|
История экономических учений 22 вопросаИстория экономических учений 22 вопросаПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДЫ Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, смены экономических идей и концепций, представлений в теориях отдельных экономистов, течениях и направлениях развития экономической мысли. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства. Аристотель ввел понятие «хрематистика» -- правила хозяйственной жизни, направленные на удовлетворение потребностей людей, в отличие от «экономики». Изменилась и исследовательская парадигма. От физиократов и А. Смита до монетаристов господствовала равновесная парадигма экономической теории, согласно которой типичное состояние экономики – равновесное, отклонение от которой случайны и постепенно исчезают. Но позднее возникла неравновесная парадигма: - в одной из них (Кейнс) основное значение имеет не равновесие, а приспособление к равновесию, - вторая утверждает, что типичным является не равновесие и даже не приспособление к равновесию, а бесконечная эволюция экономики (в простейшем виде – переход от одного равновесия к другому, а в сложном – многовариантность развития) В истории экономических учений приходится иметь дело в разные времена с разной экономической реальностью и поэтому, оценить верность различных экономических учений трудно. Законы экономического поведения изменяются во времени, поэтому более поздние теории не могут быть просто улучшением старых, но возможно использование отдельных усовершенствованных фрагментов. Кроме классической парадигмы экономической науки, доминировавшей во втором периоде, существовала и развивалась социалистическая социально- экономическая доктрина. /Один из первых рационально обосновал социалистические идеи Платон. Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Дальнейшее развитие социалистических идей пошло по пути отмены частной собственности для всех, полной заменой ее общественной собственностью./ К. Маркс попытался синтезировать оба направления в единое целое. Методология экономических исследований в основном заключена в статистическо- временном анализе и историко-модельном подходе. Эксперименты, как правило, в экономической науке не применимы. Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа: 1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. В этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. 3. Период развития учения о регулировании рыночной экономикис 30-х гг. 20 века. Принцип экономического либерализма обнаружил свою несостоятельность. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиберальная школа — монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридман выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово- кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства В современной экономической теории кроме неолиберального выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие направления. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил. Теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.). Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально- психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.). В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику. БИЛЕТЫ по истории ЭУ 1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическое учение меркантилистов Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире, когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времен у: Ксенофонт (430-355гг), который отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (земля больше одаривает трудолюбивого). Одобрял штрафы на накопление в личном пользовании золота и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство неудобным. К ремесленному труду относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет разделения труда Платон (427-340 был величайшим философом, экономические проблемы его интересовали незначительно. Возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и обменом. Государство может существовать длительное время, если только оно основано на натуральном хозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение. Имущество граждан не должно быть чрезмерным, излишек должен передаваться государству, запрещаются ссуды под проценты, закон должен устанавливать пределы цен. Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станут ненужными. Аристотель (384-322) Считал, что государство способствует обмену между людьми. Аристотель в отличие от предыдущих был сторонник частной собственности, она есть основа богатства, первый предмет владения). Но был против большого богатства – «средний достаток из всех благ лучше всего». Он одобрял экономику или производство для своих естественных потребностей порицал производство для обогащения. Аристотель различал потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Он считал, что деньги это средство обмена и их нельзя ссужать под проценты. Аристотель считал, что человек общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве, созданию государства способствует обмен между людьми, ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать, рабы - источник богатства. В средние века экономические воззрения встречаются у: Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что все вещи принадлежат Богу, а человек ими только пользуется, но для удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Богатство делиться на естественное (плоды земли) и искусственное (золото). Жизнь без обмена не возможна, нужны деньги, но взимание процентов за ссуженные деньги запрещалось каноническим правом. Затем, было придумано оправдание этому проценту, – если человек ссужает деньги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью, поэтому должен получить компенсацию в виде процента с них. С тех пор стал осуждаться только высокий (ростовщический) процент. Кальвин (1509-1546) его доктрина, как и вообще протестантские воззрения помогли становлению духа предприимчивости и бережливости. Миром правит божественное предопределение, но каждый человек, не зная этого, должен думать что он божий избранник, и доказать это своей деятельностью, свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть деятельным, расчетливым, бережливым и честным. Ссудный процент стал считаться нормой, а стремление к богатству – естественным. Частная собственность и частная жизнь человека священны и неприкосновенны. Меркантилизм. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию проценту. Широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых систематизированных экономических воззрений. Согласно меркантилистам, богатство – это деньги, а деньги – это золото и серебро. Товар имеет стоимость, потому, что он покупается за деньги. Источник богатства – внешняя торговля. 16 век – время раннего меркантилизма. Экономическая цель государства – увеличение количества золота в стране, вывоз денег за границу запрещен. Поздний меркантилизм - 17 век, время географических открытий. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенного и ввезенного товара Активный торговый баланс и захват внешних рынков становятся приоритетом государственной политики. Вывоз поощряется, а ввоз товаров облагается пошлиной (за исключением дешевого сырья). Такие экономические меры позднее назвали протекционизмом. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. В той или иной степени уже меркантилистам было известно основное уравнение простой количественной теории денег: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V – скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т– реальный объем произведенных товаров. Но меркантилисты полагали, что Р и V сравнительно неизменны и потому рост М увеличивает Т, т.е. деньги увеличивают торговлю. Выдающиеся меркантилисты: Петти, Локк, Лоу. 2. Экономическое учение У. Петти У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки – меркантилизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Был первым профессиональным экономистом. Богатство властителя, по его мнению, состоит из 3 частей: 1 – богатство всех подданных; 2 – части этого богатства, которая идет на общее благ; 3 – части этой части, которой властитель распоряжается сам. Поэтому богатство подданных – самое важное богатство. Чем оно больше, тем больше средств можно брать в виде налога, тем сильнее государство. Деньги не должны лежать праздно, а способствовать развитию производства. Богатство – это не только деньги, но и земля, лес железо, зерно и т.д. Центральным экономическим понятием у него является «естественная цена» – стоимость, определяемая временем, затраченным на производство товара. Труд есть отец богатства, а земля – мать. Он считал, что оценку всех предметов надо привести к двум естественным знаменателям – земле и труду. Одним из основных вопросов был вопрос цены земли. Петти предложил, что земля не является продуктом труда, то она особый товар, который зависит от дохода с земли. Естественная цена земли = годичной ренте х 21 год. Земельная рента понималась им как излишек, получаемый после вычета затрат на семена и на содержание работников. Его взгляды на денежную политику заключались в том, что величина процента на деньги зависит от спроса и предложения и не должна регулироваться законами; денег не должно быть слишком много (они подобны жиру – лишний жир вреден для здоровья). С именем Петти связано создание экономической статистики, методов вычисления национального дохода. 3. Экономическое учение. П. Буагильбера Буагильбера (1646-1714)был первым представителем классической политэкономии во Франции. Как теоретик он выступал с антимеркантилистических позиций за отмену запрещения вывоза хлеба из Франции, за введения свободного рынка зерна и нездерживания цен на него. Он проанализировал благосостояние Франции и, сделав выводы, выпустил анонимно свой труд, он остался незамеченным, позднее переиздал его в двух томах под названием «Обвинение Франции», которое было запрещено правительством. «Чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее, изобилие, не, нужно, никаких, чудес, достаточно, перестать, совершать, насилие, над, природой» — писал он. Независимо от У. Петти он пришел к выводу о том, что богатство страны заключено не в физической массе денег, а во всем многообразие полезных благ и вещей. Богатство страны, по его мнению, состоит из богатств всех жителей; всех общих богатств страны, полезных вещей и всех благ. Чем их больше, тем больше средств можно брать в виде налога, тем богаче государство. Деньги не должны лежать праздно, а способствовать развитию производства. Богатство – это не только деньги, но и земля, лес железо, зерно и т.д. Внес свою лепту в обоснование теории трудовой стоимости. Он считал, что оценку всех предметов надо вести с учетом затрат труда. 4. Экономическое учение физиократов Первая школа экономической науки - меркантилизм Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века. Они полагали, что законы экономики носят естественный характер и не могут быть нарушены без вреда для производства и для самих людей. Естественные законы понятны каждому и никого не надо учить, как и что делать. Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Деньги лишь служат средством обмена, а не являются богатством. Они считали, что только земледельческий труд производителен, т.к. урожай создает Бог. Физиократы ввели фундаментальное понятие «чистого продукта» – это то, что остается от суммы всех благ, если вычесть затраты на их производство. Они считали, что чистый продукт создает земля, т.к. благодаря своей природной плодородности она не только возмещает все затраты труда, семян, скота и т.д., но и создает определенный избыток. Промышленный труд лишь изменяет форму зерна леса камня, руды и прочего, но результаты этого труда лишь возмещают затраты на обработку, но не создают никакого излишка. Как и торговля. Труд, который создает чистый продукт, они называли производительным, а всякий другой – непроизводительным, хотя и полезным. И поскольку производителен лишь труд, прилагаемый к земле, то только земледельцы являются производительным классом. Все остальные классы бесплодны, хотя и полезны. И т.к. весь чистый продукт земли достается не арендаторам земледельцам, а владельцам земли, получающим ренту, то все налоги надо заменить одним на землю. Экономисты того времени использовали простую количественную теорию денег, основное уравнение которой: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V – скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т – реальный объем произведенной продукции. Но в отличие от меркантилистов физиократы считали относительно неизменными V и Т, поэтому считали, что рост количества денег в обращении приводит к росту цен. Наиболее выдающиеся физиократы: Кантильон (1680-17340) Купец и финансист. Он показал опасность для страны в тезисе «купить дешевле, продать дороже». Для отдельных экономических субъектов ситуация может быть различной, он показал, что расхождение между рыночным спросом и предложением создают возможность «купить дешевле, продать дороже», что приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Он назвал людей таких – «предпринимателями». Эта деятельность не обязательно требует производительной деятельности и больших средств. Он показал, что рост количества денег ведет к повышению цен. Венсиан де Гурне, ему приписывают выражение «пусть все идет так, как идет» – это первая историческая формулировка принципа экономического либерализма. Франсуа Кенэ (1694-1774) врач при дворе короля, экономикой занялся только в 60 лет. Он сравнивал общество с организмом, здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо не деньги копить, а развивать с/х, поскольку только земля может увеличивать реальное богатство. Главным его достижением служит создание «экономической таблицы. В которой он показал, как совокупный с/х продукт циркулирует между тремя классами: крестьянами, землевладельцами и ремесленниками. Он исследовал экономические связи между этими классами. По его мнению, крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налога, это будет способствовать увеличению чистого продукта. Налоги должны платить землевладельцы, он должен быть равен 1/3 чистого продукта. Поскольку законы экономики естественны, то государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно должно только охранять порядки, заботиться о просвещении и о дорогах. В остальном каждый должен иметь право действовать, как ему угодно. При хорошем урожае, однако, надо способствовать вывозу зерна, чтобы сохранить хорошую цену на хлеб, а при плохом урожае следует разрешить ввоз, чтобы избежать дороговизны. Жак Тюрго (1727-1781) как и все физиократы считал, что чистый продукт дает только земля. В центре его внимания находились процессы обмена товара. В основе обмена лежит обоюдная потребность в товарах, поэтому обмен взаимовыгоден и приводит к уравниванию ценностей обмениваемых благ. Основные положения экономического учения физиократов: 1. Поведение экономики естественно и закономерно. Поэтому функции государства должны, ограничены, а личности должна быть предоставлена экономическая свобода. 2. Воспроизводство можно представить как статическое равновесие. 3. Необходима свободная торговля. 4. Прямые налоги лучше косвенных. 5. Экономическое учение А. Смита Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он отстаивал принцип естественной свободы. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |