|
Исследование упрощенной системы налогообложенияИсследование упрощенной системы налогообложенияСодержание Введение 5 1 Теоретическая часть 9 1.1 Упрощенная система налогообложения как один из видов специальных налоговых режимов 9 1.2 Упрощенная система налогообложения, применяемая до введения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации 14 1.2.1 Объект налогообложения и ставка единого налога. Патент на право применения упрощенной системы налогообложения 14 1.2.2 Налоги, не уплачиваемые при упрощенной системе налогообложения 16 1.2.3 Условия перехода на упрощенную систему 17 1.2.4 Организация и ведение учета, составление отчетности при применении упрощенной системы 18 1.2.5 Возврат к общеустановленной системе налогообложения 21 1.3 Действующий специальный налоговый режим в форме упрощенной системы налогообложения 23 1.3.1 Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения 23 1.3.2 Налоги, обязанность по уплате которых сохранена при применении упрощенной системы налогообложения 25 1.3.3 Начало и прекращение применения упрощенной системы налогообложения 28 1.3.4 Виды объектов налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 32 1.3.5 Налоговая база при упрощенной системе налогообложения 43 1.3.6 Налоговый учет и отчетность при упрощенной системе налогообложения 45 Выводы: 48 2. Аналитическая часть 50 2.1 Анализ налогообложения организации - общества с ограниченной ответственностью "Лекс" по результатам деятельности в 2001 – 2003 годах 50 2.1.1 Общие условия 50 2.1.2 Анализ налогообложения ООО "Лекс" по результатам его деятельности в первом квартале 2001, 2002, 2003 года 52 2.2 Налогообложение индивидуального предпринимателя Слесарева Александра Александровича по результатам деятельности в 2002-2003 годах. 59 2.2.1 Общие условия 59 2.2.2 Анализ налогообложения индивидуального предпринимателя Слесарева А.А. по результатам его деятельности в первом квартале 2002 года и первом квартале 2003 года 60 2.3 Анализ применения различных режимов налогообложения на примере налогообложения дохода физического лица от сдачи имущества в аренду 63 2.4 Анализ применения различных вариантов расчета минимального налога по упрощенной системе налогообложения 65 Выводы: 70 3 Экспериментальная часть 72 3.1 Расчет единого налога для организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, с изменением объекта налогообложения и изменением соотношения доходов и расходов 72 3.1.1 Эксперимент с изменением объекта налогообложения 72 3.1.2 Эксперимент с изменением соотношения расходов и доходов 75 Выводы: 80 Заключение 81 Список использованной литературы 83 Приложение А Патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности 87 Приложение Б Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения 89 Введение В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.(27, с.8( В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.(26, с.7( Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во- первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.(26, с.12( Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения от налогообложения. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. По заявлению министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаева рост в 2002 году сбора федеральных налогов более чем на 20 процентов свидетельствует о правильности курса, взятого Правительством Российской Федерации на реформирование налоговой системы страны. Предусматривается, что снижение налоговой нагрузки будет компенсироваться улучшением налогового администрирования и усилением государственного воздействия на налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты установленных налогов.(28( К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести также внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения. Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения. Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения. Одним из них является упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. В течение всех семи лет применения установленной в 1995 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в нее вносились изменения, дополнения, уточнялись отдельные ее положения, порядок и условия применения. Результатом такой работы явилось введение с 1 января 2003 года новой, измененной упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, сочетающей в себе основные положения ранее действовавшей системы и выработанные практикой нововведения. Целью данной работы является исследование двух этих систем специального налогового режима, определение преимуществ и недостатков каждой из них, положительные либо отрицательные последствия замены ранее действовавшей системы на новую, а также выявление наиболее приемлемого для налогоплательщика порядка применения предоставленных налоговым законодательством РФ вариантов действующей упрощенной системы налогообложения. 1 Теоретическая часть 1.1 Упрощенная система налогообложения как один из видов специальных налоговых режимов Последнее десятилетие отмечено для России различной степени успешности продвижением по пути создания и развития рыночной экономики. Как показывает история и мировой опыт, такое развитие невозможно без соответствующего развития малого бизнеса в стране. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства.(29, с.8( Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек. В России сегодня насчитывается около миллиона малых предприятий. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве , 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства. Целью данной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения. Популярность данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес. Для этого Законом Российской Федерации № 2118-1 от 27.12.1991г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени – специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога.(5, с.3( Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом. В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России в последние годы, законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации было установлено несколько разных режимов налогообложения, а также внесены изменения в традиционные налоги и сборы и введены новые виды налогов и сборов как федеральных, так и региональных, местных. Так, в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.(2, с.15( В 2003 году Федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"(4( введена в действие новая глава Налогового кодекса Российской Федерации – глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Предполагается, что реализация положений данной главы помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства будет способствовать также сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации для представителей малого бизнеса. Принцип, положенный в основу данной системы, сам по себе не является новеллой налогового законодательства России, так как уже неоднократно использовался законодателем как до принятия Налогового кодекса Российской Федерации, так и непосредственно в некоторых его главах. Так, например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.1995г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в 1995 году был создан особый режим налогообложения малого бизнеса, регулируемый прежде всего Федеральным законом № 222-ФЗ от 29.12.1995г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (принят Государственной Думой Российской Федерации 08.12.1995г.).(6( Со дня вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.1998г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и введения единого налога законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства стало действовать в части, не противоречащей данному федеральному закону. (7( С начала 2002 года Федеральным законом № 187-ФЗ от 29.12.2001г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введены раздел VIII.1. "Специальные налоговые режимы" и глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса РФ. В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период. Главное отличие действующей в настоящее время упрощенной системы налогообложения, регламентируемой главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, от остальных упрощенных систем – единого сельскохозяйственного налога (глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации) – состоит в предоставлении налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетность по всем видам осуществляемой им деятельности, за исключением специально оговоренных законодателем случаев. Организациям и предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности (28( Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. 1.2 Упрощенная система налогообложения, применяемая до введения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Применение упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации началось в 1996 году со вступлением в силу Федерального закона от № 222-ФЗ от 29 декабря 1995г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".(6( В Волгоградской области вопросы применения упрощенной системы налогообложения регулировались также Законом Волгоградской области № 63-ОД от 12 мая 1996г. "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой 25 апреля 1996г.(13( 1.2.1 Объект налогообложения и ставка единого налога. Патент на право применения упрощенной системы налогообложения Закон Волгоградской области, в соответствии с федеральным законодательством, определял в качестве объектов налогообложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения на территории Волгоградской области: для предприятий розничной и оптовой торговли - валовая выручка, получаемая за отчетный период (квартал), для производственных предприятий и организаций и организаций, оказывающих услуги населению - совокупный доход, полученный за отчетный период. Индивидуальный предприниматель должен был уплачивать в бюджет фиксированную стоимость, заменяющую уплату единого налога, которая определялась исполнительным органом местного самоуправления по месту регистрации индивидуального предпринимателя и утверждалась представительным органом местного самоуправления. Ставки единого налога для организаций - субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, были установлены в размере: на валовую выручку - 6,67 процента; на совокупный доход - 20 процентов. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, признавался патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Выплата годовой стоимости патента должна была производиться организациями и индивидуальными предпринимателями равными долями в срок не позднее 15 числа второго месяца каждого квартала. В случае осуществления одновременно нескольких видов предпринимательской деятельности, патент оплачивался отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов. Для организаций стоимость патента устанавливалась в зависимости от вида деятельности в размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, устанавливаемой федеральным законодательством на момент подачи заявления на выдачу патента, и составляла: на торговую, торгово-закупочную, посредническую деятельность – 200, транспортную деятельность – 130, строительную деятельность – 100, остальные виды деятельности, исключая фермерские (крестьянские) хозяйства – 67, фермерские (крестьянские) хозяйства - 33. 1.2.2 Налоги, не уплачиваемые при упрощенной системе налогообложения Уплата единого налога освобождала от обязанности по уплате: -федеральных налогов (налог на добавленную стоимость; налог на операции с ценными бумагами; отчисления на воспроизводство минерально- сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |