|
Лекции по макроэкономикебазы с учетом мультипликатора, который выражает предпочтения населения и коммерческих банков. Каково практическое применение денежного мультипликатора? Денежная база – это сумма резервов коммерческих банков в ЦБ и наличных денег в обращении. Таким образом, ЦБ, контролируя размер денежной базы, может контролировать и размер денежной массы, если мультипликатор постоянен или предсказуем. Но мультипликатор меняется достаточно часто, так как меняются предпочтения населения или коммерческих банков, соответственно, ЦБ, контролируя денежную базу, не всегда точно может определить размер денежной массы. Готовность банков кредитовать меняется еще и от циклов деловой активности. Предположим, что в экономике наблюдается период экономического роста, промышленного бума. В это время банки готовы активно кредитовать, так как ссуда приносит процентный доход, а риск невозврата очень незначителен. Совокупный спрос растет за счет увеличения инвестиций и роста потребительских расходов населения. Возможность спровоцировать инфляцию велика, и в этот период надо немного сдерживать готовность коммерческих банков выдавать большой объем ссуд. Рассмотрим ситуацию кризиса в экономике. В этом случае банки не хотят кредитовать, что ведет к снижению инвестиций и потребительских расходов. Это еще более усугубляет экономический кризис. Итак, банковская система оказывает значительное влияние на объем денежного предложения, где возникает эффект денежного мультипликатора, и, следовательно, банки могут усиливать циклические колебания в экономике. Нормальную ситуацию развития вокруг тренда 1 банки усугубляют увеличившимся размахом деловых циклов 2. Таким образом, банковская система способствует нестабильности экономики страны. Для предотвращения этого ЦБ обязан регулировать деятельность коммерческих банков и следить за объемом денежного предложения. Целенаправленное и эффективное регулирование деятельности банков и проводимая ЦБ денежно-кредитная политика должны привести к уменьшению размаха циклических колебаний в экономике и максимально приблизить развитие к определенному тренду, приведя экономику в состояние 3. Что является ориентиром в денежно-кредитной политике, проводимой ЦБ? Дискуссия по этому поводу идет уже достаточно длительное время, и проблема не разрешена до сих пор. Одни утверждают, что ЦБ должен регулировать ставку процента, которая складывается в экономике, другие говорят, что ЦБ должен устанавливать объем денежной массы. Если ЦБ стремится зафиксировать некоторый уровень процентной ставки, то он должен предложить такой объем денег, на который будет предъявляться спрос при данной ставке. Если же ЦБ стремится установить на каком-либо уровне объем денежной массы, то он должен позволить процентной ставке меняться таким образом, чтобы уравнять спрос и предложение на деньги. Отсюда же следует вывод, что ЦБ не может одновременно фиксировать ставку процента и объем денежной массы. Поэтому требования небольшой денежной массы при низкой процентной ставке невыполнимы. В реальной экономике проще регулировать величину процентной ставки, чем денежную массу. По статистике, в изменениях денежной массы существуют временные лаги, и самое главное в регулировании – это не причины технического характера, а изменения предпочтений населения и банков, непостоянство денежного мультипликатора. В виду этих причин регулирование денежной массы очень сложно. Попытки ЦБ регулировать оба фактора одновременно не приносят успеха, и надо точно представлять, в какой конкретной ситуации наиболее эффективен каждый из методов. Лекция 8. Денежно-кредитная политика. В каком случае наиболее эффективным является фиксирование процентной ставки, а в каком – денежной массы? Для ЦБ основной макроэкономической целью является достижение определенного уровня ВНП. И главный вопрос звучит так: «Какой из инструментов является наиболее эффективным в достижении этой цели?» В качестве временного периода при рассмотрении эффективности подобных инструментов обычно берется краткосрочный – от 3х до 9 месяцев. Для ответа на данный вопрос применяется анализ американского экономиста Пуля. Им были сделаны следующие выводы: 1. Если желаемый объем ВНП зависит от меняющегося инвестиционного спроса, который трудно предсказать заранее, то в данном случае в качестве целевого ориентира выбирается постоянный объем денежной массы, а процентная ставка колеблется. Эти изменения процентной ставки благоприятно воздействуют на стабилизацию инвестиционного спроса, от которого зависит целевой уровень ВНП. ЦБ в этом случае руководствуется монетарными целями по установлению желаемого уровня денежной массы. 2. Если целевой ВНП зависит от спроса на деньги или скорости их обращения, то необходимо фиксировать процентную ставку, а денежную массу либо снижать, либо повышать для достижения желаемого уровня процента. Подобный способ регулирования денежно-кредитной политики был применен в США дважды – в 1982 и 1985 годах. Осенью 1982 года в начале экономического кризиса и в середине 1985, когда стало очевидным вхождение экономики в состояние депрессии, Федерально- Резервная система США (аналог ЦБ) повысила ориентиры по денежной массе. В обоих случаях причина заключалась в изменении спроса на деньги, а именно – в снижении скорости их обращения. Осенью 1982 экономика была в состоянии глубокого спада. Опасаясь еще большего ухудшения экономической ситуации, ФРС резко увеличила темпы прироста денег в экономике для компенсации очевидного уменьшения скорости их обращения. Это способствовало преодолению экономического спада, так как увеличение денежной массы привело к снижению процентных ставок и к фиксированию инвестиционного спроса на нужном уровне, обеспечивающем рост ВНП и выход экономики из кризиса. В середине 1985 года отмечался небольшой, но стабильный экономический рост и из-за неожиданного снижения скорости обращения денег ФРС ожидала приостановку общего оживления в экономике. Таким образом, в середине 1985 года возможным было начало нового спада в экономике, что и заставило ФРС вмешаться, подняв размер денежной массы и сделав ориентиром своей политики низкий фиксированный процент. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, дополнительная эмиссия денег не привела к всплеску инфляции, и в оставшийся период 1985 года наблюдался умеренный экономический рост. Таким образом, анализ Пуля позволяет определить тот момент, когда ЦБ должен менять цели и ориентиры денежно-кредитной политики. Для своевременного отслеживания этого момента необходимо иметь отлаженный статистический аппарат по сбору информации о денежных агрегатах и скорости обращения денег. Кроме вышеуказанных двух целей, существует и еще один фактор, на который должен ориентироваться ЦБ. Помимо денежной массы и процентной ставки необходимо обращать внимание на прирост общего долга нефинансового сектора, т.