 52,2%

была обусловлена покупкой Национальным банком валюты с целью пополнения

золотовалютных резервов.

3. Политика на валютном рынке в первом полугодии была направлена на

сближение котировок ВУ8 в различных сегментах рынка. Разница между

официальным курсом рубля и его рыночными котировками снизилась с 200% в

январе до 40— 45% в июле. Задача перехода к двум курсам (официальному и

рыночному) решена и оба они находятся под контролем Нацбанка.

4. Активно велась работа по наращиванию золотовалютных резервов Нацбанка:

чистые иностранные активы за полугодие выросли на 82,3%. В 2 раза

увеличился и золотой запас страны. Собственный капитал Нацбанка в ВYR вырос

на 11,9% и составил 229,8 млрд. ВYR, однако, если исчислять его в евро, то

произошло снижение — с 413,5 до 357 млн. ЕUR.

5. С Международным валютным фондом намечается активизация сотрудничества;

в 4 квартале планируется создание официальной программы сотрудничества с

предоставлением Беларуси кредита STAND BY в объеме 200 млн. USD. В июне

Нацбанк вышел из подчинения Совета Министров, что также повышает

перспективы РБ на переговорах с МВФ и Всемирным банком.

Таким образом, в экономике страны намечаются определенные сдвиги в

положительную сторону, что может стать стимулом в дальнейшем развитии

предпринимательской деятельности.

7. Методические подходы к анализу и прогнозированию инфляции в Республике

Беларусь

Инфляция - одна из ключевых экономических проблем в странах с

переходной экономикой. Не исключением в этом отношении является и Беларусь,

где в последние годы одновременно с экономическим ростом произошло

оживление инфляционных процессов. В этих условиях важнейшее значение имеет

разработка и апробация адекватных подходов и методов анализа и

прогнозирования инфляции.

Анализ и прогнозирование инфляции необходимо осуществлять как для

количественной оценки важнейших стоимостных макроэкономических параметров,

так и для выработки адекватного механизма воздействия на инфляционные

процессы. Большое значение имеет прогнозирование инфляции для правильной

оценки доходной и расходной частей бюджета, других финансовых показателей,

определения валютной политики, формирования политики социальной защиты и

решения других проблем.

Неразработанность и несовершенство методов прогнозирования инфляции

приводит к существенным отклонениям и ошибкам при формировании бюджета,

определении обменных курсов, расчетах других стоимостных показателей на

перспективу.

Особенно важно правильно определить уровень инфляции при годовом

прогнозировании социально-экономического развития. Это связано с тем, что

на основе важнейших прогнозных параметров формируется собственно прогноз

социально-экономического развития, а также проекты государственного

бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики, сводных

мероприятий по достижению параметров прогнозных и других документов,

определяющих экономическую политику на предстоящий год.

Для принятия обоснованных решений в области макроэкономической и

антиинфляционной политики государственные органы управления должны обладать

соответствующей достоверной прогнозной информацией в части ожидаемого

развития инфляционных процессов в стране. Решение данной задачи облегчает

использование современных инструментов (моделей и методов) прогнозирования

инфляции, предоставляющих возможность проведения имитационных расчетов.

Многовариантные расчеты в итерационном режиме способствуют более

адекватному выявлению и количественной оценке влияния на инфляцию важнейших

инфлятогенных факторов, повысят обоснованность управляющих воздействий в

области ценового регулирования.

Как показало проведенное в НИЭИ исследование, для анализа и

прогнозирования такого сложного макроэкономического параметра, как

инфляция, не существует специального универсального инструмента, необходимо

использовать определенный набор подходов и методов.

Выбор методов и моделей прогнозирования инфляции осуществлялся, с одной

стороны, с учетом возможности их практической реализации в условиях

переходной экономики, наличия адекватной статистической базы. С другой

стороны, указанные модели и методы должны обеспечивать проведение оценки и

прогнозирования прежде всего важнейших инфлятогенных факторов как со

стороны спроса, так и со стороны издержек.

С учетом вышеизложенного для анализа и прогнозирования инфляции в

Республике Беларусь целесообразно использовать следующие методы и модели:

укрупненные прямые макроэкономические расчеты, на основе факторов издержек,

уравнение обмена, эконометрические модели и межотраслевой баланс.

Отобранные методы и модели были доработаны, модифицированы и адаптированы к

условиям переходного периода и специфике Беларуси в процессе их

практической апробации.

Литература:

1. А.С.Селищев Макроэкономика М., 2001г.

2. Макроэкономика под редакцией Н.И. Базылевой, С.П.Гурко М.,2000г.

3. Макроэкономика под редакцией И. В. Николаевой М.,2000г.

4. Экономический бюллетень №3 Март 2000г.

5. Белорусский экономический журнал 1998г. №3,2001г. №4.

-----------------------

Экономические теории

Теории инфляции

Политические теории

Денежные теории

Денежные теории

спроса

Неденежные теории

Теория давления

предложения

Неденежные

теории спроса

Теории давления издержек

Структурные теории

Теории

давления

спроса

Количественные теории

Неколичественные

теории

Монетаристкие теории

Теории борьбы за распределение

Избыточный

спрос

(расходы)

(1)

Объёмы,

т.е. запасы и

производство

(2)

Спрос

на факторы

производства

(3)

Фактор

ные

цены

(4)

Издержки

(5)

Цены на

продукты

(6)

Ценовые

ожидания

(7)

2

222

Q1

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.