бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологические кризисы

может стать больше, чем в воде, в сотни и даже тысячи раз.

В 1956 году в Минамата (остров Кюсю, Япония) разразилась эпидемия

неизвестной болезни с полным расстройством центральной нервной

системы. У людей ухудшились зрение, слух, нарушалась речь, терялся разум,

движения становились неуверенными, сопровождались дрожью. Болезнь Минамата

охватила несколько сотен человек, в 43 случаях был зарегистрирован

смертельный исход. Оказалось, что виновником был химический завод на

берегу бухты. Тщательные исследования, которым администрация завода

первоначально чинила всяческие препятствия, показали, что в его сточных

водах содержатся соли ртути, которые используются при производстве

ацетальдегида в качестве катализаторов. Соли ртути и сами ядовиты, а под

действием специфических микроорганизмов в бухте они превращались в

исключительно ядовитую метилртуть, которая концентрировалась в тканях рыб в

500 тысяч раз. Этой рыбой и отравлялись люди.

Разбавление промышленных стоков и тем более растворов удобрений и

пестицидов с сельскохозяйственных полей происходит часто уже в самих

природных водоемах. Если водоем непроточный или слабопроточный, то сброс в

него органических веществ и удобрений ведет к переизбытку питательных

веществ — эвтрофикации и зарастанию водоема. Сначала в таком водоеме

накапливаются питательные вещества и бурно разрастаются водоросли, главным

образом микроскопические синезеленые. После их отмирания биомасса

опускается на дно, где происходит ее минерализация с потреблением большого

количества кислорода. Условия в глубинном слое такого водоема становятся

непригодными для жизни рыб и других организмов, нуждающихся в кислороде.

Когда весь кислород исчерпан, начинается бескислородное брожение с

выделением метана и сероводорода. Тогда происходит отравление всего водоема

и гибель всех живых организмов (кроме некоторых бактерий). Такая незавидная

судьба грозит не только озерам, в которые сбрасываются бытовые и

промышленные стоки, но и некоторым замкнутым и полузамкнутым морям.

Ущерб водоемам, в особенности рекам, наносится не только увеличением

объема сбрасываемых загрязнений, но и уменьшением способности водоемов к

самоочищению. Яркий пример тому—нынешнее состояние Волги, которая

представляет собой скорее каскад слабопроточных водохранилищ, чем реку в

исконном смысле этого слова. Ущерб очевиден: это и ускорение загрязнения, и

гибель водных организмов в местах водозабора, и нарушение привычных

миграционных движений, и потеря ценных сельскохозяйственных угодий, и

многое другое. А компенсируется ли этот ущерб производимой на

гидроэлектростанциях энергией? Следует заново рассчитать все за и против с

учетом современных экологических требований существования людей. И может

оказаться, что целесообразнее разобрать некоторые плотины и ликвидировать

водохранилища, чем из года в год терпеть убытки.

Физическое загрязнение вод создается сбросом в них тепла или

радиоактивных веществ. Тепловое загрязнение связано главным образом с тем,

что используемая для охлаждения на тепловых и атомных электростанциях вода

(и соответственно около 1/3 и 1/2 вырабатываемой энергии) сбрасывается в

тот же водоем. Вклад в тепловое загрязнение вносят также некоторые

промышленные предприятия. С начала нынешнего столетия вода в Сене потеплела

более чем на 5°, а многие реки Франции перестали замерзать зимой. На

Москве-реке в пределах Москвы зимой теперь редко можно увидеть льдины, а

недавно в местах впадения некоторых речек (например, Сетуни) и сбросов

теплоэлектроцентралей наблюдались полыньи с зимующими на них утками. На

некоторых реках промышленного востока США еще в конце 60-х годов вода

нагревалась летом до 38? и даже до 48?.

При значительном тепловом загрязнении рыба задыхается и погибает, так

как ее потребность в кислороде растет, а растворимость кислорода

уменьшается. Количество кислорода в воде уменьшается еще и потому, что при

тепловом загрязнении происходит бурное развитие одноклеточных водорослей:

вода «зацветает» с последующим гниением отмирающей растительной массы.

Кроме того, тепловое загрязнение существенно повышает ядовитость многих

химических загрязнителей, в частности тяжелых металлов.

При нормальной работе ядерных реакторов в охлаждающее вещество, в

качестве которого применяется главным образом вода, могут попасть нейтроны,

под действием которых атомы этого вещества и примеси, прежде всего продукты

коррозии, становятся радиоактивными. Кроме того, защитные циркониевые

оболочки тепловыделяющих элементов могут иметь микротрещины, через которые

в охлаждающую жидкость могут попадать продукты ядерных реакций. Хотя такие

отходы слабоактивны, они все же могут повышать общий фон радиоактивности.

При авариях отходы могут оказаться более активными. В природных водоемах

радиоактивные вещества подвергаются физико-химическим превращениям —

концентрации на взвешенных частицах (адсорбция, в том числе ионообменная),

осаждению, осадкообразованию, переносу течениями, поглощению живыми

организмами, накоплению в их тканях. В живых организмах накапливаются

прежде всего радиоактивная ртуть, фосфор, кадмий, в грунте — ванадий,

цезий, ниобий, цинк, в воде остаются сера, хром, йод.

Загрязнение океанов и морей происходит вследствие поступления

загрязняющих веществ с речным стоком, их выпадения из атмосферы и, наконец,

благодаря хозяйственной деятельности человека непосредственно на морях и

океанах. По данным, относящимся к первой половине 1980-х годов, даже в

таком море, как Северное, куда впадают Рейн, Эльба, собирающие стоки из

обширной промышленной зоны Европы, количество свинца, приносимое

реками, составляет лишь 31 процент от суммарного, тогда как на атмосферный

источник приходится 58 процентов. остальное падает на промышленные и

бытовые стоки из прибрежной зоны.

С речным стоком, объем которого составляет около 36—38 тысяч

кубокилометров, в океаны и моря поступает огромное количество загрязнителей

во взвешенном и растворенном виде. По некоторым оценкам, этим путем в океан

ежегодно попадает более 320 миллионов тонн железа, до 200 тысяч тонн

свинца, 110 миллионов тонн серы, до 20 тысяч тонн кадмия, от 5 до 8 тысяч

тонн ртути, 6,5 миллиона тонн фосфора, сотни миллионов тонн органических

загрязнителей. Особенно достается внутренним и полузамкнутым морям, у

которых отношение площадей водосбора и самого моря больше, чем у всего

Мирового океана (например, у Черного моря оно равно 4,4 против 0,4 у

Мирового океана). По минимальным оценкам, со стоком Волги в Каспийское море

поступает 367 тысяч тонн органики, 45 тысяч тонн азота, 20 тысяч тонн

фосфора, 13 тысяч тонн нефтепродуктов. Отмечается высокое содержание

хлорорганических пестицидов в тканях осетровых рыб и килек — главных

объектов промысла. В Азовском море с 1983 по 1987 год содержание пестицидов

выросло более чем в 5 раз. В Балтийском море за последние 40 лет содержание

кадмия выросло на 2,4 процента, ртути — на 4, свинца — на 9 процентов.

Поступающие с речным стоком загрязнения распределяются неравномерно

по акватории океана. Около 80—95 процентов взвешенного вещества и от 20 до

60 процентов растворенного вещества речного стока теряется в дельтах и

эстуариях рек и не проникает в океан. Та часть загрязнений, которая все-

таки прорывается через области «лавинного осаждения» в устьях рек,

перемещается в основном вдоль берега, оставаясь в пределах шельфа. Поэтому

роль речного стока в загрязнении открытого океана не столь велика, как это

думали раньше.

Атмосферные источники загрязнения океана по некоторым видам

загрязнителей сравнимы с речным стоком. Это касается, например, свинца,

средняя концентрация которого в водах Северной Атлантики за сорок пять лет

повысилась с 0,01 до 0,07 миллиграмма на литр и уменьшается с глубиной,

прямо указывая на атмосферный источник. Ртути из атмосферы поступает почти

столько же, сколько и с речным стоком. Половина пестицидов, содержащихся в

океанских водах, также поступает из атмосферы. Несколько меньше, чем с

речным стоком, из атмосферы в океан поступает кадмия, серы, углеводородов.

Нефтяное загрязнение. Особое место занимает загрязнение океана нефтью и

нефтепродуктами. Естественное загрязнение происходит в результате

просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе.

Например, в проливе Санта Барбара у побережья Калифорнии (США) таким путем

поступает в среднем почти 3 тысячи тонн в год; это просачивание было

обнаружено еще в 1793 году английским мореплавателем Джорджем Ванкувером.

Всего в Мировой океан поступает из естественных источников от 0,2 до 2

миллионов тонн нефти в год. Если взять нижнюю оценку, которая

представляется более надежной, то окажется, что искусственный источник,

который оценивается в 5—10 миллионов тонн в год, превышает естественный в

25—50 раз.

Около половины искусственных источников создает деятельность людей

непосредственно на морях и океанах. На втором месте находится речной сток

(вместе с поверхностным стоком с прибрежной территории) и на третьем —

атмосферный источник. Советские специалисты М. Нестерова, А. Симонов,

И. Немировская дают следующее соотношение между этими источниками —

46:44:10.

Наибольший вклад в нефтяное загрязнение океана вносят морские перевозки

нефти. Из 3 миллиардов тонн нефти, добываемых в настоящее время, морем

перевозится около 2 миллиардов тонн. Даже при безаварийном транспорте

происходят потери нефти при ее погрузке и разгрузке, сбрасывании в океан

промывочных и балластных вод (которыми заполняют танки после выгрузки

нефти), а также при сбросе так называемых льяльных вод, которые всегда

скапливаются на полу машинных отделений любых судов. Хотя международные

конвенции запрещают сброс загрязненных нефтью вод в особых районах океана

(таковыми считаются, например, Средиземное, Черное, Балтийское, Красное

моря, а также зона Персидского залива), в непосредственной близости от

берега в любом районе океана, налагают ограничения на содержание нефти и

нефтепродуктов в сбрасываемых водах, они все же не устраняют загрязнения;

при погрузке и разгрузке разливы нефти происходят в результате ошибок

персонала или из-за отказа оборудования.

Но наибольший ущерб окружающей среде и биосфере наносят внезапные

разливы больших количеств нефти при авариях танкеров, хотя такие разливы и

составляют только 5—6 процентов суммарного нефтяного загрязнения. Летопись

этих аварий столь же длинна, как и история самих морских перевозок нефти.

Считается, что первая такая авария произошла в пятницу 13 декабря 1907

года, когда семимачтовая парусная шхуна «Томас Лоусон» грузоподъемностью

1200 тонн с грузом керосина в штормовую погоду разбилась о скалы у островов

Силли недалеко от юго-западной оконечности Великобритании. Причиной аварии

была плохая погода, долгое время не позволявшая провести астрономическое

определение местоположения судна, в результате чего оно отклонилось от

курса, и жестокий шторм, сорвавший шхуну с якорей, бросил ее на скалы. В

качестве курьеза отметим, что самая популярная книга писателя Томаса

Лоусона, имя которого носила погибшая шхуна, называлась «Пятница, 13

число».

В ночь на 25 марта 1989 года американский танкер «Экссон Валдиэ»,

только что отошедший от нефтепроводного терминала в порту Валдиз (Аляска)

с грузом 177 400 тонн сырой нефти, проходя проливом Принца Уильяма,

напоролся на подводную скалу и сел на мель. Из восьми пробоин в его корпусе

вылилось более 40 тысяч тонн нефти, уже через несколько часов образовавшей

пятно площадью более 100 квадратных километров. В нефтяном озере

барахтались тысячи птиц, всплывали тысячи рыб, гибли млекопитающие. В

дальнейшем пятно, расширяясь, дрейфовало на юго-запад, загрязняя

прилегающие берега. Был нанесен колоссальный ущерб флоре и фауне

района, многие местные виды оказались под угрозой полного исчезновения.

Через полгода нефтяная компания «Экссон», истратив 1400 миллионов долларов,

прекратила работы по ликвидации последствий катастрофы, хотя до полного

восстановления экологического здоровья района было еще очень далеко.

Причиной аварии была безответственность капитана судна, который, находясь в

нетрезвом состоянии, доверил управление танкером не имеющему на то право

человеку. Неопытный третий помощник, испугавшись появившихся вблизи

льдин, ошибочно изменил курс, в результате чего и произошла катастрофа.

В промежутке между этими двумя событиями погибло не менее тысячи

нефтеналивных судов, и еще много больше было аварий, в которых удавалось

сохранить судно. Количество аварий увеличивалось, и их последствия

становились все более серьезными по мере увеличения объема морских

перевозок нефти. В 1969 и 1970 годах, например, было по 700 аварий разного

масштаба, в результате которых в море оказывалось более чем по 200 тысяч

тонн нефти. Причины аварий самые различные: это и навигационные ошибки, и

плохая погода, и технические неполадки, и безответственность персонала.

Стремление удешевить перевозки нефти привело к тому, что появились

супертанкеры водоизмещением более 200 тысяч тонн. В 1966 году было

построено первое такое судно — японский танкер «Идемицу-мару» (206 тысяч

тонн), затем появились танкеры еще большего водоизмещения: «Юни-верс-

Айрлэнд» (326 тысяч тонн-дедвейт): «Ниссэки-мару» (372 тысячи тонн);

«Глобтик Токио» и «Глобтик Лондон» (по 478 тысяч тонн); «Батиллус» (540

тысяч тонн): «Пьер Гийом» (550 тысяч тонн) и др. В расчете на тонну

грузовместимости это действительно уменьшало расходы на постройку и

эксплуатацию судна, так что стало выгоднее перевозить нефть из Персидского

залива в Европу, огибая южную оконечность Африки, нежели обычными

танкерами по кратчайшему пути — через Суэцкий канал (ранее такой маршрут из-

за израильско-арабской войны был вынужденным). Однако в результате

появилась еще одна причина нефтяных разливов: супертанкеры стали довольно

часто разламываться на очень крупных океанских волнах, которые могут иметь

длину, соизмеримую с длиной танкеров.

Корпус супертанкеров может не выдержать, если его средняя часть

окажется на гребне такой волны, а нос и корма зависнут над подошвами. Такие

аварии отмечались не только в области знаменитых «кей-проллеров» у Южной

Африки, где волны, разгоняемые западными ветрами «ревущих сороковых»,

выходят на встречное течение Игольного мыса, но и в других районах океана.

Катастрофой века на сегодняшний день остается авария, произошедшая с

супертанкером «Амоко Кадис», который в районе острова Уэссан (Бретань,

Франция) потерял управление из-за неисправностей рулевого механизма (и

время, ушедшее на торг со спасательным судном) и сел на скалы у этого

острова. Это случилось 16 марта 1978 года. Из танков «Амоко Кадис» в море

вылились все 223 тысячи тонн сырой нефти. Это создало тяжелую экологическую

катастрофу в обширном районе моря, прилегающем к Бретани, и на большом

протяжении его берега. Уже за первые две недели после катастрофы излившаяся

нефть распространилась по огромной акватории, загрязненным оказалось

побережье Франции на протяжении 300 километров. В пределах нескольких

километров от места аварии (а оно произошло в 1,5 мили от берега) погибло

все живое: птицы, рыбы, ракообразные, моллюски, другие организмы. По

свидетельству ученых, никогда не приходилось видеть биологического

ущерба на такой огромной площади ни в одном из предыдущих нефтяных

загрязнений. По прошествии месяца после разлива 67 тысяч тонн нефти

испарилось, 62 тысячи достигли берега, 30 тысяч тонн распределились в

водной толще (из них 10 тысяч тонн разложились под воздействием

микроорганизмов), 18 тысяч тонн были поглощены отложениями на мелководье и

46 тысяч тонн были собраны с берега и с поверхности воды механическим

путем.

Основные физико-химические и биологические процессы, посредством

которых происходит самоочищение океанских вод, — это растворение,

биологическое разложение, эмульгирование, испарение, фотохимическое

окисление, агломерация и осаждение. Но даже через три года после аварии

танкера «Амоко Кадис» в донных осадках прибрежной зоны сохранялись нефтяные

остатки. Через 5—7 лет после катастрофы содержание ароматических

углеводородов в донных отложениях оставалось выше нормы в 100—200 раз. По

мнению ученых, для восстановления полного экологического равновесия

природной среды должны пройти многие годы.

Аварийные разливы происходят при добыче нефти на морском шельфе, в

настоящее время составляющей около трети всей мировой добычи. В среднем

такие аварии вносят сравнительно небольшой вклад в нефтяное загрязнение

океана, но отдельные аварии имеют катастрофический характер. К ним можно

отнести, например, аварию на буровой установке «Иксток-1» в Мексиканском

заливе в июне 1979 года. Вырвавшийся из-под контроля нефтяной фонтан

извергался более полугода. За это время в море оказалось почти 500 тысяч

тонн нефти (по другим данным, почти миллион тонн). Время самоочищения и

ущерб биосфере при разливах нефти тесно связаны с климатическими и

погодными условиями, с господствующей циркуляцией вод. Несмотря на огромное

количество излившейся во время аварии на платформе «Иксток-1» нефти,

которая протянулась широкой полосой на тысячу километров от мексиканского

берега до Техаса (США), лишь незначительная ее доля достигла прибрежной

зоны. Кроме того, преобладание штормовой погоды способствовало быстрому

разбавлению нефти. Поэтому этот разлив не имел столь заметных последствий,

как катастрофа «Амоко Кадис». С другой стороны, если для восстановления

экологического равновесия в зоне «ката строфы века» потребовалось не менее

10 лет, то> по прогнозам ученых, на самоочищение загрязненных вод во время

аварии «Экс-сон Валдиз» в заливе Принца Уильяма (Аляска) уйдет от 5 до 15

лет, хотя количество разлившейся нефти там в 5 раз меньше. Дело в том,

что низкие температуры воды замедляют испарение нефти с поверхности и

существенно снижают активность нефтеокисляющих бактерий, которые в конечном

счете уничтожают загрязнение нефтью. К тому же сильно изрезанные скалистые

берега залива Принца Уильяма и островов, в нем расположенных, образуют

многочисленные «карманы» нефти, которые будут служить долговременными

источниками загрязнения, да и нефть там содержит большой процент тяжелой

фракции, которая гораздо медленнее разлагается, чем легкая нефть.

Благодаря действию ветра и течений нефтяное загрязнение затронуло, по

существу, весь Мировой океан. При этом степень загрязненности океана из

года в год растет.

В открытом океане нефть встречается глазным образом в виде тонкой

пленки (с минимальной толщиной до 0,15 микрометра) и смоляных комков,

которые образуются из тяжелых фракций нефти. Если смоляные комки

воздействуют прежде всего на растительные и животные морские организмы, то

нефтяная пленка, кроме того, влияет на многие физические и химические

процессы, происходящие на поверхности раздела океан — атмосфера и в слоях,

прилегающих к нему. При росте загрязненности океана такое влияние может

приобрести глобальный характер.

Прежде всего нефтяная пленка увеличивает долю отражаемой от поверхности

океана солнечной энергии и уменьшает долю поглощаемой энергии. Тем самым

нефтяная пленка оказывает влияние на процессы теплонакопления в океане.

Несмотря на уменьшение количества поступающего тепла, поверхностная

температура при наличии нефтяной пленки повышается тем больше, чем толще

нефтяная пленка. Океан является главным поставщиком атмосферной влаги, от

которого в значительной мере зависит степень увлажнения материков. Нефтяная

пленка затрудняет испарения влаги, а при достаточно большой толщине

(порядка 400 микрометров) может свести его практически к нулю. Сглаживая

ветровое волнение и препятствуя образованию водяных брызг, которые,

испаряясь, оставляют в атмосфере мельчайшие частички соли, нефтяная пленка

изменяет солеобмен между океаном и атмосферой. Это также может повлиять на

количество атмосферных осадков над океаном и материками, так как частички

соли составляют значительную часть ядер конденсации, необходимых для

образования дождя.

Опасные отходы. По данным Международной комиссии по окружающей среде и

развитию ООН, количество опасных отходов, ежегодно создаваемых в мире,

составляет более 300 миллионов тонн, причем 90 процентов из них приходится

на промышленно развитые страны. Было время, и не столь уж далекое, когда

опасные отходы с химических и других предприятий попадали на обычные

городские свалки, сбрасывались в водоемы, захоронялись в земле без принятия

каких-либо мер предосторожности. Однако вскоре то в одной, то в другой

стране стали все чаще проявляться порой весьма трагические последствия

легкомысленного обращения с опасными отходами. Широкое экологическое

движение общественности в промышленно развитых странах вынудило

правительства этих стран существенно ужесточить законодательство по

захоронению опасных отходов.

В последние годы проблемы опасных отходов стали принимать поистине

глобальный характер. Опасные отходы стали чаще пересекать государственные

границы, иногда без ведома правительства или общественности страны-

получателя опасного груза. Особенно страдают от такого вида торговли

слаборазвитые страны. Некоторые получившие огласку вопиющие случаи

буквально потрясли мировую общественность. 2 июня 1988 года в районе

небольшого пор га Коко (Нигерия) было обнаружено около 4 тысяч тонн

ядовитых отходов иностранного происхождения. Груз был ввезен из Италии

пятью партиями с августа 1987 года по май 1988 года по поддельным

документам. Правительство Нигерии арестовало виновных, а заодно

подвернувшееся итальянское торговое судно «Пьяве», с тем чтобы отправить

опасные отходы обратно в Италию. Нигерия отозвала своего посла из Италии и

пригрозила передать дело в международный суд в Гааге. Обследование свалки

показало, что в металлических бочках содержатся летучие растворители, и

имеется риск пожара или взрыва с выделением исключительно ядовитого дыма.

Около 4000 бочек были старые, ржавые, многие раздулись от жары, а в трех из

них было обнаружено высокорадиоактивное вещество. При погрузке отходов для

отправки в Италию на судно «Карин Б», ставшее печально знаменитым,

пострадали грузчики и члены экипажа. Некото рые из них получили сильные

химические ожоги, другие страдали рвотой с кровью, один человек был

частично парализован. К середине августа свалка была очищена от

заграничного «подарка».

В марте того же года в каменоломне на острове Касса напротив Конакри,

столицы Гвинеи, было захоронено 15 000 тонн «сырого материала для кирпича»

(так гласили документы). По тому же контракту вскоре должны были доставить

еще 70 тысяч тонн такого же груза. Через 3 месяца газеты сообщили, что

растительность на острове сохнет и погибает. Оказалось, что доставленный

норвежской компанией груз представляет собой богатую ядовитыми тяжелыми

металлами золу из печей по сжиганию бытового мусора из Филадельфии (США).

Норвежский консул, который оказался директором норвежско-гвинейской

компании — прямой виновницы случившегося, был арестован. Отходы были

вывезены.

Даже полный список известных на сегодня случаев не будет исчерпывающим,

так как, безусловно) не все случаи получают огласку. 22 марта 1989 года в

Базеле (Швейцария) представители 105 государств подписали договор о

контроле за экспортом ядовитых отходов, который вступит в силу после

ратификации по крайней мере 20 странами. Гвоздем этого договора считается

непременное условие: правительство принимающей страны должно заранее дать

письменное разрешение на прием отходов. Договор, таким образом, исключает

мошеннические сделки, но узаконивает сделки между правительствами.

Экологическое движение «зеленых» осудило этот договор и требует полного

запрещения экспорта опасных отходов. О действенности мероприятий,

предпринимаемых «зелеными», свидетельствует судьба некоторых кораблей,

неосмотрительно принявших на свой борт опасный груз. Не сразу смогли

выгрузиться уже упомянутое «Карин Б» и «Дип Си Кэрриер», вывозившие опасный

груз из Нигерии, долго скиталось по морям судно, вышедшее в августе 1986

года из Филадельфии с 10 тысячами тонн отходов, груз которого не приняли ни

на Багамских островах, ни в Гондурасе, Гаити, Доминиканской Республике,

Гвинее-Бисау. Более года путешествовал опасный груз с цианидом,

пестицидами, диоксином и другими ядами, прежде чем он вернулся на борту

сирийского судна «Занообия» в порт отправления Марина де Кар-рара (Италия).

Проблема опасных отходов должна решаться, безусловно, на пути

создания безотходных технологий и разложения отходов на безвредные

соединения, например с помощью высокотемпературного сжигания.

Радиоактивные отходы. Особое значение имеет проблема радиоактивных

отходов. Их отличительная особенность — невозможность их уничтожения,

необходимость на длительное время изолировать их от окружающей среды. Как

говорилось выше, основная масса радиоактивных отходов образуется на

заводах атомной промышленности. Эти отходы, в основном твердые и жидкие,

представляют собой высокорадиоактивные смеси продуктов деления урана и

трансурановых элементов (кроме плутония, который выделяется из отходов и

используется в военной промышленности и для других целей). Радиоактивность

смеси составляет в среднем 1,2-105 Кюри на килограмм, что приблизительно

соответствует активности стронция-90 и цезия-137. В настоящее время в мире

действуют около 400 ядерных реакторов АЭС мощностью порядка 275 гигаватт,

Грубо можно считать, что на 1 гигаватт мощности ежегодно приходится порядка

тонны радиоактивных отходов средней активностью 1,2-105 Кюри. Таким

образом, по массе количество отходов сравнительно невелико, однако их

суммарная активность быстро растет. Так, в 1970 году она составляла 5,55-10

20 Беккерелей, в 1980 году она учетверилась, а в 2000 году по прогнозу еще

упятерится. Проблема захоронения таких отходов до сих пор не решена.

5. Грозит ли человечеству глобальная экологическая катастрофа?

Формально пока нельзя говорить, что мы переживаем глобальную

экологическую катастрофу, поскольку на Земле еще имеются районы, где нет

серьезных следов антропогенного загрязнения. Но таких районов становится

все меньше, а некоторые виды загрязнений отмечаются даже в самых удаленных

от их источников местах, например в Антарктиде. Но может быть и неправильно

в данном случае подходить с такой меркой к понятию глобальной катастрофы?

Надо учитывать, что более 40 процентов населения земного шара живет в

городах (в развитых странах городское население превышает 70 процентов), да

и сельское население проживает достаточно компактно, концентрируясь в

местностях с наиболее благоприятными для сельскохозяйственной деятельности

природными условиями. Во многих же городах и в сельских районах нынешнее

состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И

количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Так что

фактически можно сказать, что мы находимся на пороге близкой глобальной

катастрофы. И она неминуемо наступит, если человечество не будет во всей

своей деятельности отдавать приоритет вопросам экологии, умножать усилия по

сохранению и восстановлению природной среды.

Однако в действительности мы пока еще далеки от осознания этого. Прежде

всего очевидно, что наши знания о причинах природных изменений окружающей

среды, о связях, существующих между различными природными процессами,

далеко не полны. Но это не было бы еще так страшно, если бы пробелы и

неполнота этих знаний отчетливо осознавались. В действительности, если

судить по некоторым грандиозным проектам «преобразования природы», такое

осознание редко бывает реальностью. Иначе эти проекты подвергались бы более

серьезным независимым экспертизам, гласным обсуждениям среди широкой

общественности.

Но и научное самомнение, когда считают, что наших знаний по крайней

мере достаточно, не главная причина того, что в нашей стране многие проекты

оказываются несостоятельными. У нас достаточно компетентных ученых, которые

хорошо понимают современные возможности науки и могли бы дать (и давали!)

правильную и беспристрастную оценку таким проектам.

Главная причина — долгое время господствовавшая сверхидеологизированная

командно-административная система (до сих пор все еще живая) с ее детищем —

затратной экономикой, когда о работе предприятия или ведомства судят по

тому, сколько средств и ресурсов затрачено на работы.

Но не надо долго искать примеры таких проектов, которые нанесли

существенный вред окружающей среде. Многие из них широко известны.

Кара Богаз-гол. Залив Каспийского моря, действовавший как естественный

испаритель и служивший источником сырья (мирабилит) для химической

промышленности. Узкий пролив, соединяющий залив с морем, перегорожен

плотиной с целью приостановить падение уровня Каспийского моря. Это

дорогостоящее мероприятие могло компенсировать лишь 1—2 сантиметра падения

уровня, тогда как в период 1929—1945 годов он понижался в среднем за год на

11,4 сантиметра, а в 1978—1987 годах ежегодно повышался в среднем на 12

сантиметров. На уровень Каспийского моря это практически не повлияло,

месторождение мирабилита деградировало, из-за действия ветров земли вокруг

сильно засолились.

Аральское море. Уникальный внутренний водный бассейн, заметно

смягчающий климат окружающих территорий, обеспечивающий занятость

значительной части местного населения и поставляющий ему, да и населению

всей страны, ценные рыбные продукты. Непомерное развитие хлопководства,

требующее забора больших количеств воды на орошение полей, дорогостоящие (и

плохого качества) мелиоративные работы, избыточное применение удобрений.

пестицидов, дефолиантов (в том числе чрезвычайно ядовитых диоксинов) для

поддержания хлопковой монокультуры. Падение уровня и сокращение площади

Аральского моря, его осолонение (более чем вдвое), увеличение засушливости

климата, обеднение фауны вод и прилегающей суши, уменьшение урожайности

хлопчатника. засоление и загрязнение удобрениями и пестицидами почв.

уменьшение запасов и ухудшение качества питьевой воды, повышение

заболеваемости (гепатит и т. п.), увеличение детской смертности.

Волга. Крупнейшая равнинная река европейской части России.

Строительство многочисленных плотин с гидроэлектростанциями превращает ее

в каскад слабопроточных водохранилищ. Гидроэлектростанции вносят

сравнительно небольшой вклад в суммарное производство электроэнергии. В то

же время залиты плодородные земли (пашни и пойменные луга), погублены леса,

затоплены населенные пункты, нарушены пути миграций рыб ценных пород,

уменьшилась способность вод к самоочищению, ускорилась эвтрофикация,

обедняется флора и фауна, ухудшилось качество воды-

К сожалению, аналогичные проекты принадлежат не только прошлому.

Некоторые из них и сейчас продолжают претворяться в жизнь, например

Ленинградская дамба. Дамба, предназначенная для защиты Ленинграда от

наводнений, уже теперь резко ухудшила водообмен между Финским заливом и

Невской губой и способствовала быстрому загрязнению воды в последней.

Другие планируются на ближайшее будущее (высокогорное Рогунское

водохранилище в Таджикистане, Катунская ГЭС на Алтае и т. п.)

Именно командно-административная система, стремившаяся любыми путями

доказать свои преимущества даже там, где их на самом деле не было, стала

причиной того, что наша страна из экологически «благополучной» внезапно

стала страной экологического бедствия. На самом деле деградация природной

среды происходила все это время постоянно и с ускорением. Первоначально

тенденции к ухудшению качества природной среды маскировались большими

размерами страны. Но с течением времени экстенсивное развитие народного

хозяйства с затратными методами, с одной стороны, и пресловутым «валом» — с

другой, привело к тому, что у нас стали преобладать предприятия с отсталой

технологией и оборудованием. Даже новые предприятия в стремлении

сэкономить часто строились на базе старых технологий, приобретались за

рубежом или монтировались без очистных сооружений и устройств. Традиционным

стало сокрытие и искажение информации о подлинном состоянии природной

среды. Достаточно вспомнить Чернобыльскую катастрофу уже в эпоху

объявленной гласности, когда сам факт и размеры трагедии не были сразу

доведены до широкой общественности (даже непосредственно затронутой). Да и

сейчас еще различными организациями делаются попытки скрыть или

преуменьшить масштабы и серьезность последствий катастрофы Появление

широкого экологического движения на Западе трактовалось у нас как

свидетельство пороков, присущих «загнивающему» капитализму. А его

отсутствие у нас должно было говорить об экологическом благополучии в нашей

стране. В результате было упущено драгоценное время, и если в развитых

странах Запада в результате действенных мер в последние 10—20 лет

экологическая обстановка по многим параметрам стала улучшаться, то в нашей

стране, наоборот, происходило дальнейшее ухудшение природной среды.

Сейчас ситуация меняется. В печати, на радио, телевидении одной из

главных тем стала экологическая. Широкая общественность знает теперь о

критическом состоянии окружающей среды и начинает активно действовать. При

этом она может уже опираться не на одни только эмоции, но и на фактические

данные, в том числе в виде все большего числа различных карт экологической

обстановки. Создаются общественные экологические организации от локальных в

отдельных микрорайонах до всесоюзных, таких, как ассоциация «Экология и

мир» и др., в органы власти разных уровней избраны многие искренние

сторонники решительных мер по защите окружающей среды. «Экологизация»

законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку

первоочередная задача — сделать экологически чистые производства

выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение

экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь

природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с

тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех

возрастов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.