|
Платежный и торговый балансактивном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1)государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого через государственный бюджет ; 3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта , заемщика; 4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса ,а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса , направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Cтранами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов. 1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. 1. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. 3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. 3. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика. 4. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: -ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; - прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; -расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно- техническими знаниями и т.д. - pегулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска. При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре- стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. (После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее). Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом. Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран- заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны- должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом. 2.2 Аспекты монетарного подхода к анализу платежного баланса. Характеристика монетарного подхода к анализу платежного баланса и некоторые механизмы его регулирования: Для Беларуси основной проблемой несбалансированности платежного баланса является дефицит текущего счёта, не уравновешенный чистым притоком не резервного(т.е. не находящегося в собственности органов денежно- кредитного регулирования) капитала из-за рубежа. Несмотря на придание экспорту приоритетного значения, создание фонда поддержки экспортеров, принятие политики импортозамещения и ряд других мер, направленных по своему содержанию на сокращение дефицита платежного баланса, Беларусь все равно испытывает трудности со сбалансированностью платежного баланса. Возможно, для рассмотрения и разрешения проблем платежного баланса следует применять несколько иные подходы. Традиционная схема анализа текущего счета как части валового располагаемого национального дохода рассматривается через систему национальных счетов. Основой анализа выступают сбережения, инвестиции и сальдо текущего счета, выражаемые системой уравнений: GNDI=C+CAB, GNDI=C+S, Где GNDI-валовый национальный располагаемый доход; С-конечное потребление частного и государственного секторов САВ-сальдо текущего счета; S-совокупное сбережение. Отсюда : САВ=S-I Вместе с тем составление платежного баланса предполагает следующее тождество: САВ=KFA+приростRES, Где KFA-сальдо капитального и финансового счета; ПриростRES-изменение резервных активов. Таким образом, равновесие платежного баланса наступает, когда для финансирования дефицита текущего счета нет необходимости прибегать к сокращению резервных активов, т.е.: S-I=KFA. В условиях дефицита текущего счета политика правительства должна акцентироваться либо на сокращении государственного и частного секторов, либо на привлечении не резервного иностранного капитала. Однако сдерживание инвестиционной деятельности в условиях экономики Беларуси, при наличии изношенности основных фондов порядка 60%, вряд ли является целесообразным. А регулирование притока и оттока капитала ,как показывает опыт стран с переходной экономикой, - трудноразрешимая проблема и предполагает значительное расширение бюджетных ассигнований на осуществление контрольных функций. Более того, данная схема анализа не эффективная для поиска причин возникновения дефицита платежного баланса На мой взгляд, восполнить этот пробел может монетарный подход к анализу платежного баланса. Основной чертой такого подхода является то, что платежный баланс рассматривается не как движение товаров и услуг, а как денежно-финансовый феномен. В качестве отправной точки для анализа берется консолидированный баланс банковской системы, через который выводится равновесие между спросом и предложением на денежном рынке. А различные счета платежного баланса рассматриваются как коридоры во внешний мир, через которые абсорбируются избыток внутреннего спроса над предложением и наоборот. Положительное сальдо платежного баланса предполагает избыточную поставку товаров, а положительный финансовый счет отображает избыточный внутренний спрос на деньги. Таким образом, при анализе причин роста или уменьшения международных резервов страны монетарный подход фокусируется на определении внутреннего спроса и предложения денег. Представление платежного баланса как разницы между совокупными поступления и платежами, по существу, подчеркивает