|
Конкурентность российских товарных рынковКонкурентность российских товарных рынковСОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 3 Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. 4 Основной понятийный аппарат 4 Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. 5 Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 6 ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 12 Анализ процессов концентрации 20 ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды. 27 Итоги мониторинга 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 Список использованной литературы: 36 ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях. Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных рынков страны позволит: на административном уровне – более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же субъектов – обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели. При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений в регулярном проведении мониторинга товарных рынков[1], отсутствие оперативной, достоверной и полной информации о субъектах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомственных информационных систем (Госкомстата, Госналогслужбы, Таможенного комитета, антимонопольных органов). Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках страны. Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. Основной понятийный аппарат ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного). ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА — определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. КОНКУРЕНЦИЯ — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК — обстоятельства технологического, административного, экономического характера, препятствующие возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на товарный рынок в достаточно короткий период времени. Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. Для совершенствования единой в масштабах государства антимонопольной политики возникла необходимость в разработке методологических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимонопольным комитетом РФ был разработан «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», зарегистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Статус данного документа обязывает не только антимонопольные органы, но и органы судебной власти применять его. Разработанный документ может быть использован в следующих ситуациях: . при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства — статей 5,6,17,18 Закона «О конкуренции...»: злоупотребление доминирующим положением на рынке; соглашения субъектов, ограничивающих конкуренцию; государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и их объединений; за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций в уставном капитале коммерческих организаций; . при разработке мер но преодолению барьеров входа на товарные рынки; . при решении вопросов о предоставлении субъектам рынка кредитных, финансовых, налоговых льгот; . для анализа социально-экономических последствии принятия нормативных актов, воздействующих на состояние конкуренции на товарных рынках; и др. Поэтапный анализ структуры товарных рынков. С точки зрения методологии важно оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и общественных учреждений. В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последовательно, так и по отдельным этапам, каждый из которых может функционально служить для решения конкретных задач антимонопольного регулирования. Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными параметрами процессов концентрации и качественными показателями конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1. Основным содержанием работ на I этапе является формирование «портрета» товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1). Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы. Таблица №1 «Формирование портрета товарного рынка». |Характеристики рынка |Показатели | |Продуктовые границы |Потребительские свойства товара. | |товарного рынка |Условия потребления (эксплуатации) товара. | | |Условия реализации. | | |Уровень удовлетворения спроса на товар. | | |Выявление товаров-заменителей по критериям: | | |взаимозаменяемость по потреблению (спросу); | | |взаимозаменяемость по производству; | | |функциональная взаимозаменяемость; сходство | | |потребительских свойств товара и его заменителей | | | | | |Формирование товарной группы | |Субъекты товарного рынка|Количество продавцов, функционирующих в рамках | | |продуктовых границ рынка. | | |Количество покупателей, приобретающих товар у | | |конкретного продавца (по способам приобретения | | |товара) | | |Группировка покупателей на конкретном товарном | | |рынке. | |Географические границы |Оценка территории рынка по принципу признания | |товарного рынка |покупателями равной доступности товаров, а | | |именно: | | |1) возможностью перемещения спроса между | | |территориями, предположительно входящими в единый| | |географический рынок: | | |доступность транспортных средств для перемещения | | |покупателя к продавцу; незначительность | | |транспортных расходов на перемещение покупателя к| | |продавцу; | | |2) возможностью перемещения товаров между | | |территориями, предположительно входящими в единый| | |географический рынок: | | |незначительность дополнительных издержек на | | |транспортировку товара от продавца к покупателю; | | |сохранность уровня качества и потребительских | | |свойств товара в процессе его транспортировки; | | |отсутствие на данной территории административных | | |ограничений на ввоз и вывоз товаров и пр. | | |Сопоставимый уровень цен на соответствующие | | |товары внутри границ этого рынка | |Объем товарного ресурса |Общий объем реализации (поставки) товара всеми | |на рынке |продавцами в географических границах рынка | | |выделенной группе покупателей. | |Доля хозсубъекта на |Отношение реализованной хозяйствующим субъектом | |рынке |товарной продукции к общему объему реализации | | |(поставки) товара | На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке. К количественным показателям относятся: - численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке; - доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке; - коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке; - индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками. В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ранжированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерности их присутствия на товарном рынке. В ходе анализа показателей рыночной концентрации (коэффициентов и индексов), могут быть получены следующие результаты: а) выделены три типа рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные; б) дана предварительная оценка степени монополизации рынка, равномерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка. На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся: — барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости; . открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки. Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов: экономические: государственная инвестиционная политика, кредитная, налоговая, ценовая политика, тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; доступность кредитных и бюджетных ресурсов; неплатежи и пр.; административные: устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, квотирование, ограничения на ввоз и вывоз товаров, предоставление помещений и земельных участков; инфраструктурные: связанные с неразвитостью рыночной инфраструктуры - средства коммуникаций и транспорта, службы по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых и др. услуг; емкость рынка: связанные с ограниченной емкостью рынка — ограничения но спросу, низкая платежеспособность населения; Схема №1 «Основные этапы анализа структуры товарных рынков» инвестиционные: высокая стоимость начального капитала, острая нехватка производственных площадей, оборудования, рабочей силы; корпоративные: влияние вертикального (горизонтального) объединения действующих на рынке организаций; экологические: невозможность соблюдения экологических нормативов; нарушение экологической емкости региона; запрещения природоохранных органов; криминальные: вмешательство неправового характера в процесс свободного перемещения товаров. Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Данный показатель можно считать ключевым, на его основании могут быть разработаны защитные меры для отечественных товаропроизводителей. ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В процессе анализа факторов, препятствующих выходу хозяйствующих субъектов на товарный рынок, должны быть, вероятно, учтены различные сочетания и комбинации так называемых барьеров и степень их преодолимости, xapaктерные для отдельных отраслей и территорий. Но можно отметить общую почти для всех отраслей многих рынков страны черту — наличие таких барьеров, как ограничения по спросу, финансовые затруднения предприятий (отсутствие оборотных средств, взаимные неплатежи), налоговая политика государства и пр. Для предприятий топливно-энергетического комплекса существенными барьерами являются инвестиционные и корпоративные (жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур). По сравнению с ТЭК, барьеры входа на рынки предприятий но оказанию транспортных услуг легче преодолимы, что привело к возникновению на этих рынках многочисленных новых структур, особенно в сфере автотранспортных услуг, а также в водном и воздушном транспорте, и постепенно к формированию конкурентной среды. Географические границы рынков продукции пищевой промышленности, как правило, находятся в пределах административных границ субъектов Федерации или более мелких территориальных образований, поэтому для них характерны неразвитость рыночной инфраструктуры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти. При разработке мер конкурентной политики характеристика открытости рынка обычно тесно увязана с конкурентоспособностью отечественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках. Ведь возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов или других стран существенно снижает рыночную концентрацию и угрозу монопольного поведения. Следовало бы, по моему мнению, различать возможности входа на международные рынки в связи с конкурентоспособностью отечественных производителей, с одной стороны, и рыночные проблемы, возникающие в создавшихся условиях на внутреннем рынке, - с другой. Так, вполне конкурентоспособна на внешнем рынке продукция добывающих отраслей (нефть, газ, цинк, никель, железная руда, кокс) и отдельных отраслей переработки сырья, в основном черной и цветной металлургии (первичный алюминий, рафинированная медь, чугун, прокат черных металлов, сталь). В то же время на внутреннем рынке преимущества экспортоориентированных предприятий не могут быть реализованы в полной мере из-за кризисного состояния отечественного производства и сокращения спроса на российском рынке. В то же время российской алюминиевой отрасли удалось сохранить свой производственный потенциал и конкурентоспособность, правда за счет устойчивой олигополии, представленной такими гигантами, как КрАЗ, БрАЗ, СаАЗ, ИркАЗ. Российские алюминиевые фирмы приближаются сегодня к вертикально-интегрированным компаниям западного типа, в составе которых имеются сырьевая (бокситная) база, глиноземный комбинат, перерабатывающий завод, инвестиционная компания. В своей маркетинговой стратегии эти компании отдают предпочтение гарантированному экспорту первичного алюминия, достигающему 80%-92% объемов производства[8, c.19]. А причины коренятся в спросовых ограничениях, отмечаемых пока на внутреннем рынке потребителей алюминиевой продукции. Если ранее авиационная промышленность считалась основным производственным потребителем алюминия, то сегодня эта отрасль находится в упадке (но сравнению с тем, что было 15-20 лет назад). Есть основания полагать, что определенное оживление внутреннего рынка переработанного алюминия будет связано с развитием спроса на упаковочные материалы для продуктов питания (производство банок для напитков, алюминиевой фольги), а также с расширением применения алюминиевых конструкций в жилищном строительстве. Здесь во многих сегментах рынка, несмотря на посткризисные явления, прослеживается явная тенденция к массированным поступлениям импортной продукции, причем, в основном эта ситуация характерна для товаров конечного потребления. Конкурентное давление на территории России со стороны зарубежных фирм ощущается товаропроизводителями преимущественно в легкой, текстильной, отдельных подотраслях пищевой промышленности (бакалейная, консервная, кондитерская), мебельном производстве. В то же время для рынков работ и услуг характерны проявления конкуренции со стороны отечественных предприятий. Хотя и в этом секторе экономики явственно обозначена конкуренция со стороны иностранных компаний — рынки рекламных, гостиничных, платных образовательных услуг, некоторые виды платного медицинского обслуживания, элитного строительства и др. Необходимо особо подчеркнуть такое обстоятельство: международная торговля и открытость рынка, безусловно, являются важными факторами развития конкуренции, если доля импорта не становится угрожающей для экономики страны в целом. У нас же в последние годы в результате процесса либерализации внешнеэкономического режима наблюдаемый рост импорта имеет наряду с позитивными моментами также и негативные последствия, связанные с ухудшением условий производства и сбыта у российских предприятий. Отсюда — вполне соответствует общемировой практике и оправдано применение государственных мер защиты внутреннего рынка, разработка которых в свою очередь требует аналитической работы по изучению степени открытости рынка. Приведу ряд характерных примеров. На рынках товаров текстильной и легкой промышленности России доля импортных поставок но различным товарам в 1997 г. колебалась от 60% до 70%[8, c.20]. Отечественные изделия легкой промышленности не выдерживают конкуренции по цене с дешевыми, но не очень качественными товарами из Турции, Китая, Индии, Польши и ряда других стран. Для защиты отечественных производителей были введены квоты на импорт текстильных товаров и увеличены ввозные таможенные пошлины. Одновременно в разработанной концепции структурной перестройки текстильной и легкой промышленности целевой установкой являлась реструктуризация предприятий (от крупных к более мелким и средним), способных быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, гибко Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |