бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банкротство предприятий

года кредиторская задолженность увеличилась на 34,9%, дебиторская - на

44,4% .Так что был бы "повод, а потенциальный банкрот найдется, тем более,

что и процесс приватизации подходит к концу, что не только позволит снять

запреты на про ведение процедуры банкротства, но и создаст новую ситуацию в

борьбе за собственность, что до сих пор, из-за несовершенства

законодательной базы, было проблематичным.

Итак, чем же отличаются "новые песни о старом" В новой редакции уже

четко сформулированы все существенные термины (см. сноску) и, впервые

введено понятие арбитражный управляющий, на кого будет падать наибольшее

бремя распряжения имуществом, санации, банкротства.

Согласно новой редакции государственную политику предотвращения банкротства

относительно государственных предприятий и предприятий, в чьем уставном

фонде доля государства больше 25%, проводит государственный орган по

вопросам банкротства, который и будет лицензировать арбитражных

управляющих.

Кроме того, предусмотрена финансовая помощь государственным

предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматривать в

бюджете.

Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными

органами

части задолженности в случае, если это предусмотрено мировым соглашением.

Впервые вводится и понятие моратория на удовлетворение требований

кредиторов В новом документе, в отличие от предыдущего, детально описан не

только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные

процедуры, которые применяются К должнику распоряжение имуществом должника,

мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника,

ликвидация банкрота.

Отдельный раздел посвящен особенностям банкротства специальных

категорий субъектов предпринимательской деятельности, в том числе,

предприятий, которые создают места и особенно опасных объектов (с

возможностью продления срока санации до 10 лет)" сельскохозяйственных

производителей, страховиков, профессиональных участников рынка ценных

бумаг, обычных предпринимателей.

5. ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ И НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА

Продажи имущества с аукциона

В современном украинском законодательстве нет однозначного толкования

понятий ликвидационной стоимости и начальной цены продажи имущества с

аукциона (далее в тексте статьи для упрощения используется термин

“начальная цена”). Выработка практических подходов к расчету указанных

видов стоимости является актуальной проблемой. Ее особая злободневность

связана с массовым характером, который приобрели в последние 2 года случаи

банкротств предприятий, наложение взысканий и арест имущества должников,

реализация объектов налогового залога, а также отчуждение основных средств

госпредприятий.

Понятие ликвидационной стоимости, как вида ограниченной стоимости или,

согласно терминологии МСОИ, отнесенной к базе оценки, отличной от рыночной

стоимости, достаточно точно сформулировано в Нормах профессиональной

деятельности оценщика УОО и в Международных стандартах.

Два основных обстоятельства являются обязательными для квалификации

вида стоимости, как ликвидационной:

а) объект оценки продается в сроки, слишком короткие для проведения

адекватного маркетинга, необходимого для его продажи по рыночной цене;

б) ввиду того, что ни один разумный собственник не будет продавать

имущество в неоправданно короткие сроки, подобная “быстрая” продажа всегда

является вынужденной, независимо от конкретных побуждений, которыми

руководствуется продавец.

Продажа в короткие сроки, безусловно, приводит к потерям. Поэтому

соотношение между рыночной и ликвидационной стоимостью может быть выражено

простейшей формулой:

Сл = Ср * Кл, где Кл – коэффициент ликвидности, причем 0 < Кл

В спорах относительно пресловутого Кл сломано немало копий. Наверное,

не будет ошибкой предположение о том, что разработка универсальной формулы

определения степени ликвидности объекта оценки, является задачей

трудноосуществимой. Ликвидационная стоимость может быть определена исходя

из большого количества данных о реальных продажах имущества и об условиях

этих продаж, на базе накопленной оценщиком информации и систематического

отслеживания конъюнктуры рынка. К сожалению, рынок нежилой недвижимости,

как и рынок промышленных машин и оборудования является сегодня, во-первых,

недостаточно прозрачным, а во-вторых, по-прежнему малоактивным.

Тем не менее, общие факторы, влияющие на величину коэффициента

ликвидности, обозначить можно. Главные из них:

- общая инвестиционная привлекательность объекта, зависящая от его

функционального назначения, месторасположения (для недвижимости),

физического состояния и других факторов, прямо влияющих на уровень

спроса;

- абсолютная величина рыночной стоимости объекта – с ростом рыночной

стоимости, как правило, падает ликвидность, что объясняется уменьшением

количества потенциальных покупателей, необходимостью аккумуляции

значительной массы денежных средств в короткие сроки и т.п.;

- конкретная дата оценки – общая ситуация на рынке подвержена значительным

колебаниям, влияющим на соотношение спроса и предложения на конкретный

вид имущества;

- важнейший фактор – длительность продажи; при увеличении длительности

экспозиции объект может быть продан дороже;

- уровень маркетинга – термин “адекватный” в определении МКСОИ вовсе не

формальность; объект можно экспонировать на рынке достаточно долго, но

неэффективными средствами.

Весьма примечательной является формулировка ликвидационной стоимости,

данная в Методике оценки стоимости имущества во время приватизации

(Утверждено постановлением КМУ от 22.07.199 г. № 1114): “вероятная цена, за

которую имущество может быть продано на рынке на дату оценки с учетом срока

продажи, определенного ликвидационной комиссией”. Подобная формулировка

позволяет при оценке имущества предприятий-банкротов прямо

руководствоваться общепринятым в практике оценки подходом, исходя из

концепции ликвидационной стоимости. В соответствии с Законом Украины “О

банкротстве” все действия ликвидационных комиссий должны быть направлены на

удовлетворение требований кредиторов, в первую очередь, за счет продажи

имущества предприятия-банкрота. Продажа имущества осуществляется в

соответствии с Законом Украины “О приватизации небольших государственных

предприятий (малой приватизации), а оценка – в соответствии с вышеуказанной

Методикой.

Таким образом, продавцу в лице ликвидкомиссии предоставлено право

удовлетворять претензии кредиторов с неизбежными в процессе быстрой

распродажи потерями.

Практически во всех других случаях законодательством Украины предписано

продавать имущество с аукционов по рыночным ценам. Следует отметить, что

срок продажи имущества с таких аукционов установлен всего в 30 дней с

возможным повторным выставлением объектов на аукцион еще на 30 дней с

понижением стартовой цены. В то же время, по мнению многих специалистов,

срок экспозиции для продажи большинства крупных объектов недвижимости и

целостных имущественных комплексов по рыночной стоимости составляет 0,5 – 1

год.

Именно эти обстоятельства позволяют предположить, что во многих случаях

имущество на наших аукционах продается не по рыночной цене, а по цене,

близкой к ликвидационной. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости и

имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и

маркетинга более серьезного, чем одно объявление в “Ведомостях

приватизации” или местной прессе. В целом у нас сложилось об аукционе, как

способе продажи, несколько искаженное представление. На наших аукционах

продаются отнюдь не дорогостоящие реликвии, да и участники аукционов менее

состоятельные, чем покупатели реликвий. Аукцион, в общепринятом смысле

этого слова, есть способ быстрой распродажи имущества.

Косвенным подтверждением правомерности такого отношения к аукциону

является предусмотренная соответствующими законодательными и нормативными

актами возможность снижения стартовых цен перед повторными аукционами, а в

некоторых случаях – на самих аукционах. Тем не менее, четко оговоренная

возможность продажи имущества с аукциона по ликвидационной стоимости

предусмотрена законодательством только для предприятий-банкротов.

Возникает закономерный вопрос: чем в сложившихся условиях должен

руководствоваться оценщик при определении начальной цены?

В нижеследующей таблице представлены практически все предусмотренные

сегодня законодательством Украины случаи продажи имущества с аукционов,

перечень соответствующих нормативных актов и порядок определения начальных

(стартовых) цен.

Как следует из приведенной таблицы, расчет начальной цены продажи имущества

с аукционов, как особого вида стоимости, отличного от понятия рыночной или

балансовой стоимости, возможен в случаях:

- приватизации;

|Цель аукциона |Наименование документа,|Порядок определения начальной |Порядок пересмотра |

| |регламентирующего |цены |цены

| |порядок определения | | |

| |стартовой цены | | |

|1. Приватизация в |Методика оценки |Предусмотрено три способа |При повторном |

|соответствии с |стоимости имущества во |на основании данных бухучета |проведении аукциона |

|Законом Украины “О |время приватизации. |без учета индексации первичной |начальная цена может |

|приватизации |Утверждено |стоимости ОФ по состоянию |быть снижена до |

|небольших |постановлением КМУ от |на 01.04.1996 г.; |проведения торгов не |

|государственных |22.07.1998 г. № 1114 |по решению органа приватизации |более, чем на |

|предприятий (малой | |по результатам проведения |30%.

|приватизации)” | |экспертной оценки (вид |В ходе проведения |

|2. Продажа основных | |стоимости в документе не |аукционов начальная |

|фондов госпредприятий| |обусловлен); |цена может быть |

|в соответствии с | |при продаже имущества, по |снижена, но не более, |

|Положением о порядке | |данным бухучета полностью |чем на 10%

|отчуждения средств | |изношенного, по решению | |

|производства, | |органа приватизации – в размере 30% | |

|являющихся | |первичной стоимости без учета | |

|государственной | |индексации по состоянию на 01.04.1996 г. | |

|собственностью. | |или по результатам проведения | |

|(Утверждено приказом | |экспертной оценки (вид стоимости | |

|Председателя Фонда | |в документе не обусловлен). Действия | |

|государственного | |ликвидкомиссий негосударственных | |

|имущества от | |предприятий-банкротов должны | |

|07.08.1995 г. №1020) | |также отвечать вышеизложенным | |

|3. Продажа имущества | |требованиям. | |

|предприятий-банкротов| | | |

|в соответствии с | | | |

|Законом Украины “О | | | |

|банкротстве” | | | |

|Приватизация объектов|Методика оценки |Начальная стоимость объекта НЗС |Аукцион может быть |

|незавершенного |стоимости имущества во |определяется на основании данных |объявлен дважды. При |

|строительства в |время приватизации. |бухучета без учета суммы |повторном проведении |

|соответствии с |Утверждено |индексации НЗС, рассчитанной по индексам, |аукциона начальная цена|

|Положением о порядке |постановлением КМУ от |установленным Госкомстатом. Решением |может быть снижена до |

|приватизации объектов|22.07.1998 г. № 1114 |органа приватизации в начальной цене |проведения торгов не |

|незавершенного | |могут быть учтены кредиторская и |более, чем на 30%. |

|строительства | |дебиторская задолженности, связанные с |Госпрограмма |

|(Утверждено приказом | |финансированием строительства и |приватизации на 1998 |

|Фонда | |сохранением объекта. По решению органа |год предусматривала |

|государственного | |приватизации стоимость не использованных |снижение не более, чем |

|имущества от | |для строительства материалов, изделий и |на 50%.

|06.01.1999 г. № 17) | |конструкций может определяться по |В ходе проведения |

| | |результатам проведения экспертной |аукционов начальная |

| | |оценки с целью приближения начальной |цена может быть |

| | |цены к рыночной стоимости. |снижена, но не более, |

| | | |чем на 10%

|Продажа на аукционах |Порядок учета, |Оценка имущества производится |Аукцион может быть |

|имущества, |хранения, оценки |соответствующими комиссиями, а |объявлен дважды. После |

|перешедшего в |конфискованного и |в оговоренных случаях – |первого несостоявшегося|

|установленном порядке|другого имущества, |специалистами-экспертами. Стартовые цены |аукциона имущество |

|в собственность |переходящего в |не должны быть ниже цен, |может быть уценено не |

|государства в |собственность |определенных комиссией или экспертом.: |более, чем на |

|соответствии с |государства, и |Согласно терминологии документа |20%.

|Порядком продажи на |распоряжения им |разные виды имущества оцениваются: |После второго |

|аукционах имущества, |Утверждено |по рыночным ценам, с учетом |несостоявшегося |

|которое перешло в |постановлением КМУ от |рыночных цен и фактического их |аукциона |

|собственность |25.08.1998 г. № 1340 |состояния на день оценки, по ценам |соответствующая |

|государства | |возможной реализации, по регулируемым |комиссия принимает |

|(Утверждено приказом | |(устанавливаемым) государством ценам |решение о дальнейшем |

|Министерства | |с учетом их фактического состояния |распоряжении |

|внешнеэкономических | |и износа. Здания, сооружения, жилые |имуществом.

|связей и торговли, | |помещения и их части оцениваются |Имущество может быть |

|Минэкономики, Фонда | |только специалистами-экспертами |продано только при |

|государственного | |с учетом рыночных цен и |условии роста цены на |

|имущества от | |фактического их состояния. |аукционе, как минимум, |

|31.12.1998 г. | | |на 10%.

|№873/172/2453). | | | |

|Продажа с аукционов |Положение о порядке |Для негосударственного имущества |Аукцион может быть |

|(публичных торгов) |проведения аукционов |порядок расчета начальной стоимости |объявлен дважды. На |

|заложенного |(публичных торгов) по |не определен, но специально оговорена |повторном аукционе |

|имущества, на которое|реализации заложенного |возможность экспертной оценки, |начальная стоимость |

|в соответствии с |имущества |причем, вид стоимости в документе не |имущества с согласия |

|законодательством |Утверждено |обусловлен. Начальная стоимость |залогодержателя может |

|обращено взыскание. |постановлением КМУ от |государственного имущества |быть уменьшена, но не |

| |22.12.1997 г. № 1448 |определяется в соответствии с |более, чем на 30%. На |

| | |требованиями Методики оценки |аукционах начальная |

| | |стоимости имущества во время |цена может быть снижена|

| | |приватизации, т.е. либо по данным |до уровня, |

| | |бухучета без учета индексации ОФ по |удовлетворяющего |

| | |состоянию на 01.04.1996 г., либо по |требования |

| | |результатам проведения экспертной |залогодержателя.

| | |оценки (вид стоимости в документе |:P |

| | |не обусловлен). |После второго |

| | | |несостоявшегося |

| | | |аукциона организатор |

| | | |аукциона возвращает |

| | | |исполнительные |

| | | |документы |

| | | |залогодержателю.

| | | |:P |

|Продажа имущества, |Порядок обращения |Начальная цена определяется |В соответствии с |

|находящегося в |взыскания на движимое |уполномоченными КМУ организациями |Положением о порядке |

|налоговом залоге. |имущество, находящееся |или экспертами и, в соответствии с |проведения аукционов |

|Продажа |в налоговом залоге |терминологией документа, |(публичных торгов) по |

|осуществляется в |Утверждено |рассчитывается с учетом рыночной |реализации заложенного |

|соответствии с |постановлением КМУ от |стоимости имущества, затрат, связанных |имущества.

|требованиями |22.06.1998 г. № 941 |с его оценкой, хранением, |Цена продажи не может |

|Положения о порядке | |транспортированием и реализацией, но |быть меньше 40% |

|проведения аукционов | |не ниже балансовой стоимости. (Самая |начальной |

|(публичных торгов) по| |противоречивая формулировка понятия |цены.

|реализации | |“начальная цена продажи с аукциона” в | |

|заложенного | |действующем законодательстве). | |

|имущества. | | | |

|Реализация с |Гражданский |Оценку производит государственный |Для повторных торгов |

|прилюдных торгов |процессуальный кодекс |исполнитель или эксперт исходя из |дом может быть |

|имущества граждан |Украины, главы 45, 46. |действительной стоимости жилого дома. |переоценен по цене не |

|(жилых домов), на | | |ниже |

|которое обращено | | |инвентаризационной, а |

|взыскание. | | |при ее отсутствии – |

| | | |страховой.

- отчуждения ОФ госпредприятий;

- продажи имущества банкротов;

- продажи заложенного имущества госпредприятий (учитывая неопределенность

формулировки п.6 Положения, возможно – продажи заложенного имущества

предприятий всех форм собственности).

Во всех остальных случаях мнение оценщика относительно порядка

определения начальной цены особого значения не имеет, так как организатор

аукциона ограничен в своих действиях рамками требований соответствующих

документов. Наиболее проблематичной в этой связи представляется продажа

объектов налогового залога. Даже очень привлекательное имущество,

выставленное на аукцион в соответствии с требованиями постановления КМУ от

22.06.1998 г. № 941, в некоторых случаях может стать совершенно

неинтересным из-за несуразно высокой стартовой цены, которая должна быть не

ниже балансовой стоимости.

Вернемся к основной теме статьи – к аукционам, начальная цена имущества

на которых определяется экспертным путем в соответствии с Методикой оценки

стоимости имущества во время приватизации.

В каких случаях вообще может возникнуть необходимость экспертной оценки

начальной стоимости? Ведь есть законный и достаточно простой метод, не

требующий привлечения оценщиков – оценка на основании данных бухгалтерского

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.