бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Загрязнение атмосферы и решение этой проблемы на примере Санкт-Петербурга

соприкосновения нижнего слоя воздуха с земной поверхностью и предметами,

расположенными на ней. Так, воздушные потоки, приносящие загрязнение,

очищаются, встречая на своём пути лес. Вследствие турбулентного

перемешивания приземной слой воздуха всё время обновляется, поэтому на

поверхность отлагается значительное количество аэрозолей, на 1м^2 земной

поверхности под Санкт - Петербургом вывпадает столько аэрозолей, сколько

заключено в 250 м приземного слоя воздуха, при этом за сутки очищается слой

высотой 250 м. Эта величина условно называется скоростью или высотой

очистки. Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей

и в 25 раз больше газов. При этом 60 -70 % газового загрязнения даёт

автомобильный транспорт.Более активная конденсация влаги приводит к

увеличению осадков на 5 - 10 %.

Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10 - 20 % солнечной

радиации и скорости ветра. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии

над городом охватывают в 250 - 400м, а контрасты температуры могут

достигать 5 - 6 градусов. С ними связаны температурные инверсии, приводящие

к повышенному загрязнению, туманам, смогу.

Промышленные предприятия дают много пыли, окислов азота, железа,

кальция, магния, кремния. Эти соединения не столь токсичны, однако снижают

прозрачность атмосферы, дают на 50 % больше туманов, на 10 % больше

осадков, на 30 % сокращают солнечную радиацию. Тепловое воздействие

увеличивает температуру в городе на 3 -5 градусов, безморозный период на 10

- 12 дней и бесснежный на 5 - 10 дней. Нагрев и подъём воздуха в центре

вызывает подток его с окраины - как из лесопаркового пояса,так и из

промышленных зон.

Процессы самоочищения атмосферы связаны не только с выпадением

осадков и образованием нисходящих потоков, но и с другими

метеорологическими явлениями.

Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную

на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время

эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически.

Отходы производства выбрасывались в воздух в расчёте на то, что будут

обезврежены и переработаны самой природой. Казалось, что как не велика

общая масса отходов, по сравнению с защитными ресурсами она незначительна.

Однако процесс загрязнения резко пргрессирует, и становится очевидным, что

природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такой

натиск, так как способность атмосферы к самоочищению имеет определённые

границы.

Влияние окружающей среды на здоровье человека стало одним из наиболее

больных и обсуждаемых вопросов мирового сообщества. В 1995 г на 1-ом

Всероссийском съезде по охране природы председатель Межведомственной

комиссии по экологической безопасности академик А.В. Яблоков отметил:"Ещё

никогда не было столь продвинутой попытки сопоставить данные по состоянию

здоровья на столь значительной части Земли с качеством среды обитания".

ГЛАВА 2. Причины загрязнения окружающей среды.

Таких основных причин четыре:

. Экономические причины. Высокая стоимость очистных

сооружений и других средств охраны природы, достигающая иногда трети

капиталовложений, зачастую вынуждает хозяйственников и администраторов

экономить на природе при строительстве новых производств. Издержки

рыночной экономики, связанные с погоней за прибылью, и плановой,

отягощённой идеологическими догмами, безусловно ведут к углублению

экологического кризиса.

. Научно-технические причины. Важно понимать, что основная часть потока

загрязнений, поступающих в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли,

обусловлена не стремлением получить максимальную прибыль и не злым

умыслом хозяйственников, а объективно существующими научно-

техническими трудностями. Следует иметь в виду, что лишь

незначительная доля используемых в прмышленности химических процессов

протекает с количественным выходом и 100%-ной селективностью. В

большинстве случаев наряду с целевым прдуктом образуется гамма

побочных, для полной утилизации которых требуется бесконечно большая

сумма капиталовложений. Поэтому на практике устанавливают некоторый

допустимый уровень загрязнений, который обеспечивается разумным

уровнем затрат. Рассмотрим несколько примеров.

Около 60% всех газообразных загрязнений атмосферы России

составляют органические вещества-пары растворителей, мономеров,

горюче-смазочных материалов-и монооксид углерода. Например, для

очистки вентиляционных выбросов от паров растворителя наиболее

экономически выгодно их сжигание. Но этот процесс может быть

осуществлён только при совместном сжигании паров вместе с основным

топливом: газом, мазутом или углем, то есть в случаях, когда источник

загрязнений находится неподалёку от теплоэлектростанций.

К сожалению, таких совпадений немного. Поэтому был создан

специальный реактор, в котором на поверхности гетерогенного

алюмоплатинового катализатора происходит постоянное горение природного

газа вместе с вентиляционными выбросами. Понятно, что решение даже такой

относительно несложной задачи потребовало серьёзных капитальных

вложений и привело к заметному удорожанию продукции. Как уже говорилось,

основной источник кислотных дождей-сернистый газ образуется в

огромных количествах при обжиге сульфидных руд цветных металлов. Во

многих учебных пособиях можно прочитать, что наиболее эффективный спопсоб

его утилизации состоит в окислении SO2 до серного ангидрида с

последующим получением серной кислоты. Этот пример часто приводят как

иллюстрацию комплексного использования сырья, приводящего к получению

двух полезных продуктов: цветного металла и серной кислоты.

Увы, в реальной жизни возникают препятствия: каталитическое

окисление сернистого газа эффективно только при значительной

его концентрации в обжиговом газе и при отсутствии в нём каталитических

ядов. Эти требования труднодостижимы в дымовых газах заводов цветной

металлургии. Вследствие этого до настоящего времени не найдено

эффективного решения рассматриваемой задачи и значительная часть

выбросов сернистого газа поступает в атмосферу через высокие дымовые

трубы. Загрязнения при этом, разумеется, не исчезают, а распределяются по

большей территории, и локальная концентрация их становится меньше.

Выхлопные газы автомобилей могут быть очищены от монооксида

углерода, оксидов азота и полициклических ароматических

углеводородов с помощью каталитических дожигателей, содержащих

нанесённый катализатор из металлов Рt- группы. Стоимость этого

аппарата довольно высока и может достигать 10-15% стоимости легкового

автомобиля. В развитых зарубежных странах они нашли широкое применение,

но, к сожалению, непригодны к эксплуатации в России из-за

широкомасштабного использования бензина, содержащего тетраэтилсвинец,

который отравляет эти катализаторы. Полный отказ от использования

этилированного бензина потребует от России гигантских экономических

затрат, но совершенно необходим в ближайшем будущем.

. Низкий уровень знаний. В наше время люди, принимающие ответственные

технические решения и не владеющие при этом основами естественных

наук, становятся социально опасными для общества. Многие из уже

произошедших и, вероятно, будущих катастроф связаны с малограмотностью

технических руководителей и исполнителей. Яркий пример этому-

катастрофа продуктопровода, перекачивающего с северных месторождений

так называемую широкую фракцию лёгких углеводородов, способную в

случае утечки образовывать врывоопасную газовоздушную смесь. Большой

опыт строительства нефте- и газопроводов отнюдь не гарантирует успеха

в строительстве продуктопровода, проектирование, монтаж и эксплуатация

которого требуют совершенно иных знаний и мер юезопасности. Этих

знаний у руководства стройки оказалось недостаточно.

. Низкий уровень культуры и нравственности. Совершенно очевидно, что

для сохранения природы необходимо, чтобы каждый человек,

соприкасающийся с промышленным или сельскохозяйственным производством,

с бытовыми химическими веществами, был не только экологически

грамотен, но и осозновал свою ответственность за действия, которые

приносят природе явный вред. К сожалению, нередко можно видеть, как

шофер ставит свой автомобиль в чистый ручей для мытья, как матрос

выливает за борт ведро солярки, как рабочие в автохозяйствах сжигают

старые покрышки, как сельские механизаторы равнодушно взирают на кучу

рваных мешков с удобрениями, валяющихся среди поля.

ГЛАВА 3. Экологическая обстановка промышленных районов Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург - важнейший промышленный, культурный научный центр

России, четвертый по населенности город Европы и самый северный из

крупнейших городов мира. По мнению специалистов, к настоящему времени в

городе довольно сложная экологическая ситуация. Территория города и

области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди

регионв европейской части страны по комплексу показателей экологической

опасности, что и обуславливает его проблемы. Более 40 % территории Санкт--

Петербурга занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры.

Почти 1000 крупных индустриальных обьектов загрязняют гордскую среду.

Современная экологическая обстановка в регионе является следствием

существования на протяжении десятков лет системы хозяйствования, тех

принципов и установок, которые были заложены в основу. Причины создавшейся

экологической ситуации заключаются в том, что в стране отсутствовала

экологическая ориентация в развитии производительных сил, в производстве

преобладали водо-, ресурсо- и энергоёмкие технологии, существовало

раздельное планирование и управление экономическими, социальными и

природоохранными процессами, материально - техническая база была

неудовлетворительна (коэффициент износа оборудования нередко состовлял 50

%), а несовершенство действующих нормативных и законодательных актов и

низкий уровень природоохранных затрат

дополняли отрицательное действие на окружающую среду.

Сегодня самыми серьёзными проблемами Санкт - Петербурга остаются

отходы и состояние воздуха. Приоритетным загрязнителем являются

автотранспорт и предприятия топливно - энергетического комплекса,

металлургии и металлообработки (см. таблицы).

ТАБЛИЦА №1.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города.

|Выбросы, тыс. |1987 |1990 |1993 |1994 |1995 |1996 |

|тонн | | | | | | |

|Всего |633 |436 |229 |104 |152 |138 |

|в т. ч. : |

|Твердые вещества|51 |35 |18 |14 |11 |11 |

|Оксид углерода |338 |224 |91 |11 |67 |61 |

|Диоксид азота |66,5 |57,5 |41 |28 |31 |31 |

|Диоксид серы |85 |63 |53 |42 |19 |15 |

ТАБЛИЦА №2.

Динамика изменения концентрации примесей в воздухе Санкт-петербурга.

|Загрязняющие вещества |ПДК ср. |Среднегодовые концентрации |

| |с. мг/м | |

| |куб. | |

| | |1992 |1993 |1994|1995|1996|

|Пыль |0,5 |1,0 |1,3 |1,3 |1,3 |1,2 |

|Диоксид серы |0,005 |0 |0,2 |0,1 |0 |0 |

|Оксид углерода |1,0 |0 |0,3 |0,3 |0 |0 |

|Диоксид азота |0,04 |1,8 |2,0 |1,8 |1,8 |1,9 |

|Фенол |0,003 |0 |1,3 |2,8 |3,2 |2,7 |

|Хлористый водород |0,02 |0,02 |0,8 |0,4 |0 |0 |

|Аммиак |0,04 |2,0 |1,0 |0,9 |1,0 |1,1 |

|Формальдегид |0,003 |1,3 |2,3 |1,3 |1,6 |1,1 |

|Окись азота |0,06 |0 |1,2 |0,3 |0 |0 |

В прошлом году количество автомобилей в нашем городе выросло на 300 тысяч.

Учитывая транзит.число автомобилей в городе достигло 1,5 (полутора

миллионов). Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы состовляет 77 %.

Только в пршлом году выброшено в воздух более 200 тысяч тонн вредных

веществ. Самыми грязными сегодня являются Центральный, Фрунзенский,

Колпинский, Красносельский, Василеостровский районы.

ТАБЛИЦА №3.

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон на

территории Санкт-Петербурга.

|Зона |Границы района |Повышение концентрации |

| | |загрязняющих в-в в |

| | |воздухе (кол-во раз). |

|Особо неблагоприятная |Василеостровский р-он, |Меркаптан-5, фенол-3, |

| |р. М. Нева, Малый пр., |двуокись азота-6, |

| |пр. Кима |соляная кислота-7. |

|Особо неблагоприятная |Василеостровский р-он, |Меркаптан-5, ксилол-9, |

| |р.Б.Нева, 22-23-линии, |двуокись азота-11, |

| |Большой пр. |марганец-3,5 |

|Особо неблагоприятная |Выборгский р-он, |Углеводороды-4, двуокись|

| |р.Б.Невка, граница |азота-2,8,ксилол-4,7,пыл|

| |Калининского и |ь-4,6 |

| |Приморского р-нов | |

|Неблагоприятная |Дзержинский р-он |Двуокись азота-1,5 |

|Особо неблагоприятная |Калининский р-он, гр-ца |Двуокись азота-30, |

| |с Выборгским р-ном, |марганец-3, сернистый |

| |Свердловская наб., |газ-5 |

| |Полюстровский пр. | |

|Особо неблагоприятная |Кировский р-он, гр-ца с |Меркаптан-25, свинец-10,|

| |Ленинским, Московским |ацетон-28, ксилол-14, |

| |пр., внутр.ж.д |сернистый газ-5 |

| |полукольцо, о-в | |

| |Гутуевский | |

|Неблагоприятная |Внутр. Ж.д. полукольцо, |Марганец-9, свинец-10, |

| |Краснопутиловская ул., |сернистый газ-36, |

| |р.Красненькая |ксилол-14, ацетон-28 |

|Особо неблагоприятная |Красногвардейский р-он, |Марганец-48, пыль-4, |

| |Б. Пороховская ул., пр. |окись углерода-1,6 |

| |Металлистов, р. Охта, р.| |

| |Оккервиль, внутр. Ж.д. | |

| |полукольцо | |

|Особо неблагоприятная |Куйбышевский р-он, |Свинец-30, пыль-1,5, |

| |Загородный пр, Разъезжая|двуокись азота-7, |

| |ул., Лиговский пр., |ксилол-13 |

| |Звенигородская ул. | |

|Особо неблагоприятная |Ленинский пр., гр-ца |Свинец-2,5, фенол-8, |

| |Кировского и Московского|серная кислота-2, |

| |р-нов, пр. Огородникова,|ацетон-3,5 |

| |наб.Обводного канала, | |

| |Измайловский пр., 12-я | |

| |Красноармейская ул. | |

|Особо неблагоприятная |Московский р-он, гр-цы |Альдегид-35, фенол-7, |

| |Фрунзенского, |ксилол-15,щелочь-27 |

| |Ленинского, Кировского | |

| |р-нов, ул. Решетникова | |

| | | |

| |Октябрьский р-он, | |

|Особо неблагоприятная |Новоадмиралтейский пр., |Двуокись азота-1,5, |

| |Матисовы о-ва, |сернистый газ-2,8, |

| |Лоцманская |пыль-1,5 |

|Особо неблагоприятная |Смольнинский р-он, |Сернистый газ-20, |

| |Лиговский пр., наб. |фенол-60, двуокись |

| |Обводного канала, река. |азота-23, хром |

| |Монастырка, Невский пр.,|ангидрид-16 |

| |Гончарная ул. | |

|Особо неблагоприятная |Фрунзенский р-он |Свинец-3, акролеин-17, |

| | |уайт-спирит-14, хром |

| | |ангидрид-16 |

| | | |

ГЛАВА 4. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха.

Автомобильными двигателями выделяются в воздух города более 95 %

оксида углерода, около 65 % углеводородов и 30 % оксидов азота. Кроме того,

входящий в состав воздуха азот при высокой температуре и давлении в

цилиндрах двигателя реагирует с остаточным кислородом. В результате

образуются оксиды азота - ещё одна вредная состовляющая выхлопных газов.

Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными

компонентами отработанных газов, Парами топлива. но и продуктами износа

шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары

топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых

стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие в

непосредственной близости от жилых зданий.

В Санкт-Петербурге автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в

атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным,

вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70 %. Наиболее

загрязнёнными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и

Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье

населения. Только за пять лет, с 1992 по 1997 год, страдающих бронхиальной

астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20 %, болезнями

эндокринной системы- на 15 %, онкологическими заболеваниями- на 67 %. По

данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель

испытывает на себе негативное воздействие загрязнённого воздуха. Это

выражается в кашле, затруднённом дыхании, общем ухудшении самочувствия. В

некоторых наиболее неблаогприятных местах страдают до 88 % населения.

Если бы питерские автобусы ( но не изрыгающие клубы дыма, а новые ),

трамваи и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят,

предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского

транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате-

меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт

назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова

трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. Причем больше

других загрязняют воздух грузовики и автобусы. Но лишь к 2007 году власти

Санкт-Петербурга планируют полностью обновить автобусный парк. Но что

делать до тех пор ?

Санкт-Петербург решил построить современную магистраль вокруг города,

которая уже получила название К А Д ( Кольцевая автомобильная дорога ).

Когда кольцо замкнётся, по нему пойдёт весь транзит, а также часть

городского транспорта. После окончания строительства, состояние атмосферы в

Санкт-Петербурге должно улучшиться в полтора раза. Общая протяжённость

трассы составит 130 км, расчётная скорость движения-120 км/ч.

С таким солидным приобретением петербуржцев можно поздравить. Однако

хочется предостеречь от ошибок, допущенных на московском кольце( МКАД ).

Внимательные автомобилисты наверняка заметили, что огромное количество

деревьев, расположенных вблизи дороги, превратилось в настоящих мутантов.

Листья на них растут не на ветках, а по стволу. Особенно эти уродцы заметны

на северном участке- от Волоколамского до Дмитровского шоссе. Причины две.

Первая-отчаянная загазованность прилегающих к МКАД территорий. Но

оказывается, что еще более опасны для зелёных насаждений химикаты, которыми

дорожные службы до последнего времени щедро поливали обледеневший асфальт.

Возможно, городу на Неве следует пойти по пути своих соседей финнов,

которые в большинстве случаев вовсе не пользуются вредными веществами для

растапливания снега, а просто его утрамбовывают. Правда, для этого

требуется ввести закон, запрещающий эксплуатацию автомобилей без зимних шин

с шипами. Но что-что, а запрещать у нас умеют.

Кроме строительства КАД в Санкт-Петербурге разрабатывают проект

автоматизированного контроля за состоянием воздуха и перераспределения

транспортных потоков. Подобный проект уже реализуется в Англии,

отличающейся самой высокой в мире интенсивностью дорожного движения.

ГЛАВА 5. Строительство новых промышленных объектов и их влияние на

окружающую среду.

В Санкт-Петербурге и области предусмотрено осуществление ряда крупных

проектов развития инфраструктуры - энергетики, транспорта, водоснабжения и

водоотведения, защитных сооружений города от наводнений и др. Это

безусловно повлечет дополнительную антропогенную и техногенную нагрузку на

окружающую природную среду и здоровье населения. Единство природы требует

комплексного рассмотрения воздействия последствий реализации крупных

проектов на почвы, растительность, воздух, пресные, морские, и подземные

воды, животный мир, а через них на здоровье человека. Особо следует

отметить необходимость оценки взаимного влияния и эффекта совместного

воздействия многих из проектов на окружающую среду, что невозможно учесть

при разроботке каждого из них в отдельности.

Что же это за проекты? Это прежде всего создание Российского

транспортно - технического портового комплекса ( РТТПК ) на побережье

Финского залива, который до конца не проработан, и высокоскоростная

пассажирская железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва

(ВСМ).Эти проекты безусловно должны благотворно сказаться на развитии

города, улучшив еге экономико - географическое положение. Однако,

негативные социальные и экологические последствия могут возникнуть на

стадии строительства и эксплуатации ВСМ и приавариях на нефтепроводе при

строительстве и эксплуатации РТТПК. Кроме двух отмеченных, следует указать

и другие проекты, быть может не столь масштабные, как упомянутые, но

имеющие важное значение для устойчивого развития региона. Это - планируемая

реконструкция нефтеналивного района Санкт - Петербургского морского порта,

строительство Северо-Западной ТЭЦ, запректированной по современным для

тепловых станций технологиям, завершение затянувшегося строительства

комплекса

сооружений для защиты города от наводнений,строительство международного

аэропорта на 3 млн. пассажиров в год, решение проблем полигона в Красном

Бору путем строительства предприятия по обезвреживанию токсичных отходов,

создание новых высокотехнологических заводов по комплексной переработке

мусора, строительство и ввод в эксплуатацию Юго - Западных очистных

сооружений, строительство установки по сжиганию активного ила , дающее

возможность рекультивации занятых илом площадей, введение технологии

доочистки стоков от фосфатов на Центральной и Северной станциях очистки,

что позволит снять вопрос об эвтрофикации восточной части Финского залива и

вернуть ему рыбопромысловое и рекреационное значение.

ТАБЛИЦА №4.

Характеристика воздействия крупных народнохозяйственных проектов на

состояние атмосферы Санкт-Петербурга.

|Проект |Загрязнение атмосферы |

|Высокоскоростная магистраль СПб – |Выбросы строительной техники и |

|Москва ( В С М ) |эксплуатационной базы |

|Создание Российского |Выбросы углеводородов при ж/д |

|транспортно-технического портового |транспортировке и авариях на |

|комплекса в Финском заливе |территории СПб |

|Реконструкция нефтеналивного р-на СПб|Выбросы NOх котельной в перегруженный|

|морского порта |район, выбросы углеводородов |

|Строительство кольцевой автодороги |Выбросы от проезда 3600 автомобилей в|

|вокруг Санкт-Петербурга |сутки |

|Завершение строительства защитных |Выбросы в ходе строительства, при |

|сооружений от наводнений («дамба») |эксплуатации – выбросы автодороги |

|Строительство международного |Выбросы при взлете и посадке |

|аэропорта на 3 млн. пассажиров в год |20000-30000 самолетов в год. Выбросы |

| |от автотранспорта |

|Строительство Северо-Западной ТЭЦ |Выбросы NOx и CO от ТЭЦ. Прекращение |

| |выбросов NOх и SO от закрываемых |

| |котельных |

|Стр-во предприятия по обезвреживанию |Сокращение вредных выбросов при |

|токсичных отходов в Красном Бору |термическом обезвреживании отходов |

|Строительство мусороперерабатывающих |Прекращение газовыделения со свалок |

|предприятий |мусора. Выбросы газов |

| |термопереработки |

|Строительство Юго-Западных очистных |Выброс воздуха после аэрации стоков |

|сооружений | |

|Строительство установки по сжиганию |Выброс газов сжигания илов и |

|активного ила |анаэробного разложения илов |

|Очистка стоков от фосфатов на ЦСА и |Без дополнительных выбросов |

|ССА | |

Строительство перечисленных обьектов с учетом мнения экспертов должно

благоприятно отразиться на социальных, экономических и геополитических

факторах, важных для нашего города и будет способствовать повышению

жизненного уровня населения, что является положительным моментом в

формировании прогноза здоровья населения. Однако, есть такое понятие –

«бустерный эффект»: вещество, безобидное даже в высоких концентрациях,

находясь в комбинации с другим, неожиданно становится чрезвычайно опасным.

То же самое может произойти и с упомянутыми крупными обьектами. Каждый из

них в отдельности может и не представлять особой опасности, однако их

совокупное воздействие, к сожалению, оказывается куда серьёзнее. По крайней

мере эта возможность должна учитываться и изучаться, Особо важно отметить

перспективы конверсии при использовании наукоёмких и высокотехнологических

производств, характерных для нашего региона. Новые технологии и научно -

обоснованные рекомендации экспертов позволяют надеяться, что ущерб

окружающей среде будет сведен до минимума, а дополнительные финансовые

вложения в охрану окружающей среды, полученные от функционирования

вышеперечисленных обьектов помогут стабилизировать экологическую ситуацию и

в дальнейшем улучшить её.

ГЛАВА 6. Программа «Чистый город».

Улучшение качества жизни населения, неотъемлемой частью которого

является состояние окружающей среды, поставлено во главу угла

стратегического планирования развития Санкт-Петербурга. Город выбирает роль

торгово - транспортного центра международного значения, будет развиваться

ряд отрослей промышленности, а это, несомненно, приведёт к увеличению

техногенных нагрузок на экосистемы. Вместе с тем, Санкт-Петербург усиливает

свои позиции на рынке культурных и туристических услуг. Чтобы поднять имидж

города, сделать его более привлекательным, необходимо позаботиться о

чистоте окружающей природной среды, уделить должное внимание решению

экологических проблем.

В последние годы органами власти и управления Санкт-Петербурга,

организациями, предприятиями, общественными объединениями прведена

значительная организационная и практическая работа, направленная на

обеспечение экологической безопасности и улучшение экологической ситуации в

городе. Однако, анализ состояния окружающей среды показывает, что

существенных изменений пока не произошло. Существуют серьёзные проблемы,

решение которых требует объединенных усилий законодательной и

исполнительной власти, населения и консолидации ресурсов из различных

источников. В этих целях разработана программа «Чистый город». Программа

ориентирована на приоритеты предупреждения загрязнения окружающей среды.

Основные положения этой программы вошли в экологический рвздел

«Стратегического плана для Санкт-Петербурга».

Городские власти всерьёз озабочены проблемой загрязнения

атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. И это неудивительно: по сумме

токсичных выбросов в атмосферу наш город находится на 8 месте в России. Об

этом сообщил начальник управления по охране окружающей среды.

Для Санкт-Петербурга решение экологических проблем требует

комплексного подхода, включающего защиту от загрязнения бытовыми и

промышленными отходами, бережное отношение к зелёным насаждениям и

животному миру, рациональное использование земельных и водных ресурсов,

предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.

Решение экологических проблем - дело не одного года, оно может быть

обеспечено многообразными мерами во всех отрослях народного хозяйства,

оказывающими влияние на все элементы природного комплекса.

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах России

производятся территориальными органами Федеральной службы России

погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет

обеспечивает функционирование и развитие единой Государственной службы

мониторинга окружающей среды. Росгидромет является федеральным органом

исполнительной власти, который организует и проводит наблюдения, оценку и

прогноз состояния загрязнения атмосферы, обеспечивая одновременно контроль

за получением аналогичных результатов наблюдений различными организациями

на территории городов. Функции Росгидромета на местах выполняют Управления

по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ( УГМС ) и его

подразделения.

В настоящее время сеть мониторинга качества воздуха включает 260

городов, в которых работает 710 станций, регулярные наблюдения

Росгидрометом проводятся в 226 городах на 649 станциях.

Станции расположены в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных

промышленных предприятий. Измеряются концентрации различных веществ в

атмосфере. Кроме непосредственно данных о концентрации примесей система

дополняется сведениями о метеорологических условиях, о местонахождении

промышленных предприятий и их выбросах, о методах измерений и т.д. На

основе этих данных, их анализа и обработки готовятся Ежегодники состояния

загрязнения атмосферы на территории соответствующего Управления по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Дальнейшие обобщения

информации проводятся в Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова

в Санкт-Петербурге. Здесь она собирается и постоянно пополняется : на её

основе создаются и публикуются Ежегодники состояния загрязнения атмосферы.

В них содержатся результаты анализа и обработки обширной информации о

загрязнении атмосферы многими вредными веществами по России в целом и по

отдельным наиболее загрязненным городам, сведения о климатических условиях

и выбросах от многочисленных предприятий, о местоположении главных

источников выбросов и о сети мониторинга загрязнения атмосферы.

ГЛАВА 7. Наблюдение за уровнем загрязнения воздуха в

Санкт-Петербурге.

Наблюдение за уровнем загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге

проводится Гидрометеорологичиской службой города три раза в день на 17

стационарных постах по двенадцати компонентам ( загрязняющим веществам ),

важнейшими из которых являются : пыль, CO, NO2, SO2 и др. К сожалению, в

нашей стране содержание приземного озона не входит в перечень обязательных

наблюдений за состоянием атмосферы. По данным геофизической обсерватории

Санкт-Петербурга корреляция между общим содержанием озона в атмосфере и в

приземном слое отсутствует. Низкое содержание приземного озона в атмосфере

обусловлено климатическими особенностями нашей страны : низкой солнечной

активностью и высокой влажностью, которые не способствуют протеканию

фотохимических реакций в атмосфере, ответственных за появление повышенных

концентраций озона в атмосфере.

Проведенный анализ данных Гидрометеослужбы за состоянием атмосферы

воздуха за период с 1995г по 1999г для различных районов Санкт-Петербурга

показывает, что в целом экологическое состояние воздушной среды нашего

города можно признать удовлетворительным. Превышаются стандарты качества

воздуха по городским наблюдениям в основном для NO2 (1,8 - 2 ПДК ) и для

фенолов ( 2,5 - 3,5 ПДК ). В настоящее время Ленкомэкологией установлена

корреляционная зависимость между детской заболеваемостью и выбросами

загрязняющих веществ в атмосферу в различных районах города. Повышенное

содержание NO2 в атмосфере Василеостровского и Красногвардейского районов

привело к увеличению заболеваемости органов дыхания, увеличение

концентрации бензола и стирола в воздухе Ломоносовского и Адмиралтейского

районов - к увеличению заболеваемости нервной системы у детского населения.

Данные о загрязнении атмосферы являются важными как для оценки

уровня загрязнения, так и для оценки риска здболеваемости и смертности

населения. Для того, чтобы оценить состояние загрязнения воздуха,

проводится сравнение уровней загрязнения с предельно допустимыми

концентрациями ( ПДК ) веществ в воздухе населённых мест

( Руководство 1991 ) или со значениями рекомендованными Всемирной

организацией здравоохранения ( ВОЗ ). Используемая в России характеристика

суммарного загрязнения атмосферы ( ИЗА ) позволяет учитывать концентрации

примесей многих веществ, измеренных в городе и представить уровень

загрязнения одним числом. ИЗА есть суммарное загрязнение воздуха в долях

ПДК диоксида серы.

На базе лаборатории аэрозолей НИИФ ЛГУ проводились наблюдения озона,

окислов азота и аэрозолей, общей радиоактивности почвы элементного состава

аэрозольных проб воды, почвы, осадков на дне водоёмов, растительности.

По заказу управления по охране окружающей среды Санкт-Петербургским

научным центром РАН разработана «Программа первоочередных мероприятий по

снижению загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге», которая

предусматривает создание совершенной системы наблюдения ( мониторинга ) за

состоянием воздуха и снижения вредных выбросов в атмосферу. С предприятиями

будут поступать по принципу «загрязнитель платит». Теплоэнергетические

установки в городе будут переведены на природный газ. Для владельцев

автомобилей единственным способом избежать штрафа будет установка

каталитических нейтрализаторов отработанных газов.

Особое направление в прграмме - создание компьютерной системы

управления качеством воздушной среды, разработанной шведским

метеорологическим и гидрологическим институтом SMHI, она действует уже в

50 странах мира. Администрация города подписала контракт со шведскими

партнерами на внедрение этой системы в Санкт-Петербурге. Она включает

информационно - аналитический центр для управления качеством воздуха и пять

автоматических станций контроля за загрязнением атмосферы. Благодаря центру

население города и заинтересованные организации и предприятия смогут

бесплатно получать оперативную и достоверную информацию об уровне

загрязнения воздушной среды. Полностью эта программа должна будет

реализована к 2003 году.

Заключение.

Охрана природы – проблема, ставшая социальной.

Согласно прогнозам специалистов, в течении ближайших 25 лет при

сохранении существующих тенденций развития народного хозяйства и вводе в

эксплуатацию новых крупных промышленных обьектов, состояние здоровья

населения высокоиндустриализированных регионов России ( а Санкт-Петербург

является центром подобного региона ) будет на 50-70% определяться качеством

окружающей среды.

Антропогенные изменения качества среды обитания безусловно и прямо и

опосредованно отражаются на показателях здоровья людей и, именно здоровье,

является тем интегральным индикатором, который адекватно характеризует

особенности состояния окружающей среды.

Реализация крупных проектов, планируемых в Санкт-Петербурге,

неминуемо окажет влияние на природную среду обитания человека и,

естественно на его здоровье. Однако, при соблюдении необходимых,

экологически продуманных и обоснованных требований к этим проектам,

негативное влияние последних на здоровье может быть сведено к минимуму.

Вместе с тем изучение обстановки в регионе, связанной с реализацией

планируемых крупных хозяйственных нововведений, позволяет проанализировать

существующие и ожидаемые изменения медико-биологических характеристик.

Введение в строй таких крупных объектов градостроительства, как

комплекс защитных сооружений от наводнений, система портов, окружная

дорога, ВСМ и др. Чревато не новыми экологически опасными факторами,

которые появятся с введением этих объектов в эксплуатацию, а

взаимодействием различных, даже минимально влияющих факторов. Поскольку

прямое или косвенное воздействие на здоровье людей такого комплекса

неблагоприятных факторов нелегко поддаётся пргнозированию, чрезвычайно

важна реализация мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность

строительства новых объектов, минимизацию их влияния на окружающую

городскую среду, а также слежение за состоянием здоровья людей.

На пороге ХХI века можно констатировать, что в результате сложившейся

ситуации происходят существенные изменения в состоянии здоровья населения,

которые затрагивают как качественные, так и количественные его

характеристики и, соответственно, показатели заболеваемости и смертности,

воспроизводства и миграции населения. Представляется, что указанные

изменения связаны с глубокими переменами глобольного характера,

произошедшими во второй половине ХХ века. Следует признать, что «Двадцатый

век ворвался в историю человечества невиданными и ошеломляющими

переменами. Сейчас человеку приходится адоптироваться не столько к

природным условиям, сколько к им же созданным отрицательным факторам

антропогенного происхождения».

Только эффективная программа, направленная на стабилизацию и

улучшение экологии Санкт-Петербурга в сочетании с мерами по улучшению

системы здравоохранения может обеспечить «стратегию устойчивого развития,

направленную на достижение гармонии между людьми и между обществом и

природой».

Охрана природы-задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих

пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением

цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми вылившимися

затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие

масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и

продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к

окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные

данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии

важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и

предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что

экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от

каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении

этой задачи играет экологическое просвещение всех слоёв и всех возрастных

категорий общества. Общая цель национального и международного

природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку,

ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх

заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай

сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом. Мы должны

привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений-дело дорогое, и,

планируя бюджет-государственный, общественный или личный,-предусматривать

немалые расходы на экологические нужды.

Экологический компонент среднего, специального и высшего

образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста

в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже

гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей.

Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед

человеком. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы-энергетический,

сырьевой, демографический- в своей основе сводятся к проблемам охраны

природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с

загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.

Список литературы.

1. Энциклопедия. Том 17. Химия. Издательство «Аванта +».

2. Энциклопедия. Том 19. Экология. Издательство «Аванта +».

3. Ежегодник «Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге и

Ленинградской области».

4. Современные проблемы экологии. Книга для учителей.

5. «Состояние и прогноз здоровья населения Санкт-Петербурга в

изменяющихся экологических условиях». ( РАН, С-Пб научный центр,

Центр независимой экологической экспертизы.

6. «Соросовский образовательный журнал» №12 1998 год.

-----------------------

1111112211218476835663466363636336363

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.