е. на прирост долга правительства, домохозяйств и фирм нефинансового профиля. Этот долг равен ссудам, который были им предоставлены, и ЦБ на практике преследует также и кредитные цели. Почему отслеживание долга является таким важным? Было доказано, в первую очередь Фридманом в 50-е годы, что существует тесная корреляционная взаимосвязь между объемом задолженности в экономике и ВНП, причем эта связь более тесная, чем связь между величиной денежной массу и номинальным ВНП. Следовательно, посредством контроля за кредитом в экономике, возможно регулировать целевой ВНП, что, через механизм мультипликатора и акселератора, означает воздействие на ставку по инвестициям и поддержание стабильности в экономике. Какую же цель следует выбрать ЦБ? Итак, ЦБ устанавливает целевые ориентиры для прироста денежной массы, регулирует размеры внутреннего долга и кредита, а также устанавливает интервалы для изменения процентных ставок. На практике, как правило, не удается достичь этих целей одновременно. Отметим следующие моменты при выборе целей ЦБ: 1. Имеются существенные различия между конечными и промежуточными целями денежно-кредитной политики. Конечные цели выставляются в виде глобальных переменных, таких как темпы инфляции, объем реального выпуска или уровень безработицы. Ставка процента, темп прироста денежной массы, долга или кредита являются промежуточными целями политики. 2. Важно знать, как часто пересматриваются цели. Если промежуточные цели меняются достаточно часто, то в принципе неважно, какая цель использовалась для выполнения основной задачи. Но если промежуточные цели стабильны и не пересматриваются в течение длительного времени, то подобная цель приобретает большое значение. К примеру, если ЦБ в качестве промежуточной цели ставит прирост денежной массы на 3% в течении 5 лет, то нужно быть уверенным в том, что скорость обращения денег не изменится случайным образом, например, под воздействием политических факторов. В противном случае, фактический объем ВНП будет серьезно отличаться от запланированного. 3. Формирование промежуточных целей дает ЦБ возможность действовать более конкретно в течение планового периода. Установление таких целей помогает также и частному бизнесу, дает возможность предпринимателям лучше понимать, что можно ожидать в будущем. Если ЦБ декларирует свои цели открыто и действительно им следует, фирмы лучше понимают, какова денежно-кредитная политики, и имеют возможность предсказывать будущий объем выпуска и уровень цен. Таким образом, ЦБ является ответственным за проведение денежно- кредитной политики в целом. Идеалом являлась бы такая цель, которую ЦБ мог полностью контролировать. Предположим, что конечной целью ЦБ является определенный уровень ВНП. В случае, если бы денежный мультипликатор и скорость обращения денег были бы неизменны, ЦБ мог бы достичь своей цели, утвердив определенный размер денежной базы в качестве промежуточной цели. Но, поскольку и денежный мультипликатор, и скорость обращения денег не являются постоянными, задача ЦБ очень сложна. Ему приходится выбирать между теми факторами, на которые возможно частичное влияние, и теми, влияние ЦБ на которые очень ограничено. Рассмотрим общие характеристики денежно-кредитной политики. В развитых странах она рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Очень важно, чтобы при проведении определенной макроэкономической политики эти два способа – денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование – не вступали в конфликт друг с другом, а действовали согласованно на достижение макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ 1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации ситуации в стране. На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной, является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики. Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию. В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно- кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а 2 – характерными для российской ситуации. 1. Политика обязательного резервирования. 2. Уровень процентной ставки ЦБ. 3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит. 4. Валютная политика 5. Условия рефинансирования коммерческих банков. Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России. Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно- кредитной политики. Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного резервирования. |№ |Вклад |Фактич. резервы |R |ОР |ИР |?M2 | |1 |20 |5 |10% |2 |3 |30 | |2 |20 |5 |20% |4 |1 |5 | |3 |20 |5 |25% |5 |0 |0 | |4 |20 |5 |30% |6 |-1 |-33 | Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях. Более часто используется второй инструмент – изменение процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида: 1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг). 2. Ставка по рефинансированию. В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества денег в экономике. Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются: |Актив |Пассив | |Резерв |20 р. |Вклад |100 р. | |Ценные бумаги |50 р. | | | |Кредит |30 р. | | | После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги, |Актив |Пассив | |Резерв |70 р. |Вклад |100 р. | |Ценные бумаги |0 р. | | | |Кредит |30 р. | | | появились избыточные резервы. При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через коммерческий банк: |Актив |Пассив | |Резерв |20 р. |Вклад |100 р. | |Кредит |80 р. | |+ 50 р. | |Ценные бумаги |+ 50 р. | | | Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России. Норма обязательных резервов Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов. Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и снижения инфляции. До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |10% | |Обязательства свыше 1 года |5% | В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |15% | |Обязательства свыше 1 года |10% | С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и составляла |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |20% | |Обязательства свыше 1 года |15% | После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались. В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков: 1. Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии 2. Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности. 3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков. В результате этих изменений были введены следующие нормы: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования и со сроком погашения|22% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|15% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |10% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |2% | После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |