бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История экономических учений

видели источник возрастания богатства не в обращении, а в производстве, но

не во всем, а только в сельском хозяйстве, потому что физиократы связывали

его с физическими приростами. Кенэ рассмотрел проблему распределения

прибавочного продукта и пишет:»вспахав, ударив и засеяв крестьянин

выращивает урожай, затем он выделяет семенной фонд, зерно на пропитание

семьи, часть продает для приобретения городских товаров и отмечает, что у

него остался еще избыток – он отдает его ;сеньору, королю и церкви: сеньору

-4/7, королю – 2/7 и церкви – 1/7. Что касается короля и церкви это от

Бога, что касается сеньора, то рента составляет поз стельные авансы – это

некие капиталовложения, сделанные в незапамятные времена для приведения

земли в пригодное для сельскохозяйственной обработки состояния».

Рекомендации, которые давали физиократы правительству: поправить и

способствовать сельское хозяйство.

Заслуга физиократов в том, что они перенесли источник богатства из

сферы обращения в сферу производства.

Классическая буржуазная политэкономия.

1. Зарождение, общие признаки и этапы классической

школы.

2. Экономические учения А. Смита.

3. Экономические учения Д. Рикардо.

1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.

Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимость

широкого государственного вмешательства в экономические процессы. Но по

мере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала

становилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство

государства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и

сдерживает частную инициативу (ограничивает).

Вытеснение до индустриальных условий производства системы свободного

частного предпринимательства способствовало разложению меркантилизма и

появлению требований полного невмешательства в экономику (экономический

либерализм). Проводниками этой теории явились классики буржуазной

политэкономии, они вели борьбу с протекционистской политикой

меркантилистов. Классики в отличие от меркантилистов заново сформировали

предмет и метод экономической теории.

Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый план

предприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план

капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях.

Поэтому в качестве предмета изучения классики берут сферу производства.

В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного)

описания действительности, свойственного меркантилизму и взяли на

вооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокие

аналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокими

исследователями.

Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик

меркантилизма и классической школы.

|Меркантилизм |Классическая школа |

|1. Главный принцип | |

|экономической политики. | |

|Протекционизм, политика |Экономический либерализм |

|свободной конкуренции |(фритридерство). |

|отрицалась. | |

|2. Предмет экономического | |

|анализа. | |

|Сфера обращения в отрыве от |Изучение проблем |

|производства (оно не |производства в отрыве от |

|рассматривалось). |обращения. |

|3. Метод экономического | |

|анализа. | |

|Эмпирический (описание |Причина-следственный, метод |

|внешних проявлений |индукции-дедукции, анализа и|

|экономических процессов), |синтеза, научной абстракции.|

|отсутствие системного | |

|изучения всех сфер экономики.| |

|4. Трактовка происхождения | |

|стоимости (ценности) товара. | |

|В связи с «естественной» |По затратной характеристике |

|природой золотых и серебряных|с учетом либо издержек |

|денег и их накоплением в |производства, либо |

|стране. |количества затраченного |

| |труда. |

|5. Концепция экономического | |

|роста. | |

|Осуществляется посредством |Посредством увеличения |

|увеличения денежного |национального богатства, |

|богатства страны, благодаря |создаваемого |

|достижению активного |производственным трудом в |

|торгового баланса во внешней |сфере материального |

|торговле. |производства. |

|6. Принцип достижения | |

|макроэкономического | |

|равновесия. | |

|Благодаря координирующим и |Самоуправление совокупного |

|регулирующим действиям |спроса и совокупного |

|государства. |предложения, благодаря |

| |«закону рынков». |

|7. Позиции в области теории | |

|денег. | |

|Деньги – это искусственное |Деньги – это стихийно |

|изобретение людей, это фактор|выделившийся товар в мире |

|роста национального |товаров, это техническое |

|богатства. |орудие, вещь облегчающая |

| |процесс обмена. |

Хронология классической школы.

Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая

политэкономия завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. И

затем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория,

родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор.

Маркс к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти),

которые стояли на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрывали

классовые антогонистические противоречия капиталистического общества и

подводили концепции без классового коммунистического общества.

Современные западные, а вслед за ними и значительная часть наших

экономистов, трактуют расширительно, включают в него и так называемых

представителей «вульгарной» экономики.

Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо -

методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные»

экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе.

Характеристика общих признаков и особенности этапов развития

классической школы.

В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:

1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер)

Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизм

меркантилистов, сделали первые попытки создать затратные трактовки

стоимости, подчеркивали приоритетные значения либеральных принципов

хозяйствования, но не будучи профессионалами экономистами они не смогли

глубоко проработать теоретические проблемы эффективного развития

производства.

2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).

Он создал теорию «экономического человека», теорию «невидимой руки»,

по существу открыл объективно действующие экономические законы, выступал за

свободную конкуренцию и не вмешательство государства в экономические дела.

На положениях А. Смита покоится современная концепция о товаре и его

свойствах, о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале,

производительном труде.

3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от

мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор,

Сэй).

Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главным

в экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратной

концепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след.

Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теория

народонаселения».

Суть теории состоит в том, что народонаселение увеличивается более

высокими темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Это

вызывает дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня

населения. Свои выводы он сделал основываясь на статистике США того времени

и у него выходило следующее:

Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32……

Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6……

Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые

слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма.

Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые

слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии,

мор – благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавить

его от голода.

Жан-Батист Сэй – автор теории рынка.

Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому

что производство само создает спрос равный себе, а следственно

государственного регулирования не нужно.

Заработная плата, процент, рента

Труд, земля, капитал

Домашнее хозяйство

Бизнес

Товар

Доход

Синеор – автор теории гармонического общества.

Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладая

капиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметами

труда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким

образом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность

реализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих,

которые приводят в движение средства труда.

Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал

законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости

денег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть

сторонник количественной теории денег).

4й – вторая половина 19 века.

В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщили

лучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формирование

неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной.

Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости,

эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали

классовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и

были обращены к социализму и реформам.

2. Экономические учения А. Смита.

Осуществил революционный переворот в экономических воззрениях, обратил

внимание на то, что богатство государства в наличии продукта, а не в

наличии золота и серебра, как думали меркантилисты. Богатство возрастает в

производстве, а не в сфере обращения.

А. Смит – шотландец. Родился в 1723 году в семье небогатого

таможенника. В 14 лет поступил в Глазговский университет. В 1746 году Смит

читает лекции по естественному праву, оно – естественное право – включало

юриспруденцию, политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годы

высказывает основные идеи экономического либерализма. «Человек обычно

рассматривался государственными деятелями и прожектерами (политиками), как

некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный

ход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей

полную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственных

проектов. Для того, чтобы поднять государство с самых низких ступеней

варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и

терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Все

правительства, которые насильно направляют события иным путем, пытаются

приостановить развитие общества, считается противоестественным. Чтобы

удержаться у власти они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».

Экономические воззрения Смита вытекали из философии естественного

права, которое провозглашало свободу личности и приоритет прав личности над

правами государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективная

теория естественного права была направлена против феодального абсолютизма,

против кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой для

формирования правового государства. В экономике теории естественного права

лежала в основе теория свободного рынка.

Самым замечательным производством Смита является книга «Исследование о

природе и причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смит

провозглашает идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономических

воззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), который

провозгласил эгоизм естественным свойством человека и фактором

общественного прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интереса

с ролью всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес ее

на политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственной

деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой

интерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обмен

свой труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить свое

материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить

свободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию.

Смит впервые вводит понятия объективных экономических законов, чем по

сути дела поставил политэкономию на научную основу, поскольку наука

существует в той мере, в какой исследуют объективные законы. Смит

иллюстрирует экономические законы на примере закона стоимости. Но самого

термина экономические законы А. Смит еще не ввел, подозревая их он говорит

о «невидимой руке», это не что иное как стихийно действующий объективный

экономический закон.

Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах и

стимулах хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остро

столкнулся социализм.

Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика не

вмешательства в экономику. Если деятельность в конечном итоге ведет к благу

общества, то эту деятельность не надо ничем стеснять.

Смит считал, что свобода передвижения товаров и денег, капитала и

труда, ресурсы общества будут использоваться самым оптимальным образом.

Свобода конкуренции была альфой и бетой его экономического учения.

Завершение классической политэкономии.

1. Завершения учения Миля.

2. Экономические учения К. Маркса.

1. Завершение учения Миля.

Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирной

истории. В 13 лет историю Рима. Главное произведение Миля «Основы

политэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост

- индийской компанией. Так же он был членом парламента.

Миль очень много взял от Рикардо, как в методологическом, так и в

теоретическом плане.

Что роднит Рикардо и Миля:

1) Миль принял рикардийский взгляд на предмет политэкономии, выделив

на 1й план законы производства и 2й план законы распределения.

Предметом – законы экономического развития.

2) В методологическом плане Миль был солидарен с Рикардо концепцией

«нейтральности» денег, привержен, как и Рикардо, количественной

теории денег. Данная концепция по поводу денег ведет к недооценке

функции денег. В частности Миль не признает такую функцию, как меру

стоимости.

3) Миль дает упрощенную характеристику богатству. Богатство по Милю

это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

Но у Миля есть и своя специфика в теории:

1) Миль уже противопоставляет законы производства и законы

распределения. Законы производства по Милю неизменны и заданы

технологическими условиями, они так же, как и физические истины

объективны, то есть, в них нет ничего зависящего от воли человека.

Законы распределения, поскольку ими управляет человеческая

интуиция, являются такими, какими их делают мнения и желания

правящей части общества. Они весьма различны - в разные века и в

разных странах. Именно законы распределения, на которые влияют

обычаи данного общества, предопределяют персональное распределение

собственности между основными классами.

2) Миль вносит различия в понятия статика и динамика, он отмечает, что

до него все экономисты изучали законы в статичном обществе, но к

этому исследованию, он говорит, надо добавить динамику.

Теоретические проблемы Миля.

o Теория производительного труда. Здесь он во многом солидарен со

Смитом. Он говорит, что только производительный труд, результаты

которого осязаемы, создает богатство. Миль расширяет сферу

производительного труда, включая в нее труд по охране частной

собственности и труд по приобретению квалификации.

o Заработная плата. Так же как и у Рикардо – это плата за труд.

Величина заработной платы зависит от соотношения спроса и

предложения. Миль считает, что заработная плата должна равняться

минимуму необходимому для воспроизводства рабочей силы.

o Капитал. Это ранее накопленный запас прошлого труда, накопление

капитала расширяет масштаб занятости и предотвращает безработицу,

правда в том случае, если имеют место производственные накопления.

o Миль принял теорию ренты Рикардо и видит в ренте компенсацию за

пользование землей, но тут Миль вносит некоторое уточнение. Он

говорит, что в зависимости от формы исполнения земельного участка,

он может либо обеспечивать ренту, либо наоборот требует издержек.

o В теории распределения доходов (заработная плата, прибыль, рента).

Здесь Миль стоит на позициях Мальтуса и уже на примере Англии

показывает, что прирост средств, для существования не опережает

прироста народонаселения. Он предлагает регулировать

народонаселение за счет регулирования семьи, за счет регулирования

рождаемости и эмансипации женщин.

o В теории стоимости, Миль, рассмотрев понятия - меновая стоимость,

потребительская стоимость и стоимость, обращает внимание на то, что

стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как

стоимость понятие относительное.

Товар

Меновая стоимость

Потребительская стоимость Стоимость (относительно

другого товара)

Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается

трудом, а величина стоимости определяется затратами труда.

o В экономике нет ничего более несущественного, чем деньги. Они нужны

лишь, как средство для экономии времени и труда.

o Милю первому принадлежит трактовка социализма и трактовка

социалистического общества. Но при всех симпатиях к социализму,

Миль отмежевывался от социалистов в том, что социальная

несправедливость якобы связана с правом частной собственности. По

его мнению, частная собственность – вещь совершенно прекрасная, а

задача состоит лишь в том, чтобы преодолеть индивидуализм и

злоупотребления, возможные в связи с правом частной собственности.

Таким образом, миль не за ликвидацию частной собственности, а за

усовершенствование распределения частной собственности.

o По вопросу о роли государства в социально экономическом развитии.

Миль утверждает, что ЦБ следует повышать банковский процент, так

как за этим следует прилив в страну иностранного капитала и

усиление национального валютного курса. Кроме того, это ведет к

предотвращению утечки из страны золота и национальной валюты.

Призывает к сокращению государственных расходов.

o Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль,

все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы

бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это

инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и

т.д.

o Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы

производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь

распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение,

обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком

смысле слова.

2. Учения Карла Маркса.

Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил хорошее

образование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими,

социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах

(Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии.

Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников:

1) Английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, В.

Петти);

2) Классическая немецкая философия (Гегель, Фейербах);

3) Французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).

У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение закона

тенденции нормы прибыли к понижению.

У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма.

У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройства

общества.

Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное явление по

отношению к экономике, то есть создал учение о базисе и надстройке.

Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука –

это все надстройки.

Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на его

написание). В нем исследуется капиталистический способ производства. По

Марксу исключается гуманизация общества и демократии из-за частной

собственности на средства производства. В капиталистической системе

трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. А

человек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждым

самому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труд

деградировал в лишь средство существования.

Общественным идеалом Маркс считал коммунизм, при котором все средства

производства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являются

общественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всего

от эксплуатации.

Как и его предшественники, Маркс рассматривает распределение доходов,

полной занятости, экономического роста, благосостояния. Но центральной

идеей Маркса является идея классов и теория классовой борьбы с тенденцией

упрощения и поляризации классовых групп вокруг 2х основных классов

(пролетарии и капиталисты).

Борьба классов неизбежно должна привести к победе социалистической

революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления

капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящее

время бедные беднее не становятся, в настоящее время в развитых странах

рост реальной заработной платы идет параллельно с ростом национального

дохода и даже несколько опережает его.

Новации Маркса в теории классов:

1. Существование классов связано лишь с определенными фазами развития

общества.

2. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата.

3. Эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всех

классов и построение бесклассового общества.

В области экономики:

Анализируя капитал, Маркс определяет его, как средство эксплуатации

рабочего класса и установления власти над рабочей силой.

Маркс впервые вводит понятие органического строения капитала C / V,

где C – постоянный капитал (средства производства и орудия труда)

V – переменный капитал.

W = C + V + M, с ростом НТП C ( , а V(

Стоимость товара Прибавочная стоимость

Маркс открыл норму прибавочной стоимости (норма эксплуатации)

M`=M / V * 100% - выражает степень эксплуатации рабочего класса.

Норма прибыли – p`=M / (C +V) * 100% - показывает результативность

капитала.

Норма прибыли по Марксу имеет тенденцию к понижению, потому что M

растет медленно, а знаменатель (C + V) быстрее. Главной своей заслугой

Маркс считает открытие двойственного характера труда воплощенного в товаре.

Товар

Меновая стоимость

Потребительская стоимость Труд

Стоимость

Конкретный труд

Абстрактный труд

Частный труд

Общественный труд

Противоречия

Стоимость создается абстрактным трудом, а абстрактный труд – труд

вообще, как затрата человеческой энергии в физическом смысле.

Конкретный труд – труд определенный квалификацией и все виды

конкретного труда отличаются друг от друга:

a) По предмету труда (то на что он воздействует);

b) По средствам труда;

c) По профессиональным движениям;

d) По конечному результату (потребительской стоимости).

Конкретный труд по природе является частным трудом (что и как частное

дело товаропроизводителя).

Абстрактный труд – общественный труд по своей природе, так как труд

направлен на удовлетворение общественной необходимости.

Между частным и общественным трудом противоречия, которые обостряются

с развитием производства.

Ленин считал краеугольным камнем Марксистской теории – учение о

прибавочной стоимости.

Маркс открыл природу экономических кризисов капитализма. Производство

это раскручивающаяся спираль, а потребление закручивающаяся. Между ними

разрыв постоянно увеличивается.

Маркс охарактеризовал все фазы промышленного производства (теория

промышленного цикла).

Классический цикл 10 – 12 лет, содержит 4 фазы, цикл от кризиса до

кризиса.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.