бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инфляция, ее причины и последствия

десятилетия ХХ века. Причиной данного явления можно считать падение мировых

цен на нефть, усиление конкуренции, прежде всего в мировом масштабе,

повышение производительности труда вместе с согласованными действиями

правительств и профсоюзов по удержанию уровней заработной платы на прежнем

уровне, а также глобальное развитие дилинговых операций, обменных операций

и сделок с долговыми обязательствами. Этот процесс сформировался в ходе

становления мировой электронной биржи, сложившейся в конце 80-х годов.

Обменные операции расширили потребительские возможности товарной массы,

материальных благ за счёт многократного использования последних.

По словам аналитиков, слабая инфляция в США продолжает изумлять

экономистов. Немногие эксперты могли это предсказать, однако цены росли всё

медленнее с 1991 года и могли быть ещё ниже, даже несмотря на постоянный

экономический спад. Стив Вуд, экономист из Bank America Securities,

говорит: "Определённо представляется, что инфляция ведёт себя гораздо

лучше, чем кто-нибудь имел право ожидать". [7]

Развивающиеся станы по экономическим условиям и факторам инфляции можно

классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки -

Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия,

хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней

политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а

во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов

национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная

главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним

избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное

обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран,

Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического

равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на

дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах

держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%);

проводится индексация, которая нередко носит частичный характер.

Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины,

Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и

значительными поступлениями иностранной валюты от экспорта. Инфляция

держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика

безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар,

Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного

равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен

строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях

развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют

экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном

уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к

развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах,

включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-

административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой

группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе

хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется

большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные

факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был

чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий

быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным

ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную

продукцию.

II. Социально-экономические последствия инфляции для макроэкономической

системы.

Последствия инфляции

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и

правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и

адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение

структурные характеристики динамики цен. При так называемой

сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения

между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего

роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов

трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют

свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение

доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку

цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу,

причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные

товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен

на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной

напряженности.

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом

рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о

следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по

размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%),

сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна

стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ)

некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема

выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше

имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег

ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной

деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению

равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные

прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к

обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего

наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее

совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются

социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные

доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или

номинальным, доходов и реальным доходом. Денежный или номинальный доход -

это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы,

ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством

товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если

ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем

уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен

будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход

уменьшится.

Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей

формулой:

Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение

данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный

доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение

номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход

примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение

покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг,

которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного

реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную

способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только

в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на

перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или

непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять

меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в

противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос

противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых

обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены,

подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не

оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. руб., дебитор должен вернуть через

оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время

покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет

возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется

наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях

двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности

с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая

деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам

деятельности, и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная

трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной

деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего

проигрывают почти все экономические агенты. А теперь подробнее рассмотрим

влияние инфляции на различные социальные группы.

Инфляция и доходы

Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные

номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их

у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп

населения.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции.

Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать уровень цен, или

стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие,

занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными

профсоюзами, могут добиться того, чтобы их номинальная заработная плата шла

в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те,

кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки

сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост

уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели

прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на

ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами,

чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну

инфляции.

Инфляция и сбережения

Инфляция может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен

реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных

на черный день, уменьшится.

Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в

банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с

фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с

тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы

сбережений приносят процент, но, тем не менее, стоимость сбережений будет

падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку. Например, было

вложено 1000 руб. в коммерческий банк или в ссудосберегательную ассоциацию

или куплена облигация за 1000 руб. при 6%-ной ставке. Но если инфляция

достигает 13%, то в конце года стоимость, или покупательная способность,

этой тысячи уменьшится до 938, то есть вкладчик получит 1060 руб., но

дефлирование этих 1060 руб. с учетом 13%-ной инфляции означает, что

реальная стоимость 1060 руб. составляет лишь около 938 (1060 руб. разделить

на 1.13).

Инфляция и кредитные отношения

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами.

В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям

ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Предположим, вы берете в банке

1000 руб., которые должны возвратить через два года. Если бы за этот период

общий уровень цен увеличился в 2 раза, то 1000 руб., которые вы должны

выплатить, имеем бы половину покупательной способности первоначально взятой

вами суммы. Правда, без учета выплаты процентов вы возместите ту же сумму,

какую вы взяли в долг. Но вследствие инфляции за одну денежную единицу

теперь можно будет купить только половину того, что могли бы купить в то

время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость денег падает, Таким

образом, из-за инфляции получателю ссуды дают “дорогие” деньги, а он

возвращает ее “дешевыми“ деньгами. Инфляция двух последних десятилетий была

неожиданным счастье для тех, кто покупал, например, дома в середине 60-х

годов под залог с фиксированной процентной ставкой. С одной стороны,

инфляция значительно облегчила реальное бремя задолжности по закладным. С

другой стороны, номинальная стоимость домов возрастала быстрее, чем общий

уровень цен.

Номинальный национальный доход, а, следовательно, и налоговые сборы

растут при инфляции; размеры же государственного долга не увеличиваются.

Это значит, что инфляция облегчает правительству бремя государственного

долга. При том, что инфляция приносит такую выгоду правительству, некоторые

экономисты открыто задают вопрос: может ли общество рассчитывать на то, что

правительство проявит рвение в своих попытках приостановить инфляцию?

Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то

настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость

своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать займы не в своей

валюте, а американских долларах или какой-нибудь другой относительно

устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны,

чтобы избежать “невыполнения обязательств“ по долгам. Любая инфляция внутри

страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости

долга, который необходимо выплатить.

Последствия ожидаемой инфляции

Последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и

даже устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь

возможность скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих

изменений в уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно

также внести изменения в распределение доходов между кредитором и

дебитором, о которых мы только что говорили. Предположим, что кредитор и

получатель ссуды договариваются о том, что 5% являются умеренной процентной

ставкой по займу сроком на один год в том случае, если уровень цен

останется неизменным. Но вследствие инфляционных процессов как кредитор,

так и получатель ссуды полагают, что есть основания ожидать 6%-ного

повышения цен в течение будущего года. Если банк дает заемщику ссуду в 100

руб. при 5%-ной ставке, то в конце года он получит 105 руб. Но если

инфляция действительно достигнет 6% в течение этого года, то покупательная

способность этих 105 руб. упадет примерно до 99 руб.

Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуды один

рубль за то, что последний в течение года пользовался его деньгами.

Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит

процентную ставку в соответствие с предполагаемой уровнем инфляции.

Например, назначив ставку в 11%, кредитор в конце года получит 111 руб.,

которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость, или

покупательную способность, примерно 105 руб. В этом случае за пользование

100 руб. в течение года происходит приемлемая для обеих сторон передача 5

руб., или 5%, от дебитора кредитору. Уместно отметить, что сберегательные и

ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы

защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Между прочим, эти примеры показывают, что высокие номинальные

процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной.

Наш пример указывает на различие между реальной процентной ставкой, с

одной стороны, и денежной, или номинальной, процентной ставкой - с другой.

Реальная процентная ставка - это выражение в процентах увеличение

покупательной способности, которые кредитор получает от заемщика. В нашем

примере реальная процентная ставка составляет 5%. Номинальная процентная

ставка - это выражение в процентах увеличение денежной суммы, которую

получает кредитор. В нашем примере номинальная процентная ставка равна 11%.

Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что, в отличие от

номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется,

или “дефлируется“, в соответствии с уровнем инфляции. Другими словами,

номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и

премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Инфляция и налоги

Другой важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий,

но неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей

адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две

крупные проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине

реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект

прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной

пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не

было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы

одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде

налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его

прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных

доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым

увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана с налогообложением капитала. Налогообложение

доходов на капитал являлось сложной проблемой и в лучшие времена. При этом

основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как

доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в

экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост

капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на

инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось

добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции

на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже

считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она

увеличивает фактическое налогообложение капитала.

Кривая Филлипса

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические

исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете

определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой

безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс

предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между

уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в

своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил

кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок

заработной платы и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости

американскими экономистами П.Самуэльсоном и Р.Солоу был сделан вывод, что

кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда

уменьшить одну можно лишь увеличив другую[8]. Причиной такой зависимости

заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на

низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс

установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к

резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом,

правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с

безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р.

Липой.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой

Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой

ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При

помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно

высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью

цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему

соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его

понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия,

стимулирующие спрос (см. рис.2).

Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить

предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих

мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы

инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев"

экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает

правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из

государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий

правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и

ее норма составит U3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот

метод может быть применен только на короткие периоды , поскольку в

долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования

совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции "купить" более

низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих

агентов удается создать так называемые "ложные ожидания": а попросту -

обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые

они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали,

занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как

только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест -

иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом, долговременного сокращения

безработицы не произойдет, а инфляция останется. Особое внимание на эти

взаимосвязи обратил еще в 60е гг. американский экономист М.Фридман, который

подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания"

совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда

население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что

повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной

способности их заработной платы, инфляция станет сопровождаться не ростом

предложения труда, а наоборот - его сокращением - т.е. растущей

безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит идея построения "вертикальной кривой

Филлипса". В случае если государство пытается поддержать уровень

безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и

требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает

инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их

требования к зарплате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх.

Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что

графически отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см.рис.3).

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает так же

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени.

Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует

кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во

многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция

(стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за

непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты -

"компромисса между инфляцией и безработицей", - правительства большинства

западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая

используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень

инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. "Естественный

уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует

целесообразному уровню полной занятости в экономике"[9]. Идея того, что при

полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до тех

пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется, создаются

новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок труда и

покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться

структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в

различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е.

обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до

умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех

положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный

недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция

продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться - ее темпы не

могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный

уровень безработицы не всегда является социально приемлемым, и, как

показывает опыт западных стран, постоянно повышается.

Почему нужно бояться инфляции?

Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под

контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает

на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных,

негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности,

ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.

Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную

дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей

доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает

возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично

принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между

потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону

потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо

оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление

государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные

средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост

недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях

увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается

доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым

правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском

рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

- снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте

номинальных доходов);

- обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как

правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается

производство относительно дешевых товаров);

- усиление диспропорций между производством промышленной и

сельскохозяйственной продукции;

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения

заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных

групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы

формируются за счет госбюджета).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.

При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

-----------------------

[1] Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М.

1980 г. с.116.

[2] «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи, изд. «Дело», 1997, стр. 211

[3] см. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 484.

[4] Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова, с.

385.

[5] См. Чепурин М.Н.. «Курс экономической теории» Киров, 1995г. стр.430

[6] Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова. изд.

«Бек» М. 1997г. с.388.

[7] http://www.channel21.com/Euro/naci/Val4.html – экономический журнал

Рис. 2

[8] «Экономика» С. Фишер, Р.Дорбнуш, Р. Шмалензи стр.602

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Рис. 1

[pic]

Рис. 2

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.