|
Конкуренцияюридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев. 3.2. Развитие конкурентных отношений в современной России. В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России. Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам. Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом. К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России. В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее. Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее. Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России. Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы. Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров. Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития. Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования. Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг. Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике России создает топливно-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей ТЭК. Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России. Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства. Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России. Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс. 3.3.Антимонопольное законодательство России. Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; - навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); - включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; - согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; - создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; - установление монопольно высоких (низких) цен и так далее. Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; - повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; - раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); - ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); - отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; - получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России. Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее. Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах. Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток. Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг). Реализация этой задачи предусматривает: анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии; формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России; создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии; создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии; учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности; Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 3.4. Экономическая оценка современного состояния конкуренции. Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя. Индексы доверия потребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл. Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса. Кредитование сектора домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банки ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились. Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев. Экономическая конъюнктура не только чутко реагирует на колебания денежно-кредитной политики, но в определенной мере и обусловливается этой политикой, что дает возможность предсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится. Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры. Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ в России. Заключение. В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии. Стоит отметить, что «…отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения»1. Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны. Список использованной литературы. 1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с. 2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с. 3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994. – 178 с. 4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа, 1994. – 267 с. 5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с. 6. Курс экономической теории \ Под ред. Чепурина М.Н.,– Киров:, 1995. – 280 с. 7. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1. – М.: Республика, 1992. – 562 с. 8. Критский М.М. Экономическая теория: микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 1998. - 235 с. 9. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с. 10. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 1996. – 189 с. 11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. - 208 с. 12. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с. 13. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика, 1991 – 340с. 14. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. – 267 с. 15. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31. 16. Аукуционек С.П. Современный рынок // ЭКО 2001 №5 – с. 12-15. 17. Большаков С.В. Естественные монополии: финансовое положение // Деньги и кредит 2000 №4. – с. 33-34. 18. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. – с. 6-9. 19. Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) // Российский экономический журнал.2002.№ 1. – с. 40-42. 20. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26. 1 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 1996. С. 143. 1 Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» \\ Мировая экономика и международные отношения. №1. 1999. С. 22. 1 Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл) \\ Российский экономический журнал. 1995. № 1. .34 1 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 1998. ----------------------- MC AC P MR QR 250 200 150 100 50 MR D |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |