бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическая обстановка Нижнего Новгорода

В навигацию 1994 г. на бункеровке флота (рейдово - маневрового,

транзитного, судов на подводных крыльях и др.) в границах Нижегородского

рейда на р. Волге были задействованы бункеровочные станции НЕС -106 (в

районе о. Мочального) и НБС-56 (в Подновье).

Аварий с попаданием нефтепродуктов в водоемы в границах Нижегородского

управления АО "Волготанкер" не отмечено. Для предотвращения аварий разливов

нефтепродуктов при грузовых операциях на причалах основных нефтебаз

используются шлангующие устройства, отвечающие требованиям "Правил охраны

природы при погрузке и выгрузке", а для бортовой перевалки танкеры

комплектуются грузовыми шлангами, прошедшими гидравлические испытания и

имеющие на них акт. На случай ликвидации последствий аварийного разлива

нефтепродуктов в Нижегородском управлении имеется самоходный

нефтемусоросборщик "НМС-4" и комплект боновых заграждений

Для обслуживания транзитного и местного флота в черте города в навигацию

1995 г. работало 4 судна типа "ОС" проекта 354-К и несамоходная

очистительная станция проекта Р-125, принадлежащие Нижегородскому порту.

Сведения о количестве судовых отходов за навигации 1994-95 гг. (данные

АООТ "Волга-Флот" и "Нижегородский порт") приведены в табл. 1.4.

АО "Волга-Флот" ежегодно проводит следующие работы по снижению

отрицательного воздействия на окружающую среду:

- оборудовано 9 судов станциями очистки сточных и

нефтесодержащих вод;

выполнен капитальный ремонт судовых фекальных цистерн на 6 судах;

- продолжено строительство станции зачистки судов от остатков грузов;

Таблица 1.4.

Количество судовых отходов, принятых на переработку по

Нижегородскому порту, и динамика их образования

|Виды отходов |Количество за навигацию, тонн |

| |1994г. |1995г. |Рост (+), |

| | | |убыль(-) |

|Подсланевые воды |6000 |4600 |-1400 |

|Хозбытовые стоки |15000 |14850 |-150 |

|Сухой мусор |420 |244. |-176 |

- построено самоходное судно по комплексной переработке отходов для

работы в Нижегородском порту;

- теплоход "Константин Коротков" оборудован системой приготовления водо

- топливной эмульсии;

- на 5 судах типа "Волго-Дон" установлена система электронного

управляющего комплекса для экономичного режима движения судна и экономии

топлива.

Выполнение этих и других мероприятий позволило исключить случаи

сверхнормативного загрязнения окружающей среды и получить экономию топлива

- 36,5 т. На выполнение всех мероприятий пароходством затрачено 2,4 млрд.

рублей.

Определенное влияние на чистоту водных объектов и прибрежных территорий

оказывает маломерный флот, базирующийся в водо-охранных зонах рек и озер.

По состоянию на 01.01.96 г. в Областной госинспекции по маломерным судам

(ОГИМС) на учете по Н. Новгороду состоит 3917 маломерных судов. Однако,

уровень эксплуатации маломерных моторных судов ежегодно снижается из-за

дороговизны эксплуатации, снижения рыбных запасов и по другим причинам.

Нижний Новгород - крупный железнодорожный узел.

Сведения по проследованию через ст. Горький - Московский пассажирских и

грузовых поездов (данные Горьковского отделения УГЖД МПС) приведены в табл.

1.5.

Приведенные данные вновь свидетельствуют об уменьшении движения поездов

по отделению дороги в среднем на 5% за год. В определенной степени здесь

сказываются постоянно возрастающие тарифы на перевозки пассажиров и грузов,

таможенные барьеры и т.п.

Таблица 1.5.

Типы и размеры железнодорожных составов и динамика перевозок

|Типы поездов |Средняя |Количество поездов |

| |длина состава | |

| |(кол-во вагонов) | |

| | |1994г. |1995г. |Рост(+), |

| | | | |убыль(-) |

|Пассажирские |20 |13935 |13335 |-600 |

|Грузовые |60 |64311 |60561 |-3750 |

|Пригородные |10 |65472 |65354 |-118 |

Участок Горьковского отделения железной дороги переведен на электрическую

тягу и тепловозы на магистральных перевозках не эксплуатируются. Это

существенно снижает уровень загрязнения атмосферного воздуха от

железнодорожного транспорта. Количество дизель-поездов для перевозки

пассажиров в 1995 г. снизилось по сравнению с 1994 г. на 4 единицы и

составило 6 единиц (Горький-Павлово - 5 ед.; Мыза-Ротка - 1). В маневровых

передвижениях по парку формирования поездов на ст. Горький-Московский и

Горький-Сортировочный эксплуатируются 17 тепловозов типа ЧМЭ-3. При этом за

прошедший год ими выработано 80502 локомотиво-часов, что почти на 9 тыс.

машино-часов меньше, чем в 1994 году.

На отделении дороги ведутся работы по уходу за защитными лесополосами,

что способствует уменьшению шума от движения железнодорожных составов,

особенно в черте города. В прошлом году эти работы выполнены на площади

234,7 га. Посажено 1,8 тысяч саженцев деревьев.

Большое значение для Н.Новгорода имеют воздушные перевозки. Город

располагает международным аэропортом с основным аэродромом, а также

аэропортом местных линий. Кроме того, имеется специальный аэродром,

принадлежащий Нижегородскому авиационному заводу "Сокол".

Значительную часть перевозок в настоящее время составляют, так

называемые, "челночные" и "чартерные" рейсы в государства ближнего и

дальнего зарубежья.

Таблица1.6.

Виды авиационных топлив, используемых воздушными судами, и динамика их

расхода (на режимах посадка-руление-взлёт).

|Вид топлива |Расход топлива, тыс. тонн |

| |1994г. |1995г. |Рост(+), |

| | | |убыль (-) |

|Авиакеросин ТС-1 |53,0 |33,87 |-19,13 |

|Авиабензин Б-91 |0,3 |0,05 |-0,25 |

Использование морально устаревших самолетов приводит к повышенному

расходу топлива по сравнению с зарубежными аналогами, а на обновление парка

самолетов совершенно нет средств.

Кроме загрязнения атмосферного воздуха, авиатранспорт оказывает

значительное шумовое воздействие на окружающую природную среду. В зону

шумового дискомфорта попадает часть Автозаводского, Приокского,

Канавинского, Московского и Сормовского районов.

Используемые аэропортом средства аэронавигации производят

электромагнитное излучение. Наибольшую мощность излучения имеет обзорный

радиолокатор, расположенный на территории аэропорта. Радиус его защитной

зоны составляет 2854 метра при мощности излучения на границе 15 МКВт/см2. В

1996 г. данный локатор будет выведен из эксплуатации.

Загрязнение окружающей природной среды в городе зависит от массы и

качества сожженного на его территории топлива. Реализация бензина и

дизельного топлива производится через автозаправочные станции (АЭС) АО

"Н.Новгород - Нефтепродукт", других владельцев, а также на топливных

заправках промышленных предприятий (ТЗПП). В качестве моторного топлива

автотранспорт использует сжатый природный и сжиженный нефтяной газы.

Сведения о количестве и качестве моторных топлив, использованных

городским транспортом в 1994-95 гг. (данные АО "Н.Новгород - Нефтепродукт",

АО "НОРСИ", ДП "Волготрансгаз" и АООТ "Нижегородоблгаз"), приведены в табл.

1.7.

Таблица 1.7.

|Вид топлива. |Потребление топлива, тыс. тонн |

| |1994г. |1995г. |Рост(+), |

| | | |убыль (-) |

|Автобензин, всего, |191,7 |186,0 |-5,7 |

|в том числе: | | | |

|АИ-95 |2,7 |3,0 |+0,3 |

|АИ-92 (неэтилированный) |49,3 |46,1 |-3,2 |

|А-72; А-76 |70,6 |121,2 |+50,6 |

|(неэтилированный) | | | |

|А-76 (этилированный) |71,8 |15,7 |-56,1 |

|Дизельное топливо |81,6 |66,3 |-15,3 |

|Газ: пропан-бутан (СНГ) |0,9 |0,5 |-0,4 |

|метан (СПГ) (млн. м3) |3,6 |2,12 |-1,48 |

Кроме этого в город поставлялись различные автомасла, керосин, печное

топливо, мазут и т.д.

Одной из главных задач отдела контроля транспорта Нижегородгоркомприроды

в последние годы был перевод автотранспорта на неэтилированный бензин. В

1994 году была разработана соответствующая программа и в 1995 году началось

ее осуществление. Вышло Постановление губернатора области и мэра города о

запрещении использования этилированного бензина на территории Н.Новгорода

через АЗС всех форм собственности. В результате выбросы соединений свинца

от автотранспорта в 1995 году в городе снизились на 17,2 тонны, и в

окружающую среду уже не попадет это количество загрязнений 1-го класса

опасности, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами. Однако, ряд

предприятий (ОАО ГАЗ, АО "Нижегородский авиазавод "Сокол", управление

Горьковской железной дороги, АО "Завод Красное Сормово", АООТ "Этна", ДСП

"Автострада" и др.) по прямым связям, по бартеру, в счет платежей за

поставленную продукцию, по другим причинам получили для использования

этилированный бензин. Всем им будет предъявлен штраф по возмещению

нанесенного окружающей природной среде вреда.

Одним из путей снижения загрязнения окружающей среды от транспорта

является организация сбора отработанных смазочных материалов. В

соответствии с правилами использования смазочных материалов и других

нефтепродуктов все предприятия и организации независимо от форм

собственности должны производить сбор отработанных нефтепродуктов и их

сдачу для регенерации. Если раньше, не сдав на нефтебазу "отработку",

предприятие не могло получить новые масла и смазки, то сейчас, с развитием

предпринимательства, любые масла продаются повсюду свободно: в

кооперативных ларьках, магазинах, а то и просто на автомагистралях, - и

продавцов совершенно не интересует, куда покупатель будет сливать старое

масло. В результате оно сливается на землю, просачиваясь и загрязняя

родники, с ливневыми стоками попадает в водоемы. Особенно плохо обстоит

дело со сбором отработанных нефтепродуктов в гаражных кооперативах, а их в

городе свыше 250, на платных автостоянках, в частном секторе.

Для упорядочения сбора и использования отработанных нефтепродуктов (а из

1000 кг "отработки" после регенерации получается около 800 кг товарных

масел), снижения отрицательного воздействия на окружающую природную среду и

наведения чистоты и порядка в городе отделом контроля транспорта комитета

подготовлено и главой администрации г. Н. Новгорода подписано распоряжение

№ 828-р от 12.04.95 г. "О мерах по сбору отработанных нефтепродуктов". Этим

распоряжением руководителям всех предприятий, организаций, гаражных

кооперативов, владельцам автостоянок предписано до 01.06.95 г. организовать

сбор и сдачу на регенерацию отработанных нефтепродуктов, а объединению

"Н.Новгород - Нефтепродукт" на базе Сормовской нефтебазы организовать

пункты их приема.

Справка: за 1995 г. в Н. Новгороде реализовано около 790 т масел и

смазочных материалов. Это значит, что примерно такое же количество старых

масел было заменено и часть из них попала на рельеф, загрязнив окружающую

природную среду. Для помощи мелким организациям и гаражным кооперативам в

сдаче отработанных масел при Сормовской нефтебазе создано специальное

предприятие, которое по заявкам откачивает собранные нефтепродукты и

собственным транспортом отвозит их на переработку.

Другое направление деятельности по снижению вредного воздействия

транспорта - это расширение использования альтернативных видов моторных

топлив, в частности, сжатого природного газа (СПГ) - наиболее экологически

чистого вида топлива. Разработана региональная программа по развитию

автомобильного транспорта на природном газе в г. Н. Новгороде и начальный

этап ее реализации - это перевод на СПГ технологического транспорта,

осуществляющего внутригородские перевозки. Первое из них - АООТ

"Хлебавтосервис" в 1995 году произвело переоборудование 16 бензиновых

автомобилей, доставляющих в магазины города хлеб. На эти цели из

Внебюджетного экологического фонда г. Н.Новгорода автопредприятию был

выделен льготный кредит. Срок окупаемости затрат на переоборудование за

счет значительной разницы в стоимости бензина и сжатого природного газа (в

2 раза дешевле) составил 4 месяца, в дальнейшем эксплуатация газобаллонных

автомобилей стала приносить прибыль, и АООТ "Хлебавтосервис" смогло

досрочно вернуть полученный кредит. Подобная практика будет продолжена: ряд

предприятий уже подали заявки, и в будущем году планируется переоборудовать

около 100 грузовых бензиновых автомобилей. Но переоборудование автомобилей

- это лишь часть программы. Важно обеспечить необходимое и своевременное

техническое обслуживание и ремонт газобаллонной аппаратуры,

освидетельствование автомобильных газовых баллонов. Иначе эксплуатация

газобаллонных автомобилей на газе станет затруднительной.

Для решения этого вопроса и в соответствии с комплексной программой в г.

Н. Новгороде будет создан специализированный центр по ремонту и

обслуживанию ГБУ, техническому освидетельствовании автомобильных газовых

баллонов. Помещения для размещения "Центра ГБА" выделило АООТ

"Хлебавтосервис". Кроме этого, необходимо развивать сеть передвижных

газовых заправщиков (ПАГЗ), создавать малогабаритные АГ ИКС, многотопливные

АЭС. Осуществление этой программы даст возможность снизить загрязнение

атмосферного воздуха каждым автомобилем, работающим на сжатом природном

газе, по сравнению с бензиновым:

- по оксидам углерода - примерно в 5 раз;

- по оксидам азота - в 2 раза;

- по углеводородам (не считая метана) - в 5 раз;

- по канцерогенным веществам - в 100 раз.

Кроме этого, сокращается потребность региона в бензине.

В 1995 г. была продолжена работа по использованию на транспорте средств

энергоресурсо-сбережения (ЭРС). Это различные покрытия, присадки к маслам и

топливам, устройства, повышающие компрессию двигателя, уменьшающие

выработку трущихся поверхностей деталей, улучшающие качество топливной

смеси, технологии и прочее, позволяющие улучшить экологическую обстановку в

городе от воздействия транспорта, снизить энергоресурсо-потребление. Свыше

30 автопредприятий и организаций при эксплуатации своего транспорта

использовали такие препараты, как комплекс антифрикционных

противоизносных покрытий "Аспект-Модификатор" (АМ), восстановители

металлических поверхностей "РиМЕТ" для двигателя, трансмиссии и ходовой

части, устройства интенсификации смесеобразования (УИС) для снижения

токсичности отработавших газов и другие. Большую помощь предприятиям в

использовании указанных средств оказывало ГП "Нижегородавтотранс" и фирма

"Нижегородтранссервис", имеющие опыт применения различных средств защиты

окружающей среды и энергоресурсосбережения на транспорте. По решению

Нижегородгоркомприроды средства ЭРС предоставлялись природопользователям в

счет их платы за загрязнение окружающей среды от транспорта.

Большой проблемой для транспортников была утилизация изношенной

авторезины с металлокордом. В течение 1995 г. в г. Кстово на шиноремонтном

заводе осуществлялись монтаж и наладка установки по переработке такой

авторезины. С ее пуском проблемы утилизации шин с металлокордом для Н.

Новгорода будут решены.

3. Сброс загрязняющих веществ.

Важнейшей причиной неудовлетворительного экологического состояния рек

Волги и Оки и внутренних водоемов в черте города является мощное

антропогенное загрязнение промышленными стоками. Недостаточная

обеспеченность очистными сооружениями предприятий, низкий технологический

уровень очистки сточных вод, слабая производственная дисциплина и

низкий уровень эксплуатации имеющихся очистных сооружений приводит к

поступлению в водоемы от проминдустрии города огромного количества

загрязнений.

Так, в 1995 году от 58 предприятий города, имеющих сброс производственных

и ливневых стоков в водоемы города, поступило около 5,4 т солей тяжелых

металлов; 4,8 т алюминия;160,0 т железа; 380,0 т нефтепродуктов; около 4,0

тыс. т взвешенных веществ; 1,4 тыс. т сульфатов; 1,0 тыс. т хлоридов. Для

более наглядного сравнения - это почти 4 железнодорожных шестидесятитонных

вагона ежемесячно, и это на протяжении всего года и ранее предшествующих

десятилетий. Следует отметить, что по сравнению с 1994 произошло уменьшение

массы сброса по следующим ингредиентам: по алюминию на 7 т, по железу на 95

т, по сульфатам на 85 т, по хлоридам на 123 т, по солям тяжелых металлов на

4 т, несмотря на то, что в результате инспекционной работы, выявлено еще 16

предприятий, имеющих сброс в открытые водоемы. Это объясняется

продолжающимся спадом производства и тем, что в 1995 году комитет приступил

к работам по ликвидации сбросов предприятиями города в открытые водоемы и

опломбированию имеющихся аварийных выпусков. В 1995 г. прекращен сброс

ливневых стоков в р. Борзовку и далее в р. Оку с таких предприятий как

"Завод штампов и прессформ» ОАО ГАЗ и "Завод коробок скоростей" ОАО ГАЗ,

ликвидирован сброс в р. Оку

производственных стоков из технологического бассейна завода "Новая сосна"

ОАО ГАЗ. При этом в водоемы не поступило 75 тыс. куб. м /год стоков,

содержащих 26,8 т загрязняющих веществ, в том числе : взвешенных веществ -

2,5 т, нефтепродуктов - 1 т, железа - 0,7 т, солеи тяжелых металлов - 0,023

т. Проведена работа по прекращению сброса промывных вод с фильтровальной

станции водопровода "Малиновая гряда", ведутся строительно- монтажные

работы по ликвидации сброса на "Ново-Сормовской" водопроводной станции и

проектные работы на "Слудинской" водопроводной станции. Опломбированы

аварийные выпуски на поселковой КНС и КНС - 4 АО "Этна", КНС "Кавказ" и КНС

- 14 МП "Водоканал".

Крайне экологически неблагополучная обстановка продолжает оставаться на

р.Ржавке. ОАО "Этна" является основным поставщиком загрязнений. С

производственными сточными водами предприятия в 1995 году было сброшено 49

т солей тяжелых металлов и железа, что составляет 1/3 часть сброса

промышленных предприятий города в целом.

Количество взвешенных веществ в ливневых водах значительно выше, чем в

постоянных водотоках, поэтому при равной концентрации металлов во взвесях с

ливневыми потоками мигрирует значительно большая масса металлов. При

осаждении взвесей на механических геохимических барьерах происходит

накопление металлов в донных отложениях. С высокой степенью достоверности

можно предсказать наличие мощного слоя техногенных донных отложений с

аномальными содержаниями ряда тяжелых металлов в руслах малых рек города.

Несомненно, что в загрязнении поверхностного стока значительно влияние

выпадений из атмосферы. Данные по приносу вещества с атмосферной пылью и

его поступлению в водотоки со взвесью в стоке талых вод имеют близкий

порядок. Но далеко не все загрязнения, выпадающие из атмосферы, смываются

поверхностным стоком, что свидетельствует о значительной роли неатмосферных

источников в поставке техногенных загрязнений в ливневом стоке.

Поверхностный сток является крупным поставщиком загрязняющих веществ за

счет смыва верхней части почвенного покрова, атмосферных выпадении,

продуктов разрушения строительных сооружений, автодорог, размыва свалок и

т.д. Разбрасывание в зимнее время на дорогах города поваренной соли

приводит к накоплению в снеге хлоридов и солей натрия. Эти соединения при

таянии снега с поверхностным стоком поступают в городские водоемы.

С промышленными стоками в канализационную систему попадают нефтепродукты,

фенолы, минеральные и органические взвеси, хлориды, сульфаты, нитраты,

аммиак, тяжелые металлы, группа сложных органоминеральных химических

соединении. Широкая ассоциация тяжелых металлов в сточных водах характерна

не только для традиционно "грязных" производств (например, гальванические

участки), где эти элементы используются в технологическом цикле, но даже

для пищевой и легкой промышленности.

Загрязнение сферы обитания человека ионами цветных и тяжелых металлов

является острейшей экологической проблемой г. Н. Новгорода, обладающего

развитой промышленностью.. Этот вид загрязнении, вызывающий интенсивное

разрушение генофонда и целый спектр патологий (в том числе онкологических),

вышел по степени опасности на первое место, оставив позади такие

специфические загрязнения, как радионуклиды и пестициды.

Вызывает тревогу состояние очистных сооружений завода "Нормаль".

Пятисуточный мониторинг качества стоков завода показал объективную картину

уровня загрязнений. По таким показателям, как цинк, концентрация достигла

19,9 мг/л, кадмий - до 1,2 мг/л, что показывает "транзитный" характер

прохождения стоков через очистные сооружения. На основании этого завод

поставлен на жесткий контроль со всеми вытекающими последствиями.

Аналогичная ситуация наблюдалась весной на "Масложиркомбинате" и привела к

взысканию сверхнормативной платы на сумму 392 млн. рублей.

Неблагополучная обстановка обнаружена на заводских очистных сооружениях

акционерного общества "ГАЗ", веденных в эксплуатацию в 1975 году и

предназначенных для механической очистки стоков завода от взвешенных

веществ и нефтепродуктов. Проект очистных сооружений был разработан в 1972

году институтом "Сантехпроект" и предусматривал очистку стоков на

песколовках и нефтеотделителях. Технология любого вида очистки заключается

не только в извлечении загрязняющих веществ из стоков, но и в дальнейшем их

обезвоживании с целью захоронения на специально оборудованном полигоне.

Проект обезвоживания на иловых картах осадка, образующегося при очистке

стоков, выполнен проектным управлением ОАО ГАЗ.

Отчет по объему осадкообразования за 1995 год, представленный заводом,

вызвал сомнение и потребовал вмешательства инспекционной службы отдела

контроля за состоянием поверхностных и подземных вод

Нижегородгоркомприроды. В результате выявлены как эксплуатационные

нарушения в части механической очистки стоков, заключающиеся в отсутствии

сбора нефтепродуктов и размывании образующегося осадка, так и неправильно

принятые решения при проектировании иловых карт. Вследствие чего уловленные

при очистке стоков загрязнения, в конечном счете, поступают с переполненной

иловой карты в канализационные сети. При этом теряется изначальное

предназначение механической очистки и образуется свыше 40 млн. м3/год

загрязненных стоков. Комитет вынужден в 1996 г. принять кардинальные

меры по устранению фактов нарушения и пересмотру условий природопользования

завода.

Таким образом, существует очень много нерешённых проблем для оздоровления

экологической ситуации города, но стоит отметить, что «лёд тронулся».

Действует спецвзвод при УГАИ УВД по борьбе с правонарушениями в области

экологии, проводятся операции «Чистый воздух», «Чистая вода», «Автостоянка»

(состояние территории, сбор отработанных нефтепродуктов) и др. Хочется

надеяться, что всё это приведёт к оздоровлению экологической обстановки в

таком крупном центре как Нижний Новгород.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.