бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-правовой режим недропользования

Эколого-правовой режим недропользования

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:

1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,

2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране

окружающей среды,

3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),

4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995

г ) — Закон о недрах,

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;

6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,

7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,

8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;

9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,

10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,

11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;

12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.

Содержание:

Введение:

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

Основная Часть:

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

V Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

V Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и

государственный баланс запасов полезных ископаемых

V Планирование использования и охраны недр

V Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных

ископаемых

V Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и

охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

V Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Понятие права недропользования.

Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно

связанным с землей.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного

слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и

водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения

и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона

от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с

изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального

шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и

связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных

специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу

соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного

рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов

государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из

настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных

законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах

действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения

недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным

законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут

противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции

федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей

отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных

отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными

законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о

недрах.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в

целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и

содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и

распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-

продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной

форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр

составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные

блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее

континентального шельфа[2].

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в

пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих

территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про

граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и

рационального использования недр, по представлению федерального органа

управления государственным фондом недр и под контролем государственных

органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей

среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет

на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным

договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения

полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения

на основании совместных решений федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении

федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче

полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том

числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и

порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются

федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами

природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории;

запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены,

как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным

средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и

пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр

для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных

трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена,

для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в

процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены

неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной

степени.

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной

поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с

возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей

природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и

находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а

также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже

открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми

месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все

остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и

необщераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного,

кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий),

галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для

фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой,

кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме

дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и

битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит,

габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные

ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой

режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на

месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного

значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными

классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального

сырья.

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые

и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы,

использование которых в настоящее время экономически целесообразно и

которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование

которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого

содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого

количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических

условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для

промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение

месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и

включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время

забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные

особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и

местного значения.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в

силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе

продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и

иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья,

использовать положения настоящего Указа.

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима

недропользования: понятие, органы, функции

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет

собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное,

эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими

объектами природы

Различается государственное регулирование со стороны собственников недр,

которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и

внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями

(изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование

пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных

органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений

недропользования входят

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

определение и реализация федеральной политики недропользования,

определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего

расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем

разработки и реализации федеральных программ,

установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации

запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за

счет государственных средств,

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,

определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных

ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков

недр федерального значения, регионального значения и местного значения,

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых.

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по

геологическому изучению недр,

распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за

исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,

определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за

пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам

полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование

участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на

условиях раздела продукции,

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами,

защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,

заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,

использованию и охране недр,

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным

использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения

Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается

на федеральный орган управления государственным фондом недр и его

территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая

может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений

недропользования субъектами РФ

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти

субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих

территориях в нее входит:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов

субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического

изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования

минерально-сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации,

распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов

соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах

полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или

опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и

проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для

строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих

территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального,

регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками

недр регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений

общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения,

а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и

интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками

недр регионального и местною значения,

заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами

хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и

местного значения;

определение условий и порядка пользования месторождениями полезных

ископаемых;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и

рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком,

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за

исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного

самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений

недропользования. Так, в их компетенцию входит:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-

экономических и экологических интересов населения территории при

предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на

разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также

на строительство подземных сооружении местного значения,

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных

участках в случае нарушения положений настоящего Закона,

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных

полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

введение ограничений на пользование участками недр на территориях

населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и

связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью

людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде

Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования

является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее

рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих

поколении народов Российской Федерации

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется

посредством управления, лицензирования, учета и контроля

В задачи государственного регулирования входят

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий

период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам,

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва

участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых,

установление квот на поставку добываемого минерального сырья,

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых

цен на отдельные виды минерального сырья,[4]

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения,

использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами

Государственное управление отношениями недропользования осуще-

ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ,

Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик

в составе Российской Федерации, органами государственной власти и

управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным

фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные

подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается

Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и

отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции

составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие

законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав

Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые

органы местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ,

устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования

полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных

ископаемых и т.д.

На систему специальных органов возложены функции регулирования

(управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации.

Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994

г.[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов

РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию

по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а

также функции управления государственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществление

государственного регулирования работ по геологическому изучению и

использованию недр территории суши и континентального шельфа;

организационное обеспечение функционирования государственной системы

лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного

заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;

установление порядка государственного учета и регистрации работ по

геологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасов

полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных отношений,

относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное

регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории

РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.