|
Лизинг в Россииквалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база. В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом. 4. Законодательство о лизинге В течение 1997 года не произошло существенных изменений в российском законодательстве, регулирующем лизинговую деятельность. Правовая ситуация остается вполне стабильной со времени вступления в силу 1 марта 1996 г. части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл.34 установлены юридические основы арендных отношений и определены различные виды арендных договоров, в частности, проката и финансовой аренды (лизинга). Это рассматривается как создание приемлемой законодательной базы, которая частично заменяет "Временное положение о лизинге", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 ?633. "Временное положение" теперь действует только в тех случаях, когда оно не противоречит Гражданскому кодексу. Ниже приведен примерный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих лизинговые сделки (в хронологическом порядке): 1. Приказ Минфина СССР от 01 ноября 1991 г. ?56 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению" 2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (включая Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа-' тов, учитываемых при налогообложении прибыли - с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства ?1133) 3. Федеральный закон от 9 октября 1992 г. ?3615-1 "О валютном регулировании и контроле" 4. Указание Государственного таможенного комитета РФ от 25 апреля 1994 г. ?01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" 5. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. ?1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" 6. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. ?1256 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг." 7. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. ?1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" 8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. ?88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" 9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" (включая Временное положение о лизинге, с изменениями и дополнениями от 23 апреля, 27 июня 1996 г.) 10. Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. ?01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений" 11. Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. ?105 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" (действовал до 17 февраля 1997 г., отменен Приказом Минфина России ?15) 12. Инструктивное письмо Государственной налоговой службы РФ от 30 октября 1995 г. №ПВ -6-17/572 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" 13. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. ?1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" 14. Инструктивное письмо Министерства финансов РФ от 13 декабря 1995 г. ?128 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" 15. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. ?167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации" 16. Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р "О проведении Международной конференции по развитию лизинга в РФ" 17. Государственный комитет РФ по статистике Письмо от 13 марта 1996 г. ?24-1-21/483 "Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования" 18. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 марта 1996 года №ПВ-6-02/180 "О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации". 19. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 марта 1996 года ?66 "О постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года ?167 "Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации". 20. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. ?491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" 21. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16 апреля 1996 г., утвержденные Минэкономики РФ 22. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. ?528 "О внесении дополнений в постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности"" 23. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года ?91 "Об организации работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации". 24. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. ?752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" 25. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 "О лицензировании лизинговой деятельности" 26. Письмо Центрального банка РФ от 14 октября 1996 г. ?342 "Об учете отдельных операций" 27. Приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. ?15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (включая Указания обо отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга) 28. Письмо Центрального банка РФ от 5 мая 1997 г. ?18-2-1/1-361 "Об отражении в бухгалтерском учете банков операций, совершаемых по лизингу" 5. Заключение лизингового контракта Большинство лизинговых компаний начинают переговоры с потенциальными клиентами с просьбы предоставить им бизнес-план проекта, для осуществления которого требуется лизингуемое оборудование. Именно на этапе оценки бизнес-плана лизинговые компании отсеивают большинство предлагаемых им проектов. Соотношение принятых лизинговыми компаниями обращений, рассмотренных проектов и реализованных контрактов может соотноситься как 100:50:5. Большинство отклоненных проектов остаются без рассмотрения во многом по причине отсутствия правильно подготовленного бизнес-плана. В любом случае можно сказать, что неудачно пройдя однажды процедуру заключения лизинговой сделки и получив от лизинговой компании отказ, начинающий лизингополучатель становится гораздо более подготовленным к следующим переговорам с другой лизинговой компанией. В некоторых случаях, когда менеджеры лизинговой компании видят очевидно выгодный проект, они могут помочь потенциальному лизингополучателю составить подробный бизнес-план этого проекта. В этом случае процесс переговоров лизингодателя с лизингополучателем включает элементы консультирования последнего по вопросам улучшения финансовых показателей предлагаемого проекта, оптимизации налогообложения и т.д. Требования, предъявляемые лизинговыми компаниями к содержанию бизнес-плана как правило различаются лишь незначительно. Ниже приведена структура типового бизнес-плана: 1. РЕЗЮМЕ (краткие выводы). 2. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: Направление деятельности и достигнутые результаты на рынке; Конкурентные позиции; Руководство, собственность, структура управления фирмой; Текущие финансовые результаты; Описание продукции и ее применение; Схемы работы с поставщиком и потребителем продукции; Как предприятие намерено развиваться; Отличие данного предприятия от других компаний; 3. ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ПО ПРОЕКТУ: Описание товаров и услуг, предлагаемых в проекте; Степень готовности товаров и услуг к выходу на рынок; 4. ПЛАН МАРКЕТИНГА: Размеры рынка и тенденции его изменения; Состав вашей постоянной клиентуры; Конкуренты (их сильные и слабые стороны, распределение рынка между ними); Ваши конкретные преимущества и недостатки; Схема распространения товаров; Ценообразование; Реклама; Методы стимулирования продаж; Формирование общественного мнения о фирме и товарах; Прогноз объемов продаж; 5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА: Производственные помещения; Оборудование (цена, поставщик, график ввода и т.д.); Поставщики материалов и комплектующих (их репутация, опыт работы с ними); Предполагается ли производственная кооперация (репутация этих фирм, опыт работы с ними); Объемы производства; Схема производственных потоков; Контроль качества; Предусмотрена ли система охраны окружающей среды и утилизация отходов; 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН: Организационная схема предприятия; Система подбора, расстановки и использования кадров; 7. ОЦЕНКА РИСКОВ: Перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; Пути минимизации рисков; 8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН: Комментарии к финансовому плану; План доходов и расходов (с комментариями); Прогноз объемов реализации (с комментариями); Прогноз издержек производства и обращения (с комментариями); Прогноз движения денежных средств; Анализ устойчивости финансового положения. Общий размер бизнес-плана не должен, как правило, превышать 20 страниц. В качестве приложений к бизнес-плану, большинство лизинговых компаний просит предоставить: 1. Технические данные по продукции. 2. Копии платежных документов. 3. Лицензии. 4. Копии контрактов на приобретение оборудования, копии договоров на закупку сырья и реализацию готовой продукции (либо договоры о намерениях), копию договора аренды помещения. 5. Кредитные договоры, договоры залога и страхования имущества. 6. Фотографии и образцы. 6. Гарантии для участников лизинговых сделок Лизингодателям очень важно получение гарантий своевременного возврата лизинговых платежей, страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств, наступающего вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей, отказа лизингополучателя выполнить предусмотренное договором обязательство выкупить лизинговое оборудование по остаточной стоимости и т.п. Вопрос о гарантиях является непременной составляющей при заключении любой без исключения лизинговой сделки. При проведении переговоров с потенциальным лизингополучателем лизинговые компании стремятся выявить все возможные меры для финансового обеспечения своих рисков. Не предложив лизинговой компании ликвидной стопроцентной гарантии исполнения своих обязательств, вновь образованные предприятия, либо предприятия, не имеющие хорошей кредитной истории практически не имеют возможности получить оборудование в лизинг даже для высокорентабельного проекта, безупречного с точки зрения планирования бизнеса. В случае, если предприятие может доказать свою устойчивость на протяжении длительного (несколько лет) периода и платежеспособность на момент заключения сделки, лизинговые компании, предварительно изучив финансово-хозяйственную деятельность предприятия -лизингополучателя и убедившись в его надежности, неохотно, но все же соглашаются разделить с ним финансовые риски по сделке. Другие используемые способы: Первый. Организационно использовать действующую хозяйственную структуру (можно выбрать соответствующую отечественную или зарубежную лизинговую компанию с привлечением к реализации лизингового проекта в качестве гарантов 6-8 участников). Второй. Создать акционерную компанию для реализации отдельного лизингового проекта, как правило, значительного по стоимости и количеству сдаваемого в лизинг имущества. Третий. Использовать федеральный Фонд поддержки развития лизинга в России в качестве гаранта лизинговых операций. По существу, создать на основе этого Фонда мощную специализированную страховую компанию, деятельность которой будет направлена на страхование сдаваемого в лизинг имущества и возврата лизинговых платежей. В настоящее время российские операторы лизингового бизнеса рассматривают в качестве гарантов, как правило, одного, иногда двух субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. Желательно при этом, чтобы их инвестиционные. возможности были значительными. Однако в действительности найти одного инвестора под проект стоимостью в пять и более миллионов долларов очень сложно. Например, Европейский банк реконструкции и развития участвует своим капиталом в инвестиционных проектах только на треть. Остальные две трети капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная финансовая корпорация осуществляет финансирование проектов на одну четверть. По аналогичному пути пошло и Правительство РФ при финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации" предусматривается государственная финансовая поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая лизинговые. По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов) - 50 процентов. По категории Б (проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) - 40 процентов. По категории В (проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой) - 30 процентов. По категории Г (проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) - 20 процентов. Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 процентов заемных средств, необходимых для его осуществления. Добиться улучшения финансирования лизингового проекта можно за счет значительного расширения интересов сторон. В связи с чем желательно предоставить большему количеству участников возможность разделить финансовые риски и тем самым привлечь их к реализации значительного количества лизинговых проектов. Причем за свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение. Возможен следующий состав гарантов под лизинговую сделку: лизингополучатель; изготовитель оборудования; лизингодатель; банк-гарант; банк-кредитор; страховая компания (и); федеральный и региональный фонды поддержки лизинга; федеральное и региональное правительства. Опыт взаимодействия с рядом лизинговых компаний свидетельствует, что они готовы рассматривать принятие на себя риска в размере 5-10 процентов от контрактной цены. Это означает, что лизинговая компания при проектировании лизинговой сделки потребует обеспечения на 90-95 процентов. Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник принимает на себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов и на этом соответствующим образом зарабатывает. Разработку схем предоставления гарантий, учитывающих все условия сделок по международному лизингу с обоснованием интересов сторон, должна осуществлять специализированная структура. Как правило, предприятие-лизингополучатель не может заниматься организацией всего процесса. Не будет проводить такую работу и западная лизинговая компания, не зная достаточно хорошо экономических и правовых условий взаимоотношений всех участников процесса на российском внутреннем рынке. Несомненно, этим должны заниматься специализированные подразделения российских лизинговых компаний либо специализированные консалтинговые компании. Значительный эффект дает объединение на акционерной основе интересов различных хозяйствующих субъектов: небольшой группы (3-5) неконкурирующих поставщиков оборудования (их интерес состоит в получении заказов и продаже оборудования); потребителей этого оборудования (лизингополучателей); российских и западных банков, страховщиков и лизинговых компаний. В настоящее время подобные схемы частично реализуются на практике: например, в лизинговом проекте Инкомбанка, Токобанка. Можно достичь общего соотношения привлекаемых и собственных средств в пропорции как минимум три к одному. Причем это очень незначительный коэффициент. В проектах Международной финансовой корпорации эта пропорция составляет двадцать к одному. По-видимому, наиболее приемлемым стал бы вариант, при котором участниками с российской стороны были бы структуры, входящие в крупные финансово- промышленные группы. Как правило, там аккумулируется потенциал и производителей, и банковского капитала, и страховщиков. Гарантии государства. Гарантии государства имеют определяющее значение. Однако рассчитывать на значительное расширение практики предоставления гарантий со стороны государства нельзя. Оно не может и не должно предоставлять гарантии по большинству лизинговых проектов. В лучшем случае следует ожидать частичного участия государства. В июле 1995 года на конференции, проводившейся Московской лизинговой компанией, говорилось о необходимости создания структуры, занимающейся не вспомоществованием отдельных лизингодателей, а предоставляющей гарантии для лизинговых операций. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" частично дает такую возможность. Статистика нарушения финансовых обязательств как по кредитным, так и по лизинговым операциям внутри России или при международных сделках мало известна. У Московской лизинговой компании, созданной Правительством Москвы и специализирующейся на лизинге для малого предпринимательства, за два года работы потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, не было вообще и только в 5 процентах случаев происходили задержки по оплате. Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении оперативно оказывать помощь лизингополучателям в ходе реализации проектов. Крайне важно правильно и обоснованно сформулировать требования, предъявляемые российскими и западными лизинговыми компаниями к гарантийному обеспечению. Основная гарантийная нагрузка ложится на банки, страховые компании, лизингополучателей и лизингодателей, производителей оборудования. Когда Инкомбанк проектировал создание лизинговой компании Инкомлизинг, при формировании портфеля заказов он столкнулся с тем, что большинство видов оборудования с точки зрения юридических и технологических требований, предъявляемых западными лизинговыми компаниями, не являются лизингуемыми. В случае прекращения лизинговых платежей собственник оборудования не имеет возможности его демонтировать и сдать в лизинг другому лизингополучателю. Это обстоятельство - одна из основных причин того, что лизинговые компании и банки, их кредитующие, очень редко рассматривают свою собственность - объект лизинга как залоговое обеспечение лизинговой сделки. На Международной конференции по развитию лизинга в России, состоявшейся по решению Правительства РФ в мае 1996 года, президент Европейской ассоциации лизинговых компаний Марк Байерт обратил внимание российских лизингодателей на то, что на Западе наилучшее обеспечение - это право собственности. Некоторые российские лизинговые компании рассматривают до 16 видов гарантийных обеспечений: банковская гарантия (контргарантия) и/или векселя приемлемых банков; векселя предприятия, авалированные надежными российскими банками; векселя крупных бюджетных организаций и предприятий; фонды в покрытие гарантий лизинговых платежей; поручительство солидных компаний; залог ценных бумаг; залог ликвидного товара в обороте; залог недвижимости; гарантия обратного выкупа имущества поставщиком; подтвержденные в уполномоченных банках форвардные контракты на поставку готовой продукции в объемах не менее и по цене не более определенных на момент заключения соответствующих договоров; РЕПО ликвидных акций; экспортная выручка по контрактам с экспортерами в уполномоченном банке; залог прочего имущества и активов; подтвержденные гарантии государственных и муниципальных фондов с лимитами в уполномоченных банках; стоимость оборудования, предоставляемого в лизинг (может рассматриваться как частичное покрытие); открытие целевых счетов в банке в покрытие гарантии лизинговых платежей (эти счета разблокируются по мере погашения задолженности по лизинговому договору или частично засчитываются в платеж). Однако значительное количество из перечисленных гарантий не имеет ценности для иностранных лизингодателей. Они не могут их реализовать, а потому |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |