бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные понятия собственности, ее виды

значит, что ему присуща способность восстанавливаться в прежнем объеме, как

только связывающие его ограничения отпадут.

Право собственности относится к числу исключительных прав. Это значит,

что собственник наделен правом исключать воздействие всех третьих лиц на

закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу

хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.

Сказанное, однако, не означает, что власть собственника в отношении

принадлежащей ему вещи безгранична. В соответствии с дозволительной

направленностью гражданско-правового регулирования, собственник

действительно может совершать в отношении своего имущества любые действия,

но только не противоречащие законам и иным правовым актам. Собственник

обязан принимать меры, подтверждающие ущерб здоровью граждан и окружающей

среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Он должен

воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим

лицам, и тем более от действий, совершаемых исключительно с намерением

причинить кому-то вред. Кроме того, собственник не должен выходить за общие

пределы осуществления гражданских прав, установленных ст.10 ГК. На

собственника также возлагается обязанность в случаях, на условиях и в

пределах, предусмотренных законом и иными правовыми актами, допускать

ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Указанные

обстоятельства подлежат учету при формулировании общего определения права

собственности. Наконец, давая определение права собственности, следует

опираться на общее определение субъективного гражданского права, которое

распространяется и на право собственности. Применительно к праву

собственности это общее определение должно быть конкретизировано с учетом

присущих праву собственности специфических признаков. Исходя из ранее

изложенных положений, дадим определение субъективного права собственности.

Субъективное право собственности ( это система правовых норм,

регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению

собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его

интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его

хозяйственного господства.

В тех случаях, когда собственник сам владеет и пользуется вещью, ему

для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы третьи лица

воздерживались от посягательств на эту вещь. Но так бывает далеко не

всегда. Чтобы распорядиться вещью (продать ее, сдать в наем, заложить и

т.д.), собственник, как правило, должен вступить в отношение с каким-то

конкретным лицом (например, с тем, кто хочет купить вещь, получить ее в

наем или в залог). Хотя путем установления отношений с конкретным лицом

собственник и осуществляет свое право, их регулирование выходит за пределы

права собственности, а сам собственник выступает в маске продавца,

наймодателя, залогодателя и т.д. Если же право собственности нарушено, то

все зависит от того, сохраняется это право или нет. Если сохраняется, то

восстановление нарушенного отношения происходит при помощи норм института

права собственности. Если же право собственности не сохраняется (скажем,

вещь уничтожена), то для восстановления нарушенных прав придется прибегнуть

к нормам других правовых институтов (например, обязательств из причинения

вреда или страхового права). Таким образом, нормы, образующие институт

права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с

нормами других правовых институтов, как гражданско-правовых, так и иной

отраслевой принадлежности. Указанное обстоятельство подлежит учету при

выборе правовых норм, регулирующих тот или иной участок имущественных

отношений, в том числе и отношений собственности.

§2.Изменение отношений собственности - важнейшее условие формирования

рынка.

Для успешного развития собственности необходимо выполнение многих

экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого

отношения к собственности в новых экономических условиях.

Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие

процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем

собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования

хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления

общественными процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной

экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели,

порой не самые удачные, но, на наш взгляд, достойные рассмотрения,

поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых

экономических стереотипов.

Период перестройки ознаменовался возрастанием внимания к бедственному

положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том,

что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы

люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества.

Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но

правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи

повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного

количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и

спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной

экономике.

Мы считаем, что для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих

чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный

рынок.

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего,

представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных

отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским

человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных

проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах

свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть

внутренних механизмов рыночных отношений.

Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах,

институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая,

кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей.

Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды

так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не

издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого из

нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, базаром,

то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти

аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и,

значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.

Термины “рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно

трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения,

иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.[6]

Рынок-это вся система многообразных экономических отношений между

людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и

потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых

является свобода экономической деятельности.

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении

рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все

отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать

всеобщностью рыночных отношений.

§3.Формы собственности в переходной экономике

Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем

экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане

трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня

должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и

способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить

государственная собственность.

В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе,

сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и

смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично

сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу

производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между

производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной

формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг

друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы

наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому

специфическому виду экономической деятельности.

Госсобственность в переходный период

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на

федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы

многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность,

состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие

общепризнанные человеческие ценности;

федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных

на всей территории страны и за ее пределами;

объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и

правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального

хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных

направлениях;

реализация права государства на объекты собственности достигается через

функционирование системы управления государственной собственностью,

представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и

функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации,

ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не

означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть

такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на

элементы.

Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам,

работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России

энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие

отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда

должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности

должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать

значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует

адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут

быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства,

вторая - на полном коммерческом расчете.

Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление

монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу

1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства

достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства

монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры

оказались по разные стороны новых государственных границ.[7]

Понятно, что демонополизация производства, основанного на

государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти

преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения

предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых

предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша

страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет

диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу

использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска

дефицитных товаров.

В преодолении монополизма может играть положительную роль

использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют

антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон

Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона,

запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить

конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение

на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена

уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и

тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в

тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую

степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка

предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист

ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть

не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%,

4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании

установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем

явилось разгосударствление, определение и использование наиболее

рациональных путей, моделей приватизации.

Приватизация ( это переход государственной собственности в руки

отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение

на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо,

работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные

общества, холдинги и т.д.

Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг,

жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные

предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах,

где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы

(Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в

Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций;

подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья

квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития

конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-

15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа.

Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп

предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в

аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной

деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-

предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение

эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и

создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие

демократизации экономики.

Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие

объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама

концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано

официально. В результате, происходила своеобразная приватизация

государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление

государственной собственности. Смена собственников не привела к

эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство

естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В

связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы

другими странами:

дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с

целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и

крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями

в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;

разнообразие способов передачи государственной собственности в частные

руки;

предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям,

деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для

финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

Раздел III.Основные виды собственности.

§1. Индивидуальная собственность.

Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки:

труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной

экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть

некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены:

крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая

"челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком

сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.[8]

§2. Частная собственность.

Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том

смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице

или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма,

отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут

разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а

распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется

экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.[9]

В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как

отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по

распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства,

не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует

определить как индивидуальную (или частно-трудовую).

§3. Кооперативная собственность.

В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников.

Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их

функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и

имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого

участника в имуществе кооператива, или без долевой, т. е. без выделения и

персонификации долей имущества каждого участника.

В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы

управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления

и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом

случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку

участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших

прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения.

Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами

распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку

происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По

содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия,

получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в

результате выкупа работниками предприятий у частных собственников.

§4. Государственная собственность.

От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права

собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у

государственного института публичной, политической и экономической власти.

Государство является верховным распорядителем имущества (условиями

производства). Управляют производством назначенные государством

руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных

предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не

персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том

смысле она унитарна.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает

здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом

предприятий выступают федеральные государственные органы.

Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет

к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах

разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики.

Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно

необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В

области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают

практическую значимость и институциональный механизм реализации

экологических, социальных и иных программ.[10]

Государственная собственность реализуется еще в одном направлении.

Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает

часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы,

пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Госсобственность в переходный период

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на

федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.