бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Некоммерческие организации

организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность

этой организации.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации

осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными

документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее

услугами только на равных условиях с другими лицами.

2.7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) — это членская

организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и

государственные организации в целях координации их предпринимательской

деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Различают следующие формы объединений юридических лиц:

- объединения коммерческих организаций;

- объединения некоммерческих организаций;

- объединения коммерческих и некоммерческих организаций.

Ассоциация, союз могут быть созданы только группой юридических лиц.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение

предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в

хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном

Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для

осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или

участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права

юридического лица и имеют право безвозмездно пользоваться ее услугами.

2.8. Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение

граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения

материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем

объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив создается за счет вступительных и паевых

взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную,

посредническую и иные виды деятельности.

Потребительский кооператив создается и действует на основе следующих

принципов:

- добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

- обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

- демократичности управления потребительским обществом (один пайщик – один

голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского

общества других органов управления, органов контроля, свободное участие

пайщика в выборных органах потребительского общества);

- взаимопомощи и обеспечения пайщиками, участвующим в хозяйственной или

иной деятельности потребительского кооператива, экономической выгоды;

- ограничения размеров кооперативных выплат (кооперативные выплаты – это

часть доходов потребительского кооператива, распределяемая между

пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности

потребительского кооператива или их паевым взносам, если иное не

предусмотрено уставом потребительского кооператива);

- доступности информации о деятельности потребительского общества для всех

пайщиков;

- наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и

органах контроля;

- заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на

основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова

«потребительский союз» либо «потребительское общество».

3. Отношения собственности некоммерческих организаций.

В собственности некоммерческих организаций может находиться любое

имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в

оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование,

инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги,

земельные участки, другие объекты собственности.

В странах рыночной экономики некоммерческие организации в зависимости

от формы собственности могут быть подразделены на государственные,

муниципальные и частные организации.

К государственным некоммерческим организациям относятся организации,

имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации

(федеральная собственность), ее субъектам — республикам, краям, областям и

т. д. (собственность субъекта Российской Федерации). К государственным

некоммерческим организациям относятся органы государственного управления,

крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные,

информационные центры, библиотеки, музеи.

Муниципальные некоммерческие организации включают общеобразовательные

школы, детские сады, поликлиники, отделы социального обеспечения и др.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на

праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным

образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности,

закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение,

пользование и распоряжение.

Одной из функций государственных и муниципальных некоммерческих

организаций является предоставление в равном количестве общественных благ

каждому члену общества, возможного в данный момент времени и без которого

дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно.

Таким образом, обеспечивается поддержание определенных стандартов

потребления общественных благ.

Государственные и муниципальные некоммерческие организации имеют свои

преимущества и недостатки. К первым относится центральное регулирование

процесса производства и распределения с соответствующим выделением

необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в

сфере потребления общественных благ. Ко вторым — неизбежная ограниченность

средств, направляемых государством на создание общественных благ, и

особенно в переходной экономике, отсутствие экономических стимулов для

эффективной работы, бюрократический стиль управления и т.д.

К частным некоммерческим организациям относятся организации,

основанные на различных формах негосударственной собственности, по

отношению к ним часто используется термин «негосударственные некоммерческие

организации».

Основные признаки негосударственных некоммерческих организаций:

- добровольность образования;

- инновационный характер развития;

- экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов

деятельности;

- эффективное использование возможной прибыли.

Негосударственные некоммерческие организации, будучи основаны на

частной форме собственности, действуют в общественных интересах,

обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип

плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В социальной рыночной экономике на негосударственные некоммерческие

структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись

государством. Это становится возможным вследствие особого функционального

назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики

использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь

негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных

благах. Они выражают не только личные, но и интересы общества в целом. В то

же время, являясь негосударственными, они в процессе функционирования в

большей мере следуют законам рынка, чем государственные организации. Это

выражается в быстрой реакции на спрос, намерении представлять качественную

продукцию, экономить издержки производства, вести активную разработку новых

направлений деятельности и пр.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций

направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством

экономических благ. Их деятельность, напротив, расширяет структуру

общественных потребностей, создает возможности для дополнительного

альтернативного предоставления продуктов потребителям. С этой точки зрения

негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению

конкуренции между различными секторами экономики, социализации экономики,

что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Подтверждение этому - успехи деятельности некоммерческих организаций,

например, в США. Наибольшая активность работы некоммерческих организаций

США наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных,

улучшении условий жизни в труднодоступных местностях, медицинских

исследованиях, организации образования за счет пожертвований в

благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на

рубеже XVIII—XIX веков. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX —

начало XX веков. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987—1990 годов.

Особенно быстрый рост числа негосударственных некоммерческих организаций

наблюдается в России с 1992 года. Таким образом, нынешний этап развития

негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в

значительной мере возрождение былых российских традиций. Анализ

статистических данных, публикуемых Госкомстатом РФ, показывает, что

численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно растет.

Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку,

функционирование негосударственных некоммерческих организаций является даже

более важным, чем для развитых стран рыночной экономики. Это объясняется

неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов

государства, сложностью социально-экономических вопросов переходного

периода. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим

организациям приходится частично решать задачи, традиционно принадлежащие

государству в рыночной экономике.

4. Механизм хозяйствования некоммерческих структур.

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько

отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с

последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня:

основная и предпринимательская деятельность.

Основная деятельность некоммерческой организации — это деятельность,

соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая

предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация

может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности — главная функция некоммерческой

организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность

некоммерческой организации поддерживается и стимулируется государством

посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и

др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в

обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая

сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.

Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на

ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты

должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В

настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере

здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по

рыночным ценам продукцию, которая является результатом их основной

деятельности.

В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается

помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью.

Посредством последней некоммерческие организации получают возможность

заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не

могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с

тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.

Если смысл существования коммерческих организаций – приносить доход ее

владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для

реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения

доступного образования, медицины и т.д. Некоммерческая организация может

осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это

служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача

заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь

предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной

деятельности, направляла возможную прибыль на выполнение уставных целей.

Следующие виды предпринимательской деятельности признаются

соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:

- приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям

создания некоммерческой организации;

- приобретение и реализация ценных бумаг;

- реализация имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве

вкладчика.

Это далеко не исчерпывающий перечень видов предпринимательской

деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть

расширен как законом, так и учредительными документами организации. Вместе

с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом

некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно

ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут

устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и

предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации

отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться

некоммерческими организациями только на основании специального разрешения

(лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным

законом.

4.1. Доход некоммерческой организации и его структура.

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь

определенный доход. К основным источникам формирования дохода

некоммерческой организации относятся:

- взносы участников организации;

- поступления от учредителей;

- добровольные взносы и пожертвования;

- целевые поступления;

- средства из государственного бюджета;

- выручка от платной реализации товаров и услуг;

- дивиденды (доходы, проценты);

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие, не запрещенные законом, поступления.

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при

формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников

финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и

пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др.

Право привлекать дополнительные источники формирования дохода

предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства

создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную

поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные

интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между

учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение

составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников

некоммерческой организации определяется учредительными документами либо

решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется

учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем

является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на

основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне,

чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение

эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу,

осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и

др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных

расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты

функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в

образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного

учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике

не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций

и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется

методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые

расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать. Поэтому

использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких

качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения

конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе

которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится

на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере

обеспечить инновационный характер развития.

Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в

некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения

органов управления.

Добровольные взносы и пожертвования — особая часть доходов

некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий,

организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности

некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям

относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты

рекламной деятельности.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и

юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия.

В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные

выгоды. Прямые — льготное налогообложение, доступ к современной научно-

технической, экономической и иным видам информации; использование труда

высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы;

признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении

образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья

населения и пр., что в целом способствует улучшению условий

функционирования бизнеса.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для

выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы,

возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи,

повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей

дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему

реализации экономических благ с достаточно высокими издержками

производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с

коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной

сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются

самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития

организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный источник

формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены

для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в

некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды.

Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и

известно как «система грантов».

Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим

организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий.

Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с

некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный

характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации

федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В

ряде случаев между некоммерческими организациями и государством

устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких

контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее

время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600

федеральных программ.

В России пока средства из государственного бюджета поступают

некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто

зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой

организации с представителями органов государственной власти. Такая основа

не всегда может быть прочной.

Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в

составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может

складываться из выручки от реализации продукции, создание которой

представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой

организации.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения

целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие

организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной

реализации экономических благ.

Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе

реализации продукции на платной основе существенно не отличается от

экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество

примеров функционирования организаций некоммерческого сектора

(университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.)

подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это

объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих

организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно

полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой,

творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по

акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие

этого источника формирования бюджета некоммерческой организации

сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на

отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих

организаций.

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации,

включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных

участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в

виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания

услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и

переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от

формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления

потребителям.

Статистическая информация показывает, что многие негосударственные

некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями,

так как получают значительные средства от государства. Это характерно

особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования,

здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере

здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около

60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих

организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50

процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное

значение для развития некоммерческих организаций, созданных и

функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и

развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные

пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового

дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг,

собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих

организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных,

благотворительных организаций.

4.2. Состав расходов некоммерческой организации.

Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением

определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:

- расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-

хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на

которые получены средства целевых поступлений);

- расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

- средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

- потери и списания.

Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением

основной уставной деятельности. К ним относятся: содержание штатного

персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд

социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата

услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты

на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата

коммунальных услуг, расходы на ремонт и т. д.

Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с

уставной деятельностью. Включают затраты на выполнение конкретных программ,

на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия должны

быть связаны с основной, уставной деятельностью некоммерческой организации.

В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату

административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды

социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим

общехозяйственным расходам. В эту группу расходов могут быть включены

командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку

канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов,

покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др.

Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы,

мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Состав затрат,

необходимых для ведения предпринимательской деятельности, регулируется

«Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,

услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении

прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

№ 552 с последующими изменениями и дополнениями, и иными методическими

рекомендациями.

Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов. Они

включают затраты, связанные с созданием продукции (работ, услуг),

предназначенной для других подразделений некоммерческой организации

(расходы типографии, ремонт и обслуживание компьютеров и т. д.).

Потери и списания включают средства ликвидируемых, пришедших в

негодность машин, оборудования, транспортных средств, малоценных и

быстроизнашивающихся предметов.

Статьи расходов утверждаются лицом, уполномоченным высшим органом

управления некоммерческой организации.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы

собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и

мероприятий.

Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования,

особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на

рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

- некоммерческие организации, занятые рыночным производством;

- некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством,

относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам.

Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи,

университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию

потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе

находятся производственные затраты.

Деятельность такого рода некоммерческих организаций может приносить

либо прибыль и приравненные к ней доходы, либо убытки.

В то же время дополнительные источники финансирования (целевые взносы,

добровольные пожертвования) позволяют организациям создавать значительные

активы, приносящие достаточно большие доходы от собственности и прав, в

дополнение к своей выручке от платной реализации. В ряде случаев это

позволяет некоммерческим организациям немного снизить плату за свою

продукцию.

Некоммерческие организации рыночного типа не являются

благотворительными организациями, так как их основной целью является

предоставление экономических благ высокого качества в области образования,

здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники

финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации,

используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату,

которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня

затрат.

Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия,

создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны

содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные,

производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей,

исследовательские или испытательные лаборатории и т. д. Все они ведут

деятельность, представляющую взаимный интерес или приносящую пользу для

определенной группы коммерческих предприятий. Некоммерческие организации,

обслуживающие коммерческие предприятия, часто занимаются рекламной

деятельностью от имени какой-либо группы предприятий.

Такого рода некоммерческие организации оказывают консультативные

услуги или помощь отдельным членам ассоциации, оказавшимся по той или иной

причине в затруднительном положении.

Рассматриваемые некоммерческие организации обычно финансируются за

счет взносов и отчислений со стороны соответствующей группы коммерческих

предприятий.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, —

организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам

бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого

рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку.

Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы

учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц,

трансферты и др.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть

разделены на две основные группы:

- некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые

правительством;

- некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним

хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств,

корпораций и нерезидентов

Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые

правительством, характеризуются следующими признаками:

- должны быть законно учрежденными юридическими субъектами;

- существовать независимо от правительства.

Под контролем правительства понимается возможность определять общую

стратегию развития некоммерческой организации. Некоммерческие организации

такого вида могут функционировать в сфере науки, здравоохранения,

обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, бухгалтерского учета,

финансов, образования и др. Их деятельность связана с разработкой и

поддержанием стандартов в указанных областях экономики. Эти некоммерческие

организации необходимы как предприятиям, так и домашним хозяйствам.

Правительства многих стран предпочитают создавать в этих целях

некоммерческие организации вместо правительственных учреждений. Их выбор

объясняется тем, что некоммерческие организации — это независимые

организации, не находящиеся под политическим давлением и в то же время

отвечающие общественным стандартам.

Некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые

правительством, относятся к сектору общего государственного управления

независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из

их деятельности.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства,

относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно

или по ценам, которые не являются экономически важными.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства,

подразделяются на два вида:

1. Некоммерческие организации, которые создаются ассоциациями лиц для

обеспечения услугами (реже товарами) самих участников. Услуги оказываются

им бесплатно и финансируются за счет регулярных членских отчислений или

взносов. Это профессиональные или научные общества, политические партии,

профсоюзы, ассоциации потребителей, религиозные общества, общественные и

культурные учреждения, спортивные клубы, а также клубы, создаваемые для

целей отдыха и развлечения.

2. Некоммерческие организации, образованные для оказания помощи домашним

хозяйствам. К ним относятся, прежде всего, благотворительные организации.

Такие некоммерческие организации бесплатно предоставляют блага домашним

хозяйствам, в том числе тем, которые пострадали в результате стихийных

бедствий, военных действий.

Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет

денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения,

предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.

4.3. Налогообложение некоммерческих организаций.

В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от

ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если

некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную

деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем

это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от

уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности

некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на

добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае

предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по

отдельным видам их деятельности.

Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим

организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей

территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта

федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части

налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне

субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.

Заключение.

Цель некоммерческих организаций - прежде всего направление инициативы

“снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность

плавного, безболезненного объединения “всеобщих государственных” интересов

и интересов частных, индивидуальных - через форму интереса определенных

общественных групп - в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского

общества.

Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и

государству и бизнесу, так как они дополняют их, очеловечивают и

уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные,

эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации

нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли

решаться силами гражданских инициативы, не дожидаясь выделения на эти цели

средств из госбюджета.

Сам механизм некоммерческого хозяйствования является принципиально

новым для нашей страны и ему надо учиться.

После революции 1917 года традиции благотворительной инициативы России

были утрачены, государство не санкционировало создание независимых

гражданских организаций. А те же организации, которые создавались, и,

казалось, относящиеся к независимому сектору (спортивные и физкультурно-

оздоровительные, научные; объединения в области культуры и искусства,

профсоюзы, дома для детей и престарелых) создавались, функционировали за

счет государства и под его контролем, являлись воплощением государственной

политики. В отсутствие гражданского общества в СССР не существовало

традиций независимых гражданских организаций, и государство не

санкционировало их создание, за исключением большого количества огромных

бюрократических организаций.

Условиями формирования гражданского общества в России 90-х годов

явились: отмена и резкое сокращение централизованного финансирования

социокультурной и гуманитарной областей и, как следствие, необходимость

самоспасения науки, искусства, культуры, образования, просвещения; резкое

ухудшение уровня жизни, потребность в спасении и самоспасении нуждающихся в

помощи групп населения. Применительно к развитию некоммерческих организаций

в России сделан ряд важных шагов: принят Гражданский кодекс, федеральные

законы – «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности

и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях». Все это

сейчас способствует созданию и развитию некоммерческого сектора в России,

включая благотворительные и общественные организации, а также политические

партии, профсоюзы, научно-технические и т.п. организации. Они создаются для

решения крупных социальных проблем и человеческих нужд через предоставление

людям возможности участвовать в улучшении благосостояния их сообществ.

Вместе с тем, сами по себе законы не работают, и более того, они сами и

некоторые их положения подчас вызывают ожесточенные споры по поводу

применения. Вместе с этим встает ряд вопросов общего и финансового

управления некоммерческими организациями, так как Россия не имеет того

опыта управления, как, например, богатейший опыт США и Британии.

Большинству российских некоммерческих организаций не достает

профессионализма и навыков управления, сбора финансовых средств для их

деятельности. Не выработаны эффективные способы взаимодействия

некоммерческих организаций и государственных структур управления, бизнеса,

а также средств массовой информации. Отсутствует полноценная база данных

организаций, работающих в некоммерческих сферах.

Список литературы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.94

№ 51-ФЗ

2. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая)»

- под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М,

1997.

3. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных

объединениях»

5. Закон РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации»

6. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в

ред. Федеральных законов от 17.05.97 № 78-ФЗ, от 19.07.98 № 112-ФЗ)

7. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая

Литература, 1999. – 416 с.

8. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. –

М.: ИНФРА-М, 1999. – 716 с.

9. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. – М.:

Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 336 с.

10. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет.

Отчетность. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 400 с.

-----------------------

[1] Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 08.07.99) «О

некоммерческих организациях»

[2] Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных

объединениях»

[3] Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.