|
Экология города Москвы в конце тысячелетия|Хром |0,0001 |0,4 |0,4001 |100,0 | Проектная мощность очистных сооружений горканализации практически исчерпана. Сточные воды после очистки на станциях биологической очистки не соответствуют требованиям для сброса в водоем по содержанию органических веществ (по БПК), аммонийному азоту, нефтепродуктов и тяжелых металлов. В настоящее время 2800 предприятий города сбрасывают в городскую канализацию до 720 тыс. куб. м/сутки производственных загрязненных сточных вод. Поверхностный сток с территории города не очищается от загрязнений и напрямую (в основном) попадает в водные объекты. В целом по г. Москве в течение года с поверхностным стоком поступает 3840 тонн нефтепродуктов, 452080 тонн взвешенных веществ, 173280 тонн хлоридов и 18460 тонн органических веществ. В результате, с поверхностным стоком в водные объекты города попадает нефтепродуктов в 1,8 раза, а взвешенных веществ почти в 24 раза больше чем со сточными водами предприятий. Существенный вклад в загрязнение р. Москвы вносят речные снегосвалки. Сильно и почти повсеместно загрязнены грунтовые воды. Продолжается интенсивный водоотбор артезианских вод. До 400 тыс. куб м/сутки артезианских вод используется исключительно на технологические нужды промышленных предприятий и метрополитена, что приводит к сработке артезианских горизонтов, и инфильтрации в них загрязненных грунтовых и поверхностных вод. Следствием этих процессов является загрязнение артезианских вод, тем самым истощается и приходит в негодность резервный источник водоснабжения г. Москвы. Загрязнение атмосферного воздуха. Атмосферный воздух г. Москвы загрязнен окислами азота выше допустимых санитарно-гигиенических нормативов на всей территории города. Среднегодовая концентрация двуокиси азота (NO2) превышает среднесуточные значения ПДКсс в два раза. Основная причина высокого загрязнения атмосферного воздуха города окислами азота состоит в значительных выбросах этих веществ от крупных энергетических объектов (ТЭЦ, РТС, КТС) и автомобильного транспорта. Наметившаяся в 1994 году тенденция снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха города окислами азота связана с общей тенденцией снижения промышленного производства и не подкрепляется комплексом соответствующих воздухоохранных мероприятий. Рост автомобильного парка без достаточного комплекса воздухоохранных мер приводит к постепенному увеличению уровня загрязненности атмосферного воздуха города окистью углерода, углеводородами, сажей, содержащей канцерогенные вещества. Выбросы вредных веществ в атмосферу от целого ряда промышленных предприятий города создают “зоны” неблагоприятной экологической обстановки, в которых систематически отмечаются высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха по ряду специфических примесей (фенолу, аммиаку, цианистому водороду, ксилолу и т.д.). Эффективность проводимых на этих предприятиях воздухоохранных мероприятий крайне низка, в результате чего число неблагоприятных в экологическом отношении “зон” не уменьшается на протяжении последних пяти лет. Выделение на территории города “зон” с неблагоприятной экологической обстановкой (повышенный уровень загрязнения атмосферы) подтверждается методами математического моделирования, а также данными по загрязнению снежного покрова тяжелыми металлами. Климат города Москвы и связанные с ним метеорологические условия в целом способствуют эффективному рассеиванию и разбавлению концентрации вредных веществ, попадающих в атмосферу от источников загрязнения, и выносу их за пределы города. В отдельные периоды наблюдается обстановка с неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ), когда выбрасываемые вредные вещества накапливаются в нижнем слое атмосферы, формируя высокие уровни ее загрязнения. По итогам госконтроля 1994 года значительная часть объектов промышленно-производственного назначения имеют выбросы менее 100 т/год и, тем самым, они не обязаны представлять информацию о выбросах вредных веществ в атмосферу и мероприятиях по снижению загрязнения атмосферного воздуха. Территориально, наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят предприятия, расположенные в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах (56,3% от валового выброса). На севере Москвы существует зона, которую можно по праву назвать источником чистого воздуха. Это национальный природный парк “Лосиный остров”. Именно здесь оказалось самое удобное место для сооружения целого комплекса производственной промышленной зоны с крупнейшими в Европе источником тепловой и электрической энергии - Северной ТЭЦ. При эксплуатации Северной ТЭЦ ежесуточно в воздух будет выбрасываться: 540 тонн сернистого газа, 65 тонн окислов азота, 200 кг ванадия, радиоактивные элементы и бензопирен. На ТЭЦ предполагается использовать 250-метровые дымовые трубы - достижение научно-технической мысли по Минэнерго, благодаря чему якобы улучшится экологическая обстановка в близлежащих районах и в Мытищах. В действительности, эти трубы перенесут вредные вещества с концентрированным воздействием в зону на 4-16 км. Это достаточно, чтобы “легкие Москвы” - Лосиный Остров - и северные жилые районы оказались полностью в зоне токсичного поражения. Полное кольцо неблагоприятного воздействия Северной ТЭЦ захватит площадь радиусом 24-26 км, а это составит 70% площади столицы, с учетом фоновой концентрации от существующих источников загрязнений - и того больше только в северном районе Москвы. При уже имеющейся в Москве критической экологической обстановке концентрация выбросов по многим компонентам превысит предельные нормы в десятки, а по отдельным - в сотни раз. Так считают члены комиссии экологической экспертизы Общественного комитета спасения. В северных районах Москвы и Мытищах широкое распространение получило общественное движение за прекращение строительства Северной ТЭЦ, Природоохранная деятельность на большинстве обследованных предприятий города неудовлетворительная. Только 26% обследованных предприятий в полной мере выполняют установленные нормативы выбросов. Чтобы улучшить состояние атмосферного воздуха в Московском регионе необходимо: 1. Обеспечить оснащение поступающих вновь и эксплуатирующихся в г. Москве автомобилей системами нейтрализации отработавших газов с целью резкого сокращения выбросов в атмосферу окислов азота, углеводородов, окиси углерода. 2. Обеспечить внедрение систем подавления окислов азота на всех энергетических объектах города и крупных промышленных предприятиях, использующих газ в качестве топлива. Довести в ближайшее время выбросы окислов азота от этих до предельно допустимых (ПДВ). Обеспечить поставку для строящихся и реконструируемых ТЭЦ, РТС и КТС котлов, снабженных технологическими мероприятиями по подавлению образования окислов азота, отвечающих последним технологическим разработкам в мировом котлостроении. 3. Разработать и осуществить на промышленных предприятиях города, выбросы которых создают “зоны” с неблагоприятной экологической обстановкой, комплекс эффективных воздухоохранных мер, обеспечивающих доведение выбросов вредных веществ от них до допустимого уровня. 4. Природоохранным организациям города необходимо улучшить взаимодействие в вопросах оперативного обнаружения источников загрязнения атмосферы и налаживания более эффективного контроля за выполнением Законов по охране атмосферного воздуха. Состояние здоровья населения. Экологические исследования показали, что резкое ухудшение генетической наследственности рождающегося поколения людей вызвано отравлением екружающей Среды вредными отходами, ядохимикатами, ксенобиотиками. По данным ВОЗ, 80% процентов болезней людей возникло в результате экологически неблагополучного состояния природы и неудовлетворительными условиями жизни в промышленных центрах. Проблемы экологии человека нуждаются в значительно большем внимании в настоящее время. В целом для города характерно постепенное равномерное повышение онкологической смертности в возрастных группах после 40 лет; максимальное значение показатель смертности приобретает в возрастной группе 80 -89 лет, онкологическая смертность мужчин в возрастных группах после 45 лет превышает смертность женщин в этих же группах в 2 раза. За последние годы соотношение между инфекционными и неинфекционными болезнями изменилось в пользу последних. Анализ неинфекционной заболеваемости взрослого и детского населения за 1990 -1994 год по поликлиникам г. Москвы показал: состояние здоровья москвичей характеризуется ежегодным ростом таких болезней, как сахарных диабет - на 10%, болезни сердечно-сосудистой системы - на 24,9 %, органов пищеварения - на 5,9%, злокачественные новообразования - на 4,3%. Наиболее неблагоприятная ситуация в городе по детской заболеваемости сложилась в Центральном, Восточном, Северо-Западном и Зеленоградском округах. Для этих четырех округов характерны высокие уровни распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, в том числе среди подростков. Ведущей патологией в структуре всех зарегистрированных в г. Москве заболеваний у детей являются болезни органов дыхания, они составляют: у детей до 1 года - 67,9%; от 1 до 14 лет - 70,2%; у подростков 15-17 лет - 52,3%. Влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье детей, изучалось в микрорайоне Братеево, окруженном крупными промышленными объектами, с превышением воздухе предельно допустимых концентраций (ПДК) окислов азота, углеводородов, фенола, аммиака и других вредных веществ в 2- 4 раза, достигающих ав отдельных случаях 8-10 ПДК. В микрорайоне Братеево показатель числа случаев всех заболеваний на 1000 детей превышает в 1,2 - 1,8 раза, темп прироста заболеваемости ангинами и тонзиллитами на 28% выше, чем в Фили-Кунцево, гриппом и ОРЗ - на 30%. С загрязнением окружающей среды связана не только детская, но и общая заболеваемость. В 1994 году ежедневный невыход жителей Братеево на работу по болезни составил 209 тыс. человек, в течение года общие потери рабочего времени составили более 80 млн. человек/дней. Этот показатель в расчете на 100 работающих составил 1137 дней, что превышает временную нетрудоспособность в Российской Федерации (493 дня). А результаты исследований содержания металлов в волосах детей 29 территорий г. Москвы свидетельствует о том, что большое значение в загрязнении окружающей среды имеют свинец, кадмий, никель и, следовательно, оздоровительные мероприятия должны быть направлены на сокращение выбросов металлов. Таким образом, изменение качества среды обитания на территории города ведет к снижению комфортности жизни населения, о чем достаточно хорошо свидетельствует медико-демографические показатели города, в частности, омоложение онкологической смертности, онкологическая смертность в младенчестве и сверхсмертность в трудоспособных возрастах. Деятельность природоохранных организаций. Система государственных органов наблюдения, контроля, регулирования окружающей природной среды и природопользования в г. Москве включает следующие природоохранные организации: - Московский городской комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода); - Управление Государственной вневедомственной экспертизы проектов (Мосгосэкспертиза); - Санитарно-эпидемиологическая служба; - Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды (МосЦГМС). Важный вклад в эту деятельность вносят также: - Московское городское муниципальное предприятие “Мосводоканал”; - Московское научно-производственное объединение “Радон”. Кроме этого вопросами экологии г, Москвы занимаются десятки учебных, научных (академических и ведомственных), научно-производственных, производственных, коммерческих и общественных организаций. Москва располагает большим интеллектуальным, научным потенциалом и многочисленными организационными структурами в сфере экологии. Заключение. Москва - столица России - является не только административным и культурным центром страны, но одновременно мощным промышленным и транспортным узлом, ядром крупнейшей промышленной агломерации. Экологическая ситуация Московского региона в числе других 13-ти регионов страны оценивается как кризисная. Это означает, что ухудшение окружающей природной среды по отдельным показателям или по их совокупности достигло остроты, угрожающей здоровью, условиям жизни и хозяйственной деятельности населения. Комплексная оценка экологического состояния городской среды Москвы показала, что на 17% территории города состояние среды крайне неблагоприятно, на 30% территории - неблагоприятно, почти половина территории города - 47% - оценивается как зона умеренно неблагоприятного состояния среды, и лишь на 6% территории состояние среды может рассматриваться как условно благоприятное. Москва относится к 84-м наиболее загрязненным городам страны, в которых наблюдаются максимальные разовые концентрации загрязнения воздуха по 1 -3 веществам выше 10 предельно допустимых концентраций (ПДК). Среднегодовые концентрации загрязнения воздуха в Москве превышают допустимые санитарно-гигиенические нормы (ПДК) по содержанию двуокиси азота в 2 раза, фенола - в 2,3 раза, углеводородов - в 4,7 раза, аммиака - в 2,8 раза, бензола - в 2,3 раза. Загрязнение воздушного бассейна пылью составило в среднем 100 - 200 кг/кв.км территории в сутки и достигало в отдельных пунктах 1000 килограммов. Компоненты природной среды: почвы, снеговой покров, донные отложения водоемов и водостоков, растительность, а в отдельных пунктах и воздух, - загрязнены тяжелыми металлами, концентрация которых до 10 - 50 раз превышает природные фоновые содержания. Особенно неблагоприятна экологическая обстановка на территориях, прилегающих к крупным автотранспортным магистралям. Автомобильный транспорт является источником 77% общих выбросов в атмосферу города. Загрязнение воздуха здесь достигает высоких значений, концентрация бенз(а)пирена может превышать ПДК в 3-4 раза, а фенола - до 30 раз. Максимальные загрязнения воздуха вблизи промышленных зон города связаны преимущественно с выбросами окиси углерода, двуокиси азота, фенола, аммиака, цианистого водорода. Содержание этих веществ нередко превышает предельно допустимые концентрации на обширных территориях. Поверхностные воды в зоне питьевого водопользования загрязнены за счет сточных вод промышленности, сельского и коммунального хозяйства Московского региона. Значительно загрязнены воды Москвы-реки и ее притоков, а также городских водоемами фенолами, нефтепродуктами, металлами, органикой. качество питьевой воды города отвечает требованиям ГОСТ 2874-82. Однако применение высоких доз хлора при очистке и обеззараживании воды делает присутствие в питьевой воде неконтролируемых высокотоксичных хлорорганических соединений. Радиационные параметры объектов природной среды в масштабах города не превышают установленных санитарных норм. Тем не менее отмечено концентрирование радионуклидов в снеговом покрове, донных отложениях, почвах, водах открытых водоемов, превышающее фоновые природные значения. За последние 10 лет на общедоступной территории города обнаружено и ликвидировано 655 очагов радиоактивного загрязнения. Серьезного внимания заслуживает состояние здоровья населения города Москвы. С 1987 года наблюдается рост смертности населения ежегодно на 1 -3% при одновременном падении рождаемости, что привело к отсутствию естественного прироста населения. С ухудшением экологической обстановки несомненно связано широкое распространение среди детского и взрослого населения заболеваний органов дыханий, онкозаболеваний, случаев врожденных аномалий у детей, а также выявленные специальными исследованиями повышенные содержания металлов в биосредах детского населения. Сложившаяся к настоящему времени система наблюдений за состоянием окружающей природной среды города Москвы включает как деятельность региональных органов общегосударственной системы наблюдений и контроля, так и многочисленные ведомственные и научно-исследовательские экологические программы. В целом это позволяет выявить достаточно полную картину экологической ситуации в городе. Необходимо разработать и реализовать единую программу комплексного экологического мониторинга, обеспечивающую получение объективной оценки и прогноза экологической обстановки в городе Москве. В целом анализ экологической ситуации и природоохранной деятельности позволяет сделать вывод о необходимости разработки и осуществления единой природоохранной программы возобновления экологических ресурсов на территории города Москвы. Программа должна включать как первоочередные (на 2-3 года) мероприятия, так и основные направления деятельности на перспективу с четким указанием исполнителей и источников финансирования и координацией с аналогичной программой для всего Московского региона. Важнейшей задачей является введение систематического экологического образования в школах, средних и высших учебных заведениях, повышение информированности населения через средства массовой информации. Экологический кризис сегодня - это уже беда не какого-нибудь одного региона, страны, континента. Поблемы выживания последующих поколений все настойчивее овладевают умами и сердцами грждан Земли. Люди начинают понимать, что недостаточно бороться только против загрязнения почвы, воды, воздуха. Куда строшнее духовное загрязнение, порождающее атмосферу страха, ненависти, цинизма, недоверия на фоне наигранного оптимизма и якобы благодушия, прикрывающего безразличие к чужому горю. Достижения и планы московского паравительства в борьбе за окружающую среду. К 2000 ГОДУ БОЛЕЕ 5 ТЫС. ЕДИНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА МОСКВЫ БУДУТ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА ГАЗОВОЕ ТОПЛИВО Такая перспектива прозвучала на открытии 5-й Международной выставки "Автозаправочный комплекс-98", прошедшей осенью 1998 года в Москве. Перевод муниципального транспорта (автобусов, грузовых и уборочных машин, такси) на природный газ предусмотрен совместной программой Правительства Москвы и ОАО "Газпром" и обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по улучшению экологической обстановки в столице. Почти 92% (586,2 тыс. тонн в год) выбросов вредных веществ в атмосферу Москвы приходится непосредственно на автотранспорт, а природный газ является наиболее чистым моторным топливом. Кроме того, согласно прогнозу экспертов, в ближайшие годы сокращение добычи нефти приведет к дефициту традиционных видов моторного топлива. По некоторым данным, добыча нефти в 2000 году составит 276,8-297,2 млн. тонн нефти с газовым конденсатом, при этом дефицит моторных топлив будет колебаться от 3,6 до 9,0 млн. тонн. Поэтому уже сегодня признано необходимым предпринять активные меры по переходу на альтернативные виды горючего, как это делается во многих странах. Два московских автокомбината и один автобусный парк готовятся перейти на использование газа в качестве моторного топлива. Шесть стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНСК) будут построены в Москве в 1999 году. В 2000 году планируется построить еще 24 таких станции, а в 2001 году - 40. При этом строители и владельцы АГНСК, среди которых есть и частные лица, будут иметь налоговые льготы. Одновременно с созданием стационарных станций в городе будет развиваться сеть передвижных заправщиков газового топлива и заправщиков контейнерного типа. По данным московских экологов, при переводе грузового автомобиля на компримированный природный газ (КПГ) снижение суммарных годовых выбросов окиси углерода снижается на 49%, у автобуса - на 56%, такси - на 76%. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПЛАНИРУЕТ ПОЛУЧИТЬ В УПРАВЛЕНИЕ МОСКВУ-РЕКУ И ДРУГИЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ Московские власти намерены подписать соглашение с федеральным правительством о передаче в управление городской администрации водных объектов Москвы-реки. По данным руководства Мосводоканала, проект соглашения "О передаче полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты, расположенные на территории Москвы", а также пакет документов по нормативно-правовому обеспечению организации экологического контроля и функционирования сети наблюдения за состоянием реки Москвы уже согласованы и переданы в соответствующую комиссию при президенте РФ. Право управления Москвой-рекой, которая пока останется в федеральном подчинении, позволит более эффективно вести хозяйственную деятельность и осуществлять мероприятия по оздоровлению экологии крупнейшего московского водоема. Московское правительство готово создать в городе автоматизированную систему контроля за качеством воды в Москве-реке, проект которой одобрен Правительством Москвы. На первом этапе планируется установить 7 автоматических постов, которые позволили бы каждые 20-30 минут получать оперативную достоверную информацию о состоянии воды по нескольким ингредиентам. Четыре таких поста будут установлены в верховьях Москвы-реки, а еще три - на территории города. Конечная цель проекта - добиться того, чтобы качество воды на выходе из города соответствовало качеству в верховьях водоема. По оценкам экспертов, для реализации первого этапа программы потребуется порядка 50 млн. рублей. Предполагается, что проект будет финансироваться из средств регионального экологического фонда, а также за счет введения платы за водопользование. Примерно 60% отчислений будет поступать в муниципальный бюджет, остальное - в федеральный. Наряду с этим городские власти рассчитывают привлечь инвестиции пользователей водных объектов Москвы. Для этого планируется принять закон об ответственности предприятий и организаций за содержание своих территорий. В настоящее время более 50% поверхностных стоков сбрасываются в водоемы столицы без какой-либо очистки, а остальные подвергаются очистке на примитивных сооружениях. В бассейне Москвы-реки расположено более 1300 предприятий, однако лишь у 472 имеются очистные сооружения. На берегах Яузы находятся более 900 предприятий, но сооружения очистки имеют только 287. По оценкам городской администрации, ежегодно в Москву-реку попадает более 20 тыс. тонн взвешенных веществ и свыше 110 тонн нефтепродуктов. В подмосковных хозяйствах сохраняется более 600 тыс. тонн навоза, предназначенного для удобрения сельхозугодий. Десять навозохранилищ представляют наибольшую опасность для экологии, поскольку не имеют очистных сооружений, в результате чего загрязненные воды весной попадают в московские водоемы, а вода в Москве-реке приобретает характерный запах. О КОНТРОЛЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕКИ МОСКВЫ И ЕЕ ПРИТОКОВ В целях совершенствования механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы, ее притоков на территории города и источников питьевого водоснабжения, а также в развитие Соглашения между Правительством Москвы, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 12.06.98 "О взаимодействии в области восстановления и охраны водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Москвы" Правительство Москвы рассмотрело вопрос о совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков. В последнее время выполнен определенный объем работ, направленный на улучшение экологического и санитарного состояния городских водотоков и водоемов, упорядочение контроля и управления поверхностными водными объектами на территории города, а также намечен комплекс мер по охране, восстановлению, оздоровлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий. Вместе с тем отмечается несогласованность действий городских и федеральных служб в организации наблюдения и контроля за качеством воды в водоемах, в особенности рек Москвы и Яузы. Отсутствует автоматизированная сеть наблюдения и контроля за качеством воды реки Москвы, ее притоков. В основном наблюдения проводятся по различным параметрам и створам трудоемким лабораторным способом. На городских станциях аэрации постоянный контроль качества очищенных вод обеспечивается силами аккредитованных лабораторий по 150 ингредиентам. Контроль качества поверхностно-ливневого стока, сбрасываемого в реку Москву и ее притоки на территории города, налажен лишь на водовыпусках очистных сооружений и крупных коллекторах. Очистные сооружения городской канализации, построенные более 30 лет назад, обеспечивают качество очистки сточных вод в проектных режимах, однако существующие нормативы, по мнению специалистов, технически не достижимы для крупных промышленных городских центров. Доведение качества очистки городских сточных вод до уровня, удовлетворяющего действующим нормативам, в настоящее время возможно только путем поэтапной модернизации городских очистных сооружений и введения на этот период временных региональных нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водоемы города. В принятом Правительством города постановлении организация и координация общегородского экологического контроля за качеством воды реки Москвы и ее притоков возложены на Москомприроду во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда - Министерством природных ресурсов Российской Федерации (в лице Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления - МОБВУ), Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет (в лице Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городе Москве - МосЦГМС) и Центром государственного санитарного эпидемиологического надзора в городе Москве (ЦГСЭН в г.Москве). НОВАЯ СТАНЦИЯ ПО ОЧИСТКЕ СТОЧНЫХ ВОД В ЮЖНОМ БУТОВЕ Станция аэрации по очистке сточных вод, на которой впервые в России применена технология биологической очистки соединений азота и фосфора, открыта в микрорайоне Южное Бутово. Она построена по технологии немецкой фирмы "СХВ Хельтер", которая в течение 12,5 лет будет владеть станцией и эксплуатировать ее, а затем передаст городу. За этот период немецкая фирма окупит свои затраты и получит определенную прибыль. Такая схема строительства выгодна как иностранным партнерам, так и городу, который экономит свои средства. В дальнейшем столица планирует постепенно отказываться от крупных аэрационных сооружений, и внедрять небольшие очистные станции, рассчитанные на обслуживание отдельных городских микрорайонов. Станция аэрации в Южном Бутове рассчитана на полную биологическую очистку 80 тысяч куб. м сточных вод в сутки. Новейшие технологии обеспечивают глубокую очистку сточных вод, включая фильтрацию органических загрязнений и взвешенных частиц, что отвечает европейским стандартам качества. К новым техническим решениям, примененным на станции, относится также ультрафиолетовое обеззараживание, являющееся экологически чистым методом по сравнению с традиционно применяемым для этих целей хлором. Станция аэрации в Южном Бутове полностью автоматизирована, ее обслуживают всего 12 человек, контроль и регулирование всех процессов на ней осуществляется при помощи компьютерных технологий. МОСКОВСКИЕ ВЛАСТИ НАМЕРЕНЫ ЗАНЯТЬСЯ ОЗДОРОВЛЕНИЕМ ГОРОДСКИХ ПОЧВ В Москве будет разработана "Комплексная экологическая программа оздоровления городских почв". Этот документ будет предусматривать, в частности, проведение мониторинга состояния городских почв и механизм снабжения Москвы растительными грунтами для озеленения и благоустройства. Кроме того, при оздоровлении городских почв предполагается использовать экологически чистые продукты на основе торфов и сапропелей. Решение о разработке программы вызвано состоянием городских почв, которые в настоящее время, по оценке специалистов Москомприроды и центра Госсанэпиднадзора, являются "крайне неблагополучными". Вместе с тем состояние почвенного слоя оказывает значительное влияние на зеленые насаждения, воздушный и водный бассейны столицы. Москомприроде и центру Госсанэпиднадзора поручено провести гигиеническую сертификацию основных видов грунтов, поставляемых в город для озеленения и благоустройства. При этом экологическая милиция города не будет допускать использование на территории Москвы несертифицированных растительных грунтов. Основные поставки грунтов намечено осуществлять из Московской, Тверской, Владимирской и Ярославской областей. ТРЕТЬ ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ ЗАНИМАЮТ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ Территории природных комплексов занимают в Москве 32 тыс. гектаров, что составляет 1/3 от общей площади города. По мировым оценкам это очень высокий показатель. Всего в столице насчитывается 1262 природных территории, составляющих единую систему природного комплекса города. Среди них крупные естественно сложившиеся массивы (Лосиный остров, Сокольники, Измайлово, Битцевский парк), рукотворные зеленые насаждения (парки и скверы), а также резервные территории, предназначенные для перспективного озеленения. Почти 12 тыс. га приходится на особо охраняемые территории, где допускается только природоохранная и рекреационная деятельность. Установление границ природного комплекса позволит оздоровить экологическую обстановку в Москве и защитить природу от посягательств различных хозяйственных структур. На территории природных комплексов будут действовать 5 различных режимов, установленных городским Законом "О градостроительной "деятельности". Самые жесткие из них запрещают вести любые работы, за исключением природоохранных, а самый мягкий разрешает строительство, но при условии обязательного озеленения значительной части застраиваемой площади. Границы ряда природных объектов требуют более тщательного согласования. Вместе с тем Правительство города утвердило границы четырех особо охраняемых природных территорий - природного парка "Москворецкий" (площадь 3660 га), природно-исторического парка "Останкино" (620 га), экологического парка "Знаменское-Садки" (392 га) и комплексного заказника "Петровско-Разумовское" (606 га). В настоящее время в столице уже утверждены границы 10 особо охраняемых природных территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Список литературы. 1. Отклик. Вып. 8.- М, “Молодая гвардия”. 2. Экология и охрана природы Москвы и Московского региона. Под ред. В.А. Садовничего, МГУ. 3. Водохранилища Москворецкой системы. Вып. 6. Комплексные исследования водохранилищ. - М. 4.Ушаков В.С. Методика решения задачи совместного использования поверхностных и подземных вод Московского региона. Вестник МГУ. сер. География. 5. Публикации Московского правительства . 6.Сеть интернет. 7.Толковый словарь Ожегова. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |