|
Экологическая обстановка города|Древесные отходы |400,0 | |Галитовые отходы |400,0 | |Сырой жом сахарных заводов |360,0 | |Твердые бытовые отходы* |350,0 | |Шлаки черной металлургии |320.0 | |Фосфогипс |140.0 | |Отходы пищевой промышленности (без сахарных заводов) |130.0 | |Шлаки цветной металлургии |120,0 | |Осадки стоков химических заводов |90,0 | |Глинистые шламы |70,0 | |Строительный мусор |50,0 | |Пиритные огарки |30,0 | |Горелая земля |30,0 | |Хлорид кальция |20,0 | |Автопокрышки |12,0 | |Бумага (пергамент, картон, промасленная бумага) |9,0 | |Текстиль (ветошь, пух, ворс, промасленная ветошь) |8,0 | |Растворители (спирты, бензол, толуол и т.д.) |8,0 | |Резина, клеенка |7,5 | |Полимерные отходы |5,0 | |Костра от производственного льна |3,6 | |Отработанный карбид кальция |3,0 | |Стеклобой |3,0 | |Кожа, шерсть |2,0 | |Аспирационная пыль (кожа, перо, текстиль) |1.2 | |* Твердые бытовые отходы состоят из: бумага, картон - 35%, пищевые | |отходы - 30%, стекло - 6%, дерево - 3%, текстиль - 3,5%, черные | |металлы - 4%. Кости - 2,5%, пластмассы - 2%, кожа, резина - 1,5%, | |цветные металлы - 0,2%, прочее - 13,5 %. | С начала 70-х до конца 80-х в Сибири и в России в целом бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Сегодня только Москва выбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов примерно по 1 т на каждого жителя! Для сибирских городов этот показатель меньше, но при сегодняшних темпах производства, учитывая начавшийся устойчивый экономический рост, вскоре, к сожалению, он будет актуален и для нас. Как видно из приведенных примеров масштабы загрязнения окружающей среды городскими отходами таковы, что острота проблемы нарастает с каждым днём. Глава II.Пути решения экологических проблем. Рассмотрев основные экологические проблемы городов и городов Сибири в частности, рассмотрим возможные пути решения этих проблем. Загрязнение окружающей среды автотранспортом. Совершенствование двигателя внутреннего сгорания. Это технически вполне реальное направление может снизить удельное потребление топлива на 10—15%, а также уменьшить объемы выбросов на 15—20%. Бесспорно, что этот путь может стать весьма эффективным в самое ближайшее время, поскольку не требует серьезных перестроек ни в автомобилестроении, ни в системе обслуживания и эксплуатации автомобиля. Здесь следует лишь учесть то, что реальный экологический эффект этих мероприятий не столь высок, как представляется на первый взгляд, поскольку, например, снижение объемов выбросов угарного газа в значительной мере восполняется увеличением выбросов окислов азота. Перевод двигателя внутреннего сгорания на газообразное топливо. Существующий многолетний опыт эксплуатации автомобиля на пропан- бутановых смесях показывает высокий экологический эффект. В автомобильных выбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов и углеводородов, однако уровень выбросов окислов азота остается достаточно высоким. Кроме того, применение газовых смесей пока возможно лишь на грузовых автомобилях и требует налаживания системы газозаправочных станций, поэтому возможности данного решения в настоящее время еще ограничены. Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топливо часто рекламируется как чуть ли не идеальное решение проблемы, однако при этом часто забывают, что окислы азота образуются и при использовании водорода и что добыча, горение и транспортировка больших объемов водорода связаны с большими техническими трудностями, небезопасны и весьма накладны в экономическом отношении. В городе, насчитывающем несколько сот тысяч автомобилей, пришлось бы иметь громадные запасы водорода, одно хранение которых потребовало бы (для обеспечения безопасности населения) отчуждения громадных территорий. Если учесть при этом, что это дополнялось бы развитой сетью заправочных станций, то такой город был бы весьма небезопасен для его жителей. Даже если предположить, что будет найдено экономически приемлемое решение проблемы хранения водорода (в том числе в самих автомобилях) в связанном состоянии, то эта проблема, по нашему мнению, едва ли будет перспективной в ближайшие десятилетия. Замена автомобиля электромобилем также весьма интенсивно рекламируется в популярной литературе, однако в настоящее время она столь же мало реальна, как и предыдущее предложение. Во-первых, даже самые совершенные аккумуляторы наряду со значительным собственным весом, ухудшающим параметры автомобиля, требуют для своей зарядки энергии в несколько раз больше, чем ее затрачивает при равной работе обычный автомобиль. Тем самым электромобиль, являясь самым расточительным, в энергетическом отношении, средством транспорта, снижая загрязнение среды в месте своей эксплуатации, резко увеличивает его в месте производства энергии. Во- вторых, производство аккумуляторов требует значительного количества ценных цветных металлов, дефицит которых растет едва ли не быстрее, чем дефицит нефти и газа. И, в-третьих, электромобиль, практически «чистый» для городской улицы, не является таковым для самого автомобилиста, поскольку при работе аккумуляторов происходит постоянное выделение многих токсичных веществ, которые неизбежно попадают в салон электромобиля. Даже если предположить, что все вышеуказанные проблемы были бы технически разрешены, следует учесть, что на перестройку всей автомобильной промышленности, смену автопарка, перестройку систем обслуживания и эксплуатации транспортных средств потребовались бы не один десяток лет и несколько десятков, если не сотен миллиардов долларов. Поэтому аккумуляторный автомобиль едва ли сможет стать перспективным решением проблемы загрязнения окружающей среды автотранспортом. Помимо разобранных выше существуют десятки других технических решений, многие из которых доводятся до опытных образцов. Среди них есть как бесперспективные, например автомобиль с маховиковым аккумулятором, который может хорошо двигаться лишь по идеально ровной и прямой дороге – в противном случае гироскопический эффект маховика будет серьезно мешать управлению, так и достаточно перспективные «гибридные» конструкции. Среди последних весьма любопытна идея грузового троллейбуса с аккумулятором для межлинейных передвижений, реализация которой, при условии совершенствования токоприемников и реконструкции токоприводов, может резко уменьшить загрязнение воздушного бассейна, в особенности в центрах городов. Помимо совершенствования самих средств транспорта серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы городов могут внести планировочные мероприятия, мероприятия по совершенствованию управления автомобильными потоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города. Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшить загрязнение его воздушного бассейна. Переработка отходов При разработке совместимой с окружающей средой системы переработки отходов ставятся следующие (по порядку важности) главные задачи: 1. Снижение количества отходов уже в процессе производства продукции. Уменьшение отходов за счет их сортировки при сборе. Широкое вторичное использование материалов, полученных из отходов. Удаление остающихся после переработки отходов с минимально возможным риском для окружающей среды и здоровья человека. В мире существует несколько видов утилизации отходов: 1. складирование; 2. сжигание; 3. компостирование (неприменимо для отходов, содержащих токсичные вещества); 4. пиролиз. Наиболее распространенным способом в Сибири, да и в России в целом, является складирование, из-за этого засоряются огромные территории, отводящиеся под свалки мусора. Мы можем ознакомиться со способами утилизации отходов в других странах и оценить их последствия. Около 90 % отходов в США до сих пор закапывается. Но свалки в США быстро заполняются, и страх перед загрязнениями подземных вод делает их нежелательными соседями. Желая уменьшить этот риск, власти Чикаго с августа 1984 г. объявили мораторий на разработку новых площадей под свалку до тех пор, пока не будет разработан новый вид мониторинга, следящего за перемещением метана, так как если не проконтролировать его образование, он может взорваться. Даже простое захоронение отходов является дорогостоящим мероприятием. С 1980 по 1987 гг. стоимость захоронения отходов в США возросла с 20 до 90 долларов за 1 т. Тенденция к удорожанию сохраняется и сегодня. В густо населенных районах Европы способ захоронения отходов, как требующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземных вод, был предпочтен другому – сжиганию. Первое систематическое использование мусорных печей было опробовано в Нотингеме, Англия, в 1874 г. Сжигание сократило объем мусора на 70-90 %, в зависимости от состава, поэтому оно нашло свое применение по обе стороны Атлантики. Густонаселенные и наиболее значимые города вскоре внедрили экспериментальные печи. Тепло, выделяемое при сжигании мусора, стали использовать для получения электрической энергии, но не везде эти проекты смогли оправдать затраты. Большие затраты на них были бы уместны тогда, когда не было бы дешевого способа захоронения. Многие города, которые применили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состава воздуха (табл. 9,10). Но и в настоящее время в развитых странах сжигаются до 50% всех отходов. Таблица 8 Эмиссия вредных веществ из установок сжигания мусора (мг / л) (12, с.14) |Вредные вещества |Содержание в неочищенных дымовых | | |газах | |HCl |400...1150 | |HF |2...20 | |SO2 |200...800 | |NOх |150...400 | |CO |20...600 | |Органические вещества |300...500 | |Пыль |800...15000 | Таблица 9 Среднее содержание металлов в пылеобразных частицах дыма мусоросжигательной печи (10 проб, среднее содержание пыли в отходящих топочных газах 88 мг / м3 ) (12, с.23) |Состав пыли |Концентрация, |Состав пыли |Концентрация, | | |мг / м3 | |мг / м3 | |Алюминий |12,056 |Олово |0,167 | |Цинк |3,080 |Кадмий |0,071 | |Свинец |1,760 |Хром |0,044 | |Медь |0,185 |Ртуть |0,001 | Захоронение отходов осталось в числе наиболее популярных методов решения данной проблемы. Примерно 2/3 всех отходов бытового и производственного происхождения складируют в хранилищах-свалках. Такие хранилища занимают большие площади, являются источниками шума, пыли и газов, образующихся в результате химических и анаэробных биологических реакций в толще, а также источниками загрязнения грунтовых вод в результате образования на открытых свалках просачивающихся вод. Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки. Экономическая целесообразность способа переработки отходов зависит от стоимости альтернативных методов их утилизации, положения на рынке вторсырья и затрат на их переработку. Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, наиболее эффективный способ решения проблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходов будет неуклонно расти. Шумовое загрязнение Наличие шумового загрязнения, характерного практически для всех городов Сибири, является такой же острой проблемой как и атмосферное, а следовательно необходимо искать методы по ее решению. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции). Зеленые насаждения Для улучшения охраны зеленых зон и лесопарковых территорий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения, это достаточно актуально для городов Сибири, т.к. в большинстве случаев это города с достаточно развитой промышленностью и вредным производством. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах и других лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства. Надо сказать, что в данное время в этой области очень много нарушений, что связано с плохо развитой законодательной системой. Но мы надеемся, что вскоре она будет совершенствоваться, и в этой области хозяйства жизнь войдет в свое прежнее русло. Программа экологического оздоровления Новосибирска И в заключение можно сказать несколько слов о комплексной программе по улучшению экологического состояния города. Отмечено, что уровень загрязнения атмосферы Новосибирска за последние годы снизился вдвое, но, тем не менее, продолжает оставаться высоким. Основные «отравители» - электростанции, котельные, промпредприятия. Печи частного сектора поставляют в атмосферу 12-15 тыс. т вредных веществ ежегодно. Но враг номер один для городской экологии – автомобильный транспорт. Лишь за последние 3 года количество машин увеличилось на 25%. С 1 января 1999 года городские власти постановили перейти на использование экологически более чистого неэтилированного бензина. Эффект таков: в легкие гаражан теперь попадает меньше диоксида серы – на 500 тонн и соединений свинца – на 30 с лишним. Есть планы перевода автотранспорта на сжатый газ, еще более чистый, используемый во многих странах. Это приведет к снижению выбросов окислов водорода в 3-4 раза, окислов азота – на 15-20%, дымность выхлопных газов – в 8-10 раз. Чистота вод – еще одна серьезная проблема больших городов. Хотя за последние 5 лет на 9 млн. м3 сократился сброс сточных вод в Обь и малые реки – Иню, Плющиху, Ельцовку-1, они нуждаются в защите. Обь и Иню травят преимущественно наши соседи из сопредельных территорий, откуда вода попадает в наши реки транзитом. А малые речушки страдают от родных новосибирских предприятий, сливающих в них отходы, «обогащенные» нефтепродуктами, фенолами, шестивалентным хромом и прочей химией, плюс к этому – хозбытовые сточные воды. Нуждается в совершенствовании система сбора и удаления с территории города промышленных и бытовых отходов. В последнее время ликвидировано около 400 стихийных свалок, но они будут возникать по-прежнему, если не решить проблему радикально. Здесь возможны варианты: организовать сортировку, брикетирование ТБО, складирование их на полигонах. Или термическую переработку с получением тепловой энергии для нужд города. Легкие города тоже нужно подлечить. На каждого жителя зеленых насаждений приходится у нас сейчас меньше, чем в среднем по России. За 50 последних лет плотная застройка поглотила большое количество площадок с зелеными насаждениями. Озеленение города, конечно, идет – 60тыс. деревьев высаживается ежегодно, но этого уже не достаточно. Поэтому одна из важных задач, которую поставили городские власти, - интенсивно развивать садово- парниковое хозяйство, системно заниматься озеленением территорий огромного мегаполиса. С геологическими особенностями города, который на 70% расположен на гранитном массиве, связана необходимость специальных мер, направленных на снижение воздействия на людей природных радионуклидов. И вместе с тем – от техногенных радиоактивных источников (вспомним, что на территории города находится НЗХК, оловокомбинат – предприятия в этом смысле специфические). Решение всего комплекса названных проблем изложено в программе. Прописаны основные направления природоохранной деятельности в области защиты воздушного бассейна, окружающей среды от отходов производства и потребления, озеленения, обеспечения радиологической безопасности и др. По этим направлениям запланировано около 100 мероприятий: строительство новых магистралей, газопроводов, очистных сооружений, коллекторов, перевод котельных на газ и т.д. Финансирование предполагается за счет средств предприятий, городского бюджета и внебюджетных источников. Ежегодные затраты на реализацию программы оценены в 80-100 млн. рублей. Есть, впрочем, мероприятия не затратные, но крайне необходимые. Речь идет о непрерывном экологическом образовании, просвещении и воспитании населения города. И о совершенствовании системы управления природоохранной деятельностью. Понятно, что огромный воз копившихся десятилетиями проблем с места легко не сдвинуть. Улучшение экологии – дело не одного года и даже не ближайших 5 лет, на которые рассчитана программа. Поэтому кроме перечня первоочередных мероприятий составлен перечень перспективных. Сюда отнесены разработка экологического паспорта города, строительство 3 моста через Обь; строительство полигона для захоронения токсичных промышленных отходов, внедрение экологически безопасных технологий переработки отходов. Есть намерение создать в перспективе электронный атлас Новосибирска с отражением всех факторов, влияющих на показатели качества окружающей среды и здоровье населения. Заключение. Итак, в настоящей работе нами были рассмотрены некоторые аспекты экологической обстановки в городах Сибири, а также взаимоотношения городов с окружающей средой. Чтобы полностью не разрушить место своего обитания, человеку необходимо очень бережно относиться к окружающей среде. Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной с вмешательством в природную среду. Это очень актуально для городов Сибири с их развитой и высококонцентрированной промышленностью. Должны приниматься все возможные меры по очистке окружающей среды. Наше будущее - в наших руках, и мы должны защищать природу, улучшать экологическую обстановку, делать все для сохранения мира для наших детей, ведь на нас мир не кончается. Список использованной литературы 1. Баранов А.В. Урбанизация и социальные лимиты жизни человека // Урбоэкология. М.,1990. 2. Вишаренко В. С. Принципы управления качеством окружающей среды городов // Урбоэкология. М., 1990. 3. Владимиров В.В. Идеи экологии человека в управлении городом // Урбоэкология. М., 1990. 4. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. М..Недра,1982 5. Города и окружающая среда. Космические исследования. М., Мысль,1982 6. Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека // Урбоэкология. М., 1990. 7. Казначеев В.П., Прохоров Б.Б., Вишаренко В.С. Экология человека и экология города: комплексный подход // Экология человека в больших городах. Л., 1988. 8. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука, 1987 9. Охрана окружающей среды/ Справочник. Составитель Л. П. Шариков. 10. Ревич Б.А., Сает Ю.Е. Эколого-геохимическая оценка окружающей среды промышленных городов // Урбоэкология. М., 1990. 11. Смирнова Л. Оздоравливать экологию будем по программе// Ведомости областной администрации – 2000 – 11 февраля. 12. Экологическая химия. Пер. с нем. Под редакцией Ф. Корте М.: Мир 1996 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |