бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экология воды. Пути решения мировой проблемы пресной воды

фитопланктона. От этого вода мутнеет, гибнут бентосные растения,

сокращается концентрация растворенного кислорода, задыхаются обитающие на

глубине рыбы и моллюски.

Во многих водных объектах концентрации загрязняющих веществ превышают

ПДК, установленные санитарными и рыбоохранными правилами.

Загрязнение подземных вод

Загрязнению подвергаются не только поверхностные, но и подземные воды.

В целом состояние подземных вод оценивается как критическое и имеет опасную

тенденцию дальнейшего ухудшения.

Подземные воды (особенно верхних, неглубоко залегающих, водоносных

горизонтов) вслед за другими элементами окружающей среды испытывают

загрязняющее влияние хозяйственной деятельности человека. Подземные воды

страдают от загрязнений нефтяных промыслов, предприятий горнодобывающей

промышленности, полей фильтрации, шламонакопителей и отвалов

металлургических заводов, хранилищ химических отходов и удобрений, свалок,

животноводческих комплексов, не канализированных населенных пунктов.

Происходит ухудшение качества воды в результате подтягивания некондиционных

природных вод при нарушении режима эксплуатации водозаборов. Площади очагов

загрязнения подземных вод достигают сотен квадратных километров.

Из загрязняющих подземные воды веществ преобладают: нефтепродукты,

фенолы, тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, никель, ртуть),

сульфаты, хлориды, соединения азота.

Перечень веществ контролируемых в подземных водах не регламентирован,

поэтому нельзя составить точную картину о загрязнении подземных вод.

Цели по экологии водных ресурсов

Комплексный и взаимосвязанный характер пресноводных систем требует

целостного подхода к управлению ресурсами пресной воды (предполагающего

хозяйственную деятельность в пределах водосборного бассейна) на основе

сбалансированного учета потребностей населения и окружающей среды. Еще в

принятом в Мар-дель-Плата Плане действий было указано на внутреннюю связь

между водохозяйственными проектами и серьезными последствиями их

осуществления, которые носят физический, химический, биологический и

социально-экономический характер. В области оздоровления окружающей среды

была поставлена следующая общая цель: "производить оценку последствий

различных видов водопользования для окружающей среды, поддерживать меры,

направленные на борьбу с передаваемыми посредством воды заболеваниями, а

также охранять экосистемы".

Масштабы и степень загрязнения зон аэрации и водоносных горизонтов

всегда недооценивались в силу относительной недоступности водоносных

горизонтов и отсутствия информации о водоносных системах. В этой связи

охрана подземных вод является одним из важнейших элементов рационального

использования водных ресурсов.

Для включения элементов регулирования качества водных ресурсов в

водохозяйственную деятельность необходимо одновременно стремиться к

достижению следующих трех целей:

1. сохранение целостности экосистемы благодаря ведению хозяйственной

деятельности на основе принципа, предусматривающего охрану водных

экосистем, включая живые ресурсы, и их эффективную защиту от любых

видов деградации в пределах водосборного бассейна;

2. охрана здоровья населения, что предусматривает не только снабжение

питьевой водой, не содержащей патогенных микроорганизмов, но и

борьбу с переносчиками инфекции в водной среде;

3. развитие людских ресурсов, являющееся залогом формирования

потенциала и необходимым условием для налаживания деятельности по

регулированию качества воды.

Все государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихся

ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество, в том

числе с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими

соответствующими организациями, смогли бы установить следующие цели:

1. определить те ресурсы поверхностных и подземных вод, которые можно

было бы освоить для использования на устойчивой основе, и другие

основные зависящие от воды ресурсы, которые могут быть освоены, и

одновременно начать осуществление программ по охране, сохранению и

рациональному использованию этих ресурсов на устойчивой основе;

2. определить все потенциальные источники водоснабжения и подготовить

проекты их защиты, сохранения и рационального использования;

3. приступить к осуществлению эффективных и соизмеримых с уровнем их

социально-экономического развития программ по борьбе с загрязнением

вод, соответствующим образом сочетая реализацию стратегий сокращения

загрязнения у источника с проведением экологических экспертиз и

применением практически осуществимых норм для выбросов из крупных

точечных источников и неточечных источников с высокой степенью риска;

4. принимать, насколько это возможно, участие в осуществлении

международных программ мониторинга и регулирования качества воды,

например, таких, как Глобальная программа мониторинга качества воды

(ГСМОС-ВОДА), Программа ЮНЕП по экологически обоснованному

использованию внутренних водных ресурсов (ЭМИНВА), Программа ФАО по

региональным внутренним водоемам, используемым для рыбного промысла, и

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение

главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Конвенция

РАМСАР);

5. уменьшить распространенность передаваемых через воду заболеваний,

начиная с ликвидации дракункул за (ришта) и онхоцеркоза (речная

слепота) к 2000 году;

6. установить, согласно своим возможностям и потребностям, биологические,

санитарно-гигиенические, физические и химические критерии качества

воды в отношении всех видов водоемов (поверхностные и подземные воды)

с целью постоянного улучшения качества воды;

7. осуществлять комплексный подход к экологически безопасному управлению

водными ресурсами, включая защиту водных экосистем и живых

пресноводных ресурсов;

8. разработать стратегии по экологически безопасному управлению запасами

пресной воды и соответствующими прибрежными экосистемами, включая

рассмотрение проблем, связанных с рыболовством, аквакультурой,

пастбищным хозяйством, сельскохозяйственной деятельностью и

биологическим разнообразием.

Деятельность по защите и сохранению

водных ресурсов

Все государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихся

ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе

с Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими

соответствующими организациями, могли бы осуществить следующие мероприятия:

1. защита и сохранение водных ресурсов:

1. создание и укрепление технических и институциональных возможностей в

целях выявления и охраны потенциальных источников водоснабжения в

рамках всех слоев общества;

2. определение потенциальных источников водоснабжения и подготовка

национальных водных кадастров;

3. разработка национальных планов защиты и сохранения водных ресурсов;

4. восстановление важных, но подвергшихся деградации районов водосбора,

особенно на небольших островах;

5. укрепление административных и законодательных мер в целях

предотвращения посягательств на существующие и потенциально пригодные

к использованию водосборные площади;

2. предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:

1. применение там, где это необходимо, принципа "загрязнитель платит" ко

всем видам источников загрязнения, включая санитарно-профилактические

меры на промышленных объектах и за их пределами;

2. поощрение строительства очистных сооружений для бытовых и

промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих

технологий с учетом традиционной местной практики;

3. установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые

они сбрасываются;

4. применение мер предосторожности при регулировании качества воды там,

где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение

загрязнения посредством использования новых технологий, изменения

продукции и производственных процессов, сокращения загрязнения у

источника и повторного использования сточных вод, рециркуляции и

регенерации, очистки и экологически безопасного удаления сточных вод;

5. обязательная экологическая экспертиза всех крупных водохозяйственных

проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам,

при одновременной разработке надлежащих мер по ликвидации такого

ущерба и усилении контроля за новыми промышленными установками,

местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;

6. принятие решений в данной области на основе оценки риска и

регулирования степени риска и обеспечение выполнения принятых

решений;

7. определение и применение наиболее рациональных с экологической точки

зрения и относительно недорогостоящих методов с целью предупредить

распространение загрязнения, а именно путем ограниченного,

рационального и планомерного использования азотных удобрений и других

агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохозяйственной

практике; поощрение и стимулирование использования должным образом

обработанных и очищенных сточных вод в сельском хозяйстве,

аквакультуре, промышленности и других секторах;

3. разработка и применение экологически чистой технологии:

1. контроль за сбросом промышленных отходов, включая использование

малоотходных производственных технологий и рециркуляцию воды, на

комплексной основе и путем принятия мер предосторожности с учетом

всестороннего анализа жизненного цикла;

2. очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых

сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;

3. разработка биотехнологии, в частности для обработки отходов,

производства биоудобрений и т.д.;

4. разработка соответствующих методов борьбы с загрязнением вод с учетом

обоснованной традиционной и местной практики;

4. защита подземных вод:

1. разработка сельскохозяйственных методов, которые не приводят к

деградации подземных вод;

2. применение необходимых мер в целях уменьшения последствий вторжения

соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных равнин в

результате повышения уровня моря или чрезмерной эксплуатации

прибрежных водоносных слоев;

3. предотвращение загрязнения водоносных слоев путем регулирования

проникающих в почву токсичных веществ и создания водоохранных зон в

районах подпитывания и забора подземных вод;

4. проектирование и эксплуатация мусорных свалок на основе надежной

гидрогеологической информации и экологической экспертизы с

использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейся

технологии;

5. содействие принятию мер по повышению безопасности и сохранности

районов расположения скважин и их устьев в целях сокращения

количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в

водоносные горизонты в этих районах;

6. проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных

и подземных вод, на которые могут отрицательно влиять места

захоронения токсичных и опасных материалов;

5. защита водных экосистем:

1. оздоровление загрязненных и деградировавших водоемов с целью

восстановления водной среды и экосистем;

2. программы восстановления для сельскохозяйственных земель и для других

пользователей с учетом эквивалентных мер по защите и использованию

ресурсов подземных вод, имеющих важное значение для продуктивности

сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;

3. сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов водно-

болотных угодий (по причине их экологической значимости для многих

видов в качестве их местообитания);

4. борьба с вредными акватическими видами, которые могут уничтожать

некоторые другие обитающие в водной среде виды;

6. защита живых ресурсов пресных вод:

1. контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечения устойчивого

развития рыболовства во внутренних водах;

2. защита экосистем от загрязнения и деградации с целью обеспечения

развития проектов аквакультуры в пресных водах;

7. контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые

сбрасываются отходы:

1. создание сетей мониторинга и постоянного контроля за водами, в

которые поступают отходы, а также за точечными и рассеивающими

источниками загрязнения;

2. поощрение и более широкое проведение экологических экспертиз

географических информационных систем;

3. наблюдение за источниками загрязнения с целью обеспечения их большего

соответствия нормам и положениям в этой области, а также для

регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;

4. контроль за использованием в сельском хозяйстве химических веществ,

которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;

5. рациональное землепользование с целью предупреждения деградации

земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов;

8. разработка национальных и международных правовых документов, которые

могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в первую

очередь для следующих целей:

1. мониторинга и контроля за загрязнением национальных и трансграничных

вод и его последствиями;

2. контроля за переносом загрязнителей на большие расстояния через

атмосферу;

3. контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные

и/или трансграничные водоемы;

4. проведения экологических экспертиз.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных

расходов (1993–2001 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой

программы составит около 1 млрд. долл. США, включая примерно 340 млн. долл.

США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на

льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и

приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические

расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия,

будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение

об осуществлении которых будет принято правительствами.

б) Научно-технические средства

Государства должны проводить совместные научно-исследовательские

проекты в целях разработки решений технических проблем, присущих каждому

водосборному бассейну или стране. Государства должны рассмотреть

возможность укрепления и развития национальных и научно-исследовательских

центров, объединенных в сети и поддерживаемых региональными научно-

исследовательскими институтами по вопросам водных ресурсов. Следует активно

поощрять совместную работу научно-исследовательских центров Севера и Юга, а

также полевые исследования международных научно-исследовательских

институтов по вопросам водных ресурсов. Крайне важно, чтобы на научно-

исследовательские работы выделялась минимальная часть средств,

предназначенных для разработки водохозяйственных проектов, особенно

финансируемых извне проектов.

Мониторинг и оценка комплексных водных систем зачастую требуют

проведения многодисциплинарных исследований, при осуществлении которых в

рамках совместной программы задействуется ряд институтов и ученых. Такие

международные программы в области контроля качества воды, как "ГСМОС-ВОДА",

должны быть ориентированы на качество водных ресурсов развивающихся стран.

Для обработки, анализа и интерпретации данных мониторинга, а также для

подготовки стратегий управления должны разрабатываться дружественные

программные продукты и методы эксплуатации Системы географической

информации (СГИ) и Базы данных о мировых ресурсах (ГРИД).

в) Развитие людских ресурсов

Подготовка управленческих кадров и специалистов требует использования

новых методов, чтобы отвечать меняющимся требованиям и решать возникающие

проблемы. Следует развивать гибкость и способность адаптироваться к

возникающим проблемам загрязнения водных ресурсов. Периодически должны

проводиться мероприятия по подготовке кадров на всех уровнях в тех

организациях, которые несут ответственность за управление качеством воды, и

следует применять передовые методы при обучении конкретным аспектам

мониторинга и контроля качества воды, включая развитие специальных навыков,

повышение квалификации непосредственно по месту работы, проведение

проблемных семинаров и курсов повышения квалификации.

Соответствующими подходами являются укрепление и улучшение потенциала

людских ресурсов местных органов управления в рамках управления процессом

охраны, очистки и использования водных ресурсов, особенно в городских

районах, и организация в рамках имеющихся учебных заведений, региональных

технических и инженерных курсов по вопросам охраны качества воды и контроля

за ним, а также учебных и подготовительных курсов по вопросам защиты и

сохранения водных ресурсов для лаборантов, специалистов-практиков, женщин и

других групп водопользователей.

г) Создание потенциала

Эффективная защита водных ресурсов и экосистем от загрязнения требует

значительного увеличения имеющихся в настоящее время у значительного числа

стран возможностей. Программы управления качеством воды требуют

определенного минимального объема инфраструктуры и персонала для поиска и

реализации технических решений и осуществления регламентирующих действий.

Одна из ключевых проблем нашего времени и будущего — непрерывное

функционирование и содержание этих средств. В ряде областей необходимо

безотлагательно принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее нанесение

ущерба ресурсам, образовавшимся в результате предыдущих капиталовложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миру нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы

еще недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении.

Китайская пословица гласит: "Если мы не изменим курс, то можем прийти туда,

куда направляемся". Если не изменить направление движения, многие районы

будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему

страдать, будут продолжаться конфликты из-за воды и новые площади ценных

сильно увлажненных земель будут уничтожены.

Несмотря на то, что кризис с пресной водой кажется неизбежным во многих

районах, где сейчас наблюдается ее нехватка, в других районах эту проблему

еще можно решить, если соответствующие политика и стратегии будут

сформулированы, согласованы и реализованы в самое ближайшее время.

Международное сообщество уделяет повышенное внимание мировым проблемам,

связанным с водой, и целый ряд организаций предоставляют финансовые

средства и помогают управлять предложением и спросом на водные ресурсы.

Возникает все больше механизмов, которые обеспечивают более справедливое

распределение этих ресурсов. Страны, расположенные в районах с традиционной

нехваткой воды, вводят более совершенные тарифные механизмы, развивают

общественные системы управления водными ресурсами и переходят к режимам

управления водосборными и речными бассейнами. Между тем, число и масштаб

таких проектов должны быть существенным образом увеличены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».

2. Правда-5 / кандидат геогр. наук С. Голубчиков «Журчание лесного

ручья заменить будет нечем» / 28 марта – 4 апреля (стр. 6), 1997.

3. Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки

производственных сточных вод М.: Стройиздат.

4. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред.

И.К. Гавич. — М.: Агропромиздат, 1985.

5. Руководство по контролю качества питьевой воды. 2-е издание., т.1,

ВОЗ, Женева, 1994.

6. Журнал «Инженерная экология», №1, 1999 г.

7. «Экология, здоровье и природопользование в России» / Под. ред.

Протасова В.Ф. - М. 1995/

8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин «Экология человека» - ММП «Экоцентр»,

КРУК 1994

9. Бернард Небел «Наука об окружающей среде» (В 2-ух томах), «МИР» М.

1993

-----------------------

Экология воды

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.