|
Инфляция: особенности, закономерности в России[pic] Рис.1. В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5% (см. табл. 1). С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз (см.табл.1). В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре. В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными. Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов. Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.[4] В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году. Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре. Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую. Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%[5]. Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции? Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление"[6]. В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен. Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.[7] Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает. Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%. Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов. На примере бывших социалистических стран видно, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции. Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции. Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников. В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП[8]. Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП[9]. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 38%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%. Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен. В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года. Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. то связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики: - соблюдение жестких денежных ограничений; - меры по стабилизации валютного курса; - отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг; - принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов. Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Но несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из- за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе. 4. Перспектива антиинфляционной политики. Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени. В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей»(в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать: предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2- 5% в среднем за месяц ; создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала. В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. 1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики. 1. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах. 1. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета. 1. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках. 1. Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности(стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения. 1. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров. 1. С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный коридор». 1. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами. В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.[10] СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995. 2.Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита. - М., 1995. 3.Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.- М., 1995. 4.Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - Киров, 1994. 5.Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. Деньги и кредит. - 1996. - N 7. - С.50. 6. «Деньги и кредит». - 1996. - N 12. - С.3. 7. «Деньги и кредит». - 1996. - N 2. 8. «Деньги и кредит». - 1995. - N 8. 9. «Вопросы экономики». - 1996. - N 2. 10. «Вопросы экономики». - 1995. - N 6,9. 11. «Экономист». - 1996. - N 9. - С.8. 12.Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления. «Экономист». 1995. №8. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1[11] |Страны |1990 |1991 |1992 |1993 г. |1994 |1995 г. |янв.1991 - | | |г. |г. |г. | |г. |янв.-ноя|ноябрь 1995| | | | | | | |брь |г.г. | |Индексы | | | | | | | | |потребительск| | | | | | | | |их цен к | | | | | | | | |предыдущему | | | | | | | | |году, раз | | | | | | | | |Латвия |1,105 |3,62 |10,6 |1,35 |1,26 |1,19(1) |77,4 | |Эстония |1,231 |3,36 |10,4 |1,36 |1,42 |1,26 |84,9 | |Литва |1,084 |5,83 |12,6 |2,89 |1,45 |1,32 |335,8 | |Киргизстан |1,030 |2,11 |17,5 |14,7 |1,87 |1,28 |1288,5 | |Узбекистан |1,031 |2,13 |4,7 |16,1 |10,36 |1,94(2) |3200,3 | |Молдавия |1,042 |2,10 |23,0 |28,1 |2,05 |1,20 |3329,1 | |Россия |1,048 |2,68 |26,1 |9,4 |3,15 |2,24 |4658,4 | |Таджикистан |1,044 |1,93 |12,9 |74,3 |1,01 |12,04(1)|22531,7 | |Азербайджан |1,078 |3,30 |16,7 |13,9 |18,87 | |25583,0 | |Казахстан |1,042 |1,94 |30,6 |22,7 |12,57 |1,76 |26296,1 | |Украина |1,056 |1,87 |22,2 |66,6 |5,01 |1,55 |37338,9 | |Белоруссия |1,045 |1,96 |16,5 |21,0 |20,57 |2,69 |46294,3 | |Армения |1,103 |1,94 |19,5 |110,2 |18,63 |3,31 |95325,3 | |Туркменистан |1,046 |2,01 |11,6 |109,3 |14,28 |1.23 |137881,0 | |Грузия |1.048 |2,23 |15,6 |75,9 |65,95 |3,81(3) |254085,6 | | | | | | | |1,46(1) | | Продолжение таблицы 1 |Среднемесячны| | | | | | | | |е темпы | | | | | | | | |прироста | | | | | | | | |потребительск| | | | | | | | |их цен, % | | | | | | | | |Молдавия |1,3 |6,4 |29,9 |32,0 |6,1 |1,7(1) |14,7 | |Латвия |0,8 |11,3 |21,7 |2,5 |2,0 |1,7 |7,8 | |Армения |0,8 |5,7 |28,1 |48,0 |27,6 |1,9 |21,4 | |Эстония |1,7 |10,6 |21,6 |2,6 |2,9 |2,1 |7,8 | |Киргизстан |0,2 |6,4 |26,9 |25,1 |5,4 |2,2 |12,9 | |Литва |0,7 |14,0 |23,5 |9,2 |3,1 |2,6 |10,4 | |Грузия |0,4 |6,9 |25,8 |43,4 |41,8 |3,8(1) |23,9 | |Казахстан |0,3 |5,7 |33,0 |29,7 |23,5 |4.1 |18,8 | |Азербайджан |0,6 |10,5 |26,5 |24,6 |27,7 |5,3 |18,8 | |Узбекистан |0,3 |6,5 |13,7 |26,1 |21,5 |6,8(2) |15,2 | |Россия |0,4 |8,6 |31,2 |20,6 |10,0 |7,6 |15,4 | |Украина |0,5 |5,4 |29,5 |41,9 |14,4 |9,4 |19,5 | |Белоруссия |0,4 |5,8 |26,3 |28,9 |28,7 |11,5 |20,0 | |Таджикистан |0,4 |5,7 |23,7 |43,2 |0,1 |28,2(1) |18,9 | |Туркменистан |0,4 |6,0 |22,6 |47,9 |24,8 |30,6(3) |25,0 | ----------------------- [1] Видяпин В.И. Журавлева Г.П. Общая экономическая теория М. 1995 [2] Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации Деньги и кредит 1996 №12 [3] Вопросы экономики 1996 №2 [4] Деньги и кредит 1996 №12 [5] Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22 [6] Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.2. [7] Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.17. [8] Социально-экономическое положение России январь-июнь 1995 г. [9] Краткосрочные экономические показатели. РФ. Москва, июль 1995 г. [10] Экономист 1995 №8 [11] Журнал ЭКО 1995 №10 С.2. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |