|
Зарубежный опыт управления качествадефектная продукция не передастся на последующую операцию и не принимается с предыдущей; нельзя нарушать (изменять) технологические параметры; нельзя повторять допущенных ранее ошибок. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Роль контроля в обеспечении качества продукции за последние годы претерпела существенные изменения. На капиталистических фирмах, занимающих высокие конкурентные позиции на мировом рынке, контроль качества продукции уступил место управлению качеством. По словам Г. Д. Сегецци, президента Европеиского организации по качеству, контроль, представляющий собой довольно быстрый способ предотвращения поставки некачественной продукции, решает проблемы потребителя, но не производителя товара. Решение проблемы дефектных изделий через усиления контроля их качества равноценно увеличению расходов, т. е, сокращению прибыли, росту цены товара, снижению уровня его конкурентоспособности. Выявление дефектов путем контроля увеличивает число переделок и количество отходов. Приведенный график наглядно иллюстрирует преимущества управления качеством перед контролем качества на примере проблемы обеспечении качества новых изделий (рис. 1). [pic] Рис. 1 Зависимость отказов от уровня управления качеством: 1 — кривая отказов в условиях управления качеством; 2—кривая отказов в условиях системы контроля качества; 3 — кривая отказов в условиях отсутствия системы управления и контроля качества При системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процесса производства и повышения «репутации продукции», а значит, и ее производителя у потребителей. В этой связи службы контроля качества на капиталистических фирмах имеют широкий спектр деятельности. Кроме собственно: контроля они принимают участие в обсуждении концепции создания новых изделий, привлекают характеристики будущего изделия, а также выбор поставщиков сырья и т. д К конструированию новой продукции службы контроля привлекаются с целью обеспечения качества новой конструкции. Специалисты этих служб строго отбираются для работы на этом участке; они должны быть не только технически грамотны и компетентны, но и коммуникабельны, так как при контактах с конструкторами им необходимо выяснить, правильно ли те понимают необходимость обеспечения требований к качеству создаваемой продукции, обусловленных выявленными потребностями потребителя. Таким образом, службы контроля качества стали решать за. дачи управления, и круг их обязанностей вышел за рамки функций «чистого» контроля. В условиях управления качеством проблема улучшения качества решается путем предотвращения, а не обнаружения де- дефектов. Развитие отдельных видов контроля качества на производственных предприятиях неоднозначно. Так, входной контроль имеет явную тенденцию к сокращению. Главным направлением здесь является выбор поставщика и методов взаимодействия с ним, наличие на предприятиях поставщика системы обеспечения качества, сертифицированной потребителем сырья (или нейтральной стороной). Входной контроль рассматривается на сегодняшний день только лишь как мера, дополняющая взаимоотношения поставщика сырья и его организации. Прежде всего надо отметить, что на входной контроль, как правило. составляется программа, которая учитывает специфику сырья, исходных материалов, масштабы производства и что важно степень совершенства взаимосвязи с поставщиком, можно сказать, его качество. А от этого зависит решение вопроса о том, нужен ли контроль вообще. Примечательным моментом в программе входного контроля является анализ затрат поставщика на обеспечение качества своей продукции, что сказывается на цене сырья, а это важный фактор для потребителя при выборе поставщика. Анализ тенденций в методах операционного контроля выявляет переход на статистические методы, использование контрольных карт, дисперсионного анализа, планирования эксперимента. Оценка заключается в том, что после завершения всех операций по контролю н испытаниям партии продукции, отбирается выборка для дополнительной проверки. Ее результаты используют как основание для проведения тех или иных мероприятий по совершенствованию оборудования или методик контроля, а также повышения квалификации персонала. В некоторых случаях результаты оценки могут сказаться на решении об отправке изделий. При анализе результатов контроля важно сравнить количество забракованных товаров с нормой допустимого брака. Перечень видов брака поступает к технологам, в обязанность которых входит принятие мер для устранения причин дефектов. Если некачественные товары все же вышли за пределы фир. мы, то ее ждут финансовые потери, но это не так опасно, как потеря авторитета у потребителей (особенно у своих постоянных покупателей), что неизбежно за. этим последует. В этой связи жалобы потребителей рассматриваются как отражение эффективности программ и методов контроля качества на фирме. Отметим еще одну особенность в программах контроля качества продукции на фирмах—разработку инструкций по установке оборудования н организации ремонта и обслуживания. В этом деле логика фирмы такова: покупатель может «простить» фирме обнаруженную в изделии погрешность, если изготовитель быстро и качественно может ее устранить за невысокую плату а лучше бесплатно. В противном случае покупатель не только сам откажется от товаров этой фирмы, но и отговорит от покупки его других. Совершенно иной характер имеет государственный контроль качества продукции в восточноевропейских странах, где он рассматривался как часть государственной системы управления качеством продукции. Считать такую систему неэффиктивной нельзя, у неё есть ряд своих достоинств. Примером тому может служить органзация государственного контроля качества продукции в ЧСФР которую целесообразно рассмотреть подробнее, чтобы подчеркнуть ее рациональные аспекты качеством Согласно закону с государственном контроле за качеством продукции он включает три вида деятельности. Оценку образцов изделий утверждение образцов к серийному производству контроль качества выпускаемой продукции (прошедшей оценку и утверждение). Отечественные и экспортируемые (перспективные для экспорта) товары подвергаются всем трем видам контроля. Образцы импортируемых товаров подлежат только утверждению (до их закупки). Все три направления непосредственно связаны с государственными испытаниями, которые осуществляют 34 государственных контрольно- испытательных центра и 80 центров ведомственного подчинения. В ряде случаев из экономических соображений государственный контрольно- испытательный орган может принять решение о проведении испытании у изготовителя с использованием его испытательного оборудования. Ежегодно подвергается государственному контролю около 30% выпускаемых товаров (в стоимостном выражении). Руководство государственными испытаниями осуществляет Управление по стандартизации и измерениям, являющееся центральным органом в области государственного контроля. Управление руководит деятельностью как государственных испытательных центров, так и испытательных лабораторий ведомственного подчинения, имея право выдавать им задания по согласованию с их вышестоящими органами. Ни те, ни другие испытательные центры не имеют права оценивать или утверждать образцы изделий собственного производства. В большинстве промышленно развитых стран мира специальные государственные или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой деятельности этого рода была Япония, где система по проверке качества экспортируемого шелка-сырца была введена в конце XIX в. Эта система развивалась и распространялась на другие товары вплоть до второй мировой войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции со стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и парламент Японии принял Закон о контроле экспортных товаров. В основу Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества экспортных товаров должно взять на себя государство. Закон установил принцип личной ответственности, согласно которому за качество товара отвечает тот, кто его производит. Вместе с тем, развитие внешней торговли Японии, практика поставок японских товаров за рубеж показали, что установленная Законом инспекционная система не может полностью предотвратить экспорт товаров низкого качества. В этой связи правительство Японии было вынуждено предпринять дополнительные меры по созданию в стране более рациональной системы инспектирования. В этих целях Закон о контроле экспортных товаров был полностью переработан, и в 1957 г. парламентом , был принят Закон об инспектировании экспорта. Целью Закона является подержание престижа и улучшение качества экспортных товаров для дальнейшего развития поставок товаров за границу. Согласно Закону, обязательному контролю подлежат товары внесенные в перечень, установленный специальным распоряжением правительства. Это 30 наименований машин, оборудования и металлоизделий 23 вида сельскохозяйственных товаров, 40 наименований текстильных изделий и др. Товары, внесенные в перечень, не могут быть экспортированы без разрешения экспортной инспекции, даже если иностранные покупатели считают, что такая проверка не является необходимой. Закон допускает возможность вывоза из страны товаров без прохождения инспекции, если соответствующий министр в своем разрешении на экспорт укажет, что при этом отсутствует угроза репутации фирмы. На все включенные в перечень товары имеются специальные экспортные стандарты качества, устанавливаемые министром, который имеет право установить более высокий экспортный стандарт качества, если это необходимо. Контроль качества экспортируемых товаров проводится соответствующим государственным органом или частной инспекционной организацией агентством. В настоящее время в Японии существует три правительственных организации (Институт по проверке текстильной продукции Министерства промышленности и торговли, Институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства. Бюро судоходства министерства транспорта) и 36 официально назначенных частных агентств по контролю качества экспортных товаров. Инспекция проводится на основании заявления лица заинтересованного в его проведении (производителя, экспортера и т. д.). При этом проверки, проведенные самим изготовителем, во внимание не принимаются. При положительном результате контроля, когда товар соответствует установленному экспортному стандарту, на изделие прикрепляется соответствующая наклейка (ярлык), в которой указывается имя инспектора, наименование инспекционного органа, а также другие данные, установленные соответствующим министром. Кроме того, успешное прохождение товаром экспортной инспекции подтверждается соответствующим сертификатом, который представляется при прохождении таможенных формальностей. Оплачивает контроль заявитель в размере не выше 1% от стоимости товара. Некоторые товары (всего их 14 наименований) по решению министра подвергаются самоинспектированию изготовителем, что удостоверяется специальной наклейкой. В случае, если обнаружено, что наклейка нанесена на товар, не отвечающий требованиям экспортного стандарта, министр может отменить право самоинспектирования или запретить экспорт на срок до одного года. В этом случае, а также в тех случаях, когда министр намеревается потребовать увольнения в соответствии с Законом служащего, назначенного им инспекционного агенства или экспортного инспектора, либо на основании Закона аннулировать (приостановить) на определенное время полностью или частично деятельность такого агентства, он обязан после направления соответствующего уведомления провести открытое разбирательство дела. При этом дата, место и существо разбираемого вопроса должны быть указаны в направляемом им уведомлении. Любое лицо, которое считает, что оно незаслуженно пострадало от постановления государственного инспекционного органа или назначенного инспекционного агентства, может подать министру письменную жалобу. Ответственность за нарушение Закона об инспектировании экспорта установлена в виде привлечения к исправительным работам или уплаты денежного штрафа; при этом срок заключения и размер штрафа зависят от характера нарушения. При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии создан Совет по экспортной инспекции и поддержке дизайна, в задачи которого входит анализ состояния контроля качества экспортных товаров, пересмотр списка товаров, подлежащих обязательной инспекции, установление новых и пересмотр действующих экспортных стандартов качества, а также рассмотрение предложений заинтересованных министров. Опыт Японии в части контроля качества товаров во внешней торговле нашел широкое применение в других странах, особенно широко этот опыт используется в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки н бассейна Карибского моря. ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО В управлении качеством продукции на фирмах важное место занимает вопрос о затратах на качество. Они рассматриваются как основа для установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество — одна из главных целей системного управления качеством. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы, определяя ее возможности при ведении ценовой конкуренции. Этой проблеме в капиталистических странах придается большое значение. Так, например, Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе Технический комитет по затратам на обеспечение качества товаров. В рамках систем управления качеством затраты на качество обычно классифицируют на затраты изговителя и другие расходы'. Расходы изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов. Предупредительные затраты включают расходы по следующим статьям: планирование качества (затраты времени всеми работниками фирмы па подготовку программы, организацию и внедрение системы; разработку требований к контролю качества сырья и материалов, производственных процессов и выпускаемой продукции; подготовка методик, инструкций и т. п.; анализ качества на допроизводственной стадии); контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических процессов на фирме-изготовителе и у поставщиков с целью выработки соответствующих методов и выбора средств контроля, подготовки планов и графиков контроля); оборудование для получения информации о качестве (затраты времени работников на проектирование оборудования для контроля технологического процесса, на сбор и обработку данных и представление их соответствующим специалистам); работа с кадрами (расходы на создание программ обучения и подготовки кадров в области управления качеством); расходы на совершенствование систем обеспечения качества, разного рода организационные расходы на обеспечение качества и надежности (зарплата управленческого аппарата, командировочные расходы и пр.). Оценочные затраты подразделяют на следующие статьи: испытания и приемочный контроль исходных материалов, командировочные расходы специалистов, которые направляются на заводы поставщиков для проверки качества сырья; . лабораторные испытания сырья и материалов; лабораторные поверки контрольно-измерительных приборов, ремонт этих приборов; технический контроль; испытания изделий для оценки их эксплуатационных характеристик; расходы времени рабочих на проверку ими качества своей работы и технологического процесса, отбраковку в процессе производства (самоконтроль); надзор за качеством и системами качества (при долговременном выпуске традицонной продукции ослабевает внимание к ее качеству, поэтому требуется проводить внеплановый контроль или надзор); аттестация качества продукции (оплата услуг, предоставляемых независимыми испытательными центрами или лабораториями, страховыми фирмами и т. п.); проверка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов; расходы на отгрузку продукции (затраты времени инженеров на анализ данных технического контроля качества и испытаний с целью выдачи разрешения на отгрузку или запрет отгрузки) ; испытание продукции в эксплуатации (проведение испытаний у потребителя, командировочные расходы работников фирмы, направленных для этой цели к потребителю). Затраты из-за внутренних отказов возникают вследствие: неудовлетворительного качества работы как самого изготовителя, так и поставщиков исходных материалов; переделок выявленного брака; потери материалов, полученных от поставщиков, при их отбраковке. Издержки из-за внешних отказов включают: расходы на доработку товара в течение гарантийного срока (ремонт или замена изделий); расходы в связи с отказами изделий в послегарантийный период по рекламациям покупателей; расходы по устранению дефектов в процессе технического обслуживания, которые выходят за рамки контрактов на техническое обслуживание и ремонт на стадии монтажа; штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество; потери от возврата товара ненадлежащего качества (или вышедших из строя отдельных узлов, деталей). Другие расходы на качество, которые учитываются в управлении качеством на фирмах, не относятся непосредственно к изготовителю, но они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и нередко включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы на качество и расходы поставщика на качество; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы и потребления продукции. Косвенные затраты на качество обычно возникают из-за выполнения таких производственных операций, которые можно вполне исключить, и их существование объясняется неуверенностью изготовителя в качестве производимой продукции. Другой причиной таких расходов может оказаться нерациональная конструкция изделия, которая приводит к перерасходу материалов, оборудования и рабочей силы. Снижению такого рода затрат способствует сокращение количества материалов, подлежащих проверке и испытаниям, ликвидация простоев, сертификация продукции, исключающая дополнительную проверку ее потребителем (т. е. отмена входного контроля). Расходы поставщика на качество должны обязательно приниматься во внимание потребителем сырья, так как эти расходы поставщика сказываются на уровне закупочных цен. В снижении расходов на качество у поставщика заинтересованы обе стороны. Поставщик — с точки зрения усиления своих конкурентных позиций, увеличения торгового оборота и прибыли; для потребителя сырья расходы поставщика на качество могут стать критерием дальнейших деловых связей с ним. В ряде случаев поставщики сами информируют своих потребителей о расходах на качество; в противном случае специалисты фирмы-потребителя командируются к поставщику для оценки этих расходов. Потребители часто оказывают помощь своим поставщикам в совершенствовании их производства и системы управления качеством с целью снижения затрат на качество. Непредвиденные расходы выражаются в конечном итоге и уменьшении объема сбыта вследствие возникновения отрицательной реакции покупателей на товары фирмы. Наиболее распространенной причиной такого явления могут быть высокие издержки потребителей на техническое обслуживание, а также частых отказов изделий. Фирмы проигрывают и в том случае, когда рассмотрение судебного иска покупателя о плохом качестве товара решается в пользу изготовителя. Потеря доверия покупателя равноценна непредвиденным расходам' па качество. К ним относятся и непосредственные затраты на подготовку к судебному делу, гонорар адвокату, оплата судебной экспертизы и др. Затраты на аппаратуру и приборы, обеспечивающие информацию о качестве, приобрели существенную долю в связи с автоматизацией контроля качества и использования ЭВМ. Обычно при планировании этих расходов выявляется возможность снижения расходов на качество вследствие внедрения микропроцессоров и ЭВМ, а также и срока службы аппаратуры (другими словами, окупаемость расходов на дорогостоящее оборудование) . Расходам на качество, связанным с потребителем товара, фирмы уделяют много внимания, так как в конечном итоге они отражаются на объеме сбыта продукции. В этой связи фирмы берут на себя затраты на потребление, выходящие за рамки их гарантийных обязательств. Большое значение имеет информация о расходах у потребителя; она служит основанием для. внесения соответствующих изменений в систему обеспечения качества. На фирмах разрабатываются специальные программы затрат на качество на стадии потребления товара. Методы рационализации этих расходов зависят от конкретных условий и способов использования продукции. Затраты на качество являются предметом планирования тщательного анализа ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ Какими бы совершенными ни были система управления качеством, организация производства, технолотия - за всем этим стоит человек с его желанием или нежеланием, умением или неумением работать качественно. Даже качество изделии, производимых полностью роботизированными заводами, в конечном итоге зависит от качества изготовления тех же роботов человеком. Руководство высшего звена японских фирм возглавляет и способствует развитию деятельности по управлению качеством. Оно отвечает за разработку стратегии качества и контролирует сроки выполнения программ и планов, определяет необходимость в корректирующих мерах. Для современного типа руководителя, как считают специалисты ФРГ, обладания узкопрофессиональными знаниями мало, ему необходимы как междисциплинарная подготовка, так и способность понимать коллег, быть восприимчивым ко всем событиям, происходящим на фирме и за ее пределами. Повышение квалификации менеджеров в ФРГ организовано в форме «всегерманских деловых игр», которые проводит специальная школа бизнеса. Одним из важных для менеджера навыков считается умение создать атмосферу соответствия интересов фирмы и ее персонала. С этой целью готовятся менеджеры по личным вопросам. Они должны уметь в ясной и доступной форме донести до рабочих цели фирмы, убедить их в престижном повышении квалификации, способствовать развитию чувства удовлетворенности работой, гордости за фирму, стремления поддерживать ее престиж. Фирмы тратят большие средства на подготовку и повышение квалификации кадров. В Японии дисциплины по управлению качеством преподаются в 23 вузах страны; имеются аспирантуры для подготовки специалистов высшей квалификации в этой области. Более 60% рабочих на фирмах, производящих станки с ЧПУ, имеют высшее техническое и университетское образование. В Японии ежегодно проводятся симпозиумы по проблемам обеспечения качества, в том числе по подготовке кадров. Для управленческого персонала предусмотрено изучение методов организации и проведения деловых встреч, самоконтроля, тактики завоевания рынка. Менеджеры повышают свои знания по таким вопросам, как методы убеждения партнеров, техническое обеспечение деловых встреч, распределение времени в рамках ежедневных планов. Изучают процедуры заключения контрактов, обычаи и правила торговли, делопроизводство, методы выявления ошибок в работе персонала. Немаловажное значение придается умению работать с компьютерами и техническими средствами. Японские фирмы практикуют также обучение персонала по методу дискуссионных групп, которые анализируют какие-либо конкретные случаи, например поступление жалобы от потребителя. Дискуссионная группа, сформированная, как правило, из работников одного подразделения, изучает жалобу, проводит всестороннюю оценку товара, на который она поступила, и разрабатывает меры для устранения причин недовольства покупателя. Отчет, подготовленный одной группой, обсуждается в других дискуссионных группах; после такого всестороннего анализа вырабатывается конкретное решение, в котором могут быть предусмотрены как пути улучшения качества изделия, так и доказательства необходимости снятия его с производства. Каждая японская фирма создает свою программу обучения но для всех программ характерно сочетание теоретических и практических занятий («тренировка на рабочем месте»). Так на фирме «Ниссан» учеба с отрывом от производства занимает около 500 дней в течение первых 10 лет работы. Дальнейшее обучение осуществляется на рабочих местах, в вечернее время или выходные дни. По окончании учебы проводится аттестация, которая осуществляется руководителями подразделений (могу! привлекаться и другие специалисты). Некоторые работники фирмы сдают своего рода государственный экзамен — они подвергаются аттестации, которую проводит Министерство труда. Такая аттестация обеспечивает увеличение зарплаты, а в случае провала на этом экзамене три раза работнику вручается «красная карточка» — свидетельство его .профессиональной непригодности. На фирмах ФРГ созданы такие условия, когда иметь высокую квалификацию и постоянно ее повышать считается чрезвычайно престижным. Через систему повышения квалификации па фирмах проходит ежегодно до 80% персонала. Растут инвенстиции фирм на обучение и повышение квалификации. В 1969 г. в ФРГ был принят закон о профессиональном обучении молодежи, окончившей общеобразовательные школы. Общая схема профессионального образования приведена на рис. 6. Профессиональное обучение, которое проводит предприятие, совмещается с теоретическими занятиями в государственных профессиональных школах. Сроки обучения (2—3,5 года) зависят от степени специализации обучающегося. В программе обучения на предприятии разрабатываются исходная база, структура и содержание профессионального обучения, ориентированного на будущее. Для того, чтобы можно было обеспечить совпадение интересов как предприятия, так и его работников, представители предпринимателей и профсоюзов согласовали общие требования, которые должны выполняться при любом профессиональном обучении: по окончании обучения работник должен получить квалификацию специалиста на базе образования, полученного в государственной общеобразовательной школе; он должен иметь возможность использовать приобретенную квалификацию на различных предприятиях и в различных отраслях промышленности; кроме того, он должен обладать способностью выполнять и другую работу, близкую по сущности к приобретенной квалификации, а также способностью с большой гибкостью реагировать на новые предъявляемые к нему требования; он должен быть любознательным, проявлять интерес к повышению квалификации; все это должно быть достижимо в условиях работы па данном предприятии. Возможности решения подобного задания показаны на примере порядка обучения металлистов и электриков Проблема повышения квалификации кадров в ФРГ рассматривается как «вечная» проблема. Усложнение производства предъявляет все новые и новые требования к работникам всех уровней. Замена «старых» сотрудников новыми считается задачей не только негуманной, но и обреченной на провал. Особенно актуальна задача повышения квалификации в связи с внедрением микропрессорной техники, САПР, систем с ЧПУ, персональных компьютеров. Незнание принципа действия и плохое владение техническими средствами и программным обеспечением вызывают у сотрудников чувство неуверенности, переходящее в скрытую или открытую неприязнь. Фирмы, которые своевременно приняли меры по повышению квалификации кадров, не столкнулись с такой недоброжелательностью персонала и добились намеченной экономической эффективности от капиталовложений в новую технологию. Специалисты ФРГ считают, что развитие трудового коллектива намного проблематичнее развития других направлений в деятельности предприятия. Оно требует гораздо больше затрат и большего времени. Но это развитие необходимо поскольку эффективное использование капитала и средств производства возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников. И только способностями сотрудников фирма может обеспечить себе длительный успех в конкурентной борьбе. В восточноевропейских странах обучению в области обеспечения качества продукции, к сожалению, уделяется меньше внимания, чем на капиталистических фирмах. Специальных курсов в университетах пока нет. В некоторых вузах (в основном коммерческого и экономического профиля) качество изучается в курсах товароведения и других подобных дисциплинах. Мотивации творческого отношения к труду придается большое значение в управлении качеством продукции на современном этапе. Распространенным во всем мире способом мотивацни стали кружки качества, победное шествие которых началось из Японии. К сожалению, не все поняли, не научившись на собственных ошибках, что один к одному японский опыт внедрить в других условиях невозможно. Об этом сейчас написано много, и, не останавливаясь на роли кружков подробно, хочется отметить вред формального подхода к этому делу, навязывания сверху обязательности организации кружков на том или ином предприятии и т. п. Сейчас в западных странах отмечается тенденция быстрого взлета н резкого спада кружков качества. Объясняется это явление несколькими причинами. Во-первых, в Японии в течение десяти лет до появления кружков качества проводилось интенсивное обучение управляющих в области качества, и к 60-м годам движение кружков качества имело уже квалифицированное руководство. Список используемой литературы: 1. Г.Д. Крылова “Зарубежный опыт управления качества” 2. А. Фейгенбауи “Контроль качества продукции” 3. А.Ф. Ряполова “Сертификация. Метология и практика” 4. С. Маджаро “Международны маркетинг” |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |