|
Политика реформ экономическая безопасность Россиидорогие сердцу нашего президента. Это крайне тяжелая и рискованная работа, до которой, судя по всему, наш правительственный либерализм еще не дозрел. Гораздо легче просто не пущать мазут на Запад и изводить его в немереных количествах ради отопления домов, квартир, а зачастую и просто улиц, под которыми проложены дырявые трубы с никуда не годной теплоизоляцией. ВАЛЮТНЫЙ РИСК — НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО Премьер-министр Михаил Касьянов договорился со своим белорусским коллегой о перспективах объединения денежных систем двух стран. Перспективы становятся все более и более определенными. Конкретные документы должны появиться в ближайшее время, но уже сейчас на высшем уровне говорится о том, что в 2005 г. зайчик прикажет долго жить и российский рубль будет действовать в качестве платежного средства и в нашей стране, и в Белоруссии, Еще через три года должна быть введена единая валюта нового типа, но ее конкретный облик пока скрыт в тумане. До самого последнего времени вопрос о создании единой российско-белорусской денежной единицы просто не был актуален. Если откинуть в сторону политические и идеологические моменты, такие, как демонстрация Западу славянского братства, отклик на требования испытывающей ностальгию по СССР части общества, а самое главное — вероятное желание Александра Лукашенко при наличии благоприятной возможности порулить не только своей страной, но также соседней, то создание единой кредитно- денежной системы имеет лишь одну цель. Состоит она в том, чтобы укрепить внешнеэкономические связи двух стран за счет устранения валютных рисков. Валютный курс всегда подвержен некоторым колебаниям, что вызывает нестабильность в отношениях партнеров. Даже если установлен фиксированный курс или валютный коридор, ошибки в макроэкономической политике, а также резкие изменения в международном движении товаров и капиталов могут (как мы прекрасно знаем по собственному печальному опыту) приводить к неожиданным девальвациям. Внезапные колебания курса или девальвации неизбежно влекут за собой потери денег при конвертации, а потому те компании, которые осуществляют внешнеэкономические операции, должны каким-то образом страховать свою деятельность. Страхование может осуществляться в различных формах. Можно прибегать к услугам страховых фирм, можно совершать некоторые хитрые операции на фьючерсных финансовых рынках, можно просто закладывать риски в цены своей продукции, способствуя тем самым ее удорожанию. Но в любом случае подобная деятельность связана с некоторыми издержками, а следовательно, она препятствует нормальному развитию экономики обеих стран. Если же две страны устанавливают единую валюту, то риски подобного рода уходят в прошлое. Кредитно-денежная политика может быть оптимальной или ошибочной, но в любом случае риски теперь не будут связаны с проблемой конвертации. В то время, когда начинались российско-белорусские переговоры о переходе к единой валюте, наши экономики испытывали такое количество разного рода рисков, что даже успешное решение валютной проблемы никак не могло повлиять на общее состояние дел. Бизнесмены могли в любой момент пострадать от прихода к власти коммунистов, экспроприирующих экспроприаторов, могли разориться из-за внезапного всплеска инфляции, меняющей все хозяйственные ориентиры, могли претерпеть ужасы дефолта и т.д. и т.п. Сегодня же ситуация оказалась качественно иной. В целом российский бизнес стал достаточно предсказуемым. В серьезность разговоров о массовом переделе собственности не верит никто. Инфляция введена в разумные рамки. Государство, один раз обанкротившись, проводит взвешенную финансовую политику. О том, что позитивные изменения имеют место, свидетельствуют и сохраняющийся экономический рост, и некоторое повышение реальных доходов населения, и, самое главное, быстрое увеличение объема инвестиций в основной капитал. Настало время подумать и о проблемах внешнеэкономических связей. Скорее всего, товарооборот России и Белоруссии будет в обозримой перспективе возрастать. Поэтому для развития российского бизнеса очень важно устранить валютные риски. Тем более что в Минске существует пока непредсказуемый политический режим, который может в случае сохранения кредитно-денежной независимости выкидывать любые фокусы с эмиссией, ведущие к серьезным осложнениям в жизни белорусского зайчика. Объединять денежно-кредитные системы можно, в принципе, тремя способами, два из которых вполне нормальны, тогда как третий совершенно безумен. В свое время Белоруссия настаивала на том, чтобы двигаться именно этим путем. Минские стратеги от экономики надеялись на то, что две страны будут иметь одну валюту, но Центральные банки сохранят определенную самостоятельность. Подобный способ объединения чреват полным разрушением денежного хозяйства в том случае, если одна из высоких договаривающихся сторон будет проводить безответственную эмиссионную политику. Центробанк Белоруссии смог бы в этой ситуации эмитировать денег значительно больше, чем Центробанк нашей страны (во всяком случае, по отношению к размеру ВНП). Свеженапечатанные рубли расползлись бы по всей России-матушке вне зависимости от того, кто осуществил их выпуск. Тем самым наш младшенький братец осуществил бы так называемый экспорт инфляции. Самое печальное в такой ситуации то, что нам не удалось бы остановить рост цен в собственной стране даже путем применения жесткой макроэкономической политики. Ведь чем меньше печатал бы денег Банк России, тем более высокими темпами мог бы осуществлять эмиссию его белорусский собрат, кредитуя этими деньгами правительство страны. Второй способ объединения может считаться самым простым и естественным для двух стран, из которых одна во много раз превосходит другую и по численности населения, и по размеру ВНП. Маленькая страна просто принимает в качестве денежной единицы валюту большой, полностью отказываясь тем самым от возможности проводить самостоятельную кредитно-денежную политику. Подобная стратегия сегодня стоит на повестке дня в различных латиноамериканских государствах (и уже осуществлена в Эквадоре), которые вполне могут использовать во внутренних расчетах американский доллар, благо роль США во всех экономических делах континента огромна. Однако подобный подход имеет негативные стороны с политической точки зрения. Не всегда легко убедительно объяснить народу, что отказ от собственной денежной единицы не имеет ничего общего с колониализмом и национальным унижением, а напротив, представляет собой разумный экономический шаг, в конечном счете выгодный всему населению страны. Наконец, третий способ объединения, наиболее популярный сегодня в мире благодаря появлению евро, — это создание новой коллективной валюты. Государства Старого света, отказывающиеся сегодня ради евро от своих марок, франков и лир, привлекли к своему опыту повышенное внимание. Создание коллективной валюты и общего Центробанка подчеркивает равноправие партнеров, однако вряд ли такая политика целесообразна в случае с рублем. В качестве конечной цели объединения кредитно-денежных систем России и Белоруссии декларируется введение единой валюты, что, бесспорно, должно быть приятно Лукашенко. Во всяком случае, это скрасит горечь разочарования, пришедшего после российского отказа двигаться по безумному сценарию. Но, скорее всего, единственным конкретно проработанным вариантом окажется второй — тот, который предназначен для первого этапа (до 2005 г.) — въезд Путина в Минск на белом рубле. У объединения кредитно-денежных систем есть помимо общих моментов еще и некоторые тонкости. Когда объединяются в единую систему страны, близкие по уровню экономического развития и по характеру экономики (как в Европейском союзе), они, как правило, имеют общие выгоды и общие проблемы. Россия же довольно сильно отличается от Белоруссии по отраслевой структуре. У нас доминируют сырьевые и топливные отрасли, что дает возможность без особых трудов иметь сегодня огромное положительное сальдо торгового баланса. В хозяйстве батьки Лукашенко совершенно иная ситуация. Соответственно, рубль имеет объективные основания для того, чтобы укрепляться за счет значительного притока нефтедолларов. Известно, что Центробанк с большим трудом удерживал доллар от падения. Белорусский зайчик подобных оснований для укрепления не имеет. Таким образом, получается, что при прочих равных условиях позиции рубля в ближайшее время должны становиться все более прочными и по отношению к зайчику, А это означает, что конкурентоспособность белорусской экономики при дорогом рубле и дешевом зайчике будет возрастать. Все больше товаров белорусской промышленности будет выгодно экспортировать в Россию, и все меньше нашей продукции окажется интересно вывозить в Белоруссию. Формирование единой кредитно-денежной системы качественным образом изменит ситуацию. Белорусские предприятия потеряют экспортные преимущества, которые может создать слабая национальная валюта. Правда, белорусское население взамен получит те же выгоды относительно высокой покупательной способности рубля, которые имеются у населения российского. Таким образом, Белоруссия, идя на создание единой кредитно-денежной системы, объективно ослабляет позиции своих предприятий на том самом рынке, который в данный момент является для них ключевым. Думается, что для России валютный союз с Белоруссией, заключаемый, конечно, на тех условиях, которые диктует Кремль, является безусловно выгодным. Нам сегодня следует изменить традиционно настороженное отношение к развитию российско-белорусских связей, сформировавшееся еще тогда, когда мы опасались, что вслед за единой валютой Россия получит и единого Лукашенко. Летом-осенью нынешнего года Россия медленно, но уверенно двигалась в сторону прогрессивных экономических преобразований. Только реформы могут поддержать тот рост, который наметился в последнее время. Только реформы могут закрепить те хозяйственные "завоевания", которые обеспечили нам девальвация и высокие цены на нефть. Экономическая безопасность ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Представленная работа имеет в основном методологический характер, основное внимание уделяется проблемам анализа внешней среды – мирового хозяйства, переживающего этап глобализации, – и отдельных параметров системы. В качестве таких параметров выбраны геополитическое положение Российской Федерации, правовое обеспечение национальной безопасности и проблема кризиса элиты. Анализ категорий экономической безопасности развитых стран и России показывает, что Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз, которые не характерны для развитых стран. К этим угрозам можно отнести необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов; сложности с идентификацией положения системы, связанные с кризисом органов, ответственных за сбор статистической информации, и как следствие, невозможность принятия оптимальных управленческих решений; на территории ряда субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом угроз, присущим эпохи глобализации. Категории национальной экономической безопасности сильно отличаются в зависимости от конкретных характеристик национальной экономики: ее потенциала, устойчивости, степени открытости. Практическое значение имеет приводимая в модель расчета вмененного налога на прибыль промышленных предприятий. Модель позволяет с 88 %-ной точностью предсказывать прибыль крупных промышленных предприятий в зависимости от параметров их деятельности, которые относительно легко поддаются учету и не могут быть скрыты от налоговых органов. К таким параметрам относятся отраслевая принадлежность, объем реализации, число работающих на предприятии, темпы роста объема реализации. Таким образом, при помощи данной модели можно контролировать попытки незаконного вывоза капитала из страны. Экономическая безопасность России Экономика России переживает беспрецедентный для мирного времени кризис. По своей глубине и продолжительности он намного превзошел Великую депрессию в США 1929-1933гг. Остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности. ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое. Предпосылки кризиса назревали в недрах советской экономики несколько десятилетий. Сверхцентрализованная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна стала безнадежно отставать в технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный в начале 90-х годов. Таблица. Показатели экономической безопасности | |Пороговы|Фактическо| | |е |е | | |значения|состояние | |Снижение объема ВВП |25% |50% | |Доля инвестиций в ВВП |25% |16% | |Доля импорта в потреблении населения |30% |53% | |Объем иностранной валюты в наличной форме к |25% |100% | |объему нал. руб. | | | |Доля людей с доходом, ниже прожиточного минимума |7% |20% | |Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и |8 раз |13 раз | |низко-доходных групп | | | В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери экономической независимости. Советская экономика была полуизолирована от внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации, отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу крайне противоречивый характер. Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г., затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной бытовой технике. При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В 1996 г. эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ). Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн. человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть. Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально- культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины. Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров - упала. Выросла оплата услуг. Таблица 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем на члена домохозяйства в год, килограммов) |1. Продукция государственных предприятий к |13,2* |47,7 | |ВВП | | | |2. Государственное потребление к ВВП |17,5 |18,7 | |3. Государственные расходы к ВВП |24,7 |51,3 | |4. Дефицит бюджета к ВВП |4,1 |15,9 | |5. Прирост государственного долга к ВВП |0,4 |35,7 | |6. Темпы прироста денежной массы за вычетом |41,9 |206,0 | |реального ВВП | | | |7. Темпы инфляции |41,3 |296,1 | |8. Темпы снижения валютного курса |36,8 |345,0 | |9. Налоги на внешнюю торговлю к |3,7 |6,9 | |внешнеторговому обороту | | | |љљљ Темпы прироста ВВП на душу|1,1 |-8,0 | |населения | | | Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка [pic] Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной либерализации экономической жизни. "Рецепт лечения" российской экономики хорошо известен. Это снижение бремени государства путем: . радикального сокращения государственных расходов; . обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита; . отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних; . прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его основной части; . завершения приватизации остающихся государственных предприятий; . приватизации государственных обязательств; . проведения жесткой денежной политики; . безусловного обеспечения стабильности национальной валюты; . снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин; . масштабного дерегулирования экономической деятельности. Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие небогатые и слаборазвитые страны становились "рекордсменами" экономического роста и добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня своих сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется, ничто не сможет помешать появлению со временем и российского "экономического чуда". Приложение Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" Цитата (из Государственной стратегии): I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации Государственная стратегия является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия развивает и конкретизует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики. Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить: . защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе; . эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; . активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической засисимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества. Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития. Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Государственная стратегия включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу. 2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации. 3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других. II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: . усиление топливно-сырьевой направленности экономики; . отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; . низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; . свертывание производства в жизненнно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; . снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; . завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; . приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; . рост внешнего лолга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности . III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и праметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целосность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. 2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. 3. Устойчивость финансовой системы . 4. Рациональную структуру внешней торговли . 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ. 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений . 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности . 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации. 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых). 2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие: . динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; . состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; . способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам ; . состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; . качество жизни населения . 3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: 9. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. 10. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. 11. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации (конец цитаты). Литература 1. Материалы Госкомитета РФ по статистике 2. Материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН 3. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998. 4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.:Экономика. 1999. 5. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126. 6. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред. Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998 ----------------------- [1] В действительности никакой «шоковой терапии» правительство не применяло. «Шок» произошел оттого, что к российской действительности была попытка применения широко известной теоретической доктрины Laissez-Faire (франц. = «разрешается делать»). Это - доктрина, требующая минимизировать вмешательство правительства в экономику и бизнес. Адам Смит в своей работе «Богатство народов» (1776 год) описывал Laissez-Faire как «невидимую руку», которая принесет всем максимальное благополучие, если предприниматели будут добиваться прибыли так, как им хочется. Считается, что развитие промышленности Англии в начале 19 века и промышленный рост в Америке в конце 19 века произошли в условиях капиталистического Laissez-Faire. Период Laissez-Faire завершился в начале 20 века, когда активная демонополизация и регулирование правительством условий предпринимательства и экономики стали нормой. В данной работе следование этой доктрине чаще всего называется «саморазвивающимся процессом» либо «вульгарным либерализмом». [2] Между такими авторитетами как Я.Корнаи, Л.Тейлор, М.Эллман и др. по этому поводу сегодня уже наблюдается практически полное единодушие. Не следует, однако, забывать о том, что и в нашей стране не все были готовы согласиться с такого типа либералистским подходом даже в самом его начале. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |