бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Монополии в России

стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни

спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла

угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро

оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не

допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием,

переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их

соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и

конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только

конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который

является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию,

конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия

может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную

борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором

производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение

стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны

монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в

современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования

монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с

предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и

покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом,

имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего, за

обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший

диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков

сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса,

кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где

происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с

____________________________________________________________________*См.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166

отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная

конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства

производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара.

Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с

ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы.

Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и

неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование

производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары

и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества.

Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные

уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция —

это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования

достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров

более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех

же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков

гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского

кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко

практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это

подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж,

переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно

новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный

характер.

Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.

Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом

факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция

(НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью

с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР

обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости,

капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных

предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в

разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только

монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР

также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения

положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта

вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает

стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации является ее межнациональный

характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно —

межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов

создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает

хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим

подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее

скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских

монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых

предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности,

в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации

рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в

сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении,

общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском

хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм

сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий,

обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление

централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш

при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает

монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию

производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике.

Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом

уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и

хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного

механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное

возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в

масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного

развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства,

ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и

качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два

раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно

крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают

экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования

монополий значительно больше и первый из них — практика образования

монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают

дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя

своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по

ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен

наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация,

когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого

положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.

Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии

является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных

процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение

ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия

создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство

новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет

стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения

эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению

экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и

процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии —

оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также

неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате

чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того,

монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению

экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и

устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть

нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание

хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для

нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и

последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой

вред народному хозяйству.

История возникновения и развития монополии в России.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным.

Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых

фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном

вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в

отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших

особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение,

нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению

государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не

менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном

транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее

воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще

всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был

монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и

финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (

Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных

и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности

монополий, делало возможным использование против них государством

законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело

к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых,

однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (

«Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение

создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности)

и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные

формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по

форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность

которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко

одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост

монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило

150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии

превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в

промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования

производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и

т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского

банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень

неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт,

машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии

концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно

господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая

промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность

ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их

мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина,

бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным

производством. Российский монополистический капитализм существовал на

основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический

комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных

объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации

Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и

др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в

ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично

использовало учетные и распределительные органы монополий при создании

органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь

возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Проблема монополии в российской экономике.

Российское антимонопольное законодательство не дает определение

понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть

предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля

на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается

хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара

составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает

“доминирующее положение”. Доминирующим также признается положение

хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара

составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.

Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%

заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок).

Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о

крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за

соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено

около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют

следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги

жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-

технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного

потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие

субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для

естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом

комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в

реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты

федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства.

Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались

государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и

углублению специализации производства, планомерного прикрепления

поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что

такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более

диверсифицированными.

В российской экономике очень распространено такое явление как

“локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные

предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие

предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции,

торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные

монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание

конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно

или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического

прогресса.

Три главных естественных монополиста России:

. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче

электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного

газа);

. МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и

международной электрической связи).

Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал,

Метрополитен и др.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист

естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает

монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый

товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют

этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют

ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической

деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых

злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением

устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в

России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой

конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200

цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение

на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные

затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более

слабому контролю над расходами;

2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать

увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная

власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения

дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на

оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются

примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например,

администрация Кировской области создала унитарное государственное

предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки,

магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-

аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел

в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно

созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент

медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить

как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного

предприятия.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и

для развития конкуренции были разработаны специальные государственные

программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации

производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на

рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация

производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции,

постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в

отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу

о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”,

Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов

деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной

политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве

электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах

страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также

совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере

передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и

распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально

конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход

от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и

пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными

компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры

на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но

все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не

должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем

рынках

Антимонопольная политик как следствие развития монополий.

Чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации,

было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика

представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания

препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Применение такого экономического регулирования необходимо для:

. обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и

регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для

кредиторов и новых инвесторов );

. определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и

эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов

потребителей;

. стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней

занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности

инвестиций;

. создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения

открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). В августе

1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России

существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от

американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и

все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый

пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному

комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и

подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-

административным образом.

Нашу экономическую политику все время кидает из административного

произвола по управлению производством к стихии самостоятельности

хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных

интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в

том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности

этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и

правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде

всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и

хозяйственным отношениям.

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных

компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение

составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем

разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также

вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый

участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой

реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются

либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо

обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как

известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение

является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным

законодательством.

Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным

товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на

российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают

конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно

констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и

усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение

потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная

привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы

закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров.

Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из

экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно,

реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие

ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и

управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

Очевидно, что эффективное управление фирмой немыслимо без

планирования. Расчет плановой прибыли и рентабельности торговой операции

называется, как правило, технико-экономическим обоснованием (ТЭО). Многими

профессионалами бизнеса считается, что ТЭО не требует больших знаний, и

необходимость его составления обусловлена главным образом требованиями

банков. Однако существует целый ряд факторов, действующих в настоящее время

в российской экономике, которые делают тщательное экономическое

планирование жизненно необходимым. Таковыми являются: общая нестабильность

товарных и финансовых рынков, высокие ставки по кредитам, сужение

потребительского спроса, упомянутый выше фактор конкуренции.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - МОНОПОЛИЗМ

Согласно рейтингу, опубликованному журналом "Эксперт" к числу самых крупных

компаний по объему реализации продукции за 1996 год относятся: РАО "ЕЭС

России", РАО "Газпром", Нефтяная компания "ЛУКойл", Государственный концерн

"Росуголь", Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания ("Сиданко"),

Нефтяная компания "ЮКОС", Нефтяная компания "Сургутнефтегаз", АвтоВАЗ", РАО

"Норильский никель" и Тюменская нефтяная компания. Опубликованный список

еще раз подтверждает тот факт, что в нашей стране сырьевой сектор занимает

лидирующие позиции: 18 из 20 крупнейших российских компаний - сырьевые:

ТЭК, металлургия. При этом наиболее крупные российские компании Texaco),

РАО "Газпром" - 25-е .

В общей сложности российская супердвадцатка реализовала продукции на

549,6 трлн. руб., на них работают 3,4 млн. человек. Сопоставим: вся

российская индустрия в прошлом году произвела продукции на 989 трлн. руб.,

а заняты в промышленности были 17 млн. человек. Таким образом, на первые

двадцать компаний приходится 56% всего промышленного производства и 20%

занятых в промышленности. Существование подобной супермонополии на

сегодняшний день - основная черта российской экономики.

Заключение.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство

и антимонольную политику России как необходимые атрибуты структурных

преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема

монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто

экономической — она все больше становится политической и общественной.

Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население России осознало всю

пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего

количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но

за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны

государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют

антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов,

правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в

целом.

Антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые

шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще

предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с

усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В данном

направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт

антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других

развитых стран.

Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что

десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро

заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение

конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс

длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный.

Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество

товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Список литературы.

1. Василевский А. Конспект лекций по экономической теории

2. Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном

производстве”, “Плановое хозяйство”, 1990 г., №1, с. 35-41

3. Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией” “Директор”, 1995

г., №7, с. 40-55

4. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” Курс

рыночной экономики, М., 1994 г., с. 81-96

5. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 1985 г., с.326

6. Мочерный С. “Основы экономической теории” Тернополь, 1993 г., с. 176-

189

7. Олейник О. “Запреты, пределы, санкции в антимонопольном

законодательстве”, “Закон”, 1995 г., №4, с. 13-15

8. Самуэльсон П. “Экономикс”,с. 531

9. Прохоров А. “Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней

бороться”, “Бизнес”, 1994 г., №23

10. Еременко В. “Пресечение недобросовестной конкуренции по французскому

праву”, “Вопросы изобретательства”, 1990 г., №4, с. 22-24

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166

12. Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции” М., 1959 г., с.

163

13. Тотьев К. “Государственная и естественная монополии”, 1995 г., №4, с.

60-63

14. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”,

15. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

16. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год

17. Дж. Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы

экономики 1995 год № 11.

18. В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» //

Независимая газета 1994 год 1 февраля.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.