бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа по курсу \"Экология\"

хотя и здесь есть проблемы. В школах (в значительной степени и по

объективным обстоятельствам) педагоги стоят как бы над детьми, обучают,

указывая, диктуя свои условия и строго проверяя усвоение материала.

Оцениваются, прежде всего, знания из области экологии, биологии,

географии. Из-за страха получить плохую оценку у ребенка может возникнуть

отрицательное отношение к предмету «Экология» и ко всему, что связано с

этим направлением. В дошкольных учреждениях, занимающихся экологическим

образованием, слово «экология» ребята, как правило, воспринимают

положительно: для них это, прежде всего, интересные экскурсии, наблюдения,

открытие тайн природы, общение с животными. В школе должны строго

следовать программе, которую учитель «проходит» в установленные сроки. В

детском саду дети могут обсуждать с воспитателями именно сегодняшние

события: распустившийся цветок, первую бабочку, первый листок. У

дошкольников больше возможностей для самостоятельных игр,

экспериментирования. Педагоги-экологи детских садов рассказывают, что их

собственные дети постоянно просят разрешить им присутствовать на занятиях

(особенно их привлекают занятия с проведением различных опытов), которые

проводят их мамы в детских садах. Они берут рисунки и другие работы

дошкольников, чтобы с гордостью показать своим одноклассникам. На

замечание о том, что в школе ведь тоже есть природоведение, дети отвечали

приблизительно одинаково: «Там неинтересно, учительница говорит, какой

параграф надо прочитать на уроке, а потом спрашивает, о чем там написано.

Никаких опытов у нас не бывает».

Переподготовка, подготовка педагогов-дошкольников в области экологического

образования, их общение с авторами программ также идет более активно, чем

у учителей. Детские сады более инициативны в установлении контактов с

разнообразными учреждениями, различные технологии экологического

образования обрабатываются на многочисленных экспериментальных площадках,

которые открыты в большинстве регионов, несмотря на значительные трудности

с финансированием (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение условий для организации экологического образования

в ДОУ и школе.

+------------------------------------------------------------------------+

| Дошкольное учреждение | Начальная школа |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Ведущая деятельность ребенка - игра | Ведущая деятельность ребенка - |

| | учебная |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Экологизация различных видов | |

| деятельности ребенка, возможность | |

| заниматься с ребенком в течение | Экологизация отдельных учебных |

| всего дня. Отсутствие строгой | предметов. Обучение ребенка, в |

| регламентации образовательного | основном, на уроках |

| процесса. Возможность использовать | |

| для целей экологического | |

| образования ежедневные прогулки | |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Экологизация развивающей предметной | |

| среды всего ДОУ (экологические | Отдельные природные объекты в |

| комплексы, уголки в группах, | классах, реже - живые уголки, |

| картинные галереи, экологические | огороды на территории школы |

| тропинки) | |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Возможность предоставления ребенку | Участие учеников начальных |

| постоянного общения с объектами | классов в экскурсиях ограничено |

| природы: организация экскурсий, | из-за необходимости выполнения |

| экологических прогулок, выращивание | педагогом учебных программ и |

| растений, регулярный уход за | недостатка времени (как правило, |

| животными, комнатными растениями и | для экскурсий необходимо |

| т.п. | выделять дополнительное время, |

| | менять расписание уроков) |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Экологическое образование строится | В массовой практике начальной |

| на деятельностной основе, знания | школы преобладает акцент на |

| рассматриваются как средство | получение природоведческих, |

| формирования экологической культуры | экологических знаний, их |

| | репродуктивном воспроизводстве |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Количество детей в группе (от 15 до | Количество учеников в классе до |

| 25), возможность проведения | 30, отсутствие возможности |

| экологических и других занятий по | делить класс на подгруппы. |

| подгруппам, реализация | Эксперименты, как правило, |

| индивидуального подхода к ребенку, | проводит педагог, реже - сами |

| возможности для проведения | дети или же о проведении |

| разнообразного экспериментирования | экспериментов ученики читают в |

| каждым ребенком, возможность | учебниках, крайне сложно |

| неоднократно обращаться к | реализовать индивидуальный |

| пройденному материалу в течение дня | подход к каждому ребенку |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| Широкие возможности для | В массовой школе такие предметы, |

