|
Экологическое право РоссииЭкологическое право РоссииЭкологическое право России План реферата Введение I. Общая часть 1. Экологическое право как отрасль права и наука. Общественные отношения, регулируемые экологическим правом 2. Источники экологического права 3. Право собственности на природные ресурсы и управление охраной окружающей природной среды и природопользованием 4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды 5. Экологическая экспертиза и нормирование качества окружающей природной среды 6. Право природопользования 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения II. Особенная часть Правовое регулирование использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, охрана атмосферного воздуха, обращение с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами Литература Введение Растущие объемы потребления топливно-энергетических ресурсов в условиях затянувшегося на рубеже XXI века экономического кризиса в России и вызванного им торможения научно-технологического развития неизбежно ведут к усилению дефицита ресурсосберегающих и безотходных технологий материального производства, к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей природной среды и, в конечном счете, к обострению разного рода экологических проблем. Более половины населения нашей страны проживает в экологически неблагоприятных условиях. Увеличивается рост заболеваний, связанных с плохими условиями жизнеобеспечения, особенно в результате загрязнения природной среды, сокращается средняя продолжительность жизни российских граждан. Смертность стала понемногу превышать рождаемость. При этом растет число детей с врожденной патологией. Усиливающиеся антропогенная и техногенная нагрузки на окружающую природную среду приводят к увеличению случаев чрезвычайных экологических ситуаций (более тысячи в год). Начавшиеся в конце 60ых годов XX века на базе природоресурсовых отраслей законодательства (горного, земельного, лесного, водного и т.п.) развитие природоохранительного (как его называли в те годы) права не получило своего окончательного завершения. И только в 90е годы XX столетия принятие ряда специальных природоохранительных нормативных правовых актов (в т.ч. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона «Об экологической экспертизе») наряду с природоресурсовым законодательством, которое к этому времени было в значительной мере экологизировано, стало возможным утверждать о появлении и выделении – в качестве самостоятельной отрасли российского права – экологического права. 1. . Экологическое право как отрасль права и наука. Общественные отношения, регулируемые экологическим правом В дословном понимании экология (от греческого oikos – дом и logos – наука) означает науку о местообитании. Впервые термин «экология» был использован в капитальном труде немецкого ученого Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов» (1866г.) Значение (содержание) понятия экологии многогранно. Наиболее распространено понятие экологии как системы научных знаний о взаимоотношениях (о связях) живых организмов с окружающей природной средой. В праве она воспринимается как наука об охране окружающей природной среды и жизнеобеспечении людей. Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические (природоохранительные) общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц. Доминантой всех экологических общественных отношений является их волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связаны с волеизъявлением людей. Предметом экологического права могут выступать следующие виды экологических общественных отношений: отношения в сфере обеспечения экологической безопасности (благополучия) людей, экологических прав и интересов гражданина и человека, отношения в сфере сохранения, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, управленческие отношения, отношения собственности на природные ресурсы, отношения в сфере природопользования, восстановления природных ресурсов, общественные отношения связанные с применением мер юридической ответственности за экологические правонарушения, отношения по созданию и организации особо охраняемых природных территорий и объектов, превентивные, предупредительного характера общественные экологические отношения, направленные на предотвращение возможного вредного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности (оценка воздействия на окружающую среду, проведение экологической экспертизы и т.п.). Экологическое право имеет свои руководящие нормативно-правовые начала, т.е. принципы вытекающие из международно-правовых актов (конвенций, соглашений, резолюций, договоров), из положений Конституции РФ и Закона РСФСР от 19 декабря 1991г «Об охране окружающей природной среды». К числу наиболее важных принципов следует отнести: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения, разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита и др. Наибольшее применение в экологическом праве находят публично- правовые начала и, в частности, императивный метод воздействия на субъектов права, проявляющийся в строго обязательном повелении, предписаний и запретов, а также мер юридической ответственности за совершенные правонарушения. Диспозитивный метод позволяет использовать установленные дозволения (возможность выбора в ходе принятия решения). Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общая, особенная и специальная. 2. Источники экологического права Источник права – это объективная форма выражения общеобязательных правил поведения, облеченная в определенную правовую форму. Примерами таких форм могут служить закон, указ, постановление, положение, правила, приказ, инструкция, устав, договор. Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и не кодифицированы. Закон РСФСР от 19 декабря 1991г «Об охране окружающей природной среды» представляет собой систематизированный нормативный правовой акт, в котором объединено значительное количество правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты экологических прав и интересов граждан, управления и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в сфере применения мер юридической ответственности за экологические правонарушения и в сфере регулирования международных отношений по охране природы. Наивысшую юридическую силу в экологическом праве имеет Конституция РФ и федеральные конституционные законы, затем идут подзаконные нормативные правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правительств республик, решения органов местного самоуправления, инструкции ведомственных отраслевых органов). По направленности правового регулирования источники разделяются на общие и специальные – для регулирования в первую очередь экологических (природоохранительных) отношений. Специальные источники по целям и объему регулируемых отношений также можно разделить на комплексные, объектами которых выступает вся окружающая природная среда, экологическая безопасность, природные комплексы, и поресурсовые. Примерами комплексных нормативных правовых актов могут служить: Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 23 февраля 1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Примерами поресурсовых источников являются: Закон РФ «О недрах» в редакции от 3 марта 1995г., Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ. Большую роль для экологического права имеют межотраслевые источники, к которым можно отнести УК РФ, ГК РФ, КзоТ РФ и др. 3. Право собственности на природные ресурсы и управление охраной окружающей природной среды и природопользованием Конституция РФ (ст. 9) закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсовое законодательство (лесное, горное) допускает только государственную форму собственности на леса (лесной фонд), животный мир и недра (фонд недр). Право муниципальной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются небольшими и непроточными водоемами, не имеющими гидрологической связи с другими поверхностями водными объектами. Управление охраной окружающей природной средой и природопользованием – это совокупность правовых норм, регулирующих природоохранительную управленческую деятельность. Более конкретно управление означает урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить охрану (защиту) природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность общества. По предоставленным полномочиям можно выделить следующие системы органов управления: 1) органы общей компетенции (общие органы управления); 2) специальные органы управления в области охраны окружающей природной среды; 3) ведомственно-отраслевые органы охраны окружающей среды; 4) внутрихозяйственные органы; 5) общественные и частные организации, занимающиеся природоохранительной деятельностью; 6) международные организации в области охраны окружающей среды. Экологический контроль – одна из традиционных функций управления, которая проявляется в проведении проверок с целью выявить соответствие осуществляемого природопользования и мер по охране окружающей среды требованиям природоресурсового и экологического законодательства. Действующее законодательство предусматривает три вида экологического контроля: государственный, производственный и общественный. Основными задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения экологических программ, соблюдения порядка и условий природопользования и обязанностей природопользователей, а также нормативов качества окружающей природной среды. 4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды Экономико-правовой механизм по сути означает экономику экологии, включающую в себя: финансирование экологических программ; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; установление нормативов платы и размеров платежей за использование ресурсов, выбросы и сбросы, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; возмещение в установленном порядке вреда, принесенного окружающей природной среде. 5. Экологическая экспертиза и нормирование качества окружающей природной среды Впервые необходимость экологической экспертизы закреплена в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35-39). Им были определены основные цели и принципы ее проведения. 23 ноября 1995 г. принят Закон РФ «Об экологической экспертизе». Экологическая экспертиза в соответствии со ст. 1 названного Закона – это «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об экологической экспертизе» в России осуществляется как государственная, так и общественная экологическая экспертизы. Нормирование качества окружающей природной среды как правовой институт стал признаваться (выделяться) только с начала 90ых годов. Нормирование устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую природную среду, при которых обеспечивается экологическая безопасность общества. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения разрабатываются и утверждаются государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Федеральным центром санитарно- эпидемиологического надзора, Министерством здравоохранения РФ с участием Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственного комитета РФ по рыболовству и других природоохранительных министерств и ведомств. Утверждаемые ими нормативы совершенствуются, учитывая международные стандарты. Одним из наиболее известных нормативов качества окружающей природной среды является норматив ПДК – предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почвы. ПДВ означает норматив предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воды. ПДУ – это норматив предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных и иных вредных физических воздействий на окружающую природную среду. Кроме того, экологическое законодательство устанавливает предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, предельно допустимые нормы (ПДН) применения минеральных удобрений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Они устанавливаются в величинах (дозах), обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. 6. Право природопользования Право природопользования представляет собой совокупность однородных правовых норм, устанавливающих общие принципы, условия, порядок природопользования, основные права и обязанности природопользователей. В субъективном смысле это содержание конкретных прав и обязанностей, которые имеет отдельный субъект этого права (землепользователь, недропользователь, водопользователь и др.). В зависимости от титула (права) можно выделить следующие виды пользования природными ресурсами: на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды природного участка, на праве сервитута. Содержание полномочий природопользователей во многом предопределяется (обусловлено) следующими факторами: титулом природопользования (нет сомнения в том, что собственник имеет более широкий круг полномочий, чем владелец арендатор и тем более субъект права сервитута); правоспособностью (специальной дееспособностью) субъектов права природопользования. Так, юридические лица – хозяйственные организации, наделенные специальной (земельной, лесной, водной) дееспособностью имеют более широкие полномочия по сравнению с гражданами и лицами без гражданства; целевым характером использования природного ресурса (участка природы). Цель определяет содержание прав и обязанностей природопользователя, ибо использование предоставленного участка природы не по целевому назначению признается правонарушением и приостанавливает, прекращает либо лишает права природопользования независимо от формы собственности и категории природопользователей. Несмотря на значительные различия в содержании прав природопользователей, все они наделены: свободой хозяйствования и самостоятельностью определения способов хозяйственной деятельности; правом использовать результаты хозяйственной деятельности; правом возводить культурно-бытовые, хозяйственные строения и сооружения; правом получить информацию о качестве предоставляемого природного участка; правом на возмещение убытков и потерь в случае изъятия участка природы для государственных и муниципальных нужд; правом требовать выдачи (предоставления) правоустанавливающей документации. Все природопользователи обязаны использовать предоставленный участок (объект) природы строго по целевому назначению, наиболее эффективно и рационально; использовать участок природы способами, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на окружающую природную среду, экологическую безопасность населения; проводить мероприятия, направленные на сохранение, улучшение и воспроизводство природных ресурсов (участка природы), улучшение и оздоровление окружающей природной среды; своевременно вносить платежи за пользование участком природы; соблюдать условия договора, лицензии и других разрешительных актов; если строительство на природном участке разрешено, вести его с соблюдением строительных, противопожарных правил и норм, санитарно-гигиенических требований; возмещать ущерб и экологический вред, причиняемый нарушением земельного, лесного, водного, природоохранительного законодательства окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан, лесному хозяйству, водному хозяйству, рыбному хозяйству, охотничьему хозяйству, сельскохозяйственному производству и т.п. Вести учет количества, объемов потребления полезных ископаемых, лесных, водных ресурсов, объектов животного мира, количественных и качественных участков природы, окружающей природной среды и предоставлять (в установленном порядке) информацию об объемах и размерах использования предоставленного природного ресурса (участка природы). 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения Характеризуя юридическую ответственность, необходимо отметить, что правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п.) Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Согласно ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. В зависимости от степени общественной опасности и наступивших вредных последствий (причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, ущерба природным ресурсам, объектам и отдельным компонентам), а также субъектов экологических правонарушений могут наступить следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная ответственность. Экологическое преступление – это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологические общественные отношения в УК РФ выделены в специальную главу, которая так и именуется «Экологические преступления». Виды административной ответственности определены кодексом об административных правонарушениях. Перечень экологических правонарушений установлен ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». К ним, в частности, отнесены: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушение экологических требований при планировании, технико-экологическом обосновании, проектировании и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; загрязнения окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов; неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль; нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов; нарушение различных видов нормативов предельно допустимых уровней радиационного, шумового, биологического и иного вредного воздействия на окружающую природную среду; незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью и другие правонарушения. II. Как уже указывалось, второй составной частью экологического права является природоресурсное право, призванное обеспечить охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли. Это было связано с тем, что общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие. Однако невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость перехода к более широкому явлению, к окружающей среде. Неминуемой стало обобщение – включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |