бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Монополии

регулированию;

в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;

г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и

полномочий;

д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в

каждой стране – само понятие монополиста как субъекта, деятельность

которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном

законодательстве содержание и количественные критерии монополиста

определяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе

о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это

исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких

хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему

возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на

соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим

субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение

хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара

составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению

антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение

хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%.

Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего

субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все

названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как

монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо

взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение

количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых

странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его

экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское

антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц.

В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря

1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и

ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и

категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).

Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и

юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное

влияние на условия и экономические результаты их деятельности или

деятельности представляемых ими лиц.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования –

определение видов монополистической деятельности, представляющих

злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим

положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо

могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

- принуждение к заключению «связанных контрактов»;

- нарушение установленного порядка ценообразования;

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при

наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей

запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих

субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара

более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде

установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на

рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения,

преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что

положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его

негативные последствия для рынка.

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования –

перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В

России к ним относят:

- распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому

хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;

- ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления

товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами

других хозяйствующих субъектов;

- продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной

деятельности, торговых марок, фирменных знаков;

- получение, использование, разглашение научно-технической,

производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования –

совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В

России главный антимонопольный орган – это Министерство РФ по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое

создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам

относятся:

- содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и

предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного

законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для

исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного

законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном

разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о

расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному

законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом,

перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате

нарушения антимонопольного законодательства.

В западных странах известны случаи принудительного роспуска

объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности

монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное

производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное

предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.

МАП осуществляет государственный контроль за созданием,

реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на

предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного

законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале

коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования включает также и меры

ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России

это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в

некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в

которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по

причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди

которых – обеспечение системы национальной безопасности страны.

Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма

вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их

разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е.

такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики,

исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и

государственные монополии.

Естественные монополии – такое состояние товарного рынка, при котором

удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу

технологических особенностей производства (в связи с существенным

понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения

объема производства). Товары, производимые субъектами естественной

монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с

чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения

цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт

свидетельствует, что такие условия производства характерны для так

называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности,

относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и

т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17

августа 1995 г., к ним отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе

возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов.

Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и

услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов

производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др.

Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать

деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим

такого регулирования.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на

соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных

монополий.

Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных

монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ

видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и

снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает,

что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.

В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере

естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая

половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и

связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых

структур, естественных монополий) в основном реформировали «на общих

основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и

проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных

монополий.

В обобщенном виде можно назвать следующие важные факторы, определяющие

ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах:

- проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками

рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих

долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной

инфраструктуры;

- наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление

которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных

отраслей;

- генезис российского монополизма (любого, естественного и

«неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а

не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что

привносит в процессы реформирования дополнительные трудности;

- «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем

пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, – что в ряде

случаев тормозит поступательный ход социально-экономических

преобразований в стране;

- магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны,

особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на

возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой,

так и межотраслевой конкуренции);

- многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения

через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого

характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных

условиях;

- особенности мероприятий по государственному регулированию

инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных

на преодоление сращивания функций государственного управления и

хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение

эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в

интересах общества.

Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут

быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными

монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не

только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли

этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального

развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой

социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов

государственной монополии России выступают, как правило, государственные

унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов

деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная

деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды

внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров),

часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной

монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются

специальными законами.

Таким образом, антимонопольная политика государства не означает

тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых

видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл

любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды

крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные

последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих

двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую,

меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

1. Система государственного регулировании

естественных монополий в России

Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-

поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской

Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному

регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и

услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической

эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране

прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в

рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1)

использование института государственной собственности в соответствующих

сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным

Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан

на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из

принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на

необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном

объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях

предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:

а) ценовое регулирование;

б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)

установление минимального уровня их обеспечения.

Эти методы (каждый в отдельности или оба одновременно) применяются не

автоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке и

на основании решений государственных органов регулирования.

Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?

Анализ дел, которые рассматривались в связи с нарушением

антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50

процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те

субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных

монополий: транспорт, связь, энергетика.

Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным

положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и

нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много

других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но

значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.

Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация цен, в этом секторе

цены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось проблемой

регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничение

уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры

государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование

осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.

Что значит «установить предельный уровень рентабельности», что значит

«предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто:

предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так

все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что

действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объему

затрат добавляли 25%.

Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом был

разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он

достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе.

Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом,

должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате

сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях»

был принят.

Федеральным Законом монополия определена как состояние товарного

рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в

отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство

признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов

в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая

конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос

неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её

заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить

элек5троэнергию можно только у естественного монополиста.

К сфере естественных монополий отнесен достаточно узкий перечень видов

деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром»

– естественная монополия. Естественной монополией является только

транспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополией

добыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественной

монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти и

нефтепродуктов по трубопроводам.

Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности,

Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касается

транспортировки нефти и газа. Федеральные службы в области связи и

транспорта.

Методы регулирования естественных монополий установлены законом.

Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида

деятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельный

уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По

электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают

достаточно жесткие тарифы.

В соответствии с Законом эти нормы могут применяться к тем

организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.

То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр,

включает в него те организации, которые действительно являются

естественными монополиями в соответствии с тем определением, которое дано в

Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и

регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами

реестры ведут эти органы.

Не решены еще некоторые вопросы естественных монополий. Например,

очень сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же

РАО “Газпром”. Там большой конкурентный сектор – добыча газа, реализация,

ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство отдельных видов

оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но внутри этой

группы существует тот вид деятельности, который называется транспортировкой

газа по газопроводу, а это – естественная монополия.

В средствах массовой информации было много выступлений о том, как

поступать с “Газпромом”. Одна сторона считала, что нужно оставить всё как

есть, что он со всем справится сам, другая говорила, что его необходимо

организационно разделить, создать несколько юридических лиц, в том числе

самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа, и

вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит уже

где-то посередине. И это подтверждается теми указами Президента и решениями

Правительства, которые сейчас приняты по регулированию естественных

монополий. Это Указ Президента №426 от 28 апреля 1997 года “Об основных

положениях структурной реформы в сферах естественных монополий”. Он

представляет собой программу мер по реформированию естественных монополий

до 2000 года. В нём четко расписано по секторам: электроэнергетика, газовая

промышленность, железнодорожный транспорт и связь.

Отдельные отрасли в этот Указ не попали. Например, такой монопольный

вид деятельности, как транспортировка нефти; ничего не сказано и про

аэропорты. Транспортировка нефти организационно отделена от добычи нефти и

от её реализации, и поэтому контролировать эту сферу гораздо удобнее, чем в

электроэнергетике или газовой промышленности.

После выхода Указа Президента Правительство Российской Федерации 7

августа 1997 года приняло постановление №987 “Об утверждении программы мер

по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах

естественных монополий”. Оно утвердило программу мер по структурной

перестройке, конкретизировало те положения, которые содержатся в Указе

Президента.

Вторая, очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий

имеет сетевую природу, то есть определенный объект, которым кто-то со

стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация

закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил за несколько

тысяч километров. В электроэнергетике то же самое. В связи точно та же

ситуация – есть те, кто закачивает в канал связи информацию, и те, кто эту

информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в этих

секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного

доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники и

железнодорожники не говорили: “этот клиент наш, мы его обслуживаем в первую

очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда у нас до тебя руки

дойдут”. Это – самая главная задача. Как она сейчас решается? Если брать

электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный оптовый

рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует единый

рынок за счет перетоков в рамках единой сети.

В отрасли электроэнергетики ФОРЭН – Федеральный оптовый рынок

электроэнергии. Туда производители электроэнергии поставляют энергию по

определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители

электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой

котировки. Если брать транспортировку нефти и газа, то там ситуация

решается путем создания социальных комиссий.

30 сентября 1997 года принято постановление Правительства РФ №1269 “О

межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом

независимых организаций к газотранспортной системе РАО “Газпром” (в

нефтяной отрасли такая комиссия работает уже давно). В состав комиссии

входят представители Минтопэнерго РФ, Федеральной энергетической комиссии,

Министерства экономики РФ и Антимонопольного комитета. Её задачи – на

межведомственной основе рассматривать те спорные вопросы, которые возникают

у независимых производителей газа.

Газ производит не только “Газпром”, и надо сделать так, чтобы любой

производитель газа имел возможность пользоваться сетями, которыми владеет

“Газпром”, на недискриминационной основе, по четко установленным и

контролируемым тарифам, по единой процедуре доступа, потому что сеть имеет

определенный ресурс, может, придется и в очереди постоять. Но чтобы

производитель знал, когда его очередь подойдет, почему его поставили на это

место, а не на четыре места вперед. Чтобы он узнал, почему ему отказали:

потому что мало заплатил или потому что его газ не подходит для

транспортировки по этому газопроводу своим качеством – не очищен, много

примесей в нем. Вот для этого создается такая комиссия.

Любая организация может апеллировать к этой комиссии, а она принимает

решение. Участие Федеральной Энергетической Комиссии в составе этой

межведомственной комиссии говорит о том, что по отношению к “Газпрому”

могут быть применены все те санкции, которые предусмотрены законом о

естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.

Третий вопрос – какой уровень концентрации производства и капитала

допустим. Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства

в экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических

условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным

состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными.

Позиция Антимонополистического комитета заключается в том, что

концентрация сама по себе не может признаваться вредной или полезной. Она

существует объективно. Если рынок формируется так, что на нем существует

крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно

обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и

научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит

концентрация нужна.

К сожалению, вне регулирования рынка осталась одна очень важная сфера.

Это – сфера естественных монополий, связанных с жилищно-коммунальным

хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение,

канализация, некоторые услуги связи и т.д.

Но Конституцией они отнесены к компетенции органов Федерации или

местного самоуправления.

Заключение

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной

стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-

монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на

цену товара.

В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители

вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие,

резко снижается эффективность всей экономической системы.

Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически

невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства.

Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой

конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула

к повышению эффективности и производительности труда, что во многих

отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Негативные моменты в экономике заставляют современные государства

разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную

политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его

реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет

экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя

развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже

существует.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и

разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено

историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных

стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном

масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто

экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно,

что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности.

И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями

складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те

предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно

более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Использованная литература

1. К. Тотьев. “Регулирование деятельности субъектов естественных монополий”

А. Цыганов. “Монополии на свободном рынке”.

Закон 1997 г. декабрь

2. Н. И. Белоусова, Е.Н. Васильева, В.Н. Лившиц “Реформирование

естественных монополий в России”

ЭКО 1999г. № 4

3. Е. Ясин “Перспективы российской экономики… реформирование естественных

монополий”

Общество и экономика 2002г. № 2

4. И.И. Агатова “История экономических учений”

Москва 2001г. “Юристъ”

5. отв. ред. И.И. Столяров “Государственное регулирование рыночной

экономики”

МГУ им. М.В. Ломноносова. Москва 2001 г. “Дело”

6. Л.И. Абалкин. “Общеэкономические основы рыночного хозяйствования”

Москва 2002 г. “Путь России”

7. А.С. Пелих “Основы предпринимательства”

Ростов-на-Дону 2001 г. “Феникс”

8. Н.М. Коршунов “Предпринимательское право”. Учебник.

Москва 2001г. “Закон и право”

9. А.С. Власова. “Основы предпринимательской деятельности”

Москва 1997 г. “Финансы и статистика”

10. А. Резникович “Монополистическое отечество в опасности”.

Коммерсант Деньги № 13 1999 г.

11. Краткий экономический словарь.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.