| эстетического восприятия природы, | как музыка, рисование, |

| дети регулярно рисуют, | физкультура, часто |

| конструируют, делают аппликацию, | рассматриваются в качестве |

| лепят и т.п., слушают музыкальные | дополнительных, они слабо |

| произведения, постоянно участвуют в | связаны с программами по |

| экологических праздниках, | природоведению, ознакомлению с |

| инсценировках, танцах | окружающим миром |

|-------------------------------------+----------------------------------|

| | Акцент в диагностике не |

| Использование различных форм | выявлении знаний ребенка, |

| диагностики, акцент не на | основные формы диагностики - |

| определении уровня знаний ребенка, | вербальные опросы по материалу |

| а на длительных наблюдениях за | учебника, контрольные работы, |

| изменением в его поведении, | выставление оценок. Изменения в |

| отношении к природе и т.п. | поведении, отношении к природе |

| | фактически не диагностируются |

+------------------------------------------------------------------------+

2. Экологическое образование в школе

Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный

элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление

об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех

проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого

принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что

практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать

экологический материал. Не только биология, химия, география, но и

математика, литература. Все они могут стать средством получения

экологических представлений и экологических знаний.

В содержании экологического образования следует различать два вида

компонентов? Во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и

нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения.

Дидактический интегративный, гуманитарный, общеобразовательный подход к

экологическому образованию представляется более продуктивным, ибо

уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний и конкретные

экологические знания, развиваемые в общем образовании, которые

дополнительны по отношению к нравственному и экологическому императивам.

Конкретные экологические знания требуют самых совершенных форм трансляции,

таких, как использование видеотехники (видеоэкскурсии, видеопередачи),

компьютеров и их взаимодействие. Интегральный характер содержания

экологического образования обусловливает сложный состав знаний, имеющих

мировоззренческое значение. Экология вносит свой вклад в раскрытие

целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку

гибких форм экологизации образования на междисциплинарной основе. Кроме

того, необходимо учитывать федеральный и национально-культурный и

региональный уровень общеобразовательной системы. Из этого следует

вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и

программы.

Несмотря на то, что экология как предмет еще не нашла места в Базисном

учебном плане, многие школы уже с 1993/94 учебного года вводят экологию в

учебный план учреждения начиная с 5 класса за счет часов регионального или

школьного компонентов.

В настоящее время преподавание экологии на каждой ступени обучения имеет

свои особенности.

В начальной школе вопросы экологии включены в содержание курсов,

реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного

учебного плана, т.е. в курс «Окружающий мир» для 1-4 классов.

У младших школьников формируется изначальная понятийная база в области

окружающей среды, происходит первичное осмысление важнейших экологических

связей и норм поведения человека в окружающей среде.

В основной и средней (полной) общеобразовательной школе преподавание курса

«экология» представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием

времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части Базисного

учебного плана, поэтому содержание курса может быть раскрыто за счет часов

вариативной части.

В основной школе содержание экологии может быть реализовано разными

путями, включая один из нижеприведенных вариантов:

1. Экологизация содержания традиционных учебных предметов.

2. Введение специальной учебной дисциплины «Экология».

3. «Модульный принцип» построения учебного процесса по экологии.

4. Смешанная модель - комплексное использование элементов первых трех

подходов.

Первое направление предполагает изучение материала по экологии,

предусмотренного действующими программами, соответственно для каждого

класса с целью рационального использования времени, отведенного на

вариативную часть Базисного учебного плана, путем включения экологических

вопросов в различные школьные дисциплины: природоведение, биология,

география, химия, физика. В настоящее время идет создание вкладышей к

учебникам по таким предметам, как физика, химия, биология.

Второе направление предусматривает в рамках регионального компонента

введение отдельной дисциплины - «Экология» - в 5 и 9 классах (возможно

изучение в одном из указанных классов).

В данном направлении роль связующего звена между курсами начальной школы и

старшей школы может играть курс «Экология» для 5 (6) класса, в котором

предпринята попытка осуществить преемственность формирования и развития

экологических и биологических понятий, усвоения ведущих экологических идей

и научных фактов. Данная программа является закономерным продолжением

программ по разделам «Неживая природа» как начальной школы, так и программ

курса «Естествознание».

Третье направление - использование специальных модулей, включающих лекцию,

семинар, практикум, ролевую либо деловую игру. Изучение экологической

теории при таком подходе происходит в течение четырех лет обучения,

которые составляют курс «Основы экологии» в 8-11 классах. Содержание

экологических модулей включает: методы познания в области экологии,

основные методы и понятия, законы и закономерности, теории, экологические

проблемы, гипотезы и модели экологических изменений в окружающей среде при

разных вариантах антропогенного воздействия, пути решения возникающих

экологических проблем на разных уровнях - местном, региональном,

национальном, глобальном, включая возможность личного участия.

Разработка содержания каждого модуля может иметь разный уровень

конкретизации в зависимости от его места в Базисном учебном плане:

федеральном, региональном и т.д. Практика показала, что модульное обучение

эффективно в процессе совместной работы бригады учащихся над выполнением

отдельных проектов.

Четвертое направление - включение первых трех элементов в разном варианте

и в разном сочетании.

С 2001 года общеобразовательные учреждения работают с учетом утвержденного

обязательного минимума содержания по экологии, включенного в содержание

других предметов естественного цикла основной общеобразовательной школы

(приказ Министерства образования России от 19.05.1998 г. №1236), и

обязательного минимума содержания по экологии для средней (полной)

общеобразовательной школы - 11 класс (приказ №56 от 30.06.1999 г.).

Обязательный минимум образования был подготовлен на основе действующих

программ и временных стандартов. Практика позволила определить то

минимальное содержание образования, которое необходимо обучающимся для

адекватного отражения современного уровня знаний об окружающем нас мире. В

минимальное содержание включены материалы, позволяющие уделить большое

внимание воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так

и мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства

научного, нравственного, эстетического отношения к среде обитания, к

своему тесному и духовному здоровью.

Достижению названных целей способствуют знания об экосистемах как

структурно-функциональных компонентах биосферы, понимание современной

кризисной экологической ситуации, связанной как с ухудшением состояния

здоровья жителей планеты, включая россиян, так и с загрязнением и

разрушением среды обитания. Реализуя обязательный минимум, учитель

ориентирует учащихся на будущее, на здоровый образ жизни, на заботу о

среде жизни. Знание минимального содержания по экологии открывает

учащемуся те законы, которые обеспечивают непрерывность жизни в биосфере,

поддерживают самоочищение окружающей среды и оптимальную численность живых

существ.

В обязательный минимум по экологии для средней (полной) школы, кроме

введения, включены два крупных раздела: общая экология (экология природных

систем) и социальная и прикладная экология (экология

природно-антропогенных систем).

Центральным звеном при формировании обязательного минимума содержания

стало выделение понятия экосистемы, что соответствует его отражению в

различных программах и учебниках по экологии.

Обучение экологии с учетом минимального содержания призвано развить у

школьников целостное представление об экологических взаимодействиях

разного уровня, высшим из которых является взаимодействие в системе

«общество - природа». Система «общество - природа» в реальности предстает

как совокупность социоприродных систем разного уровня организации:

локальных. Региональных, глобальной. Для социальной экологии важным

является и понятие «социоэкосистема».

В целом минимум образования по экологии нацелен на развитие экологического

сознания и мышления обучающихся, на понимание того, что только знание и

правильное использование экологических законов позволит человеку

развиваться в содружестве с природой, коэволюционируя вместе с ней.

Обязательный минимум содержания по экологии предполагает и практическую

деятельность обучающихся.

Познание экологии протекает в условиях не только урока, но и в процессе

установления связей каждого школьника с природным и социальным окружением.

На основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки

выпускников по экологии были подготовлены примерные программы для

основного (общего) и среднего (полного) общего образования.

Они призваны служить ориентиром для изучения экологии в полной средней

общеобразовательной школе и могут быть использованы при составлении

вариативных и региональных программ.

Таким образом, экологическое образование выполняет интегративную роль во

всей системе общего среднего образования. Экологизация образования несет в

себе следующие педагогические функции:

* способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании

учащихся;

* является существенным компонентом гуманизации школьного образования,

поскольку рассматривает деятельность человечества с позиций той пользы

(в широком смысле), которую эта деятельность несет отдельному

человеку;

* формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать

собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

* расширят возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

* позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

3. Экологическое образование в высших учебных заведениях

В высшем образовании есть три существенно разных направления

экологического образования. Первое направление следует назвать

мировоззренческим. Оно непосредственно продолжает то образовательное

(скорее воспитательное) направление, которое было заложено еще в средней

школе. Не зависимости от той области деятельности, которую выбирает

будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением,

определенным философским фундаментом для своей деятельности, эмпирически

обоснованным рационалистическим видением человека в биосфере и быть

способным опираться на наглядные достижения естественных наук.

Но этот философский фундамент должен быть не классическим рационализмом 18

или 19 века, который рассматривал человека в качестве постороннего

наблюдателя, а рационализмом 20-21 веков, представляющим человека активным

участником развития биосферы.

Второе направление - экологический профессионализм будущего специалиста.

Если первое направление достаточно универсально, то второе связано с

характером будущей деятельности студента, с его способностью принимать

наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или

административные решения с учетом экологических факторов. Такая подготовка

должна быть совершенно различной в учебных заведениях различного профиля.

Третье направление деятельности обусловлено необходимостью подготовки

специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с

взаимоотношением человека и окружающей среды. Это должны быть специалисты,

сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой: в

области экономики, правоведения и многих других гуманитарных проблем.

Одним из важнейших шагов в построении системы экологического образования в

стране было создание в 1993 году первого в мире Гуманитарного

экологического университета, который стал называться

Эколого-политологическим университетом. Впервые было создано учебное

заведение, целиком ориентированное на подготовку специалистов, способных

на профессиональном уровне заниматься проблемами взаимоотношения природы и

общества. Основу университета составил экологический факультет, создателем

и первым деканом которого был Н.Ф. Реймерс. Затем был создан еще целый ряд

факультетов: юридический и экономический, готовящие специалистов решать

юридические и экономические проблемы, возникающие в экологической сфере;

педагогический факультет, готовящий учителей и методистов-экологов. Потом

были открыты факультеты журналистики и иностранных языков, готовящие

соответствующих специалистов с глубоким знанием основ общей экологии.

Наконец, факультет политологии отвечает естественным потребностям России,

поскольку экологические факторы во все большей степени определяют

структуру противоречий - и в политической сфере в том числе.

Следующий важный шаг был сделан в Московском государственном университете.

При химическом факультете профессором В.С. Петросяном был создан центр

поствузовского экологического образования. Он получил название «Открытый

экологический университет» и рассчитан на людей, желающих повысить свою

профессиональную квалификацию как в обеспечении технологической чистоты

той или иной инженерной деятельности и в понимании общих проблем

взаимоотношения природы и общества, так и в том, что сейчас принято

называть энвайроментальной культурой.

Следующим важным звеном единой системы экологического образования должно

стать послевузовское обучение и широкое экологическое образование граждан,

в том числе и семейное воспитание.

4. Проблемы организации системы экологического воспитания и образования

Проблема организации системы экологического воспитания и образования

весьма непроста. Прежде всего, она межведомственная, причем в ее создании

должны принимать участие многие государственные и общественные

организации: министерства охраны окружающей среды и науки, образования и

высшего образования, а также ряд общественных и неправительственных

организаций, таких, как Российский Зеленый Крест, ЮНЕПком и ряд других.

Кроме того, решение этой проблемы имеет острую региональную

направленность. Значит, она не может быть решена традиционными способами.

Необходимо найти разумные формы организации, сочетающие государственную и

общественную активность при направляющей роли государства и региональной

администрации.

В этих условиях необходимо создание специального совета по экологическому

образованию из представителей участвующих организаций и ведущих

специалистов. Такой совет должен иметь право выходить с предложениями на

уровень высших государственных лиц и иметь функции экспертизы предложений

и реализации образовательных программ.

Поскольку в экологическом образовании и воспитании у нас отсутствуют

общепринятые стандарты, очень важна поисковая активность преподавателей и

ученых. Поэтому следует всячески приветствовать и поддерживать в этой

сфере негосударственные формы обучения. Многие объединительные акции

должны принять на себя Российский Зеленый Крест и Российская национальная

организация ЮНЕП (ЮНЕПком): организацию «круглых столов», выпуск

материалов, обобщающих опыт обучения, и соответствующих учебных пособий, а

также налаживание связи с международными программами экологического

образования и воспитания, что очень важно.

Эколого-политологическому университету предстоит сыграть важнейшую роль в

объединении различных звеньев общей системы экологического образования и

воспитания. Кроме того, его специалисты обязаны взять на себя

ответственность за руководство экологическим образованием и переподготовку

учителей: не столько чтение лекций, сколько написание соответствующих

учебников для преподавателей.

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день в России уже существуют, пусть в очень

ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и

образования. Для того, чтобы можно было говорить о целостной системе и

заняться ее интенсивным расширением и совершенствованием, необходимо

создание еще двух ее элементов. Во-первых, надо найти способы организации

семейного экологического воспитания и образования. Во-вторых, через

систему институтов повышения квалификации учителей с помощью

Эколого-политологического института следует наладить процесс повышения

экологической образованности педагогического персонала.

Оба эти вопроса крайне важные. Но наиболее труден первый, поскольку он еще

серьезно не обсуждался и организационные формы такого всеобуча неясны. Но

он играет ключевую роль, поскольку воспитание, которое получает человек в

течение первых лет жизни, во много определяет жизненную траекторию.

Обучение учителей относится к тому же кругу вопросов. Но для этой

деятельности мы уже имеем и организационные формы, и представление о

возможных программах обучения, и достаточное количество квалифицированных

преподавателей, способных ее реализовать. Этот вопрос может быть решен

совместными усилиями Международного независимого эколого-политического

университета и Министерства образования России.

Таким образом, образовательная система 21 века должна представлять собой

неотъемлемую составную часть предыдущей информационной цивилизации как

первой ступени становления ноосферы. В результате этих преобразований

система не только «впишется» в поступательное движение мирового сообщества

по пути к устойчивому развитию, но и окажется одним из решающих рычагов

грядущего цивилизационного «великого перехода». В свою очередь,

образование также перейдет на свой путь устойчивого развития.

Остается надеяться, что новое поколение людей будет иметь больше шансов

сохранить страну и продвинуть экологическое мировоззрение до уровня

государственной политики.

Список используемой литературы:

1. Акимова Т.А. Хаскин В.В. Экология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего

школьного возраста//Экологического образование: концепции и

методические подходы. М., 1996.

3. Захлебный А.Н. Каким быть экологическому образованию в российской

школе//Стандарты и мониторинг. №5, 2000.

4. Мелконян Р.Г. Интегрированное экологическое обучение//Север и экология

- 21 век: экологическое образование и воспитание: Труды

Межрегиональной конференции северных регионов РФ, 21-24 сентября 1999

г., Ухта. - Сыктывкар, 2000.

5. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация

образования.//Биология в школе. №3, 1996.

6. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и

др. - 2-е изд., испр. и доп. - С-Пб.: «Детство-пресс», 2003.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,

1999.

8. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./Сост. В.Н.

Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2000. С. 15, 17,

70-78.

9. Региональные системы экологического образования. М., 1998.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Издательский

Дом «Карапуз», 2001.

11. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. М., 1999.

19

21

12.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.