|
МВД и векселяраспространение в странах, где НПФ имеют пока ещё небольшую историю существования. В Чили, например, НПФ низведены к роли формального юридического лица, а регистрацию вкладчиков, расчёт выплат, начисление инвестиционного дохода и саму выплату пенсий осуществляет управляющая компания. Когда НПФ и КУАПФ уже созданы, между ними заключается договор об управлении активами. Размер вознаграждения КУАПФ зависит от суммы переданных в управление активов, от величины приращённой стоимости, от превышения средней нормы дохода по банковским депозитам. Чем больше переданные активы, тем относительно меньше процент комиссионных.С этой точки зрения большие НПФ имеют преимущество перед малыми. КУАПФ действует как обычный инвестиционный институт. Часть полученных активов держится в высоколиквидной форме для беспрепятственного покрытия (выполнения) текущих обязательств (в т.ч. обязательств НПФ перед вкладчиками). Сами вложения КУАПФ страхуются, т.к. по уставу пенсионные фонды имеют право вкладывать средства только в застрахованные инвестиционные программы. Инвестиции должны быть организованы по портфельному принципу и состоят частично из депозитных вкладов в банки, а частично из прямых инвестиций. При этом доля рисковых вложений не должна превышать 30%. Двадцать пять процентов от общей суммы средств должны резервироваться. В числе КУАПФ не могут быть ни банки, ни страховые компании. Считается, что инвестиционная политика должна строиться на принципах диверсификации, минимального риска и долгосрочных вложений. Высокая инфляция, однако, вносит свои коррективы. Когда практически возникает дилемма "прокручивать" деньги или вкладывать их в долгосрочные программы, инфляция подталкивает к первой из этих альтернатив. Тогда как "пенсионные деньги" должны формировать новый финансовый рынок, а не отдаваться на откуп сиюминутной конъюнктуре. В то же время следует отметить, что для долгосрочных вложений необходимо накопить значительный по величине стартовый капитал. Поэтому преимущества крупных НПФ перед мелкими будут проявляться всё сильнее. Выгодно ли для КУАПФ иметь дело с НПФ ? Если судить по небольшой величине комиссионных, то ответ должен быть отрицательным, т.к. первоначально КУАПФ получает небольшую прибыль. Однако уже на втором году инвестиционная компания, если число вкладчиков НПФ растёт, получает в своё распоряжение значительные средства, причём на длительный срок. Никаким другим путём при нынешней экономической ситуации в России получить деньги на таких условиях нельзя, если исключить льготные кредиты государства (которых становится всё меньше). Имеется предельная норма сбережений, показывающая, какую часть совокупных денежных доходов семейные хозяйства сберегают. Эта часть обычно устойчива. Сбережения семейных хозяйств S = sy, где s - предельная норма сбережений, y - совокупный денежный доход граждан. Для условий современной России s = 0,15-0,20. Так, в 1993 году совокупные денежные доходы населения России составили 18 трлн.рублей. Из них на различные виды сбережений было направлено 5 трлн.рублей. Для быстрого накопления средств вновь создаваемый НПФ начинает не столько с физических лиц, сколько с предприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеет отработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионное обслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своего влияния мелких НПФ, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этом должна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточных предприятий (банкротов). Взнос представляет собой определённый процент от фонда оплаты труда предприятия, а выплачивается он из прибыли. В результате пенсионный фонд получает сразу значительные накопления, в то же время это выгодно и для клиентов - не страдает их заработная плата. В перспективе выгодными сферами вложений активов служат жильё, недвижимость, высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование, переквалификация, трудоустройство и пр.). НПФ России должны выполнять следующие не свойственные им функции: - приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предоставление ему для этого беспроцентной ссуды; - выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости (дачи, квартиры и пр.); - повышение защищённости клиента от безработицы; - открытие и содержание специальных магазинов для пожилых и малоимущих клиентов, ведущих продажу по сниженным ценам. Но НПФ не может выполнять все эти функции непосредственно, поскольку он должен оставаться некоммерческой организацией. Возникает своеобразное противоречие: чтобы не прогореть и приумножить свои средства, пенсионный фонд должен выполнять функции, какие он непосредственно выполнять не может. Разрешение этого противоречия лежит в усложнении структуры пенсионного фонда. Простая линейная структура НПФ - КУАПФ должна быть заменена многозвенной двухэтажной структурой. Её первый этаж упрощённо можно считать из: одной или нескольких крупных корпораций, осуществляющих масштабные вложения средств в не быстроокупаемые проекты, нуждающиеся в значительных по размерам заёмных средствах в виде длинных денег. Не менее важен второй этаж, включающий страховую компанию, банк, структуру для спекуляций короткими деньгами, реализующую торгово-посреднические операции, а также инвестиционный фонд для осуществления прибыльных среднесрочных вложений. Средства именно этого фонда могут вкладываться в недвижимость, жильё и человеческий капитал. Особо следует отметить роль банка в этой двухэтажной структуре. В этой структуре НПФ он играет одну из ключевых ролей: - проведение расчётных операций для фонда; - хранение обязательных денежных резервов фонда; - кредитование и иные формы банковского обслуживания мелких пенсионных фондов, втянутых или втягиваемых в сферу влияния ведущего НПФ; - прямое открытие личных пенсионных счетов граждан, особенно в регионах, где деятельность некоммерческих организаций законом ещё не определена; - спекуляция в интересах фонда короткими деньгами и ценными бумагами. В то же время, самостоятельно банк может освоить только рынок коротких и средних денег, а пенсионный фонд в автономном режиме - только рынок длинных денег. Совместно они могут играть на всём денежном рынке, что значительно повышает эффективность каждого из них; - оказание различных банковских услуг вкладчикам пенсионного фонда, выдача им целевых льготных ссуд; - открытие сложного инвестиционного счёта, в котором вкладчик сам или с помощью финансового менеджера определяет, какую часть сбережений он отдаёт: а) на накопление б) в пенсионный фонд в) на страхование г) на иные цели, в т.ч.на приобретение различных ценных бумаг; - открытие зарубежного филиала, вложение средств фонда в различные зарубежные активы, облегчение прямых иностранных инвестиций в предприятия, являющиеся клиентами фонда. Главным обобщённым показателем развития пенсионного дела в России служит размер активов (а не величина уставного капитала). Основным динамическим показателем является период удвоения величины фондов. Представление о темпах их роста даёт следующая таблица: Время число НПФ ноябрь 1991 1 январь 1993 20 июль 1993 45 декабрь 1993 85 июль 1994 500 По прогнозам темпы роста НПФ в России будут увеличиваться. В их создании заинтересованы большие финансово-промышленные группы, страховые компании и отдельные промышленные предприятия. Для них "свои" пенсионные фонды - источник относительно легкодоступных длинных денег. Три четверти вновь созданных пенсионных фондов находятся в провинции. Интерес предприятий к этим фондам устойчивый и серьёзный. Благодаря им предприятия могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимые финансовые средства для развития собственного производства. Если, положим, предприятие поможет фонду сформировать актив в 20 млн.$, то фонд может привлечь валютные кредиты этому предприятию под небольшие проценты (Бундесбанк, например, готов выдавать их под 6-8% годовых). И эти деньги могут быть направлены на развитие производства партнёров фонда. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Фирма "Пенсионные и актуарные консультации" "Известия" (Экспертиза) от 28.12.94г. N 249 I. Правовое регулирование Процесс образования НПФ принял лавинообразный характер. Одной из основных проблем, препятствующих цивилизованному развитию рынка дополнительного пенсионного обеспечения, созданию действенных механизмов социальной защиты будущих пенсионеров, является отсутствие нормативной базы, порядка лицензирования и налогообложения НПФ. Правовая неопределённость наносит ущерб не только государству, но и пенсионным фондам. Государство теряет возможность организовать и контролировать новый социально-финансовый институт личных сбережений и долгосрочных инвестиций, разгружая действующую систему социального обеспечения. Пенсионные фонды не могут брать на себя долгосрочные обязательства перед участниками, так как трудно определить пути развития законодательства в контексте грядущей реформы пенсионного обеспечения. НПФ испытывают серьёзные затруднения в общении с государственными контролирующими органами из-за противоречивости и неопределённости действующих нормативных актов и их неоднозначного толкования. Существуют несколько команд по подготовке проекта закона о негосударственных пенсионных фондах. В том числе рабочая группа в аппарате правительства (Юрий Яров), Комитета по труду и социальной поддержке (Эмма Памфилова), группа экспертов из Великобритании (David Kolland), группа экспертов при ГКИ и другие. Основные положения всех вариантов законопроекта базируются на документах, разработанных рабочей группой при Министерстве соцзащиты (Михаил Алёхин). II. Анализ деятельности НПФ Количество НПФ достигло 479. Они зарегистрированы и действуют в 80 из 90 регионов Российской Федерации. Однако по-прежнему между фактом регистрации и реальным началом работы с вкладчиками проходит несколько месяцев. Можно предположить, что вообще зарегистрированных фондов, в том числе не прошедших "лицензирование" в Минсоцзащиты, достигает 800-900. Регионы-лидеры по числу зарегистрированных НПФ: Москва 188 - 39% Санкт-Петербург 32 - 7% Екатеринбург 13 - 3% Кемерово 11 - 2% Красноярск 11 - 2% Пермь 11 - 2% В отличие от западных стран, где пенсионные фонды стали элементом многоуровневой системы социальной защиты, в России основным мотивом создания НПФ является интерес к долгосрочному инвестированию активов. По числу действующих фондов Россия сильно опережает страны бывшего восточного блока, однако там в ряде стран либо приняты, либо обсуждаются законы, регулирующие деятельность НПФ. В основном учредителями НПФ стали коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, инвестиционные фонды и промышленные предприятия. Фонды стали хорошим инструментом первоначальных действий по созданию промышленно-финансовых групп и холдингов, устанавливаются тесные связи между промышленниками и финансовыми кругами, на предприятих пенсионные программы помогают решать социально-производственные проблемы. Быстрый рост числа пенсионных фондов уже привёл к определённому насыщению рынка. Это особенно заметно на региональном уровне. Появление новых источников финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций в регионе, позволяет предположить, что местные администрации издадут протекционистские распоряжения, ограничивающие активность фондов (в основном московских и межрегиональных), перекачивающих средства из региона в центр. Активность центральных пенсионных фондов, действующих по хорошо налаженным каналам старой административно-ведомственной системы, заставляет задуматься руководителей предприятий. Действуя под девизом возрождения отрасли и реинвестирования пенсионных активов в производство, используя личные и административные связи, а также знание местных условий и проблем, корпоративные (отраслевые) фонды имеют некоторое преимущество. Оно может быть реализовано в наиболее конкурентоспособные пенсионные схемы и программы, приемлемые для работников и руководителей предприятий. По мнению ряда экспертов, конкуренция пенсионных фондов приведёт к совершенствованию продуктов, предлагаемых НПФ потребителям, и выразится в улучшении показателей финансовой отчётности. Следуя мировой практике, в России учреждено Российское общество актуариев, призванное объединить практиков и учёных, занимающихся актуарной математикой. Отсутствие профессионалов в этой области не позволяет говорить о введении в страховое и пенсионное законодательство института независимых актуариев. Между тем, заключение независимого актуария, подтверждающее обоснованность пенсионных обязательств, должно стать равным аудиторскому заключению, подтверждающему достоверность финансовой отчётности компании. III. Активы фондов Отсутствие налоговых льгот в отношении пенсионных взносов, существующее практически во всём мире, не затормозило развитие российского рынка дополнительного пенсионного обеспечения.