бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологический аудит

обеспечения экологической безопасности производства, повышения

эффективности природоохранной деятельности.

1. Об истории экологического аудита.

Впервые экологический аудит начал использоваться при контроле крупных

промышленных корпораций на территории США. Рассматривая фактор окружающей

среды как требующий все большего внимания и учитывая ряд аварий, крупные

промышленные корпорации поставили свои предприятия под внутренний контроль

с целью оценки, не являются ли они источником отрицательного воздействия на

окружающую среду. Задачей экологического аудита являлось информирование

правления корпорации и акционеров о мерах по соблюдению действующего

природоохранного законодательства и о риске возможных аварий, с точки

зрения воздействия на окружающую среду.

В 1989 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала документ,

заложивший основы внутреннего экологического аудита как процедуры

самоконтроля и инструмента внутреннего менеджмента. Внутренний

экологический аудит представляет собой элемент системы мероприятий по

охране окружающей среды на предприятии и включает в себя систематические

проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия

промышленных процессов на окружающую среду. Экологическое аудирование

определялось в нем как углубленный постоянный анализ природоохранительной

деятельности предприятия, причём подчеркивался его добровольный характер.

Подход, предложенный международной торговой палатой, получил признание у

промышленников, поскольку позволял руководителям предприятий обеспечить

контроль за состоянием охраны окружающей среды на предприятии, а также

контролировать работу предприятия с точки зрения природоохранных

нормативов.

Внутренний экологический аудит предприятия включает анализ внутреннего

контроля управления производственным процессом, оценку слабых сторон и

неполадок контрольного оборудования, учёт риска для окружающей среды

обследуемого объекта, сбор доказательств практической эффективности

внутреннего экологического контроля, оценку собранных материалов для

определения недостатков проверяемой системы мероприятий по охране

окружающей среды, представление отчёта о результатах экологического аудита.

На основе выводов экологического аудита разрабатывается план действий,

уточняющий совокупность корректирующих мер.

Наряду с внутренним экологическим аудитом, за рубежом часто

используется и целевой экологический аудит, направленный на выявление

воздействия на окружающую среду и включающий оценку аварий, инвентаризацию

оборудования, оценку потенциального риска, оценку состояния окружающей

среды.

Экологический аудит, направленный на оценку аварий, заключается в

идентификации предприятий — возможных источников аварий, изучении

качественного и количественного воздействия возможной аварии на состояние

окружающей среды, подготовке соответствующих рекомендаций.

Экологический, аудит оборудования направлен на инвентаризацию

природоохранного оборудования и его использования.

Оценка экологического риска ставит своей задачей изучение сценариев

возможных аварий и их последствий для окружающей среды и населения, анализ

предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий

аварии, порядок расчёта ущерба, нанесённого деятельностью предприятия,

детализацию средств смягчения этого ущерба, оценку воздействия на среду

остаточного загрязнения, систему информирования надзорных организаций и

граждан о возможной аварии. Экологический аудит риска проводится

подразделением компании, ответственным за риск, по его собственной

инициативе, а также по требованию администрации банков и страховых

компаний, несущих расходы по кредитованию или страхованию от аварийного и

постепенного загрязнения. Экологический аудит состояния окружающей среды

проводится при слиянии или приобретении предприятий или недвижимости,

включая приобретение участков под застройку.

В 1990 году Комиссия европейских сообществ (КЕС) выступила с первым

проектом обязательных правил экологического аудита. Проект вызвал критику

со стороны (МТП), некоторых стран — членов ЕЭС, а также различных

международных и национальных организаций. Замечания относились к

возможности вмешательства в организацию работы промышленного сектора,

обязательности экологического аудита и раскрытия результатов экологического

аудита общественности. В 1991 году КЭС вышла с новыми предложениями, и в

октябре 1991 года был создан окончательный вариант правил обязательного

экологического аудита. Он предусматривает создание системы природоохранных

мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия.

Система природоохранных мероприятий включает в себя программу и план

природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием

окружающей среды, систему ведущейся природоохранной документации,

периодичность экологического мониторинга. Документация по организации

системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором.

Экологический аудит предприятия проводится с промежутком в один - три года.

Отчёты экологического аудита утверждаются официальным аудитором, а их

выводы доводятся до сведения властей и общественности.

Директивой ЕС 1836/93 в 1993 году были утверждены Правила

экологического управления и аудита. Компании, реализующие эту систему,

имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с

Правилами экологического управления и аудита, утверждёнными директивой ЕС

1836/93, в Великобритании разработан и внедрён Стандарт для системы

экологического управления BS 7750. Международная организация по

стандартизации закончила разработку международных норм экологического

управления предприятием ISO 14000.

2. Цели экоаудита

. контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической

информации;

. проверка соответствия объекта экологическим требованиям;

. оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья

работников;

. оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на

среду.

Формы экоаудита:

. добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия;

. обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению

государственных органов, настоянию акционеров или населения

близлежащих районов.

Объекты экоаудита:

. сырьё;

. продукты питания, пищеблоки;

. технологические процессы;

. продукция;

. выбросы в атмосферу;

. сточные воды;

. отходы;

. средства индивидуальной и коллективной защиты;

. техника безопасности;

. положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей

среды;

. экологический паспорт предприятия и др.

Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне

развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. Указом

Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22

декабря 1993 года № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской

деятельности в Российской Федерации, как системы независимого

вневедомственного финансового контроля. В период 1994-95 гг. были

разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита Порядок

составления аудиторского заключения, Рекомендации по аудиторской проверке,

Типовой договор на проведение аудиторских проверок, Типовая форма

заключения аудиторской фирмы (аудитора), Перечень вопросов, которые

необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки.

3. Лицензирование экоаудиторской деятельности

Нормы, регламентирующие порядок лицензирования деятельности, связанной

с природопользованием, содержатся во многих нормативных актах разного

уровня. Как правило, основные положения о лицензировании того или иного

вида деятельности, связанной с природопользованием, содержатся в

федеральных законах, что соответствует положениям статьи 49 Гражданского

кодекса Российской Федерации, и затем конкретизируются в актах, издаваемых

Правительством Российской Федерации, а также федеральными министерствами и

ведомствами. Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах,

подлежат лицензированию на основании Постановления Правительства Российской

Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 "О лицензировании отдельных видов

деятельности" Этим Постановлением определён порядок выдачи лицензий, в том

числе на деятельность в области охраны окружающей среды. Федеральные органы

исполнительной власти, иные специально уполномоченные на ведение

лицензионной деятельности органы, органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации осуществляют лицензионную деятельность на основании

положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых

Правительством Российской Федерации. Лицензии на осуществление

перечисленных ниже видов деятельности выдаются юридическим лицам, а также

физическим лицам, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

2.4 Экологический и финансовый аудит. Сходства и различия.

Из сравнения экологического аудита с финансовым следует, что

экологической аудит является добровольным видом деятельности, который

осуществляется на основе разработанных базовых положений и принципов и не

имеет жёсткой регламентации и ограничений.

В настоящее время разрабатывается ряд установочных положений для

приближения модели экологического аудита к модели финансового. Результатом

этих ограничений, вероятно, будут два типа экологического аудита, которые

будут проводиться в соответствии с целями внутренней политики компании и

внешних контролирующих структур, что приближается к системе внутреннего и

внешнего финансового аудита. Как и в финансовом аудите, предполагается

проверка деятельности компании и её аттестация сторонними организациями.

Таблица 1. Сравнение экологического и финансового аудита.

|Финансовый аудит |Экологический аудит |

|1 Установленные законом требования |1 Добровольная деятельность |

|(условия) |предприятия |

|2 Ежегодное событие |2 Нет фиксированного расписания |

|3 Подтверждение в официальном |3 Советы и рекомендации |

|бюллетене | |

|4 Осуществляется внешней |4 Является внутренним механизмом |

|организацией и опубликовывается |управления предприятием |

|5 В рамках существующих стандартов, |5 Несколько правил и стандартов, в |

|правил, законов |том числе международных, |

| |установленных на данный момент |

| |времени. |

|6 Установленный законом минимальный |6 Требования к выполняемой работе |

|объём работы, необходимый для |оговариваются индивидуально. |

|предоставления перед аттестацией | |

3. Содержание экологического аудита

3.1 Виды и параметры аудита.

Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные

потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными

целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности

предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему

необходим. Например, официальные природоохранные органы устанавливают

определенную степень детальности проведения экологического аудита, тогда

как совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с

собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать

установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются

все аспекты организации управления и работы предприятия на разных

структурных уровнях. Экологический аудит можно условно подразделить на

несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимно

исключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько

различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности

предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д.

При приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в

проведении специальных исследований с целью выявления пользователя

последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей

среды.

В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может

потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований

относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в

Японии или Европе, которые могут быть адаптированы для производственного

процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенно значение для

реорганизации управленческого аппарата предприятия, например в обязанности

персонала, ответственного за данную деятельность, будет дополнительно

включено проведение обзора и оценки новой продукции и технологий,

появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их

внедрения в деятельность предприятия.

При определении параметров экологического аудита следует принимать во

внимание:

• степень детальности анализа деятельности предприятия, которая

используется в аудите, т.е. касающаяся отдельных сторон или всей

деятельности компании;

• выработка концепции и мер, направленных на достижение согласования с

нормативами и лимитами, установленными природоохранными органами;

• географическое положение объекта (число офисов и местоположение

заводов);

• временная структура (частота проведения аудитов);

• предмет экологического аудита (воздух, вода, земли, энергопотребление,

отходы).

В необходимых случаях план проведения экологического аудита может

включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком.

3.2 Процедура аудирования.

Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки

соответствия проверяемого объекта установленным, для него критериям

экологического аудита - Процедура проведения экологического аудита простой

и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо:

• идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или

производственном процессе объекта аудирования;

• четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;

• определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;

• разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

• проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих

материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности;

Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с

персоналом;

• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации

технических средств;

• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов

негативного воздействия;

• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной

деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:

• определение возможных путей достижения экологизации деятельности

предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;

• снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты

большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и

штрафов;

• усиление экологизации деятельности и политики предприятия,

экологической сознательности и повышение экологической ответственности

персонала предприятия;

• определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим

нормативам качества окружающей среды, установленным органами федеральной

государственной власти и субъектами федерации;

• разработка мер по улучшению экологической деятельности предприятия и

одновременно по снижению стоимости производимой продукции;

• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай

возникновения опасности;

• улучшение методов управления при решении экологических проблем;

• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение

отрицательного воздействия на окружающую природную среду;

• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;

• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в

результате производственной или иной деятельности предприятия;

• соответствие стандарта, устанавливающим преемлемый уровень

экологического риска, или экологоэточеским критерием.

Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его

результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее

аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение

— официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или

аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности

и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому

законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам,

требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и

природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных

недостатков.

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно

состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

1. В вводной части указываются:

• для аудиторской организации — юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на

осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта; фамилия, имя

и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

• для аудитора, работающего самостоятельно, — фамилия, имя, отчество,

стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа,

выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок

действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного

счёта.

2. В аналитической части указываются:

• наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за

который проводится проверка;

• результаты экспертизы соответствия действующему экологическому

законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам,

сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям

государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической

безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию

внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований

экологической безопасности;

• факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений

экологического законодательства и правил составления нормативной и

статистической документации предприятия (субъекта экологического

аудита), а также нарушений экологического законодательства, которые

нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.

3. В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о

подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству

экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам,

требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и

природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В случае

если субъектом — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены

существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой

части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения

соответствия действующему экологическому законодательству экологическим

нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям,

постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по

обеспечению экологической безопасности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором,

проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении

проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того,

подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным

должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Выполнение экологом-аудитором или аудиторской организацией условий

договора оформляется актом сдачи-приёмки аудиторского заключения. Споры

материального характера и другие разногласия, возникающие между экологом

аудитором или аудиторской организацией и Заказчиком, разрешаются в

установленном порядке.

4. Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3 АООТ

«Курский хлебокомбинат».

4.1. Общая характеристика хлебозавода №3.

Хлебозавод №3 специализируется на производстве булочных и кондитерских

изделий. Хлебозавод №3 размещается по адресу: 305040, г. Курск, ул. 50 лет

Октября, 169.

Территория хлебозавода №3 ограничена: с севера ул. Пучковка, с востока,

юга и юго-востока – жилой застройкой, с запада – ул. 50 лет Октября.

4.2. Объектами экологического аудирования на хлебозаводе №3 являются:

. склад муки;

. просеивательное отделение;

. тестомесильное отделение;

. топочное отделение.

Вспомогательные производства, цеха и участки:

. котельная;

. холодильные камеры;

. моечное отделение;

. механическая мастерская;

. сварочный пост;

. гаражи, открытая стоянка.

Склад муки.

Мука поступает в производственные трехтонные бункеры, под каждым из

которых установлено по одному рукавному фильтру для очистки запыленного

воздуха, транспортирующего муку. Не уловленная фильтрами мучная пыль

выделяется в помещение, откуда отводится в атмосферу трубой высотой 21 м и

диаметром 0,5 м.

Просеивательное отделение.

В помещении отделения размещаются просеиватели «Бурат», предназначенные

для просеивания муки, очищения от механических и ферромагнитных примесей.

Выделяющаяся при просеивании пыль выделяется в помещение.

Тестомесильное отделение.

При брожении опары и теста происходит выделение углекислого газа и

влаги. Спирт и летучие кислоты выделяются в очень малых количествах. При

приготовлении сахарного сиропа происходит выделение небольшого количества

сахарной пыли. Так как вытяжной вентиляции в помещении нет и сыроварочный

котел удален от всех проемов, сахарная пыль в атмосферный воздух не

поступает.

Топочное отделение.

При выпечке хлебобулочных изделий в печах образуются пары, которые

содержат влагу, этиловый спирт, летучие кислоты, альдегиды, акромин.

При сгорании природного газа образуются оксид углерода и диоксид азота.

После процесса выпечки готовая продукция через систему транспортеров

поступает в экспедицию на циркуляционные столы и укладывается в лотки

конвейеров для охлаждения. Образующиеся при этом пары усушки, которые

содержат влагу, этиловый спирт, летучие кислоты и альдегиды, отводятся в

атмосферу через оконные и дверные проемы.

Вспомогательные производства, цеха и участки.

Котельная.

При сгорании природного газа образуются оксид углерода и диоксид азота,

выбрасываемые в атмосферу дымовой трубой высотой 30 м и диаметром 0,6 м.

Холодильные камеры.

В процессе эксплуатации холодильников выделение вредных веществ

происходит в незначительных количествах за счет потерь хладагента. Источник

выброса: труба длиной 21 м и диаметром 0,3 м.

Моечное отделение.

Мойка производится с применением соды кальцинированной (натрия

карбоната). Источником выброса загрязненных веществ в атмосферу являются

трубы вентустановок высото1 по 21 ми диаметром по 0,3 м.

Механическая мастерская.

В мастерской установлены токарный, сверлильный, отрезной и заточной

станки. Источником выброса является труба высотой 14 м и диаметром 0,3 м.

Сварочный пост.

Установлен агрегат электродуговой сварки и ацетиленовый генератор.

Источником выброса является труба высотой 21 м и диаметром 0,5 м.

Гаражи, открытая стоянка.

В гараже содержатся: 1 легковой автомобиль с объемом двигателя до 1,8

м, 2 легковых автомобиля с объемом двигателя свыше 1,8 л, 2 грузовых

автомобиля грузоподъемностью до 2 т, 1 грузовой автомобиль

грузоподъемностью от 2 до 5 т, 13 грузовых карбюраторных автомобилей

грузоподъемностью от 5 до 8 т.

На открытой стоянке содержатся: 1 грузовой карбюраторный автомобиль

грузоподъемностью от 2 до 5 т, 4 грузовых карбюраторных автомобиля

грузоподъемностью от 5 до 8 т и 2 грузовых карбюраторных автомобиля

грузоподъемностью от 5 до 8 т.

Источники выбросов неорганизованные.

4.3. Рекомендации по обеспечению экологической безопасности на

предприятии.

Хлебозавод №3 АООТ «Курский хлебокомбинат» - современное предприятие

по производству хлебобулочных изделий.

Вопросы охраны окружающей среды, рационального природоиспользования и

экологической безопасности на этом предприятии в основном решены.

Однако в технологическом процессе существует ряд операций, требующих

совершенствования в рамках указанных направлений.

На действующей котельной необходимо установить вместо старых горелок

для сжигания газа современные топливосмесительные устройства с

автоматическим регулированием соотношения «газ – воздух» с целью полного

сжигания СО и СО2 и уменьшения токсичности выбрасываемых в атмосферу газов.

На предприятии отсутствуют локальные очистительные сооружения и сточные

воды выбрасываются в коллектор городских очистных сооружений, что в

настоящее время является анахронизмом. И это в равной степени относится к

печам ПСХ-25 М и БН-25 в топочном отделении.

На предприятии расходуется значительное количество воды, которая

сбрасывается в канализацию. Целесообразно направить воду на вторичное

использование с обеспечением круговорота воды.

Целесообразно на всех этапах жизненного цикла продукции применять

современные технологические решения с целью минимизировать выбросы в

атмосферу, промышленные стоки и утилизацию твердых отбросов.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.