|
Контрольная работа по курсу \"Экология\"хотя и здесь есть проблемы. В школах (в значительной степени и по объективным обстоятельствам) педагоги стоят как бы над детьми, обучают, указывая, диктуя свои условия и строго проверяя усвоение материала. Оцениваются, прежде всего, знания из области экологии, биологии, географии. Из-за страха получить плохую оценку у ребенка может возникнуть отрицательное отношение к предмету «Экология» и ко всему, что связано с этим направлением. В дошкольных учреждениях, занимающихся экологическим образованием, слово «экология» ребята, как правило, воспринимают положительно: для них это, прежде всего, интересные экскурсии, наблюдения, открытие тайн природы, общение с животными. В школе должны строго следовать программе, которую учитель «проходит» в установленные сроки. В детском саду дети могут обсуждать с воспитателями именно сегодняшние события: распустившийся цветок, первую бабочку, первый листок. У дошкольников больше возможностей для самостоятельных игр, экспериментирования. Педагоги-экологи детских садов рассказывают, что их собственные дети постоянно просят разрешить им присутствовать на занятиях (особенно их привлекают занятия с проведением различных опытов), которые проводят их мамы в детских садах. Они берут рисунки и другие работы дошкольников, чтобы с гордостью показать своим одноклассникам. На замечание о том, что в школе ведь тоже есть природоведение, дети отвечали приблизительно одинаково: «Там неинтересно, учительница говорит, какой параграф надо прочитать на уроке, а потом спрашивает, о чем там написано. Никаких опытов у нас не бывает». Переподготовка, подготовка педагогов-дошкольников в области экологического образования, их общение с авторами программ также идет более активно, чем у учителей. Детские сады более инициативны в установлении контактов с разнообразными учреждениями, различные технологии экологического образования обрабатываются на многочисленных экспериментальных площадках, которые открыты в большинстве регионов, несмотря на значительные трудности с финансированием (таблица 1). Таблица 1 Сравнение условий для организации экологического образования в ДОУ и школе. +------------------------------------------------------------------------+ | Дошкольное учреждение | Начальная школа | |-------------------------------------+----------------------------------| | Ведущая деятельность ребенка - игра | Ведущая деятельность ребенка - | | | учебная | |-------------------------------------+----------------------------------| | Экологизация различных видов | | | деятельности ребенка, возможность | | | заниматься с ребенком в течение | Экологизация отдельных учебных | | всего дня. Отсутствие строгой | предметов. Обучение ребенка, в | | регламентации образовательного | основном, на уроках | | процесса. Возможность использовать | | | для целей экологического | | | образования ежедневные прогулки | | |-------------------------------------+----------------------------------| | Экологизация развивающей предметной | | | среды всего ДОУ (экологические | Отдельные природные объекты в | | комплексы, уголки в группах, | классах, реже - живые уголки, | | картинные галереи, экологические | огороды на территории школы | | тропинки) | | |-------------------------------------+----------------------------------| | Возможность предоставления ребенку | Участие учеников начальных | | постоянного общения с объектами | классов в экскурсиях ограничено | | природы: организация экскурсий, | из-за необходимости выполнения | | экологических прогулок, выращивание | педагогом учебных программ и | | растений, регулярный уход за | недостатка времени (как правило, | | животными, комнатными растениями и | для экскурсий необходимо | | т.п. | выделять дополнительное время, | | | менять расписание уроков) | |-------------------------------------+----------------------------------| | Экологическое образование строится | В массовой практике начальной | | на деятельностной основе, знания | школы преобладает акцент на | | рассматриваются как средство | получение природоведческих, | | формирования экологической культуры | экологических знаний, их | | | репродуктивном воспроизводстве | |-------------------------------------+----------------------------------| | Количество детей в группе (от 15 до | Количество учеников в классе до | | 25), возможность проведения | 30, отсутствие возможности | | экологических и других занятий по | делить класс на подгруппы. | | подгруппам, реализация | Эксперименты, как правило, | | индивидуального подхода к ребенку, | проводит педагог, реже - сами | | возможности для проведения | дети или же о проведении | | разнообразного экспериментирования | экспериментов ученики читают в | | каждым ребенком, возможность | учебниках, крайне сложно | | неоднократно обращаться к | реализовать индивидуальный | | пройденному материалу в течение дня | подход к каждому ребенку | |-------------------------------------+----------------------------------| | Широкие возможности для | В массовой школе такие предметы, | | эстетического восприятия природы, | как музыка, рисование, | | дети регулярно рисуют, | физкультура, часто | | конструируют, делают аппликацию, | рассматриваются в качестве | | лепят и т.п., слушают музыкальные | дополнительных, они слабо | | произведения, постоянно участвуют в | связаны с программами по | | экологических праздниках, | природоведению, ознакомлению с | | инсценировках, танцах | окружающим миром | |-------------------------------------+----------------------------------| | | Акцент в диагностике не | | Использование различных форм | выявлении знаний ребенка, | | диагностики, акцент не на | основные формы диагностики - | | определении уровня знаний ребенка, | вербальные опросы по материалу | | а на длительных наблюдениях за | учебника, контрольные работы, | | изменением в его поведении, | выставление оценок. Изменения в | | отношении к природе и т.п. | поведении, отношении к природе | | | фактически не диагностируются | +------------------------------------------------------------------------+ 2. Экологическое образование в школе Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний. В содержании экологического образования следует различать два вида компонентов? Во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения. Дидактический интегративный, гуманитарный, общеобразовательный подход к экологическому образованию представляется более продуктивным, ибо уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний и конкретные экологические знания, развиваемые в общем образовании, которые дополнительны по отношению к нравственному и экологическому императивам. Конкретные экологические знания требуют самых совершенных форм трансляции, таких, как использование видеотехники (видеоэкскурсии, видеопередачи), компьютеров и их взаимодействие. Интегральный характер содержания экологического образования обусловливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение. Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на междисциплинарной основе. Кроме того, необходимо учитывать федеральный и национально-культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Несмотря на то, что экология как предмет еще не нашла места в Базисном учебном плане, многие школы уже с 1993/94 учебного года вводят экологию в учебный план учреждения начиная с 5 класса за счет часов регионального или школьного компонентов. В настоящее время преподавание экологии на каждой ступени обучения имеет свои особенности. В начальной школе вопросы экологии включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана, т.е. в курс «Окружающий мир» для 1-4 классов. У младших школьников формируется изначальная понятийная база в области окружающей среды, происходит первичное осмысление важнейших экологических связей и норм поведения человека в окружающей среде. В основной и средней (полной) общеобразовательной школе преподавание курса «экология» представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части Базисного учебного плана, поэтому содержание курса может быть раскрыто за счет часов вариативной части. В основной школе содержание экологии может быть реализовано разными путями, включая один из нижеприведенных вариантов: 1. Экологизация содержания традиционных учебных предметов. 2. Введение специальной учебной дисциплины «Экология». 3. «Модульный принцип» построения учебного процесса по экологии. 4. Смешанная модель - комплексное использование элементов первых трех подходов. Первое направление предполагает изучение материала по экологии, предусмотренного действующими программами, соответственно для каждого класса с целью рационального использования времени, отведенного на вариативную часть Базисного учебного плана, путем включения экологических вопросов в различные школьные дисциплины: природоведение, биология, география, химия, физика. В настоящее время идет создание вкладышей к учебникам по таким предметам, как физика, химия, биология. Второе направление предусматривает в рамках регионального компонента введение отдельной дисциплины - «Экология» - в 5 и 9 классах (возможно изучение в одном из указанных классов). В данном направлении роль связующего звена между курсами начальной школы и старшей школы может играть курс «Экология» для 5 (6) класса, в котором предпринята попытка осуществить преемственность формирования и развития экологических и биологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная программа является закономерным продолжением программ по разделам «Неживая природа» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание». Третье направление - использование специальных модулей, включающих лекцию, семинар, практикум, ролевую либо деловую игру. Изучение экологической теории при таком подходе происходит в течение четырех лет обучения, которые составляют курс «Основы экологии» в 8-11 классах. Содержание экологических модулей включает: методы познания в области экологии, основные методы и понятия, законы и закономерности, теории, экологические проблемы, гипотезы и модели экологических изменений в окружающей среде при разных вариантах антропогенного воздействия, пути решения возникающих экологических проблем на разных уровнях - местном, региональном, национальном, глобальном, включая возможность личного участия. Разработка содержания каждого модуля может иметь разный уровень конкретизации в зависимости от его места в Базисном учебном плане: федеральном, региональном и т.д. Практика показала, что модульное обучение эффективно в процессе совместной работы бригады учащихся над выполнением отдельных проектов. Четвертое направление - включение первых трех элементов в разном варианте и в разном сочетании. С 2001 года общеобразовательные учреждения работают с учетом утвержденного обязательного минимума содержания по экологии, включенного в содержание других предметов естественного цикла основной общеобразовательной школы (приказ Министерства образования России от 19.05.1998 г. №1236), и обязательного минимума содержания по экологии для средней (полной) общеобразовательной школы - 11 класс (приказ №56 от 30.06.1999 г.). Обязательный минимум образования был подготовлен на основе действующих программ и временных стандартов. Практика позволила определить то минимальное содержание образования, которое необходимо обучающимся для адекватного отражения современного уровня знаний об окружающем нас мире. В минимальное содержание включены материалы, позволяющие уделить большое внимание воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так и мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства научного, нравственного, эстетического отношения к среде обитания, к своему тесному и духовному здоровью. Достижению названных целей способствуют знания об экосистемах как структурно-функциональных компонентах биосферы, понимание современной кризисной экологической ситуации, связанной как с ухудшением состояния здоровья жителей планеты, включая россиян, так и с загрязнением и разрушением среды обитания. Реализуя обязательный минимум, учитель ориентирует учащихся на будущее, на здоровый образ жизни, на заботу о среде жизни. Знание минимального содержания по экологии открывает учащемуся те законы, которые обеспечивают непрерывность жизни в биосфере, поддерживают самоочищение окружающей среды и оптимальную численность живых существ. В обязательный минимум по экологии для средней (полной) школы, кроме введения, включены два крупных раздела: общая экология (экология природных систем) и социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Центральным звеном при формировании обязательного минимума содержания стало выделение понятия экосистемы, что соответствует его отражению в различных программах и учебниках по экологии. Обучение экологии с учетом минимального содержания призвано развить у школьников целостное представление об экологических взаимодействиях разного уровня, высшим из которых является взаимодействие в системе «общество - природа». Система «общество - природа» в реальности предстает как совокупность социоприродных систем разного уровня организации: локальных. Региональных, глобальной. Для социальной экологии важным является и понятие «социоэкосистема». В целом минимум образования по экологии нацелен на развитие экологического сознания и мышления обучающихся, на понимание того, что только знание и правильное использование экологических законов позволит человеку развиваться в содружестве с природой, коэволюционируя вместе с ней. Обязательный минимум содержания по экологии предполагает и практическую деятельность обучающихся. Познание экологии протекает в условиях не только урока, но и в процессе установления связей каждого школьника с природным и социальным окружением. На основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по экологии были подготовлены примерные программы для основного (общего) и среднего (полного) общего образования. Они призваны служить ориентиром для изучения экологии в полной средней общеобразовательной школе и могут быть использованы при составлении вариативных и региональных программ. Таким образом, экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции: * способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; * является существенным компонентом гуманизации школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиций той пользы (в широком смысле), которую эта деятельность несет отдельному человеку; * формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива; * расширят возможности нравственного воспитания в процессе обучения; * позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом. 3. Экологическое образование в высших учебных заведениях В высшем образовании есть три существенно разных направления экологического образования. Первое направление следует назвать мировоззренческим. Оно непосредственно продолжает то образовательное (скорее воспитательное) направление, которое было заложено еще в средней школе. Не зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности, эмпирически обоснованным рационалистическим видением человека в биосфере и быть способным опираться на наглядные достижения естественных наук. Но этот философский фундамент должен быть не классическим рационализмом 18 или 19 века, который рассматривал человека в качестве постороннего наблюдателя, а рационализмом 20-21 веков, представляющим человека активным участником развития биосферы. Второе направление - экологический профессионализм будущего специалиста. Если первое направление достаточно универсально, то второе связано с характером будущей деятельности студента, с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов. Такая подготовка должна быть совершенно различной в учебных заведениях различного профиля. Третье направление деятельности обусловлено необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды. Это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой: в области экономики, правоведения и многих других гуманитарных проблем. Одним из важнейших шагов в построении системы экологического образования в стране было создание в 1993 году первого в мире Гуманитарного экологического университета, который стал называться Эколого-политологическим университетом. Впервые было создано учебное заведение, целиком ориентированное на подготовку специалистов, способных на профессиональном уровне заниматься проблемами взаимоотношения природы и общества. Основу университета составил экологический факультет, создателем и первым деканом которого был Н.Ф. Реймерс. Затем был создан еще целый ряд факультетов: юридический и экономический, готовящие специалистов решать юридические и экономические проблемы, возникающие в экологической сфере; педагогический факультет, готовящий учителей и методистов-экологов. Потом были открыты факультеты журналистики и иностранных языков, готовящие соответствующих специалистов с глубоким знанием основ общей экологии. Наконец, факультет политологии отвечает естественным потребностям России, поскольку экологические факторы во все большей степени определяют структуру противоречий - и в политической сфере в том числе. Следующий важный шаг был сделан в Московском государственном университете. При химическом факультете профессором В.С. Петросяном был создан центр поствузовского экологического образования. Он получил название «Открытый экологический университет» и рассчитан на людей, желающих повысить свою профессиональную квалификацию как в обеспечении технологической чистоты той или иной инженерной деятельности и в понимании общих проблем взаимоотношения природы и общества, так и в том, что сейчас принято называть энвайроментальной культурой. Следующим важным звеном единой системы экологического образования должно стать послевузовское обучение и широкое экологическое образование граждан, в том числе и семейное воспитание. 4. Проблемы организации системы экологического воспитания и образования Проблема организации системы экологического воспитания и образования весьма непроста. Прежде всего, она межведомственная, причем в ее создании должны принимать участие многие государственные и общественные организации: министерства охраны окружающей среды и науки, образования и высшего образования, а также ряд общественных и неправительственных организаций, таких, как Российский Зеленый Крест, ЮНЕПком и ряд других. Кроме того, решение этой проблемы имеет острую региональную направленность. Значит, она не может быть решена традиционными способами. Необходимо найти разумные формы организации, сочетающие государственную и общественную активность при направляющей роли государства и региональной администрации. В этих условиях необходимо создание специального совета по экологическому образованию из представителей участвующих организаций и ведущих специалистов. Такой совет должен иметь право выходить с предложениями на уровень высших государственных лиц и иметь функции экспертизы предложений и реализации образовательных программ. Поскольку в экологическом образовании и воспитании у нас отсутствуют общепринятые стандарты, очень важна поисковая активность преподавателей и ученых. Поэтому следует всячески приветствовать и поддерживать в этой сфере негосударственные формы обучения. Многие объединительные акции должны принять на себя Российский Зеленый Крест и Российская национальная организация ЮНЕП (ЮНЕПком): организацию «круглых столов», выпуск материалов, обобщающих опыт обучения, и соответствующих учебных пособий, а также налаживание связи с международными программами экологического образования и воспитания, что очень важно. Эколого-политологическому университету предстоит сыграть важнейшую роль в объединении различных звеньев общей системы экологического образования и воспитания. Кроме того, его специалисты обязаны взять на себя ответственность за руководство экологическим образованием и переподготовку учителей: не столько чтение лекций, сколько написание соответствующих учебников для преподавателей. Заключение Таким образом, на сегодняшний день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования. Для того, чтобы можно было говорить о целостной системе и заняться ее интенсивным расширением и совершенствованием, необходимо создание еще двух ее элементов. Во-первых, надо найти способы организации семейного экологического воспитания и образования. Во-вторых, через систему институтов повышения квалификации учителей с помощью Эколого-политологического института следует наладить процесс повышения экологической образованности педагогического персонала. Оба эти вопроса крайне важные. Но наиболее труден первый, поскольку он еще серьезно не обсуждался и организационные формы такого всеобуча неясны. Но он играет ключевую роль, поскольку воспитание, которое получает человек в течение первых лет жизни, во много определяет жизненную траекторию. Обучение учителей относится к тому же кругу вопросов. Но для этой деятельности мы уже имеем и организационные формы, и представление о возможных программах обучения, и достаточное количество квалифицированных преподавателей, способных ее реализовать. Этот вопрос может быть решен совместными усилиями Международного независимого эколого-политического университета и Министерства образования России. Таким образом, образовательная система 21 века должна представлять собой неотъемлемую составную часть предыдущей информационной цивилизации как первой ступени становления ноосферы. В результате этих преобразований система не только «впишется» в поступательное движение мирового сообщества по пути к устойчивому развитию, но и окажется одним из решающих рычагов грядущего цивилизационного «великого перехода». В свою очередь, образование также перейдет на свой путь устойчивого развития. Остается надеяться, что новое поколение людей будет иметь больше шансов сохранить страну и продвинуть экологическое мировоззрение до уровня государственной политики. Список используемой литературы: 1. Акимова Т.А. Хаскин В.В. Экология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста//Экологического образование: концепции и методические подходы. М., 1996. 3. Захлебный А.Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе//Стандарты и мониторинг. №5, 2000. 4. Мелконян Р.Г. Интегрированное экологическое обучение//Север и экология - 21 век: экологическое образование и воспитание: Труды Межрегиональной конференции северных регионов РФ, 21-24 сентября 1999 г., Ухта. - Сыктывкар, 2000. 5. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования.//Биология в школе. №3, 1996. 6. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп. - С-Пб.: «Детство-пресс», 2003. 7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999. 8. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./Сост. В.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2000. С. 15, 17, 70-78. 9. Региональные системы экологического образования. М., 1998. 10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2001. 11. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. М., 1999. 19 21 12. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |