бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налогообложение: история, принципы, современные системы

кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего

один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия

налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или

тройного обложения.

2.2 Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах

государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания

налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым

относятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые

количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое

лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который

оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины

налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за

неуплату налога.

ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.

Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и

называется налоговой квотой;

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки .

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту

налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в

СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере

возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения

налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но

и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере

роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму,

а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении

доходов.

В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги - это те налоги,

бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами,

регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим

лицам, обладающим незначительными доходами.

2.3 Способы взимания налогов

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект

налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и

их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы

установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что

величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога

может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по

установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от

того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога

приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода

является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом

получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому

оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода

получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с

физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на

которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной

платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная

сумма выплачивается работнику.

2.4 Виды налоговой системы

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком,

делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым

образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и

другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе

все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система

облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для

предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в

Западных государствах.

2.5 Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется

через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.

Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения

соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания

неравенства между ними

Стимулирующая функция

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую

очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и

граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той

части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников

доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они

недостаточны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры,

музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и

без них. Важною роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся

на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная

экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе

эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую

государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими

способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были

эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования

принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами — путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное

место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя

налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,

вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для

ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует

решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов

в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на

решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и

социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых

программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,

доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной

инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,

добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях

значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие

сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно

отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный

социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система

позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это

сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем

установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной

части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного

освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и

санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа

рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает

взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства,

вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично)

освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило

не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов

проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на

техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров

народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и

ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень

существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения

затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.

Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в

себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов.

В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из

облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав

затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на

НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер,

так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

2.6 Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:

подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное

страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые

социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе

налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на

перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного

физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид

— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран

заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые

в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело

обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от

степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на

потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога

перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В

долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя

перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой

эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к

сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к

сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги

уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода

(прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной

на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают

фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами

облагается не действительный, а предполагаемый средний доход

налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или

иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного

капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество,

отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях

невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида

деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком

дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких

ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога

с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц,

использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение

доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например

земельный участок, только для отдыха.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.

Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов

государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо

определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение

(например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные

фонды).

2.7 Стабильность и подвижность налогов

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее

система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он

может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект

осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,

финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства.

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска,

по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры

прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения

ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов

налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки

налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же

часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,

льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем

налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает

характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость

социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству

— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней

требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития

народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или

отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы

(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные

изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были

установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала

нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,

наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить

целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не

препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет

основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых

налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,

то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на

прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической

ситуации в стране и в общественном производстве.

2.8 Кривая Лаффера.

Американские эксперты, во главе с профессором Лаффером, установили связь

между ставкой налога и деловой активностью. В частности, было доказано, что

при ставке подоходного налога выше определённого уровня (35%-50%) резко

снижается деловая активность (на рисунке снижение показано дугой), так как

предпринимательская деятельность становиться не выгодной, а более низкие

ставки налогов создают стимулы к работе, сбережению.

Рис. 2

Точка А – является пределом деловой активности.

Связь между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями и

получила название кривая Лаффера.

Исходя из вышесказанного, налоги - обязательные и безэквивалентные

платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня

и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о

налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а

также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их

компетентностью. А налоговой системой является совокупность предусмотренных

налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также

принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты,

взимания, контроля.

Налог имеет объект, т.е. доходы, стоимость отдельных товаров,

отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование

ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,

установленные законодательными актами и субъект налога, то есть физическое

или юридическое лицо, налогоплательщик.

Все налоги делятся на два вида: прямые, которые взимаются

непосредственно с владельца имущества, получателей доходов. И косвенные,

взимающиеся непосредственно в сфере реализации или потребления товаров и

услуг.

А также налоги выполняют роль некоторых функций:

Регулирующая, т.е. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и

регулирование развития народного хозяйства;

Стимулирующая, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует

технический прогресс;

Распределительная, посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение

народнохозяйственных проблем;

Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для

содержания государственного аппарата;

С помощью налоговой политики, государство может в полной мере влиять на

экономику страны, рыночные и денежно финансовые отношения, жизнь народа.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным

уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и

инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на

перемены и систему налогообложения. Ярким примером этого может служить

Российская Федерация. Налоговую систему и налогообложение России мы

рассмотрим в следующей главе.

Глава III. Налогообложение в Российской Федерации.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы

налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц).

Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых

законов является продолжением и углублением важнейшего элемента

экономической реформы в России.

Созданная целостная система налогообложения четко устанавливает перечень

налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности

налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов

государственной власти различного уровня по введению налогов на

соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: они базируются

на шаткой, но все же правовой основе, а не на подзаконных актах, как было

раньше; становится стабильной, хотя и не в отношении всех налогов;

пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и

перераспределением дохода, пусть не всегда справедливо; налоги и сборы

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.