Активы НПФ на октябрь 1994 года оценивались на сумму от 100 до 200 миллиардов рублей (в январе 1993 года - 216 миллионов рублей). По некоторым оценкам, средний инвестиционный доход за 1994 год, объявленный пенсионными фондами, составит 100-120% годовых в рублях, что позволяет оценить размер пенсионных активов на январь 1995 года в 400-500 миллиардов рублей. Наиболее актуальной проблемой в скором времени станет оценка результатов деятельности НПФ и КУАПФ. С одной стороны, пенсионный фонд является консервативным инвестором и вкладывает средства только в надёжные проекты и направления. С другой - фонд обязан давать реальную положительную ставку доходности, превышающую показатели инфляции. Возникает вопрос о средневзвешенных индикаторах, позволяющих по единой методике сравнивать НПФ. Это особенно важно с развитием концепции перемещения участников (вкладчиков) между фондами. Наибольшее развитие НПФ в России получат, когда: - темп инфляции уменьшится и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными; - процесс обновления постоянного капитала в России будет производиться за счёт национальных, а не только за счёт иностранных инвестиций; - начнётся массовая выплата пенсий; - появятся серьёзные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды; - совокупные активы НПФ станут сравнимыми с совокупными активами коммерческих банков. ИНСПЕКЦИЯ НПФ ПОДВЕЛА ИТОГИ ЗА 1995 ГОД (Финансовые известия N 49 (283) от 14.05.96г.) По оценке инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на сегодняшний день существуют около 950 НПФ. Регитсрацию учредительных документов в инспекции прошло 418 фондов, а лицензию на право заниматься негосударственным пенсионным обеспечением получили 118 фондов и 29 компаний по управлению активами. Суммарные активы НПФ составили около 1500-1700 млрд. рублей, в т.ч. фондов, получивших лицензию,- 1133 млрд. рублей. Пенсионные фонды, сформированные в основном за счёт взносов вкладчиков - 658,7 млрд. рублей (87% взносов юридических лиц и 13% - взносы граждан) и инвестиционного дохода - 335,9 млрд. рублей. Размер собственных средств фондов - 138,3 млрд. рублей, в том числе уставной капитал составляет 69,1 млрд. рублей, или 48,9%. По сравнению с 1994 годом совокупные активы пенсионных фондов увеличились более чем в три раза. Если в 1994 году число вкладчиков НПФ составляло 300- 350 предприятий и организаций, то к началу этого года стало уже около 2000 юридических лиц и свыше 300 тысяч частных лиц. По прогнозу экспертов, в 1997 году эти цифры составят соответственно свыше 5000 юридических лиц и свыше 1 млн. граждан. Сумма пенсионных выплат в прошлом году составила 36 млрд. рублей (в 1994 году - только 3 млрд. рублей). Дополнительную пенсию получили 76 тысяч граждан, а ее средний размер составил около 40 тыс. рублей в месяц. В целом в структуре инвестиционного портфеля НПФ преобладают вложения в государственные ценные бумаги (68,1%), акции промышленных предприятий и банков (12,2%) и депозиты (13,8%). Доля вложений в недвижимость составляет лишь 1,5%, в валютные ценности - 0,5% и в ценные бумаги субъектов Федерации - 0,4%. На расчетных счетах фондов находится только 2,9% всех средств НПФ. Выборочный анализ портфелей московских НПФ показал, что доля государственных ценных бумаг составила 45,3%, а в Санкт-Петербурге - до 60% портфеля сформированы из муниципальных ценных бумаг. Незначительная доля долгосрочных финансовых вложений показывает, что НПФ, которые по сути своей должны являться долгосрочным и консервативным типом инвестора, пока не являются таковыми. Эта ситуация прежде всего обусловлена нестабильностью экономики, а также отсутствием законодательной базы.(Евгений Якушев - президент консултационной фирмы "Пенсионные и актуарные консультации" и Евгения Письменная,"Фин.известия"). ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ОСАТЮТСЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ВАКУУМЕ НПФ существуют в правовом вакууме, поскольку единственным правовы актом остаётся указ Президента "О негосударственных пенсионных фондах" N 1977 от 16.09.92г.Задержка с принятием федерального законодательства привела в усилению законотворческой инициативы в регионах, тем более что в Конституции РФ вопросы законодательного регулирования в сфере социальной защиты граждан находятся в совместной компетенции РФ и субъекта Федерации. Впервые наиболее полная модель регионального регулирования и стимулирования деятельности НПФ была разработана и принята в Волгоградской области. Система региональных законодательных и нормативных актов Волгоградской области определяет порядок создания и регистрации, принципа организации и деятельности, систему государственного регулирования (через создание региональной Инспекции НПФ) и механизмы государственного стимулирования негосударственных пенсионных фондов, действующих на территории Волгоградской области (региональные налоговые льготы). Губернатор Тульской области 18 марта 1996 года утвердил комплексную программу развития негосударственного пенсионного обеспечения жителей области. Концепция законодательного регулирования НПФ предусматривает преимущественное стимулирование профессиональных пенсионных схем (планов) предприятий, разработанных с учётом интересов и специфики региона. Таким образом, Тульская область стала первым регионом России, где предприняты практические меры по реализации постановления правительства РФ № 790 от 7 августа 1995 года "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации". Действующее налоговое законодательство тормозит развитие негосударственного пенсионного обеспечения, а введение стимулирующего налогового режима для субъектов дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) остаётся пустой декларацией. Реально налоговые льготы в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации введены в Пермской и Волгоградской областях, в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). В Тульской и Иркутской областях будут введены не ранее 1997 года, после утверждения соответствующих законов областными законодательными органами. Анализ сложившейся практики регулирования деятельности НПФ на уровне субъектов Федерации и Администраций городов позволяет выделить следующие уровни и механизмы регулирования: - определение порядка государственной регистрации НПФ на территории города или региона; - определение основных принципов деятельности НПФ, требования к учредительным и внутренним нормативным документам НПФ; - предоставление налоговых льгот для предприятий-вкладчиков, НПФ и Компаний по управлению активами (КУАПФ); - создание территориальных регулирующих органов, региональных Инспекций НПФ; - контроль и координация инвестиционной деятельности НПФ, определение уровня реинвестиций в регион; - региональные пенсионные программы развития негосударственного пенсионного обеспечения жителей данного района. Государственной Думе необходимо учесть сложившуюся практику и мнение регионов при разработке федерального законодательства. В противном случае региональные власти будут просто вынуждены продолжить своё законотворчество, определив дополнительные требования к деятельности НПФ на своей территории (каждый на свой лад), а это, в свою очередь, будет означать различные правила игры для НПФ и соответственно для их участников, осуществляющих свою деятельность в различных регионах России. Законодательная база существования НПФ крайне необходима как для государственных органов, осуществляющих контроль и регламентацию их деятельности, так и для участников НПФ, требующих гарантии сохранности средств и выплаты дополнительных пенсий в будущем. В последнее время появилось значительное количество противоречащих друг другу законопроектов, разработанных как депутатами, так и различными министерствами и ведомствами. Проект закона "О негосударственных пенсионных фондах", разработанный в соответствии с вышеуказанным указом Президента, предлагает, что дополнительное пенсионное обеспечение будет осуществляться преимущественно через специализированные институты - негосударственные пенсионные фонды. НПФ как институты упоминаются в посланиях Президента Госдуме, правительство в 1994-1995 годах утвердило Положение об Инспекции НПФ и Положение о порядке лицензирования НПФ и КУАПФ, что позволяет говорить о некоторой последовательной политике государственного регулирования именно НПФ. Проект закона "О негосударственном пенсионном обеспечении", разработанный Федеральной комиссией по ценным бумагам и Фондовым биржам (ФКЦБ), предполагает новый подход к регулированию дополнительного пенсионного обеспечения, относя его к одному из видов коллективных инвестиций, при этом единицей организации пенсионного обеспечения считается пенсионная схема. Законопроект подготовлен в развитие Указа Президента "О комплексной программе защиты вкладчиков и акционеров" No 408 от 21 марта 1996 года, который предполагает усиление государственного контроля за всеми коллективными инвесторами (включая НПФ) и передачу ФКЦБ соответствующих депертаментов и подразделений из других ведомств. Подобная противоречивость государственных решений вызвана отсутствием единого подхода к негосударственным пенсионным фондам в правительстве. Либо НПФ - это специалищированные институты, осуществляющие социальные функции по формированию и выплате дополнительных пенсий, либо пенсионные фонды - разновидность финансового института, аккумулирующего и инвестирующего денежные средства населения. Поскольку пенсионные фонды объединяют в себе обе функции и являются специализированным социально-финансовым институтом, то, по-видимому, необходимо более чётко определить место НПФ на финансовом рынке и в реформируемой пенсионной системе.(материалы фирмы "Калланд консалтинг" и "Пенсионные и актуарные консультации"). ШАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ (фин.известия № 78 (429) 16.10.97г.) В скором времени (конец октября 1997 года) правительство РФ должно рассмотреть концепцию реформирования пенсионной системы, подготовленной межведомственной рабочей группой, которую возглавляет первый заместитель министра труда и социального развития М.Дмиитриев. Сегодняшнее формирование смешанной пенсионной системы предполагает длительный поэтапный переход от распределительных к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий. Поэтому только лет через 30 её плодами смогут воспользоваться те, кто сегодня ещё относительно молод. В интересах нынешних пенсионеров, а также тех, кому за сорок, будет параллельно проводиться реформирование уже существующей пенсионной системы, направленное на создание механизма осовременивания размеров пенсий с более жёсткой их увязкой с трудовым вкладом каждого участника распределительной пенсионной системы. Затянувшийся кризис пенсионной системы России лишь доказывает то, что в период перехода к рыночной экономике распределительный принцип её построения не срабатывает. На фоне ухудшения экономической ситуации в стране и соответственного спада производства выявилась несостоятельность финансирования пенсионных выплат за счёт текущих доходов работающих. Сегодня демографическая ситуация такова (на два пенсионера приходится три работника), что вряд ли она позволит, считает М.Дмитриев, сохранить существующую пенсионную систему в неприкосновенности. Со временем система может оказаться финансово недееспособной. Она слишком перегружена разного рода льготами. Повышение же налогового бремени может отрицательно сказаться на общем состоянии экономики страны. К тому же число пенсионеров в России прибилизилось к 37 млн.человек. Выплаты из федерального бюджета по пенсиям и льготам в 1996 году составили 145 трлн.рублей (в 1995 году - 85 трлн.рублей). А сумма налогов, перечисленных в Пенсионный фонд, равна 124 трлн.рублей. (86 трлн.рублей). Расходы на пенсионные нужды составили 6,4% ВВП. Из них 25-30% ушли на льготы по досрочному выходу на пенсию. Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна в проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на выплату пенсии другому, а на индивидуальный счёт. Переход на накопительный принцип связан с определёнными расходами, поскольку часть пенсионных взносов направляется работодателями на именные счета. Соответственно нужно возместить финансовые потери Пенсионного фонда по выплатам существующих пенсий. Исходя из финансовых возможностей, по подсчётам расзработчиков концепции, минимальные расходы в первый год можно свести к 2,5 трлн.рублей путём ограничения возрастных категорий работников, которым будет позволено переёти на накопительную пенсионную систему, например до 29 лет. На первом этапе для покрытия издержек предлагается ввести дополнительный налог, связанный с реформированием системы досрочного выхода на пенсию. Величина налога будет установлена в размере, не превышающего 5% от уровня заработной платы предприятия, но в зависимости от того, сколько работников этого предприятия имеют право на досрочный выход на пенсию. По подсчётам специалистов, это составит 15 трлн.рублей, или 0,6% ВВП. Тем не менее, Налоговым кодексом предусмотрено снижение общего уровня налогообложения фонда заработной платы с 75 до 35%. Поэтому у тех предприятий, у которых нет таких работников, снижение будет ощутимее. Через 30 лет сбережения пенионера (перечисленные работодателем взносы в размере 11% от заработной платы плюс инвестиционный доход) сформируют основу пожизненной пенсии, размер которой напрямую будет зависить от суммы именного пенсионного счёта. Организация вопросов перечисления, открытия именных пенсионных счетов, инвестирования пенсионных резервов и перечисление инвестиционных доходов на именные счета подлежит дальнейшей детализации и изучению. Предпогагается открыть именные счета в Сбербанке (он имеет 37000 отделений по стране) и СБС-АГРО (большое количество филиалов в сельской местности). Банки будут осуществлять функцию только по обслуживанию и ведению именных счетов. Для инвестирования будет создан (пока система не отлажена) специализированный государственный пенсионный фонд, который будет осуществлять на конкурсной основе управляющих компаний. После того, как ситема заработает, будут привлекаться и другие негосударственные пенсионные фонды. Для граждан в возрасте от 30 до 40 лет изучается возможность предоставления им права выбота на пенсию в действующей системе или частичным переходом в накопительную систему со ставкой взносов 5% и правом на получение к накопительной пенсии государственной 15-20% средней заработной платы. Для всех остальных, не подпадающих под новую накопительную систему, с 1 января 1998 года будет введён индивидуальный трудовой коэффициент пенсионера. Он позволит упростить метод исчисления пенсии, с одной стороны, и обеспечить более жёсткую увязку выплаты пенсии с размером средней заработной платы, с другой. Пенсионный фонд России уже внедряет систему персонифицированных взносов. В перспективе предусматривается снятие существенной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Поскольку работники будут заинтересованы в пополнении своих именных счетов, это будет способствовать также легализации и формализации трудовых отношений в России. Сегодня присутствует большой удельный вес неформального сектора, незарегистрированной занятости. Это связано с несовершенством трудового законодательства. Для сокращения неформальных трудовых отношений и легализации их Министерством труда и социального развития рассматривается вопрос о повсеместном введении элементов контрактности в отношениях между нанимателем и работником. Начало перехода на новую накопительную систему запланировано на 1 января 1999 года. РОССИЙСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ НЕ ТЕРЯЮТ НАДЕЖДЫ НА ОБЕСПЕЧЕННУЮ СТАРОСТЬ В Российской Федерации насчитывается свыше 37 млн. пенсионеров, и ежегодно на пенсию выходят ещё около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35- 40% от средней заработной платы, что приводит к резкому снижению уровня дохода после выхода людей на пенсию и, соответственно, необходимости продолжать трудиться. В среднем каждый пятый пенсионер вынужден продолжать трудовую деятельность. Работающие пенсионеры (11% от занятых в экономике) составляют серьёзную конкуренцию на рынке труда. При этом уровень занятости пенсионеров-женщин в возрасте до 55 лет составляет 47% и 51% для мужчин- пенсионеров в возрасте до 60 лет, для пенсионеров-женщин (55-59) и мужчин (60-65) уровень занятости составляет 43% и 32% соответственно. Из-за регулярных индексаций и компенсаций средний размер пенсий увеличился в 43 раза за период с 1992 по 1995 год, значительно отставая от индексации цен, который увеличился в 720 раз за этот же период времени. В результате пропала связь между трудовым вкладом (размером заработка и стажем работы) и размером пенсии. Директор и уборщица получают одинаковую пенсию, размер которой законодательно ограничен сверху. Для того, чтобы получить максимальную пенсию (не более трёх минимальных размеров пенсии), необходимо иметь заработок в размере 60-70% от средней зарплаты по стране. Остальная часть зарплаты практически не учитывается при расчёте размера пенсии. Пенсионный кризис является одним из следствий экономического спада, поразившего нашу страну при переходе к рыночным отношениям. Спад в экономике вызвал сокращение рабочих мест и снижение доли оплаты труда в структуре денежных доходов населения. Сократилась база для взимания обязательных отчислений в Пенсионный фонд России, а неплатежи и задолженности предприятий окончательно подорвали финансы пенсионного обеспечения. Утверждённая правительством Российской Федерации концепция пенсионной реформы предполагает значительное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения граждан, однако необходимо понимать, что на ближайшие 10-15 лет основу пенсионного обеспечения по-прежнему будут составлять государственные пенсии. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется на принципах солидарности поколений и регионов и финансируется за счёт обязательных отчислений, и, следовательно, является наиболее устойчивой конструкцией. Реформа государственного пенсионного обеспечения в конечном итоге сводится к изменению принципов учёта взносов, назначения пенсий и к большей дифференциации размеров пенсии, отражающих реальный трудовой вклад работника, а также к сокращению расходов за счёт постепенного перевода льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Однако изменение принципов перераспределения ресурсов не повлияет на общий уровень пенсионного обеспечения в России, а с точки зрения современных плательщиков взносов практически не окажет влияния на уровень их будущих доходов. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения необходимо рассматривать на макро-и микроуровнях. На макроуровне стабильность пенсионной системы напрямую зависит от состояния экономики, поэтому улучшение материального положения нынешних пенсионеров возможно только после выхода страны из экономического кризиса. С другой стороны, на микроуровне для отдельного гражданина или работников конкретного предприятия пенсионная реформа даёт возможность формировать пенсионные накопления за счёт собственных средств и средств работодателя. Так как накопление - процесс достаточно долговременный, то негосударственное пенсионное обеспечение будет оказывать реальное влияние на экономику и общий уровень жизни пенсионеров лишь через 10-15 лет, хотя при это отдельные граждане смогут получать дополнительные пенсии уже через несколько лет. В ходе реформы к действующей пенсионной системе присоединятся профессиональные (отраслевые), региональные и муниципальные пенсионные системы. Граждане получают возможность формировать пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях и, возможно, на специальных пенсионных банковских счетах. Государственные пенсии будут составлять от 40 до 60% от уровня последней зарплаты, а негосударственные (профессиональные, региональные, муниципальные и частные) пенсии будут обеспечивать ещё до 20-40% уровня доходов пенсионеров. За 70-летний период государственной пенсионной монополии сформировался стереотип, что нашу пенсию обеспечивает государство. Государство в нынешних сложных условиях не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Переход к рыночным отношениям ведёт и к из менению менталитета общества: ответственность за будущий уровень пенсионного обеспечения несут и государство, и работодатель, и сам гражданин. Для трудоспособных граждан уже реально заранее определить желательный уровень жизни на пенсии, а размер будущих дополнительных пенсий зависит уже от сегодняшних отчислений. Если не учитывать постепенное микровлияние негосударственного пенсионного обеспечения на повышение общего уровня пенсионного обеспечения, то в целях обеспечения устойчивости государственной пенсионной системы и повышения размеров государственных пенсий, возможно, придётся пойти на такие непопулярные меры, как увеличение пенсионного возраста, отказ от выплаты льготных пенсий и пенсий работающим пенсионерам. Подобные решения вызовут серьёзный социальный протест в обществе. С другой стороны, можно попытаться увеличить нагрузку на предприятия, и в 1995 году уже обсуждался вопрос об увеличении тарифа обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ, однако принято было более "мягкое" решение о расширении базы для взносов. Теперь взносы в ПФР взимаются не только с заработной платы, но и практически со всех видов материальной поддержки, оказываемых предприятиями своим работникам. Складывается парадоксальная ситуация, когда целевые взносы предприятий на именные пенсионные счета работников в негосударственных пенсионных фондах, направленные на формирование дополнительной пенсии от предприятия, облагаются подоходным налогом и обязательными отчислениями в ПФР как текущий доход. Более того, эти суммы не учитываются при расчёте пенсии данному работнику, что противоречит действующему пенсионному законодательству. К сожалению, противоречивые действия министерств и ведомств вызваны в первую очередь, отсутствием полноценного законодательства, учитывающего специфику и значимость негосударственного пенсионного обеспечения. Для успешного хода пенсионных реформ необходимо разработать и принять закон "Об основах пенсионного обеспечения в РФ", определяющего основные принципы и механизмы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Новый закон "О государственных пенсиях" должен учесть основные идеи и положения утверждённой правительством концепции пенсионной реформы, а закон "О негосударственном пенсионном обспечении" может определить институты и механизмы организации дополнительного пенсионного обеспечения. Закон "О негосударственных пенсионных фондах, разработанный депутатами Государственной Думы, позволит наконец определить специфику и социальную направленность этого института, а также механизмы контроля и гарантии соблюдения прав участников. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |