|
Экология Туймазинского района Республики Башкортостанполости. Экскурсии проводились в пещеры: Мурадымовские, Кутукские, Шульган- Таш, Аскинская, Идрисовская, Байслан-Таш, Муйнак-Таш. В 1976 году для посещения туристами была оборудована привходовая часть пещеры Киндерлинской им. 30-летия Победы. Начиная с 1996 года, было разрешено организовывать экскурсии в пещеры на коммерческой основе. Понятно, что первоочередными объектами посещений стали именно пещеры, имеющие несомненную научную, историческую либо эстетическую ценность, то есть те, которые официально объявлены государственными памятниками природы, либо давно заслуживают этого статуса. Как показывает мировой опыт, коммерциализация могла бы сыграть положительную роль в деле охраны пещер . Однако, предшествующие процессу использования пещер в качестве туристических объектов, комплексные исследования с целью определения их ценности и оптимального режима эксплуатации не проводились и не проводятся. Необходимо отметить, что экскурсионные группы, организованные на коммерческой основе, как правило, посещают пещеры без соответствующего в таких случаях юридического оформления и, разумеется, не несут никакой ответственности за сохранность пещеры и ее компонентов. Следует особо подчеркнуть, что даже при условии официального оформления своей деятельности, коммерческим структурам совершенно не обязательно обладать необходимыми в таких случаях специальными знаниями. Это, кстати, и позволяет им не ставить перед собой никаких природоохранных целей, более того, даёт им право не допускать в пещеры специалистов, ставящих перед собой такие цели. Кроме того, пещера, объявленная государственным памятником природы (либо заслуживающая этого), может оказаться в распоряжении коммерсантов на длительный (до 20 лет) срок. Таким образом относительно защищена сегодня в РБ только одна пещера - Шульган-Таш, на базе которой организован одноименный заповедник. В настоящее время охрана и использование пещер на территории России регламентируется следующими основными юридическими документами: 1. Законом Российской Федерации о недрах (Постановление ВС РФ № 2395-1 от 21.02.92 г.); 2. Положением о порядке лицензирования пользования недрами (Постановление ВС РФ № 3314-1 от 15.07.92 г.); 3. Типовым положением о памятниках природы в Российской Федерации (приказ Минприроды России № 33 от 14.12.92 г.). 4. Законами Республики Башкортостан: “О недрах…” и “Об особо охраняемых природных территориях…”. Мы сочли необходимым в порядке дискуссии по обсуждаемой проблеме привести здесь краткие выдержки из названных выше официальных документов. Согласно статье 6 Закона Российской Федерации о недрах "Недра предоставляются в пользование для: … образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости) ...". (Ст. 7): "В соответствии с лицензией на право ... образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода". Ст 8: "Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий"). Ст. 10:"Сроки пользования недрами... Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для ... образования особо охраняемых объектов". Ст. 11: "Лицензия удостоверяет право на... образование особо охраняемых геологических объектов ...". Ст. 40: "Освобождаются от платежей ...: пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов ..." (ст.40). В Положении о порядке лицензирования пользования недрами применительно к рассматриваемому вопросу заслуживает внимания следующие пункты: "В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для ... образования особо охраняемых объектов" (ст.6.1); "Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр" (ст.6.12); "При конкурсной системе победителем признается заявитель, (который) отвечает условиям конкурса и предоставивший ... наиболее соответствующее требованиям охраны недр и окружающей природной среды техническое решение ..." (ст.10.3). В Типовом положении о памятниках природы (Приложение 2 к приказу № 33 Минприроды России от 14.12.92 г.), в частности, сказано: "Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии" (П.4). Памятниками природы могут быть объявлены ...: ... уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (... карровые поля, группы пещер ... и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (... скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.) (П.5). "Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке" (П.8). "В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности" (П.9). "На территории расположения памятников и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов" (П.10). "Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами. Возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы" (П.12). "Использование памятников природы допускается в следующих целях: научных (мониторинг ...); эколого-просветительских (проведение учебно- познавательных экскурсий, организации и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.); рекреационных (транзитные прогулки); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.); иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны" (П.20). Даже при условии, что некоторые пункты цитируемых положений официальных документов не вполне согласуются между собой, следует всё же утверждать, что для осуществления наиболее целенаправленной и действенной охраны пещер необходимо не просто объявление их памятниками природы того или иного ранга, но и обязательное лицензирование таких объектов с получением соответствующего горного отвода. Механизм получения лицензий, равно как и источники средств для осуществления охраны территории, ухода и контроля за ней, должны быть разработаны и определены МПР РФ и его территориальными подразделениями, не имеющими зачастую опыта в деле охраны таких объектов недр, как пещеры. Поэтому, всегда существует риск того, что объекты, ранее объявленные государственными памятниками природы, и пещеры, ранее не выделявшиеся в качестве охраняемых объектов, в силу некомпетентности чиновников, могут оказаться переданными юридическим лицам, совершенно далеким от целей их охраны, для последующей эксплуатации, причём, на совершенно законных основаниях. Следующая проблема, нуждающаяся, на наш взгляд, в обсуждении - судьба памятников природы местного значения. Если вспомнить ситуацию, существовавшую ранее, то в прежние годы было очень трудно присвоить той или иной пещере статус памятника природы союзного или республиканского значения. Общество охраны природы (ВООП) в таких случаях ограничивалось объявлением подобных объектов памятниками местного значения. Таким образом, судьба некоторых уникальных на федеральном уровне пещер решается даже районными администрациями, представители которых могут оказаться совершенно неподготовленными для решения вопросов, требующих специальных знаний. Решение проблем охраны и использования затруднено у нас с одной стороны отсутствием некоторых законодательных и нормативных актов, а с другой - недостатком соответствующего опыта. Тем не менее, по мнению Ю.И. Берсенёва (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН), обсуждаемые вопросы являются сегодня вполне решаемыми. Для этого необходимо следующее: 1. Составить и распространить в природоохранных подразделениях и ведомствах (комитетах по охране природы, комитетах по геологии и охране недр, администрациях краев, областей и районов) каталоги, где перечислены и охарактеризованы особо охраняемые объекты карстового происхождения, находящиеся на территории, подведомственной данным органам власти. В каталогах должны быть указаны предлагаемые и официально утвержденные ранги значимости объектов, а также основные пути их охраны (необходимые ограничения хозяйственной деятельности). 2. Принять непосредственное участие (путем подачи конкретных предложений) в разработке местного (краевого или областного) положения о лицензировании особо охраняемых объектов. 3. Объединениям спелеологов (федерациям, клубам и др.) участвовать в конкурсах по лицензированию особо охраняемых пещер, с целью их последующего использования в рекреационных целях. Решение финансовых проблем, связанных с образованием особо охраняемых объектов может быть полностью или в значительной степени осуществлено за счет внебюджетных фондов, которые, согласно ст. 46 Закона о местном самоуправлении в РСФСР, должны расходоваться "на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий". Всех истинных любителей пещер, организаторов экскурсионных спелеомаршрутов мы призываем распространять среди населения знания о карстовых процессах, а среди посетителей пещер – осуществлять пропаганду основного принципа их охраны –“мягкого (бережного по отношению к пещере) хождения” (J. Ganter. Cave exploration, cave conservation: some sounhts on compatibility, NSS News, 1989, 47, n.10). . Коренным образом изменить современное состояние охраны пещер может, по- видимому, только государственная служба, специально занимающаяся спелеологией. Первостепенными задачами такой службы должна стать: инвентаризация пещер и оценка значимости каждой из них, своевременное объявление пещер государственными памятниками природы, контроль за режимом охраны и эксплуатацией пещер - памятников природы. Такую гослужбу целесообразнее всего создавать в составе государственного карстово- спелеологического центра (лаборатории), который в настоящее время в РБ, несмотря на неоднократные попытки его организации, до сих пор так и не создан . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ Г.ТУЙМАЗЫ. Территория Туймазинского района расположена на западе Республики Башкортостан на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и занимает площадь 2364,87 км2. Территория характеризуется большой расчлененностью рельефа местности, многочисленными оврагами и склонами различной конфигурации. Основными водными объектами района являются реки Ик, Усень и озеро Кандры- Куль, расположенное на территории национального природного парка. На территории района находится 97 сел и деревень, 4 рабочих поселка, 1 город. Численность населения составляет более 126 тыс. человек, из них сельских жителей менее 16% (30206 чел.). Плотность населения составляет 52 человек на 1км2. Район характеризуется развитой промышленностью, добычей нефти, интенсивным сельскохозяйственным производством и относится к наиболее густонаселенным районам республики. Промышленное производство на территории района развито преимущественно в городе, в котором расположены ряд специфичных предприятий: ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов", ОАО "Туймазинская бумажная фабрика", ОАО "ТЗГОиА", Туймазинский завод медицинского стекла, ОАО "Туймазытехуглерод", ДП "Санфаянс", ОАО "Туймазинский фарфор", СОЗАиТ ОАО "Туймазыхиммаш". Сельскохозяйственное производство ведется крупными предприятиями (24 совхоза и колхоза), а также рядом фермерских хозяйств и малых предприятий. Основное направление сельского хозяйства - животноводство и растениеводство. Широко развито тепличное хозяйство, занимающее площадь более 106 га. Для рассматриваемой территории существуют свои региональные особенности, связанные в первую очередь, с многолетней деятельностью предприятий нефтегазодобычи и агропромышленного комплекса. Эти же отрасли определяют, в основном, антропогенную нагрузку на природную среду. Определяющим фактором качества атмосферного воздуха в регионе является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности предприятий и организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на территории, а также автомототранспортных средств. На контролируемых 139 предприятиях города Туймазы, рабочих поселков Кандры, Нижнетроицкий, Субханкулово, Серафимовский и Туймазинского района выявлено 3851 стационарных источников выбросов, в т.ч. организованных 1955. С установленными нормативами ПДВ 3769 источников, в том числе организованных 1917. Оснащенных ГОУ 189 источников выбросов (15 %). Валовый выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников в 2000 году по городу Туймазы" рабочим поселкам Кандры, Нижнетроицкий, Субханкулово, Серафимовский и Туймазинскому району составил 31470.119 тонн (что составляет 2,55 % по Республики Башкортостан), в том числе: по стационарным источникам 15125.119 тонн (48 %); по передвижным источникам 16345 тонн (52 %), в том числе: по твердым веществам 5216.65 тонн (16.6 %); по газообразным и жидким 26253.46 тонн (83.4 %). Общий объем сбрасываемых сточных вод по подконтрольной территории в 2000 году составил 9.745 млн.м3, с массой сброшенных загрязняющих веществ 6720 тонн. 88,3 % по объему сточных вод (8.609 млн.м3) и 92.26 % по массе сброшенных загрязняющих веществ (6200 тонн) приходится на МП "Водоканал". Очистные сооружения На подведомственной территории расположены 8 очистных сооружений (БОС) : 5 биологических очистных сооружений (БОС) и 3 механических очистных сооружений (МОС), в том числе: со сбросом в водные объекты - 5 БОС (20689.8 т/год загр.в-в) и 1 МОС (35.4 т/год загр. в-в); на поля фильтрации-1 МОС (1102.1 т/год загр. в-в); в накопители -1 МОС (69.94 т/год загр. в-в). Туймазы сегодня Город Туймазы является одним из красивейших городов Республики Башкортостан. Он расположен в центре Бугульминско-Белебеевской возвышенности на берегу реки Усень. Своим возникновением обязан прокладке в этом крае в 1912 году железнодорожной ветки, кратчайшим путем соединившей Поволжье и центр Башкирии. Добавившиеся позже федеральная автомагистраль Самара - Уфа - Челябинск и система трубопроводов превратили Туймазы в мощный транспортный узел. Туймазинский район образован 20 августа 1930 года. На севере он граничит с Шаранским районом, на востоке - с Буздякским, на юге - с Белебеевским и Ермекеевским районами, а на западе - с Ютазинским и Бавлинским районами Республики Татарстан. Недра края богаты нефтью. Туймазинские нефтяники дали Родине около полумиллиарда тонн черного золота. С его поиском, добычей и транспортировкой связаны будни трех рабочих поселков из четырех, входящих в состав города - Кандров, Серафимовского и Субханкулово. Четвертый поселок - Нижнетроицкий - славится старинным предприятием - Башкирским суконным комбинатом, которому в 2002 году исполняется 250 лет. Согласно Указу Президента Республики Башкортостан "Об образовании администрации города Туймазы и Туймазинского района" в июне 1999 года была образована администрация города Туймазы и Туймазинского района, и главой назначен Хамзин Р.А. 28 июня 1999 года согласно решению I организационной сессии XXIII созыва городского Совета проведено объединение Туймазинского районного Совета с Туймазинским городским Советом с наименованием Туймазинский городской Совет. На территории Туймазинского района протекают реки Ик, Кидаш, Усень. В районе находится озеро Кандры-Куль - жемчужина природы Башкирского Предуралья. В целях сохранения уникального природного комплекса и создания условий для регулируемого туризма и отдыха на базе акватории озера Кандры- Куль и прилегающей к нему водосборной площади, включая сельскохозяйственные земли и земли гослесфонда, Постановлением Кабинета Министров РБ от 18.01.1995 года был создан государственный природный Национальный парк "Кандры-Куль" с площадью 5000 га. Общая площадь города и района - 2400 квадратных километров. 142 000 гектаров занимают сельскохозяйственные угодья. На долю лесных угодий приходится 70 000 гектаров территории. В городе и районе проживают более 130 тысяч человек 69 национальностей. На территории города и района 39 предприятий промышленности, 12 строительных организаций, 6 предприятий связи, 7 - жилищно-коммунального хозяйства, 43 прочих предприятий. В 2000 году промышленными предприятиями города и района произведено промышленной продукции на сумму 2,7 миллиарда рублей, что на 81% больше уровня прошлого года. Индекс физического объема составил 122,5% (в 1999 году этот показатель был равен 95,2%). Увеличение объемов производства достигнуто во всех отраслях промышленности. В 2000 году на промышленных предприятиях в среднем на 78% повысилась среднемесячная заработная плата и на 1 января 2001 года составила 2451 рубль (в 1999 году - 1378 руб.). Среднесписочная численность работников промышленных предприятий увеличилась на 594 человека и составила 16 тысяч 645 человек. В 2000 году в центр занятости обратилось 1924 человека. По состоянию на 1 января 2001 года статус безработного имеет 81 человек, т.е., 0,15% от экономически активного населения. Первые скважины, пробуренные на Серафимовском месторождении нефти, появились более полувека назад. В сентябре 1952 года был создан государственный нефтедобывающий трест "Октябрьскнефть". НГДУ "Октябрьскнефть" за прошедший 2000 год добыто 833 тысяч тонн нефти. Необходимо отметить, что данное предприятие в последние годы является одним из стабильных управлений в системе АНК "Башнефть". Объем произведенной продукции за 2000 год - 766 миллионов рублей, что составляет 28% от объема товарной продукции, выпущенной промышленными предприятиями города и района за год. За 2000 год предприятие уплатило в бюджеты всех уровней 191 миллион рублей, в том числе в местный бюджет 93 миллион. По состоянию на 1 января 2001 года НГДУ "Октябрьскнефть" не имеет задолженностей в бюджет. Основные виды деятельности: добыча, сбор и подготовка нефти; обустройство, капитальный и подземный ремонт скважин; ремонт и строительство автодорог; оказание платных услуг населению; производство товаров народного потребления; производство сельскохозяйственной продукции; торгово-посредническая деятельность; устройство, эксплуатация и ремонт нефтепромысловых объектов и объектов социального назначения; услуги специальной техники; транспортные услуги; производство пара и воды; подготовка и повышение квалификации кадров. Постепенно выходит на увеличение объемов товарного выпуска газоперерабатывающий завод. Вследствие изменения состава сырья увеличился в 2,5 раза выпуск сжиженного газа. Увеличилась среднесписочная численность на 27 человек и составила 843. За 2000 год предприятие уплатило в бюджеты всех уровней 41 миллион рублей, в том числе в местный бюджет - 18 миллионов. На начало 2001 года предприятие не имеет задолженностей по налогам. Туймазинский газоперерабатывающий завод введен в эксплуатацию 3 ноября 1953 года. Он предназначен для переработки попутного нефтяного газа и широкой фракции легких углеводородов. Готовой продукцией завода являются: газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления ГОСТ 20448-90; пропановая фракция ТУ 38. 1014-89; фракция нормального бутана ТУ 38. 101497-79; бензин газовый стабильный ТУ 39-1340- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |