|
Эколого-правовой режим лесопользованияпроживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом; 1. систематических (более 2-х раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду; 2. возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных и т.д.); 3. если лесопользователь в течение установленного в разрешающем документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объёмах; 4. ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование; 5. систематического (более 2-х раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда; 6. выдачи лесорубного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом; 7. возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя. “Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или лесничества, выдавшими эти разрешающие документы.”[12] При заготовке древесины различают несколько видов рубок леса. Основным является рубка главного пользования, которая проводится в перестойных и спелых древостоях. Кроме того, осуществляются рубки промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и др.) и прочие рубки (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов и т.д.). Порядок заготовки древесины определяется Основами лесного законодательства РФ. “Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством РФ. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а так же заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными Правительством Российской Федерации.”[13] Обеспечение ведения лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований определяются статьёй 53 Основ лесного законодательства РФ: “... с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.”[14] Основы лесного законодательства РФ являются основным “практическим” нормативным актом, относящимся к вопросам ведения леснам фондом. Несмотря на это, специалисты усматривают недостаточность чёткости самого понятия леса. “Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищённости - групприровка и расчётная лесосека. Однако действующее законодательство недостаточно чётко даёт понятие леса, весьма неопределённо выделяет его признаки, по которым можно было бы отличить лес от парка и растительности иной концентрации со всеми вытекающими отсюда для сохранности леса последствиями. Этот упрёк относится и к проекту Основ лесного законодательства. Из того определения леса, которое есть в проекте, не уточнено его отличие от иной совокупности растительности. ....Здесь не достаёт одного признака: леса - это такая совокупность древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает на землях лесного фонда, отличных от иных категорий земель.”[15] 3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства. “Природа и её богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.”[16] Охрана окружающей природной среды осуществляется несколькими способами. Выделяют следующие: естественнонаучный; экономический; санитарно-гигиенический; организационно-управленческий; культурно-воспитательный. Одно из самых важных мест занимает правовой способ охраны окружающей природной среды. “...Правовой способ предполагает: 1. определение объектов охраны природной среды; 1. установление запретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих экологические отношения; 2. определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля; 3. установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причинённого вреда.”[17] Правовой способ охраны окружающей природной среды связан со всеми другими способами, поскольку служит средством реализации мер, которые разрабатываются другими способами охраны окружающей природной среды. Кроме того, правовая охрана служит гарантией выполнения экологических предписаний. Существует государственная стратегия действий РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“ определяет основные положения данной стратегии, которые “...являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.”[18] “Обеспечение государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закреплённого в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а так же решения текущих социально- экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.”[19] Задачами природоохранительного законодательства РФ являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Природоохранительные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР “Об охране окружающей природной Среды” и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами РФ и субъектов РФ. Основные принципы охраны окружающей природной Среды: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учётом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной Среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной Среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранного законодательства; международное сотрудничество в охране окружающей природной Среды. В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются некоторые основные направления деятельности, в числе которых- охрана лесов и лесовосстановление. Леса являются объектом охраны окружающей природной Среды. Цели и задачи охраны и защиты лесов определены Основами лесного законодательства РФ. “Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а так же защите от вредителей и болезней.”[20] Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения и иных вредных воздействий. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда. “Государственная лесная охрана РФ организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.”[21] Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Статья 64 Основ лесного законодательства РФ определяет право работников государственной лесной охраны налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба. Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утверждаемым Правительством РФ. Основами лесного законодательства РФ провозглашена ответственность за нарушения лесного законодательства (ст.80) и обязательность возмещения причиненного вреда (ст.82). Нарушение лесного законодательства, как нарушение любого экологического правила, порождает эколого-правовую ответственность, которая состоит из двух частей: первая часть ответственности возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной Среды. Они выражают состав конкретного эколого-правового нарушения; вторая часть ответственности рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные (в части первой) правонарушения. Значительное число зафиксированных лесных правонарушений- незаконная порубка леса, нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Например по статистическим данным 1993 года таких административных экологических правонарушений было 12617. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства наступает на основе статей: уничтожение или повреждение лесов (ст.261 УК РФ), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст.260 УК РФ). Административная ответственность за нарушение лесного законодательства наступает на основе статей: самовольное занятие земельных участков лесного фонда(Основы лесного законодательства РФ, ст.81) самовольный обмен участков лесного фонда или самовольная переуступка права лесных пользований (Основы лесного законодательства РФ, ст.80) самовольное сенокошение и выпас скота, нарушение правил сенокошения и выпаса скота в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.68) самовольный сбор или самовольная промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений, технического сырья (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст. 69) самовольный сбор , порча или уничтожение лесной подстилки или мха, покрова болот, самовольное снятие, порча или уничтожение плодородного слоя лесных почв (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82) нарушение правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, ухода за лесом и санитарных рубок (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.62) незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников, лиан, лесных культур, плантаций, сеянцев, саженцев в лесных питомниках (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.63) уничтожение и повреждение молодняка естественного происхождения, подроста и самосева в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80,82, КАП РСФСР, ст.64) нарушение наставлений и инструкций по ведению лесного хозяйства (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.66) загрязнение лесного фонда (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст. 71) нарушение санитарных правил в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80) невыполнение законных требований органов государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов (КАП РСФСР, ст.84) “Отношения по возмещению вреда природной среде, как и все отношения по возмещению вреда, выражают различные виды компенсационной ответственности. Основные ее принципы сформулированы в гражданском законодательстве.”[22] Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира.На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. “Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для целей экономического развития.”[23] Заключение Специалистам можно и нужно говорить о нюансах не предусмотренности того или иного момента в законодательстве. Идеальных законов не существует. Но полное выполнение уже существующего на данный момент лесного законодательства практически полностью решило бы проблемы леса. В большей мере должен идти разговор о его невыполнении. Почти повсеместное головотяпство российской глубинки, разбазаривание леса, продажа за спиртное- далеко не полный перечень действительности. По нашей, людей, халатности и безответственности каждый год горят болота, а вместе с ними и лесные массивы, гибнет животный и растительный мир. Огромная промышленность, потоки автомобилей- то , без чего, как мы думаем, прожить нельзя. И что самое главное- почти каждый из нас понимая проблемы экологии не в состоянии отказаться, скажем, от собственного автомобиля. УВЫ! Среди них и я. Практическое задание: В соответствии с Законом РФ о местном самоуправлении в РФ краевая администрация приняла решение о создании в области государственного внебюджетного фонда социального развития населения, в который была включена часть средств экологического фонда, а также других областных внебюджетных фондов. Прокурор заявил протест о нарушении закона. Какой закон и в чем нарушила краевая администрация? Действительно, в соответствии с Законом Российской Федерации «О общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №154 – ФЗ от 28.08.1995 года краевая администрация имеет право образовывать целевые внебюджетные фонды с привлечением в них средств как из местного бюджета, так и из федерального. Также в соответствии со статьей 51 того же закона прокуратура в праве опротестовать действия органов местного самоуправления в соответствии с осуществлением прокурорского надзора. Исходя из поставленной ситуации видно, что краевой администрацией были допущены нарушения действующего законодательства, что делает их действия противозаконными. Так, в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», а именно со ст.15 данного закона, в задачи экономического механизма охраны окружающей среды не входит социальное развитие населения. В соответствии со ст.17 того же закона финансирование экологических программ может производиться из средств краев и областей, экологических фондов Российской Федерации и в соответствии со ст.21 ч.3 указанного закона распределение средств должно производиться следующим образом: реализация природоохранных мероприятий местного значения – 60% реализация природоохранных мероприятий краевого (областного) значения – 30% реализация федеральных природоохранных мероприятий – 10% Вышеуказанное наглядно показывает, что иные траты из средств экологических фондов просто исключаются. Далее, в части 4 указанного закона явным образом оговорено, что использование средств экологических фондов предусматривается на оздоровление природной окружающей среды и другие мероприятия связанные с охраной и возобновлением природных ресурсов и окружающей среды. Но несмотря даже на все вышеуказанное краевой администрацией была грубо нарушена ст.5 в соответствии с которой «запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью». (категорическая формулировка!) Также согласно приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ №275 от 23.09.1994 в соответствии с которым в целях усиления роли территориальных внебюджетных фондов в решении природоохранных задач и в связи с имеющими место фактами не целевого использования имеющихся фондов руководителям территориальных фондов приказано организовать действенный контроль за их исполнением, при этом привлекая нарушителей к строгой ответственности. В связи с этим, действия краевой администрации могли и должны были быть опротестованы именно территориальным органом министерства природы. Список используемой литературы: 1. В,В, Петров“Экологическое право России”,Москва, изд. “Бек”,95г. 1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. “Об охране окружающей природной Среды” (Ведомости РФ 92 №10, ст.457) 2. Конституция РФ 3. Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523. 4. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. -”О федеральных природных ресурсах”. 5. Указ Президента РФ от 4 февраля 94г.- “О государственной стратегии РФ по охране окружающей Среды и обеспечению устойчивого развития.” (Юридический вестник)-94г.,№10. ----------------------- [1] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.112. [2] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.2. [3] Указ Президента РФ №2144 от 16 декабря 93г.“О федеральных природных ресурсах”, [4]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 112. [5]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 113. [6] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 8. [7]Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 9. [8] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.112. [9]Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 12. [10] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 28. [11] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.148. [12] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 37. [13] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 43. [14] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 53. [15]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.150. [16] Закон РСФСР от 19 декабря 1991г.”Об охране окружающей природной Среды” .Ведомости РФ 92 №10 ст.457. [17] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.46. [18] Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“.Юридический вестник.,94г.,№10 [19] Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“. [20]Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523., статья 59. [21] Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523., статья 64. [22] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.339. [23] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.114. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |