бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация охраны окружающей среды в России

материалов).

Кроме фонда заинтересованности существуют и другие специальные фонды

премирования, например, за сбор, хранение, и отгрузку лома, отходов черных

и цветных металлов.

Результативность материального стимулирования зависит от достоверности

первичной информации. Одно из прогрессивных направлений решения этой задачи

— внедрение на предприятиях нормативного метода учета затрат на

производство.

Выплату премий можно производить только в случае уменьшения выделяемых

предприятию фондов на материальные ресурсы. Данное требование справедливо

при прочих равных условиях. Так, некоторое увеличение фондов допустимо при

опережающем росте объема производства, изменении ассортимента и др.

Подобный подход побуждает предприятия к разработке целевых программ

ресурсосбережения, ориентирует на улучшение конечных результатов

материалопотребления.

Наряду с разработкой и внедрением системы материального стимулирования

экономии сырья, топлива, материалов и энергии предусмотрены санкции

за нерациональное их использование. Так введена имущественная

ответственность предприятий за перерасход сырьевых, топливно-

энергетических и других материальных ресурсов и за использование их не

по назначению.

Под перерасходом материально-технических ресурсов понимается потребление их

в производственных целях и размерах, превышающих потребность по нормам,

установленным отраслевыми министерствами или ведомствами, а также самими

предприятиями. К перерасходу не относится повышенный расход материальных

ресурсов, вызванный проведением мероприятий по повышению технических

характеристик выпускаемой продукции.

На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных ресурсов),

возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость

израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором

допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие

вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой

организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий

договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер

хозяйственной ответственности.

При использовании предприятием выделенных ему материальных ресурсов не по

назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.

6. ПЛАТА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ,

СУЩНОСТЬ,

СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям

прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто

порождает бесхозяйственное отношение к ним. До настоящего времени

практически нет платежей за природные ресурсы исключение составляет плата

за забираемую воду для промышленных целей, по пенная плата при отпуске

лесозаготовителям запасов леса. В горнодобывающей промышленности для

частичного погашение затрат на геологоразведочные работы установлены ставки

возмещения затрат на эти работы, которые можно рассматривать как

разновидность платы за природные ресурсы. При этом по большинству полезных

ископаемых не обеспечивается полное возмещение затрат на геологоразведочные

работы.

Проведение геологоразведочных работ, строительство и эксплуатация горного

предприятия возможны лишь при условии предоставления специализированным

организациям и предприятиям отвода земельных участков. В настоящее время

порядок установления компенсационных выплат регламентируется постановлением

О возмещении убытков землепользователям от потерь сельскохозяйственного

производства при отводе земель для государственных или общественных нужд. В

нем указывается, что предприятия, организации, учреждения, которым

отводятся для строительства и несельскохозяйственных нужд земельные

участки, за сельскохозяйственными угодьями, возмещают (помимо возмещения

убытков землепользователям) потери сельскохозяйственного производства,

связанные с изъятием этих участков в размере стоимости освоения

равновеликой площади земель с учетом проведения работ на вновь осваиваемых

землях: мероприятий по их окультуриванию и повышению плодородности почв.

В компенсационных ставках не учитываются потери, возникающие при изъятии

земельных участков в других сферах народного хозяйства (затрат, связанных с

воспроизводством леса, дичи, грибов, ягод, воды, зверей и др.).

В основе установления всех этих платежей (кроме процентной ставки) лежит

«затратный» метод, т. е. принцип восполнения затрат государства на

воспроизводство соответствующих природных ресурсов. Это позволяет уловить

лишь часть приносимой дифференциальной ренты (издержек их замещения).

Один из главных принципов начального этапа рыночной системы — равные

условия работы для всех предприятий, различающихся географическим

положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов.

Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства,

приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство

продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

Таким образом, рентабельность и возможность самофинансирования предприятий

зависит от объективных (природно-географических) и субъективных факторов,

характеризующихся уровнем общественного развития (спросом на продукцию,

объемы производства продукции, уровень технического оснащения, уровень

технологии и т. д.). В этих условиях необходимо решить проблему устранения

влияния природных факторов на показатели предприятия, чтобы гарантировать

им равные экономические возможности социального и технического развития.

Однако в промышленности нет единой системы учета и оценки природного

фактора, позволяющей методически правильно изымать у

предприятий дифференциальную ренту, в результате устойчивых и значительных

дифференцирований индивидуальных издержек, обусловленных различными

природно-географических условиями производства.

Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некоторое количество

природных ресурсов, используемых предприятиями и организациями бесплатно. К

ним относятся сельскохозяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев,

окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др.

Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического

эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на

народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия

дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной

продуктивности этих ресурсов.

Для реализации такого подхода необходимо решить следующие задачи:

преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию

природоэксплуатирующих отраслей с целью регулирования ресурсосбережения в

народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-

ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить

выравнивание условий хозяйствования при формировании хозрасчетного дохода

нормально работающих предприятий, использующих природные ресурсы разного

качества и местоположения.

Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаимоотношений

государства и хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного

фактора. Цель ее введения заключается в создании экономических условий для

функционирования отдельных предприятий природоэксплуатирующих отраслей и

стимулирование рационального использования природных ресурсов, т. е.

создание такого механизма экономического стимулирования их использования,

который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства

путем перехода на интенсивный путь развития и снижения ресурсоемкости

национального дохода.

Платежи предприятий за использование природных

ресурсов, а устанавливаемые на основе дифференциальной ренты должны

рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия,

характеризующие доход, получаемый предприятием на основе

использования им природных богатств находящихся в государственной

собственности.

В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового

коллектива предприятия, а путем использования предоставленного ему

природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у

предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану

и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий

рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется

государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно

обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий,

использующих природные ресурсы разного богатства и местоположения.

В экономической литературе рекомендуется определять дополнительный доход

(дифференциальную ренту) от использования природного ресурса данного

качества, местоположения и продуктивности (ценности), одним из двух

способов: как разность между оптовой ценой продукции и нормальными

затратами на ее получение при использовании данного природного ресурса;

величиной общественно необходимых затрат, требуемых для воспроизводства

полезного результата, приносимого данным природным ресурсом, по мере его

исчерпания или истощения. . На основе этих способов определения

дифференциальной ренты предложены Конкретные методы установления ставок

платежей за природопользование, учитывающие специфику отдельных видов

природных ресурсов.

Исходя из роли в обеспечении производственного процесса предлагается

разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные

ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы.

Для промышленных предприятий к природным ресурсам универсального назначения

относятся водные ресурсы и прилегающие территории, используемые для

размещения в них отходов производства.

Природные ресурсы специализированного назначения используются при получении

конкретных видов продукции ограниченным кругом отраслей, специализированных

на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные

ископаемые по их видам, служащие материальной основой промышленности,

сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

Для природных ресурсов универсального назначения дифференциальную ренту и

соответственно платежи за их использование целесообразно устанавливать в

виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными

нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства

соответствующими видами ресурсов. Например, дифференцированные по районам и

качественным характеристикам республик нормативы низ освоение новых земель,

увеличение водоотстоя, нормативы затрат на охрану окружающей среды и т. п.

Установление платежей за природные ресурсы универсального назначения должно

предшествовать разработке прейскурантов новых цен, поскольку плата за эти

виды ресурсов учитывается при формировании цен практически на все эти виды

продукции и услуг и включается в себестоимость их производства.

При разработке системы платежей за специализированные виды природных

ресурсов сохраняются платежи, обеспечивающие формирование фондов

воспроизводства этих ресурсов в необходимых случаях вводятся рентные

платежи из прибыли предприятий, эксплуатирующих специализированные

природные источники.

В основе формирования платежей за воспроизводство природных ресурсов лежат

следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально

возможный полный возврат затрат на воспроизводство важнейших видов

природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том

числе необходимо ввести также платежи при использовании

сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на

их качественное улучшение и охрану); источником возмещения затрат на

воспроизводство природных ресурсов является приносимая ими дифференциальная

рента.

При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний уровень оптовых

цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум

для формирования цены воспроизводства данного специализированного

природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной

(добываемой) продукции данного вида. Необходимая сумма в целом по отрасли

(под отрасли) должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом

ее распределение предприятиям-производителям следует не включать в

нормативную себестоимость, как это делалось ранее, а определять по

предприятиям пропорционально образующемуся у них дифференциальному рентному

доходу. В этих условиях предприятия, использующие относительно худшие

специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей

за их воспроизводство с перераспределением части фонда на

предприятия, использующие относительно лучшие источники природных ресурсов.

Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо

начинать определение платежей за воспроизводство природных ресурсов с

сопоставления расчетной выручки от реализации данного вида минерально-

сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на

добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений. В

величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в

установленном порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы

универсального назначения, кроме платежей за воспроизводство

соответствующего специализированного ресурса.

если размер дифференциального дохода от эксплуатации данного

специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом

уровне оптовых иен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на

его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый

средний уровень цены.

Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен

(расчетной выручки от реализации) по одному виду минерально-сырьевого

ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида

минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального

назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного

специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.

При необходимости установления требуемых ценовых пропорций между

взаимозаменяемыми видами минерально-сырьевых ресурсов и стимулирования

ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по

сравнению с ее нижним пределом. В этом случае возникает дополнительный

рентный доход, который » полном объеме подлежит отчислению в федеральный и

региональные бюджеты в форме платежей из прибыли природоэксплуатирующих

предприятий.

Рентные платежи по своей экономической пользе представляют собой форму

изъятия у предприятий дифференциальной ренты, которая образуется в

результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек,

объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они

должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий)

природоэксплуатирующих отраслей в случаях, когда у соответствующих

предприятий (групп) при установленном уровне оптовых (закупочных) платежей

за универсальные природные ресурсы и платежей за воспроизводство

специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет

использования относительно более благоприятных природных источников.

Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов

включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов

универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных

природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более

благоприятных видов специализированных ресурсов.

Эти виды платежей должны устанавливаться, как правило, из расчета на

единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных

запасов, 1 га земли, I м2 воды) и дифференцироваться с учетом

рентообразующих факторов. Рассмотренные платежи за использование природных

ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со

штрафными платежами (санкциями) за нарушение установленных нормативов и

лимитов природопользования.

7. ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Переход к практическим мерам по управлению состоянием окружающей природной

среды в зоне действия предприятий определяет необходимость

разработки экономических методов воздействия на горные предприятия со

стороны государственных и местных органов управления.

Платежи за загрязнения осуществляются предприятием, и при этом размеры

платежей зависят от объеме выбросов загрязняющих веществ и размещаемых в

окружающей природе твердых отходов. Очевидно, что выброс» предприятий и

значительные объемы отходов не позволяют своевременно предотвратить

загрязнение, а тем более улучшить состояние окружающей природной среды.

Введение платежных пропорций соответствующих уровню загряз нений, поставит

в тяжелое финансовое положение производственные предприятия. Поэтому для

постеленного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов

(сбросов) загрязняющих веществ в природную среду необходимо устанавливать и

утверждать для каждого предприятия лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих

веществ, объемов размещаемых твердых отходов.

Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов

определяются как допустимые на планируемый период. Допустимый уровень

выбросов определяется с учетом экологической обстановки района

(территории), размещения предприятий и экономических возможностей

предприятий, утверждение лимитов выбросов осуществляется на основе заданий

долгосрочных Государственных программ охраны природной среды и

рационального использования природных ресурсов на период до 2005 г.

Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено

предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов)

загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть

установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) - ПДВ (ПДС).

Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий

не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между

планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей

за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за

допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за

превышение допустимых объемов выбросов.

8. ВЫВОД

К сожалению, на современном этапе развитие рыночно-хозяйственных отношений

значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе это

относится и к стимулированию рационального природопользования. Но все же не

будем торопиться с пессимистическими выводами, ибо уже несколько лет

ведется разработка соответствующей законодательной базы, да и в сознании

людей постепенно меняется отношение к окружающей среде и необходимости ее

охраны. Экономические и правовые рычаги защиты природной среды и

предупреждения ее загрязнения, описанные в моем Рассмотренные платежи за

использование природных ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов)

нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение

установленных нормативов и лимитов

природопользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов "Охрана окружающей среды".

2) Н.М. Чернова, А.М. Былова "Экология".

3) журнал "ЗНАНИЕ» (народный университет естественнонаучный факультет),

"Земля людей".

4) В.М. КОМЯГИН «ЭКОЛОГИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

5) А.О. Коцюбинский «Проблемы производства»

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.