бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировая валютная система

СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей

странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное

использование в операциях сделках, производимых в рамках общего

департамента МВФ, должно быть расширено.

Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они

оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и

распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования

СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным

резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве

стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные

затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить

выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями

“горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации.

Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались

скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и

дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных

курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны

стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту

валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы,

возникающие в мировой валютной системе.

Европейская валютная система.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали

собственную международную валютную систему в целях стимулирования процесса

экономической интеграции. 13 марта 1979 года была создана Европейская

валютная система (ЕВС).

ЕВС базируется на ЭКЮ – европейской валютной единицы. Условная

стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины, включающей валюты

всех 12 стран ЕС. Европейская комиссия каждый день рассчитывает стоимость

ЭКЮ в различных валютах стран-членов ЕС на основе обменных курсов.

Пересмотр состава валютной корзины проводился один раз в 5 лет, а также по

требованию страны, курс к ЭКЮ валюты которой изменился больше, чем на 25%.

Это были следующие валюты: немецкая марка, французский франк, английский

фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанская

песета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая

драхма и люксембургский франк.

Основными целями ЕВС были: создание зоны стабильных валютных курсов в

Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов

Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных

торговых отношениях; сближение экономических и финансовых политик стран-

участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской

валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также

сдерживать колебания международной валютной системы.

Основные принципы построения ЕВС:

страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к

центральному курсу ЭКЮ;

на основе центрального курса к ЭКЮ были рассчитаны все основные

паритеты между курсами валют стран-участниц;

страны-участницы ЕВС обязались поддерживать фиксированный курс валют с

помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог

отклоняться более чем на +/- 2,25% от паритетного.[10]

В рамках ЕВС европейская валютная единица выполняла ряд функций:

счетной единицы, так как с помощью ЭКЮ определялись взаимные паритеты

валют Сообщества. Кроме того, она делала возможным определение величины

бюджета ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

платежного инструмента, так как ЭКЮ позволяла центральным банкам

определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

инструмента резервирования, так как каждый центральный банк вносил 20%

своих авуаров золотом и долларами в Европейский фонд валютной кооперации,

который, в свою очередь, снабжал банк суммой в ЭКЮ, соответствующей

внесенным авуарам.

Благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной

Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или

змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют

стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не

входят в данную валютную группировку.

Роль МВФ по отношению к ЕВС выполнял Европейский фонд валютного

сотрудничества. Долларовые накопления образовывали кредитный фонд ЕВС. Его

объем для краткосрочного кредитования составлял 14 млрд. ЭКЮ, а для

среднесрочного кредитования – 11 млрд. ЭКЮ.[11]

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она

выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕВС наблюдалась

стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы

основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел

потерять и снова набрать 30% своей стоимости по отношению к французскому

франку и немецкой марке. К началу 90-х годов предполагалось перейти от зоны

стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения

получили свое выражение в тексте Маастрихского договора, который

предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

“В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором

“абсолютный вес” валют в ЭКЮ заморожен, однако относительный вес колеблется

в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ

равнялась 32,6%, французского франка – 19,9%, фунта стерлингов – 11,5%,

итальянской лиры – 8,1%, датской кроны – 2,7% и т.д.”[12]

В качестве реальных резервных активов ЕВС использовали золото. Во-

первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечивалась золотом. Во-вторых, с этой

целью был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20%

официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного

сотрудничества.

Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая

приобрела ряд черт мировой валюты; режим согласованного колебания валютных

курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя

периодически пересматривались их курсовые соотношения; объединение 20 %

официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового

механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично

наднациональное регулирование экономики.

В настоящие время идет укрепление и развитие ЕВС, а так же была

создана новая единая валюта - ЕВРО.

Изучив четыре валютные системы, которые формировались по мере развития

международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод,

что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это ни какой-то

стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и закономерный.

Новая система меняет старую, потому что она более совершенна и с помощью ее

легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-денежный обороты и

т.д.

Направление эволюции мировой валютной системы.

В настоящий момент в мире сложились две мощные валютные системы:

Ямайская, с доминирующей валютой – долларом США, и Европейская система, в

которой основная валюта - Евро. Основы современной международной валютной

системы были, как известно, выработаны МВФ в январе 1976 году в Кингстоне.

Реально новый валютный механизм действует с 1 апреля 1978 году, то есть с

момента официального вступления в силу поправок к уставу МВФ, в которых и

были реализованы кингстонские договоренности, означавшие радикальный отход

от принципов Бреттон-Вудса.

Неудовлетворенность современным состоянием мировой валютной системы

ощущается повсеместно. Редакторы вышедшей в свет в 1994 году книги

“Международная валютная система” П. Кенен, Ф. Пападиа И.Ф. Саккоманни

пишут: “ Никто из авторов не защищает нынешнюю международную валютную

систему как наилучшую из всех возможных. Самые веские доводы в пользу этой

системы, которые можно здесь встретить, состоят в том, что она

функционирует относительно неплохо и что нет никаких очевидных путей ее

улучшения. Критические суждения весьма эмоциональны и резки – от обвинений

в несправедливом отношении к развивающимся странам до упреков в

неспособности обеспечить ресурсами и оказать эффективное содействие

процессам экономического роста”[13]. Государства Западной Европы и Япония в

определенной мере тяготятся привилегированным положением, которое в

современном международном валютно-финансовом устройстве занимает

американская денежная единица.

Отсутствие в нынешних условиях общепризнанных, универсальных мировых

денег, каким было в свое время золото, может в определенной мере

компенсироваться наличием эффективно действующего механизма выравнивания

платежных балансов, который мог бы упорядочить платежно-расчетные

взаимоотношения в первую очередь между основными мировыми валютными

полюсами. Речь идет о формировании структуры международного экономического

обмена, исключающей возможность возникновения затяжных, неприемлемых по

своим масштабам дисбалансов и накопления непомерной внешней задолженности.

Функционирование механизма уравновешивания платежных балансов можно

рассматривать и в терминах погашения национального долга. Имеется в виду,

что с его помощью фактическая или предполагаемая текущая задолженность

одних стран по отношению к другим возмещается посредством реального

богатства. Однако в данном случае это богатство выступает не в виде единого

денежного товара – золота, а как совокупность разнообразных товаров и

услуг, играющих роль как бы “множественных мировых денег”. Эта роль

проявляется особенно рельефно, если движение благ в заданном направлении

стимулируется благодаря целенаправленным мерам государственного

воздействия.

Многие экономисты, придерживающиеся монетаристского подхода, считали

оптимальным механизмом выравнивания платежных балансов плавающие валютные

курсы. С конца 60-х начала 70-х годов эта концепция стала оказывать

доминирующее воздействие на валютную политику ведущих стран Запада. Однако

в 80-е годы наступило разочарование результатами функционирования механизма

плавающих курсов. Выяснилось, что этот механизм недостаточно эффективен в

качестве автоматического регулятора платежных балансов, не обеспечивает их

устойчивого равновесия.

Плавающим валютным курсам присущи резкие, непредсказуемые колебания,

которые во многих случаях обусловлены разными привходящими

обстоятельствами, а также целенаправленными действиями властей, вызванными

стремлением к приобретению конкурентных преимуществ, и потому не могут

считаться экономически обоснованными. На микроуровне неустойчивость

обменных курсов увеличивает риск валютных потерь, затрудняет международные

сопоставления производства. Подобные явления создают ощутимые помехи для

предпринимательской деятельности, инвестиционного процесса. В области

макроэкономики скачки валютных курсов вызывают инфляционные импульсы,

провоцируют нарушения равновесия платежных балансов. Таким образом, они

чреваты серьезным ущербом, как для внутренней экономики стран, так и для

международных экономических отношений. В результате стало нарастать

недовольство механизмом валютного плавания.

Начавшееся с середины 80-х годов переосмысление механизма

регулирования платежных балансов реализуется в практических действиях,

которые осуществляются в двух направлениях.

Во-первых, предпринимаются меры, способные обеспечить большую

стабильность рыночных курсов ведущих западных валют. Они предполагают

усиление воздействия официальных органов на эти курсы с тем, чтобы

корректировать направление движения и ограничивать амплитуду их колебаний.

В то же время опасность возникновения разорительных “валютных войн”

заставляет власти искать пути межгосударственного согласования

вмешательства в функционирование валютных рынков.

Предвестником тенденции к усилению контроля за движением валютных

курсов стало принятие совещанием “семерки” на высшем уровне (в июне 1982 г.

в Версале) по настоянию Франции “Совместного заявления о международных

валютных обязательствах”. “Мы принимаем на себя, - говорится в документе, -

совместную ответственность добиваться укрепления стабильности мировой

валютной системы. … Мы полны решимости выполнять это обязательство в тесном

сотрудничестве со всеми заинтересованными странами и валютными

учреждениями”[14].

Переход ведущими странами Запада, в первую очередь США, от практики

невмешательства в функционирование валютных рынков к активному воздействию

на состояние этих рынков проявился главным образом в двух совместных

мероприятиях. Первое – это совещание министров финансов и управляющих

центральными банками пяти государств, состоявшееся в сентябре 1985 г. В Нью-

Йорке и завершившееся принятием так называемого “Соглашения Плазы”. Страны-

участницы договорились прибегнуть к совместным крупным валютным

интервенциям с целью понижения завышенного курса доллара, вызванного

огромным притоком в первой половине 80-х годов капитала в США. Вторым

важным событием стала встреча министров финансов “семерки” в феврале 1987

года в Париже, и на которой они условились совместно “содействовать

стабилизации валютных курсов на существующих уровнях (“Луврское

соглашение”).

“Соглашение Плазы” и “Луврское соглашение”, а также заявления

совещаний “семерки” свидетельствовали о том, что главные государства Запада

фактически встали на путь “таргетирования” взаимных рыночных курсов их

валют, то есть совместного установления тех или иных допустимых пределов

колебаний этих курсов. Удержание обменных курсов в таких пределах требует в

случае необходимости проведения центральными банками совместных

интервенций, то есть продаж одних валют на другие валюты рынка. Подобная

практика в известной мере перекликается с концепцией, развиваемой рядом

экономистов (Ф. Бергстен, ДЖ. Уильямсон).

Во-вторых, получило признание мнение о том, что неуравновешенность

платежных балансов стран Запада имеет не преходящий, как полагали ранее, а

застойный структурный характер. Источником же этой неуравновешенности

является “несостыкованность” внутренних экономик, что выражается в

различиях темпов повышения цен, неполном совпадении во времени фаз

экономического цикла, перепадах процентных ставок в отдельных странах. В

соответствии с этим стали раздаваться призывы перенести акцент с попыток

стабилизации внешнеторговых и валютно-финансовых отношений как таковых на

усилия по устранению глубинных причин возникновения неравновесий обмена

между составными частями мирового хозяйства, а для этого – попытаться

сначала согласованно навести порядок во внутренней экономике промышленно

развитых стран.

С середины 80-х годов процесс налаживания межгосударственного

экономического регулирования, углубления координации макроэкономических

политик, выработки норм “международной дисциплины” получил значительный

импульс. Стимулом стали резкие и масштабные колебания обменного курса

доллара по отношению к противостоящим ему ведущим валютам. Участники

саммита в Венеции констатировали, что страны “семерки” “усилили координацию

своих экономических политик, имея в виду обеспечить согласованность курсов

политики в различных областях внутренней экономики и совместимость

национальных экономических политик на международной арене”. В итоговой

декларации содержится указание на “обязательство каждой страны разработать

среднесрочные цели и прогнозы, которые были бы взаимно совместимыми как в

отдельности, так и между собой”[15].

Управление торговыми и платежными балансами с помощью международной

координации внутренних макроэкономических политик рассматривается в

определенной степени как альтернатива плавающим валютным курсам.

Среди совместных мер регулирования экономики ведущих западных

государств, направленных на упорядочение их международных валютно-

финансовых взаимоотношений, главным вновь стал отвергнутый ранее

кейнсианский метод дифференцированного по странам воздействия на объем

совокупного общественного спроса. На совещании “семерки” в 1987 году в

Венеции координация макроэкономических политик, ориентированных на

регулирование объемов спроса, была названа одним из важнейших путей решения

задачи уменьшения внешнеэкономических неравновесий и достижения более

стабильных соотношений валютных курсов основных стран Запада.

Решение “семерки” предусматривают, что странам, чьи торговые и

платежные балансы сводятся с превышением поступлений над платежами (Япония,

Германия), следует проводить политику, направленную на стимулирование

экономического роста, и соответственно, внутреннего спроса, имея в виду

уменьшить внешние избыточные сальдо при сохранении стабильности цен.

Страны с дефицитными платежными балансами (в первую очередь США)

“должны проводить политику, которая будет благоприятствовать значительному

сокращению их дефицитов” (Вашингтон 1986 г.).

Международная координация макроэкономической политики и некоторое

ограничение колебаний рыночных валютных курсов вряд ли позволяют сделать

вывод о том, что в сфере международных денежных расчетов “правила” вновь

возобладали над “действием по усмотрению”. Но можно, по крайне мере,

утверждать о движении в данном направлении. Очевидно, что национальные

государственные органы не могут уйти от ответственности за обеспечение

равновесия макроэкономического обмена и платежного оборота своих стран с

внешним миром. Однако чтобы действия властей одних стран не причиняли

ущерба другим, они должны быть подчинены международным правилам –

достаточно твердым, внушающим доверие и отвечающим унифицированным

стандартам целесообразности и справедливости.

Завершая работу над этой главой, хотелось бы сказать, что будущее

мировой валютной системы пока еще не ясно, ведь приспособление мировой

валютной системы к меняющимся экономическим реалиям осуществляется путем,

который по-английски обозначает “muddling through”. На русский это

переводится как “блуждание впотьмах”, или “движение на ощупь” – с помощью

метода проб и ошибок и, судя по всему, так и будет обстоять дело в

обозримом будущем. Но уже явно проглядываются направления, по которым ей

следует развиваться.

1 Заключение.

Международная валютная система представляет собой совокупность

способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых

осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового

хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное

развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных

условий в международной денежной сфере. Основными конструктивными

элементами МВС являются мировой денежный товар и международная ликвидность,

валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации

и межгосударственные договоренности.

Последовательно существовали и сменяли друг друга три мировые валютные

системы. Первая из них – система “золотого стандарта” – основывалась на

золоте, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег.

Курс национальных валют жестко привязывался к золоту, и через золотое

содержание валюты соотносились друг с другом по твердому валютному курсу.

Отклонение валютного курса от объявленного соотношения было не более +/- 1%

и находилось в пределах “золотых точек”.

Основу второй, Бреттон-Вудской валютной системы, составляли твердые

обменные курсы валют стран-участниц по отношению к курсу ведущей валюты;

курс ведущей валюты – доллара США – фиксировался к золоту; центральные

банки стран-участниц обязались поддерживать стабильный курс валют к доллару

США с помощью валютных интервенций. Колебания курсов валют допускались в

интервалах +/- 1%; изменение курса валют происходило посредством

девальвации и ревальвации; организационное звено международной валютной

системы МВФ.

Третья, Ямайская, валютная система основана на плавающих обменных

курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбирать

фиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса.

Основными целями основания ЕВС является создание зоны стабильных

валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло как сотрудничество

стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ,

так и во взаимных торговых отношениях, а также сближение экономических и

финансовых политик стран-участниц. Страны ЕВС зафиксировали курсы своих

валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ; на основе центрального курса к

ЭКЮ были рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-

участниц. Страны ЕВС были обязаны поддерживать фиксированный курс валют с

помощью интервенций на уровне +/- 2,5% от паритетного. С 1 января 1999 года

11 стран-участниц ЕС приняли единую валюту – “Евро”, а 1 января 2002 года

“Евро” вышло в наличное обращение. Сейчас в “Зоне Евро”12 стран ЕС.

Основной категорией в международных валютно-финансовых и кредитных

отношениях является валютный курс. В нем находят отражение все основные

макроэкономические показатели: цены в различных странах, экономический рост

и др. Он аккумулирует информацию о происходящих экономических и

политических изменениях как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, сам

валютный курс активно влияет на характер развития этих процессов.

Конъюнктурные факторы изменения валютного курса могут значительно

изменять величину курса национальной валюты, однако в краткосрочных

интервалах времени. К ним относятся колебания деловой активности в стране,

прогнозы, валютные спекуляции и кризисы.

Мерами государственного воздействия на величину валютного курса

являются валютные интервенции, дисконтная политика и протекционистские

меры. Наиболее действенным методом воздействия выступают валютные

интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-

продаже национальной денежной единицы против основных ведущих валют мира.

Манипулирование с валютным курсом может оказать влияние на

внешнеторговые операции в стране. Так, заниженный курс национальной валюты

выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.

Государственная стабилизационная политика должна учитывать способ

фиксации валютного курса. Так как от этого зависит все дальнейшее поведение

национальной валютной системы, а, следовательно, и развитие мировой

валютной системы в целом.

2 Список литературы.

. Булатов А.С. Экономика. – М.: издательство БЕК, 1997.

. Валютный портфель. – М.: Прогресс, 1996.

. Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – 1998. – N9.

. Круглов В.В. основы международных валютно-финансовых и кредитных

отношений. – М.: ИНФРА-М, 1998.

. Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система// мировая экономика и

международные отношения. – 1998. – N7, N8.

-----------------------

[1] Булатов А.С. Экономика: Национальные и мировая валютные системы. М.:

БЕК, 1997 – С. 678

[2] Там же. – С. 679

[3] Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. 1997.-N9.- С.199

[4] Валютный портфель С.-24

[5] Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – N9. – С.202.

[6] Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – N9. – С.203.

[7] Валютный портфель С.26

[8] Булатов А.С. Экономика: Национальные и мировая валютные системы. М.:

БЕК, 1997 – С. 682

[9] Валютный портфель С.27

[10] Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных

отношений: Мировая валютная система. ИНФРА-М, 1998. – С. 31

[11] Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных

отношений: Мировая валютная система. ИНФРА-М, 1998. – С. 32

[12] Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – N9. – С.205.

[13] Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система// Мировая экономика и

международные отношения. – 1997 – N8. – С.65.

[14] Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система// Мировая экономика и

международные отношения. – 1997 – N8. – С.78.

[15] Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система// Мировая экономика и

международные отношения. – 1997 – N8. – С.79.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.