бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

проведения заседания арбитражного суда, рассылает кредиторам уведомления о

сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов,

которыми они будут обладать.

Общие принципы проведения и компетенции собрания кредиторов установлены

в статьях 12, 13, 14. В данной главе стоит остановится на избранных

моментах, присущих первому собранию кредиторов. Участниками первого

собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы

(кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед

которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и

здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по

обязательствам, вытекающим из такого участия), а также налоговые и иные

уполномоченные органы):

- требования которых признаны установленными и направлены временному

управляющему;

- размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с

возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого

собрания.

Без права голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники

должника по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате и

выплате выходных пособий; временный управляющий и руководитель должника; в

случаях предусмотренных законом - органы местного самоуправления и иные

органы исполнительной власти.

Кредиторы обладают числом голосов пропорционально сумме требований.

Решение принимается простым большинством голосов от общего числа

присутствующих голосов. Собрание кредиторов, в отличие от закона о

банкротстве 1992 г., определявшего кворум, правомочно независимо от числа

представленных на нем голосов при условии, что все кредиторы были

надлежащее уведомлены о проведении собрания (статья 12 закона).

На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, совершенно

по-разному определяющих судьбу должника:

- о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с

соответствующим ходатайством. При этом принимается решение о количественном

и персональном составе кредиторов.

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании и об

открытии конкурсного производства. При этом решение должно содержать

предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего,

а так же, как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о

количественном и персональном составе кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания принимает решение

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или

выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое

соглашение. Тем не менее, в отличие от решения о введении внешнего

управления, когда это оно, по сути, является обязательным для арбитражного

суда, решение об обращении с ходатайством о признании должника банкротом не

является таковым, и суд при наличии обстоятельств, указанных в п.3 ст. 67

закона, вправе вынести определение о введении внешнего управления.

В случае если на первом собрании кредиторов не принято решение о

введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения,

либо они не представлены в суд в течение недели с момента проведения

собрания, арбитражный суд самостоятельно на основании имеющихся документов

и при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника

банкротом и об открытии банкротства.

Вынесение (принятие) арбитражным судом соответствующего определения

(решения) является заключительной стадией процедуры наблюдения.

3.2 Внешнее управление.

П

роцедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой,

но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела

значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе

Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению

несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним

специальных процедур». Еще одним документом, предшествующим Закону о

банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992

г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по

продаже предприятия-банкрота и его имущества».

Глава «Реорганизационные процедуры» Закона о банкротстве 1992 г.

предусматривала два вида процедур – внешнее управление имуществом должника

и санацию.

В новом законе в рамках процедуры банкротства применяется только

процедура внешнего управления. Санация, или как названо в новом законе

досудебная санация, выведена за эти рамки и относится к мерам по

предупреждению банкротства.

Прежде чем перейти к вопросу о процедуре внешнего управления хотелось

бы обратить внимание на те изменения, которые произошли в процедуре

санации.

Досудебная санация

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению

платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника –

унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического

лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения

банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по

восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере,

достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей,

как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на

себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц,

предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается возможность проведения досудебной санации за

счет средств федерального, местного бюджетов или государственных

внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо два условия:

во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи

расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть

установлены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете. В зарубежном

законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как

несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое

вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность

предприятия.[41]

Еще одной отличительной особенностью нового закона является то, что в

нем не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность

участников, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. По

закону о банкротстве 1992 г. санация производилась только по назначению

арбитражного суда и под его контролем. Так в законе устанавливались

правила, согласно которым соглашение о проведение санации подлежало

утверждению арбитражным судом и, по истечении 12 месяцев с момента начала

данной процедуры, должно было быть удовлетворено в размере не менее 40 % от

общей суммы требований кредиторов, срок санации ограничивался 18 месяцами и

т.д.

В новом законе сами участники процедуры определяет на их взгляд все

существенные положения для проведения мер по восстановлению

платежеспособности должника. Таким образом, закон делает процесс досудебной

санации практически бесконтрольным со стороны государственных органов.

Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая к

должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей

полномочий по управлению должником временному управляющему, не является

новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон

по сравнению с предыдущим более детально регламентирует данную процедуру.

Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено

арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии

реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

Пример из правоприменительной практики:

В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании

его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса

стал ходатайствовать о введении внешнего управления. Суд отклонил

ходатайство и признал должника банкротом. Тогда должник обратился с

заявлением о принесении протеста на судебные акты в ВАС РФ.

Изучение дела показало обоснованность принятия указанного решения.

Доказательств реального восстановления платежеспособности должником не

представлено. Утверждение заявителя о том, что иностранный банк согласился

выделить должнику 20 млн. долларов США не соответствовало действительности.

В деле имеется лишь переписка, свидетельствующая о возможности выделения

этих средств при условии предоставления банку для утверждения графиков

выполнения работ по конкретным объектам. Предоставленная суду справка о

погашении задолженности отдельным кредиторам не была принята во внимание,

поскольку суммы погашенных долгов весьма незначительны по сравнению с общей

суммой задолженности. Учитывая эти обстоятельства, в принесении протеста на

судебные акты по этому делу ВАС РФ было отказано.[42]

Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на

основании решения первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев

и дополнительные 6 месяцев – срок, на который может быть продлена процедура

внешнего управления. Так, например, в отношении ЗАО «Трибуна» решением

арбитражного суда в введено внешнее управление сроком на год. За этот

период объем продаж на данном предприятии увеличился почти в 10 раз, что

позволило сделать вывод о возможном восстановлении платежеспособности

должника. И комитет кредиторов высказался за продление срока внешнего

управления. Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом.[43]

Здесь необходимо оговориться, что в отношении отдельных категорий

должников закон не предусматривает введение внешнего управления, это -

кредитные организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник; а

также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве. Закон

о банкротстве 1992 года устанавливал, что на срок внешнего управления

производство по делу приостанавливается (п.3 ст. 10

закона о банкротстве 1992 г.). Ныне действующий Закон не установил

подобного правила. Вероятно решение вопроса о приостановлении производства

по делу должно быть решено в определении арбитражного суда о введении

внешнего управления.

Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает

определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется

от должности, управление делами должника возлагается на внешнего

управляющего. В практике применения закона о банкротстве 1992 г. возникало

множество проблем в отношении руководителя должника. Так одной нормой (п.6

ст.12) предусматривалось,

что он продолжает осуществлять возложенные на него функции при назначении

внешнего управляющего, в другой норме этой же статьи говорилось, что

функции руководителя с момента назначения выполняет арбитражный

управляющий, при этом руководитель должника продолжал получать свою

зарплату. Новый закон устранил имевшие место противоречия.

Одновременно прекращаются полномочия органов управления и собственника

имущества должника - унитарного предприятия. При этом они в течение 3 дней

с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать необходимую

документацию, печати, штампы и материальные ценности.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Для

снятия арестов не требуется вынесения судом специального определения,

поскольку арест снимается в силу закона.

Аресты на имущество и иные ограничения действий должника по

распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно

в рамках процесса о банкротстве.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным

обязательствам и обязательным платежам должника.

В новом законе в отличие от предыдущего дается определение понятия

«мораторий» - это приостановление исполнения должником денежных

обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет

использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств,

на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника.

Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все

требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на

определенные требования кредиторов (п. 2 ст. 70 закона).

Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание

по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Указанное

ограничение не противоречит требованиями Федерального закона РФ от 21.07.97

№ 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

С момента введения моратория приостанавливается исполнение

исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением

исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о

взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по

авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного

жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента

принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Следует отметить, что в новом законе однозначно решен вопрос о кредиторах

первой и второй очереди. До Информационного письма «Обзор практики

применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности

(банкротстве)» от 07.08.97 № 20, вопрос об этих кредиторах не был

урегулирован в законе о банкротстве 1992 г., что создавало определенные

трудности при реализации закона.

Стоит обратить внимание на норму, которая закрепляет прекращение

начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций

по обязательным платежам при введении моратория. Необходимость установления

данного правила была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве, в котором не предусматривалось подобного правила, что явно не

способствовало восстановлению платежеспособности должника. Для компенсации

понесенных кредиторами потерь на все «замороженные суммы будут начисляться

проценты по ставке рефинансирования Центрального банка на основании ст. 395

ГК РФ.»[44]

При решении вопроса о нераспространении моратория на требования

кредиторов, срок исполнения которых наступил после введения внешнего

управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов должника,

заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами

отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения

договоров, если:

- исполнение такого договора повлечет убытки для должника по сравнению

с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

- если договор является долгосрочным (заключен на срок более года),

либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в

долгосрочной перспективе;

- если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению

платежеспособности должника.

Перечень обстоятельств, предусматривающих право на отказ, не является

исчерпывающим и внешнему управляющему предоставлены довольно широкие

полномочия при принятии решения. Таким образом, внешний управляющий может

отказаться от исполнения практически любого договора.

Новый закон о банкротстве сохранил содержащиеся в предыдущем законе

нормы, предусматривающие разработку плана проведения внешнего управления.

Обязанность по разработке и реализации указанного документа возлагается на

внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон устанавливает

определенные требования:

Во-первых, он должен быть разработан не позднее одного месяца с момента

назначения внешнего управляющего;

Во-вторых, план должен содержать в себе как минимум два раздела: меры

по восстановлению платежеспособности и срок восстановления

платежеспособности, который не должен превышать предельных сроков внешнего

управления;

В-третьих, план должен быть представлен для утверждения на собрание

кредиторов, которое должно принять одно из следующих решений: об отклонении

плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства; об отклонении плана

внешнего управления, отстранения внешнего управляющего с одновременным

утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и с обращением с

соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана.

Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него

проголосовало более половины голосов от числа конкурсных кредиторов,

присутствующих на собрании кредиторов. Утвержденный план и протокол

собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не

позднее 5 дней с даты проведения собрания. Если утвержденный план не будет

в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления представлен

арбитражному суду, последний вправе принять решение о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по

сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно

расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках

внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности;

продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника

(статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение

обязательств третьими лицами (статья 89). Более подробно стоит остановиться

лишь на некоторых мерах.

1. Продажа предприятия (бизнеса) должника. Стоит заметить, что авторы

закона непонятно в каких целях после использования понятия «предприятие» в

скобках употребили слово «бизнес». Неужели «бизнес» - синоним

«предприятия»? Тогда в гражданском праве появляется еще понятие последнего.

[45]

Процедура продажи предприятия не является новой для российского

законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия

должника, регулируются нормами Закона о банкротстве 1998 года, а также

нормами Гражданского Кодекса РФ, в части, не урегулированной законом

(статья 559-566). Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все

виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской

деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации

имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также

требованиями статьи 561 Гражданского Кодекса РФ, поскольку акт

инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи

предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых

торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления.

Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав

имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную

направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все

трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия,

сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к

покупателю предприятия.

Пример из правоприменительной практики:

В ООО «Елена» было введено внешнее управление и принято решение о

продаже всего предприятия. Новый работодатель уволил ранее работающих, в

связи с чем уволенные работники подали иск в суд и были восстановлены в

своих должностях.[46]

2. Продажа части имущества должника. Также как и продажа предприятия,

продажа части имущества может быть осуществлена только после проведения

инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Однако закон допускает и исключения из данного правила, например,

продажа градообразующих предприятий осуществляется путем проведения

конкурса (статья 137 закона). Внешнему управляющему предоставлено право

определять начальную продажную цену имущества, однако план внешнего

управления, утвержденный собранием кредиторов, может предусматривать иной

порядок определения начальной цены. Оплата проданного имущества должна быть

произведена в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи,

но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.

3. Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в статьях

382-390 Гражданского Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь

специфические правила уступки прав требования в рамках процесса

банкротства.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является

исчерпывающим, что дает возможность внешнему управляющему самостоятельно,

исходя из специфики деятельности и финансово-экономического состояния

должника, определить мероприятия, направленные на повышение хозяйственно-

финансовой деятельности должника.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет,

который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению

арбитражным судом.

Утверждение отчета является очень важным моментом в процессе внешнего

управления, поскольку можно говорить о том, что платежеспособность должника

восстановлена и можно перейти к расчетам с кредиторами.

Новой в российском законодательстве является статья 94,

предусматривающая порядок расчетов с кредиторами. Необходимость принятия

данной нормы была продиктована практикой применения предыдущего закона о

банкротстве. «Закон о банкротстве 1992 года не решал проблему расчетов, так

как, восстановив платежеспособность должника, внешний управляющий не мог

произвести расчеты с кредиторами фактически, поскольку на требования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.