бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инновационная политика энергопредприятий

организационной структуре управления электроэнергетикой. На основе

акционирования предприятий отрасли была создана единая холдинговая

компания, включающая РАО "ЕЭС России" и 72 региональные энергоснабжающие

компании (АО-энерго). Ее создание способствовало поддержанию интеграции

страны и социальной поддержке населения в условиях экономического кризиса и

позволило обеспечить достаточно надежное снабжение страны электрической и

тепловой энергией. При этом наряду с региональными рынками электроэнергии,

обслуживаемыми соответствующими АО-энерго, был создан Федеральный оптовый

рынок (ФОРЭМ), предназначенный для межрегиональной торговли

электроэнергией.

Технический уровень и техническое состояние большинства предприятий и

объектов ТЭК не отвечают современному уровню, в ряде случаев не

соответствуют требованиям безопасности и охраны окружающей среды,

становятся критическими. Основные фонды отраслей ТЭК уже сейчас имеют

сильный износ и большой возраст, что при высокой капиталоемкости и

инвестиционной инерционности комплекса создает огромную угрозу

энергетической безопасности страны. В частности износ основных фондов в

энергетике сегодня составляет около 60%.

С 1990 г. установленная мощность с 213,3*106 кВт выросла всего до

214,1*106 кВт. Падение производства электроэнергии составило с 1082,1*109

кВт*ч в 1990 г. до 827*109 кВт*ч в 1998 г.

Научно-техническая политика РАО “ЕЭС России” ориентирована на

повышение эффективности производства, создание предпосылок для устойчивого

развития энергосистем и поддержание энергетической безопасности.

Стратегическим приоритетом отраслевых тематических программ является

разработка новых видов оборудования и технологий электроэнергетической

отрасли ХХI века. Важнейшим событием 1999 г. можно считать одобренное

Миннауки России решение об организации отраслевого внебюджетного фонда

НИОКР в РАО “ЕЭС России”. В 2000 г. формирование фонда НИОКР в рамках РАО

“ЕЭС России” будет завершено и это позволит ускорить продвижение новейших

разработок, необходимых электроэнергетике России.

Серийное производство газотурбинных агрегатов большой мощности –

техники мирового уровня – откроет путь для существенного технологического

обновления стареющих производственных мощностей. Наибольшие успехи

достигнуты в освоении газотурбинного агрегата большой мощности–110 МВт.

Успешно завершена 1-я стадия заводских испытаний 1-го образца, в 2000 г. 2-

й его образец будет установлен на Ивановской ГРЭС.

Продолжаются исследования в рамках федеральной целевой программы

“Топливо и энергия”, в числе заданий которой предусмотрено создание ряда

экологически чистых и экономически эффективных технологий сжигания на ТЭС

низкосортных видов твёрдого топлива, а также новых технологий очистки

дымовых газов котлов от загрязняющих веществ и утилизации золошлаковых

отходов энергетического производства.

В этом отношении особое значение придаётся развитию исследовательских

работ, направленных на создание угольных энергоблоков мощностью 300–500

МВт, рассчитанных на работу с суперкритическими параметрами пара. Мировой

опыт показывает, что освоение этих установок позволяет на угольных ТЭС без

ущерба для окружающей среды достичь значений КПД, сопоставимых с

показателями парогазовых установок, работающих на природном газе. Эти

работы могут быть ускорены в случае принятия решения о сооружении новой ТЭС

такого типа.

В условиях крайнего дефицита средств на инвестиционную и инновационную

деятельность Общества, особое внимание уделяется повышению надёжности,

экономичности и безопасности действующего парка энергоустановок и продлению

его эксплуатационного ресурса. Рассматриваются возможности увеличения доли

бестопливных электростанций в общей структуре генерирующих мощностей,

техперевооружение и новое строительство ТЭС на основе использования

передовых технологий, а также оптимизация загрузки действующего

оборудования.

В 1999 г. было продолжено развитие программы российско-японского

сотрудничества в области модернизации ТЭС России. Основная цель

осуществления программы - повышение эффективности работы ТЭС в интересах

уменьшения выбросов в атмосферу диоксида углерода и выполнения обеими

странами международных обязательств, вытекающих из Конвенции ООН по

изменению глобального климата.

Для оптимизации режимов работы ЕЭС России, вовлечения в баланс дешёвых

мощностей электростанций, работающих в изолированных районах, и уменьшения

потерь в период до 2005 г. намечается ввести около 5 тыс. км линий

электрических связей напряжением 500–1150 кВ и выше. Сооружение ВЛ 500–1150

кВ “Сибирь–Урал–Центр” позволит использовать в балансе ЕЭС России дешевую

электроэнергию сибирских электростанций.

Наряду с этим прилагаются усилия по восстановлению параллельной работы

энергообъединений в рамках бывшей ЕЭС СССР, эффективному их

функционированию на новых принципах, а также по интеграции ЕЭС России с

другими энергетическими системами Евроазиатского континента.

Состояние ТЭК во многом определяется проблемами финансово-

экономического характера. Финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за

роста неплатежей со стороны потребителей продукции комплекса ведет к росту

задолженности предприятий отрасли в бюджеты всех отраслей и внебюджетные

фонды. При повышении дебиторской задолженности ТЭК лишается возможности

финансирования инвестиций, что становится особенно остро ощутимым в

условиях старения и высокой изношенности основных фондов, приводящих к

некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и даже невозможности

простого воспроизводства.

Снижение доходности бюджета представляет собой еще одну угрозу

безопасности как энергетической, так и экономической. Неплатежи предприятий

относятся практически ко всем видам их обязательств, в том числе и в

бюджеты всех уровней. Это приводит к росту задолженности потребителей

бюджетной сферы за полученные энергоресурсы. Кризис платежей и ослабление

платежеспособного спроса потребителей приводит к тому, что они оплачивают

только около половины поставляемой им энергии.

Несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в топливно-

энергетическом комплексе ТЭК в целом справляется с задачами по поставке

топливных и энергетических ресурсов предприятиям и населению страны. ТЭК

продолжает оставаться стабилизирующим фактом в экономике. Следует отметить,

что в ТЭК неплатежи покупателей продукции комплекса в 1,5 раза превышают

долг ТЭКа поставщикам, тем самым предприятия ТЭКа являются кредиторами

отдельных отраслей экономики.

За последние годы энергоемкость валового внутреннего продукта

увеличилась на 15-16%, электроемкость - на 30-32%. Сегодня повышение

эффективности использования энергии - не просто способ снижения издержек, а

важнейший рычаг подъема экономики. В соответствии с Федеральной целевой

Программой «Энергосбережение России» за период 1998-2005гг должно быть

сэкономлено 285-370 млрд.кВтч электрический и 340-425 млн. Гкал тепловой

энергии, 205-275 млн.тут.

Существенный вклад в достижение поставленных целей может внести

электроэнергетика. Снижение эффективности работы отрасли стало отчетливо

проявляться в последние годы в виде роста коммерческих потерь энергии

(увеличились на 9-11 млрд. кВт*ч), ухудшения загрузки оборудования,

увеличения численности персонала в отрасли, падения конкурентоспособности

предприятий электроэнергетики (в 1997 году вводы мощностей у независимых

производителей на 120 МВт превысили вводы в отрасли).

В перспективе имеется тенденция на углубление проблемы, чему будет

способствовать старение оборудования (к 2005 году выработает свой ресурс

около 40% к 2010 году - 55% действующих мощностей), снижение объемов и

эффективности инвестиций в электроэнергетику (за 1991-97гг. объем

инвестиций в сопоставимых ценах снизился в 6 раз, а удельные капвложения на

единицу вводимых мощностей увеличились втрое), проблема неплатежей.

В этих условиях важнейшей задачей является существенное повышение

эффективности электроэнергетики при минимизации затрат на ее

функционирование и развитие. Один из способов ее решения - разработка

Программы энергосбережения как системы мер по повышению эффективности

использования топлива и энергии в отрасли и снижению их потерь.

Повышение энергоэффективности электроэнергетики требует комплексного

решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно

связано с повышением общей эффективности функционирования и развития

отрасли.

Стратегическими экономическими и организационными задачами являются

следующие:

> Решение проблемы неплатежей и обеспечение соответствия тарифов реальным

затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной

потребительской ценности (обеспечивает действенные стимулы к

энергосбережению как у потребителей, так и в отрасли);

> Нормализация инвестиционного климата (обеспечение «прозрачности» АО

энергетики, формирование механизма обеспечения гарантии возврата

инвестиций) для привлечения внешних источников инвестиций;

> Создание механизма стимулирования энергоэффективности в отрасли

(комплекс экономических, организационных и административных мер,

обеспечивающих выявление резервов роста энергоэффективности и их

реализации);

> Расширение использования возможностей управления спросом (управления

режимами, энергосбережения у потребителей и участия в строительстве

независимых источников энергии в той степени, в которой это выгодно АО-

энерго);

> Создание системы финансирования энергосбережения на основе

использования всех доступных источников средств.

Решение перечисленных экономических и организационных задач позволит

реализовать имеющиеся в энергетике резервы роста энергоэффективности.

Стратегическими задачами в области энергосберегающей технической

политики в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии

являются:

> Повышение технического уровня электроэнергетики (проведение

эффективного техперевооружения и реконструкции вырабатывающих ресурс

действующих электростанций и строительство новых на базе современных

технологий) (потенциал экономии топлива - 20-25 млн. тут в год);

> Развитие электрических сетей для оптимальной загрузки наиболее

экономичного оборудования и снижения потерь на транспорт

электроэнергии (потенциал экономии топлива и энергии - 7-8 млн. тут в

год);

> Развитие теплофикации (увеличение комбинированного производства

электрической и тепловой энергии и участие в создании теплофикационных

систем на современной схемной и технологической основе) (потенциал

экономии топлива – 10 млн. тут в год);

> Вытеснение органического топлива путем увеличения доли в

энергетическом балансе ГЭС и нетрадиционных источников энергии

(потенциал экономии топлива - 7-8 млн. тут в год);

> Снижение расхода энергии на технологические нужды и потерь при

транспорте электрической и тепловой энергии (потенциал экономии

топлива и энергии - 8-9 млн. тут в год);

> Повышение экономичности действующего оборудования) (потенциал экономии

топлива - 20-25 млн. тут в год).

Теоретический потенциал экономии топлива и энергии за счет реализации

перечисленных стратегических направлений составляет примерно 70 млн.тут в

год и может быть реализован в течение 15-20 лет, однако требует затрат в

сумме более 380 млрд.руб за период (цены января 1998г). Снижение расходов

топлива и энергии на 70 млн.тут обеспечивает снижение топливной

составляющей себестоимости на 27% и предотвращает выброс в атмосферу около

1 млн.т загрязняющих веществ, 8 млн.т золошлаковых отходов, 100 млн.т СО2.

Ожидаемые уровни потребности экономики страны в электрической и

тепловой энергии могут быть обеспечены с меньшими затратами при условии

широкого применения управления спросом потребителей. Стратегическими

задачами технической политики в области управления спросом являются:

> Использование организационных и технических средств управления

электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для

оптимизации загрузки энергетического оборудования, уменьшения

потребности во вводе пиковых мощностей и покупке пиковой энергии с

оптового рынка;

> Оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и

тепловой энергии для снижения коммерческих потерь энергии;

> Участие в строительстве независимых источников энергии для улучшения

режимов работы энергетического оборудования или как альтернатива вводу

новых мощностей и сетевому строительству;

> Установка энергосберегающего оборудования у потребителей для разгрузки

перегруженного энергетического оборудования и сетей;

> Участие в реконструкции и создании теплофикационных систем на новой

схемной и технологической основе для максимизации выработки

электроэнергии в комбинированном цикле и увеличения коммерческого

отпуска тепла.

Теоретический потенциал снижения электрической и тепловой нагрузки у

потребителей за счет управления режимами составляет примерно 20%. Это

означает снижение вводов пиковых мощностей в перспективе не менее чем на

10% и экономию инвестиций в размере 50-60 млрд. рублей в ценах января 1998г

(8-10 млрд. долларов).

Осуществление энергосберегающих мероприятий у потребителей позволяет

снизить загрузку перегруженных сетей и трансформаторов, уменьшить объем

инвестиций в развитие электроэнергетики и снизить инвестиционную

составляющую в тарифе. Реализация даже 1/5 потенциала электро- и

теплосбережения у потребителей (соответственно 20 млрд. кВтч и 40 млн.Гкал)

снизит потребность в новых мощностях на 5-6%, что соответствует экономии

инвестиций в размере 25-35 млрд.руб (4-6 млрд.долл).

Однако с учетом состояния с воспроизводством сырьевой базы в

нефтегазовой промышленности, которое оценивается как критическое, и

сохранения в экономике негативных тенденций (высокие налоги, неплатежи,

неблагоприятный инвестиционный климат) следует рассматривать вариант, когда

энергообеспечение страны может быть поставлено под угрозу. Предотвращение

такого развития – не только экономическая проблема, но и одна из важнейших

общеэкономических и отчасти политических проблем. Обеспечение условий для

наращивания уровня производства и экспорта энергетических ресурсов в самом

ближайшем будущем является важнейшей государственной задачей, от выполнения

которой зависти быстрота и успешность выхода страны на траекторию

устойчивого и качественного экономического роста.

В ТЭКе намечено внедрить 20 технологий. Цели - топливосбережение

(электроэнергетика), повышение нефтеотдачи, интенсификация добычи

(нефтедобыча), углубление переработки и комплексность использования сырья

(нефтепереработка), снижение экологической нагрузки (все отрасли),

внедрение высокопроизводительного оборудования (газовая и угольная); в

химической и нефтехимической промышленности - 39. Улучшение качества

продукции, адаптация номенклатуры к рыночной конъюнктуре. Реализация этих

программ до 2005 г. сократит общее расходование материальных и топливно-

энергетических ресурсов в промышленности, с учетом различных вариантов

прогноза, до 3,7-5%, а ВВП увеличится на 3,5-4,7%.

Кризисные явления усугубили положение инновационной сферы как наименее

конкурентоспособного субъекта инвестиционного рынка. Так, в 1995-1996 гг. в

топливной промышленности финансовые инвестиции превышали инвестиции в

технологические инновации в 12 раз т.д.

К 1998 г. доля инвестиций на технологическое перевооружение

промышленности составила около 6% от общих объемов инвестиций в основной

капитал (из них 86% - собственные средства предприятий).

Таким образом, инновационная сфера промышленности не смогла

адаптироваться к резкому сокращению финансирования (обусловленному в первую

очередь недостатком собственных средств предприятий) и жестким требованиям,

предъявляемым рынком к инновационной продукции. В результате произошел спад

инновационной деятельности практически во всех отраслях.

Структура затрат на инновации (по стадиям инновационного цикла)

показывает, что предприятия уделяют основное внимание текущим потребностям,

направляя более 60% этих средств на технологическую подготовку производства

и закупку оборудования. На долю НИОКР, обеспечивающих научные заделы

инноваций, приходится менее 17% общих расходов. К негативным явлениям

следует отнести недостаточное внимание к маркетинговым исследованиям (1,6%

общих затрат на инновации) и подготовке персонала для работы по новым

технологиям (0,6%).

Ориентация на создание новых видов продукции и технологий определяется

конкурентной стратегией отраслей. В химической и нефтехимической, топливной

промышленности, металлургии, где основным фактором конкурентоспособности

является снижение издержек производства и качества продукции, акцент

делается на обновление технологической базы. В отраслях,

конкурентоспособность которых связана в первую очередь с обновлением

ассортимента (например в легкой промышленности), резко повысилась доля

затрат на продуктовые инновации.

Основной фактор неудовлетворительной конкурентоспособности - высокие

издержки производства продукции, в которых определяющими являются

материальные затраты. Следовательно, важнейшее экономическое воздействие

инновационной деятельности на конкурентоспособность - технологическое

обновление предприятий на основе ресурсосберегающих технологий и повышения

качества выпускаемой на их базе продукции за счет внедрения новых

разработок.

Инновационная политика отраслей ТЭКа, для которых практически не стоит

проблема преодоления спросовых ограничений за счет повышения конкурентных

качеств продукции, должна быть ориентирована как в ближайшие годы, так и в

отдаленной перспективе на расширение масштабов применения

ресурсосберегающих технологий, минимизацию техногенной нагрузки на

окружающую среду и создание оборудования, повышающего надежность

функционирования систем транспортировки и хранения энергоносителей.

Масштабы и темпы технического перевооружения производств в целом

определяются инвестиционными возможностями экономики. Однако определяющее

значение имеет инновационная деятельность конкретных предприятий. В ряде

инвестиционно насыщенных отраслей (электроэнергетика, нефтедобывающая и

газовая промышленность) ей не уделяется должного внимания (затраты на

технологические инновации в них составляют менее 1% общих инвестиций в

основной капитал).

Усилившаяся в последние годы сырьевая ориентация производства во многом

обусловлена низкой конкурентоспособностью перерабатывающих отраслей и

свидетельствует о примитивизации структуры народного хозяйства. Эта

тенденция, в свою очередь, связана с негативными структурными процессами в

инвестиционной сфере. Производственные инвестиции в основном направляются в

ТЭК и частично в металлургию (в 1997 г. - 41,8%, в 1998 г. - 45,5%).

Перерабатывающие отрасли остаются инвестиционно депрессивными, за

исключением связи (телекоммуникаций), где капиталовложения растут главным

образом за счет иностранных кредитов (составляющих примерно 30%

вкладываемых инвестиций).

Изменение же тенденции крайне затруднено из-за отсутствия эффективного

межотраслевого перелива капитала. Практически во всех отраслях преобладает

механизм самофинансирования. В долгосрочном периоде даже при низком уровне

инвестирования технологических инноваций влияние технологического

потенциала на структурные сдвиги в сфере материального производства может

быть достаточно значимым.

Инновационная деятельность должна осуществляться в соответствии с

целями среднесрочной программы социально-экономического развития страны и

быть увязана с логикой и этапами ее реализации. На первом этапе важен

ориентир на повышение ценовой конкурентоспособности товаропроизводителей на

внутреннем рынке, расширение выпуска импортозамещающей продукции за счет

рациональной загрузки оборудования и освоения научно-технологических

заделов. Это позволит направить инвестиционные ресурсы не на прирост

мощностей, а на их качественное обновление. Наибольший эффект возможен в

некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной

эффективностью и минимальной стоимостью создания новых рабочих мест, таких,

как пищевая, легкая, медицинская промышленность и отрасли машиностроения,

выпускающие продукцию потребительского назначения. В результате изменятся

структурные диспропорции между сырьевыми и обрабатывающими производствами в

пользу последних при сохранении инерционной динамики в топливно-сырьевом

секторе и ускорится формирование накоплений в обрабатывающей

промышленности.

На следующем этапе приоритетами должны стать кардинальное обновление

производственного аппарата на основе использования инновационных технологий

и реализации заделов в прикладной науке, существенное повышение

эффективности основного капитала, дальнейшее изменение структуры товарного

производства и развитие инвестиционного машиностроения. Необходим

комплексный механизм активизации инновационной деятельности и повышения ее

результативности, предусматривающий концентрацию и целевую направленность

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.