монетарную природу дефицита, который сопровождается либо уменьшением депозитов, либо кредитной эмиссией и отображает состояние экономики в целом. Данный подход наиболее приемлем для анализа, цель которого—объяснение или предвидение событий на денежном и валютном рынках. Субъекты хозяйствования распределяют свои активы в зависимости от их доходности либо в денежной, либо в товарной форме. Уравнение обмена (1) предполагает, что постоянное увеличение предложения денег, не обеспеченное ростом товарной массы, приводит к росту цен. M*V=P*Y, (1) Где М-количество денег в обращении; V-скорость обращения денег; Р-уровень цен; Y-реальный ВНП. Поскольку скорость обращения денег относительно постоянна, то: P=M/Y. Постоянное увеличение предложения денег предполагает увеличение спроса на товары. Если нет соответствующего роста товарной массы, то недостающий объем будем заполнен импортными товарами. Более того, общий рост цен повысит привлекательность внутреннего рынка и для национальных субъектов хозяйствования, что приведет к отвлечению ресурсов от экспорта в пользу производства на внутренний рынок. Это будет означать дефицит текущего счета, который нужно покрыть притоком не резервного капитала. Как отмечалось выше, если такой приток недостаточен, то наступает дефицит платежного баланса, означающей по своей сути нехватку валюты. В результате растет спрос на нее. Если органы денежно-кредитного регулирования не в состоянии удовлетворить потребность субъектов хозяйствования в иностранной валюте, то курс национальной валюты снижается. Девальвация национальной валюты теоретически предполагает сокращение дефицита текущего счета вследствие удорожания импорта в национальной валюте и повышения эффективности экспорта. Однако это выравнивание происходит не сразу, так как производителям требуется время для переориентации на внешний рынок, а с другой стороны, они вынуждены исполнять импортные контрактные обязательства, заключенные до девальвации национальной валюты. Вместе с тем рост стоимости импорта абсорбирует излишек национальной валюты и на денежном рынке наступит равновесие, которое, правда, вызовет сокращение уровня монетизации экономики. В результате в переходной экономике возрастут неплатежи, сократятся сокращения в бюджет, ухудшится финансовое состояние предприятий, в экономике наступит спад. Если правительство для предотвращения подобной ситуации прибегнет к эмиссии, то тем самым нарушит равновесие денежного рынка и запустит механизм, описанный ранее, заново. Таким образом, предположение о том, что спрос на деньги агентов экономической деятельности зависит от факторов, которые определяют уровень выпуска внутреннего кредита банковской системой, приводит к выводу о тесной взаимосвязи состояние платежного баланса с денежным рынком страны. Сторонники монетарного подхода к анализу платежного баланса не утверждают ни того, что монетарная политика—единственная причина дефицита платежного баланса, ни того, что изменение денежно-кредитной политики является единственно возможным инструментом разрешения проблем платежного баланса. Однако он предусматривает, что воздействие на экономические процессы приводит к определенному результату в том случае, если оно подкрепляется адекватными мерами монетарной политики. Если рассматривать платежный баланс с точки зрения отражение избытка спроса или предложения денег, то необходимо ответить на вопрос, на каком из рынков—товаров или капиталов—необходимо акцентировать регулирование(все другие подходы фокусируются на регулировании одного из рынков и автоматически уменьшают важность другого). Регулирование платежного баланса также предполагает наличие самостоятельного официального органа валютного регулирования, готового действовать на рынке иностранной валюты при помощи официальных резервов с целью воздействия на валютный курс. Сокращение дефицита платежного баланса достигается либо увеличением поступлений, либо сокращением выплат, или же в условиях, когда темпы роста поступлений выше темпов роста платежей либо сокращение поступлений происходит медленнее, чем сокращение выплат. Это предусматривает сосредоточение внимания на двух важных аспектах платежного баланса —его монетарной природе, с одной стороны, и его связи с общей экономической ситуацией—с другой. Так как деньги являются альтернативой товарам, услугам или ценным бумагам, то платежи резидентов используются для приобретения либо товаров и услуг, либо финансовых активов. Следовательно, дефицит платежного баланса может возникнуть как в текущем счёте, так и в счёте движения капитала и финансов. Дефицит текущего счёта отражает решение национальных субъектов хозяйствования сместить акценты от денег к товарам, т.е. решение потреблять товаров больше, чем позволяет рост производства. Для урегулирования такого дефицита теоретически можно: 1.Снизить привлекательность национальной валюты путём её девальвации; 2.Ввести соответствующие валютные и кредитные ограничения; 3.Увеличить налоги на хранение и сбыт товаров на внутреннем рынке; 4.Использовать количественные ограничения на импорт. Основной вопрос для руководящих органов заключается в необходимости выбора той или иной экономической политики либо их композиции. В любом случае центральной проблемой остаётся аккумулирование резервов на достаточном уровне, чтобы обеспечить финансирование дефицита и иметь свободу манёвра в выборе политики. С точки зрения долгосрочного анализа также имеет существенное значение природа дефицита текущего счёта. Если дефицит вызван отрицательным торговым сальдо и при этом означает дополнительные инвестиции в производственный потенциал, его эффект на экономику может быть положительным. Если же речь идёт об избыточном потреблении не инвестиционных товаров, то долговременный эффект будет отрицательным, хотя есть основания предполагать, что дополнительное потребление может привести к росту уровня жизни, что, в свою очередь, может способствовать увеличению производительности (чего отечественная практика не подтверждает). Если основой дефицита текущего счёта является отрицательное сальдо по доходам, то, по всей видимости, стране необходимо решать проблему внешнего заимствования. В условиях дефицита текущего счёта, как правило, существует два варианта экономической политики – сокращение расходов и снижение уровня жизни либо рост производства, ведущий к росту инфляции. Политика сокращения расходов может быть внедрена путём введения различных мер: монетарных и бюджетных ограничений и прямого регулирования. Но её результатом будет сокращение доходов населения и занятости. Такая политика наиболее подходит для стран, у которых дефицит текущего счёта сопровождается высокой инфляцией. Для стран же с наибольшим уровнем безработицы данная политика неприемлема. Если установка делалась на рост производства, то обычно применяют политику смещения расходов на импортные товары в пользу отечественных товаров. В данном аспекте возникает проблема выбора способов смещения расходов и источников роста производства. Полтика смещения расходов может быть разделена на два типа: девальвация и ужесточение торгового режима (в рамках которого могут применяться как тарифы и субсидии, так и количественные ограничения). Оба типа политики смещения расходов способны оказывать прямое воздействие на ВВП. Основным аргументом в пользу девальвации является поддержка отечественного экспортёра. Но при этом требуется анализ возможных последствий. Для его проведения необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Как ведёт себя реальный курс в последнее время, а следовательно, каков запас конкурентоспособности национального экспорта по цене; 2. Какова динамика экспорта и импорта; 3. Каков уровень импортозависимости экономики страны. Применительно к текущей ситуации в Беларуси можно отметить, что положительные темпы роста белорусского экспорта страны дальнего зарубежья в 1999 г. означают наличие запаса конкурентоспособности национального экспорта, вызванного, по всей видимости, более низким уровнем оплаты труда. Высокая доля импортной продукции в белорусском экспорте в условиях недостатка финансовых ресурсов является показателем того, что ограничения на импорт могут затронуть и экспорт. В ходе анализа финансового счёта возникает вопрос о реакции краткосрочного капитала на колебание валютного курса. При девальвации национальной валюты резкий отток краткосрочного капитала и портфельных инвестиций провоцирует финансовый кризис в стране. Важным является и отношение внешнего долга к ВВП, так как при девальвации увеличивается давление долга на бюджет государства. Более того, снижение стоимости активов, номинированных в национальной валюте, приведёт к увеличению доли инвалютных активов в совокупной денежной массе. А это, в свою очередь, усилит влияние иностранной валюты на состояние денежного рынка страны, что снизит эффективность любых мер денежно – кредитной политики государства. Ужесточение торгового режима, если оно принимает форму введения дополнительных пошлин на импорт или экспортных субсидий, также приведёт к увеличению совокупных расходов. Если же оно проявляется в форме количественных ограничений на импорт, то эффект будет аналогичным, но уже по причине сужения свободы выбора. Следует также отметить, что целесообразность принятия ограничений на торговлю, помимо состояния текущего счёта платежного баланса, должна определяться соотношением уровня фактических и оптимальных торговых ограничений. Более того, по окончании Уругвайского раунда переговоров в исследованиях по внешнеторговой политике стали доказываться временность и малая эффективность применения торговых ограничений в решении проблемы дефицита текущего счёта для стран с переходной экономикой. В данном аспекте необходимо детальное изучение каждого отдельного государства и его специфических условий. Кроме того, вследствие единого таможенного пространства с Россией возможность применения политики ужесточения торгового режима для Беларуси крайне ограничена. Как уже отмечалось, монетарный подход к анализу платежного баланса подходит для оценки событий на денежном и валютном рынках. Однако объяснить причины его ухудшения, не имеющие своей основой денежную природу, он может не всегда. К примеру, при сокращении национального экспорта, вызванного изменением конъюнктуры мирового спроса, с точки зрения монетарного подхода необходимо сокращать внутренние кредитование. На самом же деле в этом случае излишка внутреннего не будет и данная мера приведёт лишь к спаду в национальной экономике. Применительно к Республике Беларусь ответ на вопрос о том, насколько оказывала влияние кредитно – денежная политика на состояние сальдо платежного баланса в первом приближении. На протяжении всего рассматриваемого периода темпы роста средней рублёвой денежно массы заметно превышали темпы роста производства промышленной продукции, что создавало избыточный совокупный спрос, а официальная девальвация большинстве своём не могла абсорбировать излишек совокупного спроса. В результате складывался значительный дефицит текущего счёта, представляющий собой основу дефицита платежного баланса. В период с 1993-1995 год на внешнеэкономические отношения основное влияние оказывали общие экономические факторы. В частности, разрыв устоявшихся хозяйственных связей требовал от национальных субъектов хозяйствования дополнительных затрат на поиск новых источников сырья и рынков сбыта. Либерализация внешней торговли, помимо свободы выхода на рынок ресурсов и поставок, дала возможность реализовать отложенный потребительский спрос, накопленный в период товарного дефицита последних лет существования СССР. В результате появилась тенденция к росту дефицита текущего счёта. Отсутствие достаточных инвалютных активов обусловило и дефицит платежного баланса. В качестве меры поддержания хозяйственного цикла Правительство использовало эмиссию. На этом этапе денежно – кредитная политика выступала в какой – то степени следствием общеэкономической политики. Самостоятельная политика Нацбанка в 1995-первой половине 1996гг. в части выхода на реальные положительные процентные ставки по рублёвым депозитам позволила накопить резервные активы. В итоге появилась возможность для выхода на траекторию экономического роста. Однако отказ от девальвации официального курса при политике увеличения резервных активов и наращивания денежной массы привёл к появлению параллельного валютного рынка. В 1997 году эмиссия обеспечила значительный рост промышленного производства, который, однако, не смог абсорбировать избыточный спрос на деньги, что привело к росту дефицита текущего счёта. Хотя страна и смогла выйти на положительное сальдо платежного баланса, результаты внешнеэкономической деятельности нельзя назвать полностью удовлетворительными. Положительное сальдо было обусловлено отрицательным значением по статье исключительного финансирования. Значит. Экономика рассчитывалась по предыдущим долгам, накопленным в предыдущие годы, резервные активы при этом сократились. Кроме того, значительный приток капитала свидетельствует об увеличении внешнего долга. В какой – то степени этот значительный приток капитала обусловил резкую девальвацию национальной валюты в марте 1998 года, что, однако, не принесло какого – либо улучшения внешней торговли из – за финансового кризиса в России в августе. Попытки поддержания курса привели к дальнейшему увеличению дефицита текущего счёта. В конце 1998 года Нацбанк Республики Беларусь был вынужден осуществить девальвацию белорусского рубля по причине невозможности поддержания его предыдущего уровня. Девальвация смогла в какой – то мере абсорбировать избыток совокупного спроса, что оказало некоторый положительный эффект на текущий счёт. В первом полугодии 1999 года он сложился положительным в размере 14.4 млн. $ США. Поскольку же девальвация не сопровождалась мерами, направленными на уменьшение совокупного спроса (резкое увеличение эмиссии в третьем квартале 1999 г. – 35 трлн. руб. и в четвёртом – 21,9 трлн. руб.), то её эффектом стало создание инфляционного избытка совокупного спроса, которое привело к повышению уровня цен. В свою очередь, это оказало обратное влияние на политику смещения расходов. В результате суммарный эффект от девальвации рубля оказался кратковременным, и уже во втором полугодии состояние платежного баланса заметно ухудшилось. |Показатель |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | | |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | |Счёт текущих |-435,0|-443,8|-458,3|-515,9|-787,6|-865,5|-256,7| |операций | | | | | | | | |Капитальный и |294,1 |168,4 |211,3 |447,9 |694,1 |470,9 |309,4 | |финансовый счёт | | | | | | | | |Статистические |-0,9 |-37,0 |173,1 |-146,2|156,9 |75,3 |34,3 | |расхождения | | | | | | | | |Общий баланс |-141,8|-312,4|-73,9 |-214,2|63,4 |-319,3|87,0 | |Финансирование |141,8 |312,4 |73,9 |214,2 |-63,4 |319,3 |-87,0 | |В том числе: | | | | | | | | |Резервные активы |17,0 |63,2 |-286,7|-78,6 |77,0 |54,6 |34,5 | |Кредиты МВФ и их |98,0 |0,0 |176,3 |0,0 |0,0 |-24,4 |-58,0 | |обслуживание | | | | | | | | |Исключительное |26,8 |375,6 |184,3 |292,8 |-140,4|289,1 |-63,5 | |финансирование | | | | | | | | |Темпы роста |820,0 |1062,5|725,4 |198,1 |178,2 |204,5 |293,6 | |средней РДМ, % | | | | | | | | |Темпы девальвации| | | | | | | | |среднего | | | | | | | | |официального |-- |-- |247,7 |118,1 |183,4 |174,7 |634,6 | |курса, % | | | | | | | | |Темпы роста | | | | | | | | |промышленности в |90,0 |82,9 |88,3 |103,5 |118,8 |112,4 |109,7 | |сопоставимых | | | | | | | | |ценах, % | | | | | | | | В связи со сказанным важнейшим на сегодняшний день вопросом для решения проблем платежного баланса является, на мой взгляд устранение накопленного девальвационного потенциала, выражающегося во множественности курсов. Реализация денежно – кредитной политики за 2000 год позволила добиться положительных тенденций в экономике страны, при этом в качестве основных целей принималось обеспечение стабильности валютного курса, достижение положительного сальдо платежного баланса, обеспечение устойчивости национальной валюты, а также доведение до международных стандартов национальной платежной системы. При этом важным условием для активного вхождения Беларуси в систему глобальной экономики является углубление финансово-экономической стабилизации в республике, дальнейшей либерализации валютного рынка и развитие платежной системы. Вместе с тем, нельзя сказать, что задача достижения финансово- экономической стабильности решена в необходимой степени, сохраняются проблемы, связанные с внешнеэкономической несбалансированностью, недостаточным уровнем золотовалютных резервов финансового потенциала банка. К сожалению, банковская система не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности экономики в кредитных ресурсах. Несмотря на это, осуществлен переход к единому валютному курсу, что способствовало устранению экономических предпосылок для развития «теневых отношений» в валютной сфере, а также создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютного рынка, достигнута стабилизация валютного курса. Все это служит основой для активизации сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями и центральными банками других стран. Следует также отметить, что состояние платежного баланса – один из важнейших критериев экономической безопасности. Рассмотренный подход к анализу предполагает тесную взаимосвязь состояния платежного баланса и внутреннего денежного рынка. Основным выводом может служить то, что воздействие на платежный баланс любых мер не может быть оценено должным образом без оценки их монетарных последствий. И наоборот, любое изменение равновесия денежного рынка приводит к изменениям платежного баланса. Несмотря на ряд недостатков монетарного подхода к анализу платежного баланса, считаем целесообразным проводить его анализ как денежно – кредитного феномена. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы: 1. Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство. 1. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности. 1. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы. 1. Платежный баланс - является объектом государственного регулирования. 5.Состояние ПБ – один из важнейших критериев экономической безопасности. Рассмотренный подход к анализу предполагает тесную взаимосвязь состояния ПБ и внутреннего денежного рынка. Основным выводом может служить то, что воздействие на ПБ любых мер не может быть оценено должным образом без оценки их монетарных последствий. И наоборот, любое изменение равновесия денежного рынка приводит к изменениям ПБ. Несмотря на ряд недостатков монетарного подхода к анализу ПБ, считаем целесообразным проводить его анализ как денежно – кредитного феномена. Список литературы 1. Сергеев Е. Ю. Международные экономические отношения.—Москва,1997 год. 2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения // под редакцией Л. Н. Красавиной.—Москва,1994 год. 3. Носкова И. Я., Максимова Л. Н. Международные экономические отношения.—Москва,1995 год. 4. Основы внешнеэкономических связей // под редакцией И. П. Фаминского.—Москва,1994 год. 5. Долговечный А. П. Некоторые аспекты монетарного полхода к анализу платежного баланса // Белорусский экономический журнал, №3, 2000 год. 6. Международная экономика: Учебник / под редакцией Сидоровича А. В.—Москва, 1998 год. 7. Бункина М. К. Макроэкономика: Учебник.—Москва: Издательство»ДИС»,1997 год. 8. Ивашевский С. Н. Макроэкономика.—Москва,2000 год. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |