бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Свинец и проблемы экологии

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование

земельных отношений в целях рационального использования земель и их

охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной

среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том числе, и защиту

земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в

федеральных законах Российской Федерации "Основы лесного законодательства

Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных

территориях", "О континентальном шельфе", "О мелиорации земель", "О

природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и

курортах".

Административным кодексом Российской Федерации установлена

административная ответственность за различные нарушения в области охраны

окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных

выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов

предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный

воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально

уполномоченных на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и

вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная

ответственность за экологические преступления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что "общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если

международным договором Российской Федерации установлены иные правила,

чем предусмотренные законом, то применяются правила международного

договора".

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией,

относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие

расстояния (1979 г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной

перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с

Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной

перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г.,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј 670

"O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации

Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных

отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской

Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766 "О государственном регулировании и

контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено

Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок

опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих

соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари

свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов,

содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

В основе многочисленных нормативных документов лежат конкретные

нормативы, ограничивающие содержание свинца и его соединений в отдельных

объектах окружающей среды, производственном и продовольственном сырье,

продуктах питания, промышленных отходах: ПДК, ОБУВ, ОДК, ДОК, ДСД и

другие биологические критерии.

В частности, для свинца установлены ПДК для атмосферного воздуха на

уровне 0,3 мкг/м3, рабочей зоны -10 мкг/м3; для питьевой воды -30 мкг/л.

Для почв установлены ПДК по валовому содержанию свинца [СанПиН 42-128-

4433-87] и ОДК свинца в зависимости от их механического состава и

кислотности от 32 до 130 мг/кг [ГН 2.1.7.020-94]. ДОК свинца для

продуктов питания: рыбные продукты -1,0 мг/кг; мясные продукты и овощи

-0,5 мг/кг; фрукты, соки -0,4 мг/кг; хлеб, зерно -0,2 мг/кг; молочные

продукты -0,05 мг/кг.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта,

работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В

1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены "Правила по хранению,

перевозке и применению этилированного бензина". В 1948 г. Главным

госсанинспектором СССР были утверждены "Временные санитарные правила по

хранению, перевозке и применению этиловой жидкости для добавления к

авиационным и автомобильным бензинам в качестве антидетонатора"; в 1972

г. ( "Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина

в автотранспорте". На основании распоряжения Совета Министров СССР от

28.01.56 Главным санитарным врачом СССР было запрещено применение

этилированных бензинов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и

курортных зонах. С этой целью были приняты меры по обеспечению выпуска

неэтилированных бензинов на НПЗ в Москве, Киришах, Краснодаре и Туапсе.

В 1991 г. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию Международной

организации труда N13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле".

Положения этой Конвенции отражены ранее в таких документах, как

Постановление Наркомтруда СССР от 16 августа 1929 г. N 265 "Об

изготовлении, продаже и употреблении свинцовых белил", "Санитарные

правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей N991-

72", ГОСТ 12.3.035-84 "Работы окрасочные. Требования безопасности". В

соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации утверждено

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

N555 "Положение о порядке консервации деградированных

сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными

промышленными отходами и радиоактивными веществами", согласно которому

земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше ПДК, подлежат

консервации для восстановления их плодородия и последующей реабилитации.

В настоящее время заканчивается работа по подготовке "Санитарных правил и

норм при работе со свинцом".

При нарушении санитарных правил и норм госсанэпидслужбой принимаются меры

по снижению воздействия выбросов вредных веществ и свинца, в частности,

на состояние здоровья населения. Так, приостанавливались эксплуатация

производства на Карабашском металлургическом заводе в 1992 г., Подольском

аккумуляторном заводе в 1994 г., Саратовском заводе в 1994 г. и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей

природной среды" основными экономическими методами, регулирующими

сохранение окружающей среды, являются: кадастры природных ресурсов,

экологические программы, платежи за загрязнение окружающей среды,

лицензирование и экономическое стимулирование. Перечисленные

экономические методы, составляющие экономический механизм

природопользования, имеют различную степень практической реализации. В

наибольшей мере разработана и успешно функционирует, начиная с 1991 г.,

система платежей за загрязнение окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время в экономическом механизме

природопользования отсутствуют специальные мероприятия, направленные на

снижение свинцового загрязнения. Однако в системе общих экономических

стимулов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды,

присутствуют элементы, непосредственно направленные на снижение

свинцового загрязнения. В основном они связаны с платежами за загрязнение

окружающей среды.

Норматив платы представляет собой часть величины годового удельного

экономического ущерба народному хозяйству, возмещающую затраты на

компенсацию или ликвидацию вредного воздействия выбросов (сбросов,

отходов) загрязняющих веществ, а также затраты на предотвращение

указанного воздействия путем достижения предельно допустимого уровня

выбросов (сбросов, отходов) и строительства природоохранных объектов.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий,

учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их

организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих

следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных

источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,

а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

При сверхлимитном загрязнении окружающей среды размер платы повышается в

5 раз.

Особый порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

существует для передвижных источников. В основе его формирования -вид

загрязняющего вещества, вид топлива, базовый норматив платы за выброс 1 т

загрязняющего вещества и масса конкретного загрязняющего вещества,

содержащегося в выхлопных газах технически исправного транспортного

средства.

Одним из наиболее сложных вопросов является оценка размеров ущерба от

загрязнения почв. В 1993 г. был утвержден порядок определения размеров

ущерба от загрязнения земель химическими веществами. При расчете размеров

ущерба используются показатели уровня загрязнения земель химическими

веществами. Для свинца: 1 уровень (допустимый) < ПДК; 2 уровень (низкий)

-от 1 до 3 ПДК; 3 уровень (средний) -от 3 до 5 ПДК; 4 уровень (высокий)

-от 5 до 20 ПДК; 5 уровень (очень высокий) 20 ПДК. Величина ПДК для

свинца в почвах, приведенная в данной методике, составляет по валовым

формам 32 мг/кг, по подвижным формам -6 мг/кг почвы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы

природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической

безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской

Федерации имеют право по этим вопросам принимать законы и иные

нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным.

Мониторинг окружающей среды

Госкомэкологией России разработана концепция создания и ведения Единой

государственной системы экологического мониторинга -ЕГСЭМ. Однако пока

эта система далека от широкомасштабного внедрения в природоохранную

практику.

В то же время в Российской Федерации функционирует Государственная служба

наблюдений за состоянием природной среды (ГСН), базой которой являются

подразделения Росгидромета.

Для оценки современного состояния, прогноза изменения уровня загрязнения

природных сред в районах, удаленных от антропогенных источников

загрязнения на расстояние более 100 км (фоновые районы), в конце 70-х

годов на территории бывшего СССР была создана система комплексного

фонового мониторинга (СКФМ). В программу работ станций СКФМ,

расположенных в биосферных заповедниках, включены измерения свинца в

воздушной среде. В настоящее время эта сеть включает 10 станций в

различных природно-климатических зонах.

Системе Росгидромета принадлежит также сеть станций по мониторингу

загрязнения воздуха в городах, предприятия промышленности которых, в том

числе выбрасывают в атмосферный воздух свинец (217 станций в 126

городах), на основании измерений которых подготавливаются "Ежегодники

состояния воздуха городов", а также региональные станции контроля

загрязнения поверхностных вод, снежного покрова, почв и растений.

В настоящее время комплексный агроэкологический мониторинг негативного

воздействия на почвы сельскохозяйственных угодий ведут 32 центра и 71

станция агрохимической службы, а также 75 станций защиты растений

Главхимзащиты Минсельхозпрода России.

На реперных участках ЦИНАО проводятся: агрохимическое обследование

(содержание макро- и микроэлементов); радиологическое обследование,

определение степени загрязнения тяжелыми металлами и пестицидами;

определение уровня урожайности и его качества; определение загрязненности

тяжелыми металлами снеговых и дождевых вод.

Наряду с федеральными в стране функционируют также региональные системы

экологического мониторинга. Например, в Москве реализуются мероприятия по

организации мониторинга окружающей среды. Решения Исполкома Моссовета от

25.04.89 N872 и от 20.03.90 N452 "Об организации деятельности по

разработке и формированию системы экомониторинга в Москве", постановления

Правительства Москвы от 28 января 1992 г. N38 и от 23 мая 1995 г. N436 "О

ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга"

определяют механизм выполнения комплекса мероприятий, связанных с

созданием сети постов для наблюдений за загрязнением объектов окружающей

природной среды, в том числе свинцом. Так, система мониторинга водных

объектов строится с возможностью контроля содержания свинца в

автоматическом режиме на станциях водоподготовки и путем ручного отбора

проб с последующим лабораторным анализом питьевой воды в системе

водопровода.

Результаты мониторинга Госкомсанэпиднадзора России за содержанием свинца

в продовольственном сырье и пищевых продуктах в целом по России

свидетельствуют, что за период с 1990 г. в 47 раз увеличилось количество

проводимых анализов, что впрочем, соответствует процессу дезинтеграции

закупок, оптовой и розничной торговли, а также производства продуктов

питания за последние 10 лет.

Медико-биологический мониторинг проводится в соответствии с приказом

Минздрава России от 14.03.96 N90 при проведении периодических медицинских

осмотров лиц, работающих в контакте со свинцом. Наряду с определением

свинца в крови обязательно определение АЛК мочи, гематологических

показателей ( гемоглобина, цветового показателя, ретикулоцитов,

эритроцитов с базофильной зернистостью. Использование указанного

диагностического комплекса в сочетании с данными осмотров терапевта и

невропатолога позволяет наиболее рано выявлять начальные признаки

неблагоприятного воздействия свинца на организм работающих. Особую

значимость приобретают результаты перечисленных лабораторных исследований

при групповом анализе показателей здоровья определенных профессиональных

групп в процессе медико-биологического мониторинга.

Федеральные и региональные программы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.96 N263

утверждена федеральная целевая программа "Топливо и энергия", в состав

которой включена подпрограмма "Реконструкция и модернизация предприятий

нефтеперерабатывающей промышленности". Программа была рассчитана на

период до 2000 г. и предусматривала увеличение выпуска неэтилированного

бензина до 65%.

Программа требовала капиталовложений в объеме 12-15 млрд. долл. США.

Однако из-за финансового обвала в августе 1998 года, ограниченности

инвестиционных ресурсов, падения добычи нефти и других причин выполнение

программы идет с отставанием на 2-3 года.

Переход на выпуск неэтилированных бензинов сдерживается также из-за

сложившейся в стране политики формирования цен на автомобильные бензины.

Себестоимость этилированного бензина ниже себестоимости неэтилированного,

а система налогообложения едина и не зависит от вида бензина.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.94 одобрена

федеральная программа "Техническое перевооружение и развитие металлургии

России (1993-2000 гг.)". Главные приоритеты программы:

конкурентоспособность продукции и существенное улучшение экологической

обстановки путем снижения эмиссии опасных химических веществ. Программой

предусматривается реконструировать и технически перевооружить 143

предприятия черной и цветной металлургии, работы ведутся на 89

предприятиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N1098

утверждена федеральная целевая программа "Отходы".

К неотложным мерам по решению проблемы обращения с отходами, в том числе

свинецсодержащими, отнесены:

- разработка классификатора токсичных отходов;

- проведение экологической экспертизы отраслевых норм технологического

проектирования с включением в них положений об обязательной комплексной

переработке сырья, использованию, обезвреживанию и экологически

безопасному размещению отходов;

- создание и введение в действие системы экономического регулирования в

целях интенсификации вовлечения в хозяйственный оборот вторичных

ресурсов.

На уровне субъектов Российской Федерации разработан ряд региональных

программ, предусматривающих решение вопросов по предотвращению свинцового

загрязнения окружающей среды.

Например, постановлением от 19.05.95 N312 Кабинет Министров Республики

Татарстан утвердил 19.05.95 "Программу по сокращению выбросов

загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в Республике

Татарстан", которой предусматривается разработка новых антидетонационных

присадок к моторному топливу взамен этиловой жидкости, разработка

предложений по экономическому стимулированию перевода автотранспортных

средств на использование природного газа и других альтернативных видов

топлива, осуществление к 2000 г. перевода на газ не менее 30% автомобилей

от общего их количества в Казани и ряде других городов республики.

Правительство Москвы постановлением от 27 сентября 1994 г. N860 утвердило

Комплексную экологическую программу Москвы, которой был предусмотрен

комплекс мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды в

Москве и, в частности, на улучшение состояния атмосферного воздуха.

Распоряжением мэра Москвы от 1 декабря 1993 г. N689-РМ "Об особенностях

реализации моторного топлива в Москве и введении штрафных санкций" в

Москве запрещена розничная торговля этилированным бензином.

Постановлением правительства Москвы от 18 мая 1996 г. N517 утверждено

положение о порядке осуществления в Москве экологического контроля

автотранспортных средств, которым предусматривается внедрение сертификата

автотранспортного средства единого образца. Распоряжением мэра Москвы от

13 августа 1996 г. N239/1-РМ утвержден план экологических мероприятий,

которым предусматриваются:

- подготовка и поэтапное принятие мер по реализации в Московском регионе

экологически приемлемого моторного топлива;

- поэтапная установка каталитических дожигателей и фильтров-конверторов

на муниципальном транспорте;

- комплекс мер по разработке и внедрению альтернативных видов моторных

топлив и электротранспорта;

- проведение массовой операции по проверке уровня выбросов московскими и

иногородними автомашинами (не менее 800 тыс. ед.) с принятием

административных и экологических мер;

- изготовление, установка и последующее обслуживание информационных щитов

на расстоянии 5-50 км от города "Использование этилированного бензина в

Москве запрещено!" и "Въезд в Москву с превышением ГОСТ по выбросам СО,

СН и дымности запрещен!";

- ограничение (и возможно -запрещение) эксплуатации в Москве транспортных

средств иностранного производства, изготовленных до 1985 г.;

- подготовка комплекса мер по предотвращению сброса в р. Москва и

канализацию тяжелых металлов от основных промышленных источников.

4. Задачи, ждущие своего решения.

При всем разнообразии федеральных и региональных правовых и нормативных

актов в Российской Федерации отсутствует единая государственная политика

по нормативно-правовому и экономическому регулированию влияния на

состояние окружающей природной среды и здоровье населения свинца и других

тяжелых металлов, снижению свинецсодержащих выбросов и сбросов,

переработке и обезвреживанию отходов, прекращению производства

этилированного бензина.

В связи с этим, в первую очередь, целесообразно определить условия

разработки и реализации федеральной целевой программы по защите

окружающей среды и здоровья населения страны от свинцового загрязнения,

т. к. эта проблема требует общих и целенаправленных усилий для ее решения

в научном, техническом и практическом планах.

Совершенствование производственных технологий

Наиболее радикальной защитой окружающей среды от загрязнения свинцом

является изменение технологии. Ниже рассмотрены основные направления

снижения свинцового загрязнения окружающей среды различными отраслями

промышленности.

На большинстве заводов цветной и черной металлургии запланированы и

частично реализуются мероприятия, призванные резко сократить загрязнение

окружающей среды. В первую очередь это относится к замене устаревших

технологий и оборудования на современные ресурсосберегающие и

экологически безопасные процессы, позволяющие существенно сократить

объемы отходящих газов и обеспечить возможно полное улавливание и

утилизацию всех компонентов этих газов, включая соединения свинца.

Основным направлением реконструирования медеплавильной промышленности

выбран перевод на автогенные технологии плавки с использованием

обогащенного кислородом дутья, которое кроме технологических преимуществ,

позволяет резко сократить объем отходящих газов. Это, в свою очередь,

дает возможность практически полностью улавливать пыль и диоксид серы от

основных плавильных агрегатов.

Решение проблемы эффективности пылеулавливания обеспечивается применением

многоступенчатой очистки газов в технологической схеме сернокислотного

производства, а в случае выброса газов без утилизации в дымовую трубу -

переводом на пылеочистку в рукавных фильтрах.

Возможность обеспечения санитарных требований в нашей стране достижимо

при использовании в качестве финишного аппарата пылеулавливания фильтра

со струйной продувкой, оснащенного специальной тканью двойного

переплетения. В настоящее время эти фильтры обеспечивают на АО

"Рязцветмет" и ряде других предприятий России и стран СНГ снижение

остаточной запыленности по свинцу в выбрасываемых газах до уровня ПДК

(следует отметить, что в России величина ПДК свинца в атмосфере -0,3

мкг/м3 , жестче, чем в большинстве развитых стран мира.

Экологическое оздоровление аккумуляторной промышленности России немыслимо

без технического перевооружения всего технологического цикла производства

с применением новейших достижений, как в технологии, так и в конструкции

оборудования, в том числе и очистке производственных выбросов из рабочих

зон.

Для уменьшения выбросов свинца в воздух и сбросов в водные объекты

необходимо провести техническое перевооружение аккумуляторных заводов с

изменением технологии и применением нового оборудования с встроенной

системой очистки выбросов в воздух и отсутствием стоков (оборотное

водоснабжение).

В целях уменьшения свинцового загрязнения целесообразно применять в

автомобилях емкостные накопители энергии (так называемый "конденсаторный

пуск двигателя") совместно с аккумулятором небольшой емкости.

Целесообразно также внедрять новейшие достижения в области разработки

аккумуляторных батарей на основе электрохимической системы никель-цинк.

В настоящее время в России проводится определенная работа в этих

направлениях. Так, в городах Курске и Свирске идет работа по внедрению

технологического оборудования, закупленного по контракту у фирмы "Эксайд"

(США) и других зарубежных фирм. Курский аккумуляторный завод закупил у

фирмы "Варта" (ФРГ) оборудование для переплавки аккумуляторного лома и

брака производства. Тюменский аккумуляторный завод закупил в Австрии

линию по производству сепараторов и создал собственное производство по

выпуску основного технологического оборудования (мельницы, сушилки и

др.). Саратовский завод "Электроисточник" закупил в Италии оборудование

для литья токоотводов, производства порошка и намазки. Подольский

аккумуляторный завод закупил намазочные линии для производства порошка по

типу "Бартона" и т.д.

Требованиям экологической безопасности при минимальных капиталовложениях

и энергозатратах отвечает безотходная технология переработки

аккумуляторного лома с применением гидрометаллургических,

электрохимических и низкотемпературных (600-7000 С) металлургических

переделов.

Главной задачей в улучшении экологических характеристик бензинов является

полный отказ от применения свинецсодержащих антидетонаторов. Это влечет

за собой проблемы, связанные с развитием технологических процессов

переработки нефтяного сырья с целью повышения октановых чисел компонентов

бензина, что требует значительных капиталовложений в

нефтеперерабатывающую промышленность и времени на ее модернизацию. По

оценке зарубежных экономистов отказ от применения в составе бензинов

этиловой жидкости в Европе потребует капитальных вложений в размере 26,7

долл. США на 1 т годовой мощности производства бензина, но, несмотря на

это, доля неэтилированных бензинов в Западной Европе непрерывно

увеличивается.

Переход на производство неэтилированных бензинов предусматривает

реконструкцию и ввод новых установок каталитического риформинга,

каталитического крекинга, гидрокрекинга, изомеризации, алкилирования,

производство кислородсодержащих октаноповышающих компонентов.

Альтернативными антидетонаторами являются присадки на основе марганца и

железа, не дающих негативных экологических эффектов, поскольку фоновое

содержание этих элементов соответственно на 2 и 3 порядка выше, чем у

свинца. В стране проведены исследования возможности использования ЦТМ,

выявившие оптимальную его концентрацию (0,05 г/л).

Перспективно использование присадок на основе ферроценов. Присадки этого

типа сочетаемы с каталитическими дожигателями и используются в

производстве бензинов А-76 и АИ-91 на Ачинском и Ангарском НПЗ.

Эффективным антидетонатором для авиационных бензинов является

малотоксичный N-метиланилин. Разрешение на его использование в

антидетонационных присадках получили Ачинский, Ангарский, Волгоградский,

Ярославский и ряд других заводов.

Из оксигенатов наибольшее распространение получил МТБЭ, использование

которого уменьшает образование и выброс токсичных веществ. Ряд заводов

вырабатывают фетерол. Имеется потенциал производства МТБЭ до 1 млн. т в

год при потребности в 3 млн. т.

Помимо отсутствия выбросов свинца другим важным преимуществом

использования неэтилированного бензина является возможность устанавливать

в автомобилях каталитические нейтрализаторы отработавших газов для

уменьшения содержания несгоревших углеводородов, окиси углерода, окислов

азота и в результате снижать на 70-90% вредные выбросов автомобильным

транспортом. В настоящее время такие дожигатели широко используются во

многих странах и являются чрезвычайно эффективными для снижения уровня

загрязнения воздуха от автомобилей. Однако нормальная эксплуатация таких

систем возможна только на неэтилированных бензинах, так как даже одна

заправка этилированным бензином приводит к выходу из строя

каталитического нейтрализатора.

В производстве декоративных красок можно вполне отказаться от

использования свинцовых пигментов, заменив их ферритами, титанатами,

алюминатами.

В России активно ведутся в инициативном порядке работы по воплощению идеи

использования стальной дроби в охотничьих патронах во избежание

загрязнения окружающей среды в процессе охотничьего промысла и

любительской охоты. Для этого необходимо предусмотреть защиту ружейного

ствола от стальной дроби, разработать новые типы гильзы и пороха для

размещения большего по объему стального снаряда.

В области переработки промышленных и бытовых отходов для снижения

загрязнения окружающей среды и решения проблемы циркуляции свободного

свинца необходимо, прежде всего, упорядочить систему сбора и переработки

вторичного свинцового сырья (в первую очередь амортизированных

аккумуляторов) путем создания региональных специализированных

организаций. При этом важно обеспечить контроль за загрязнением

окружающей среды в регионах сосредоточения транспортных и промышленных

пользователей свинецсодержащего оборудования.

Целесообразно разработать нормативы, учет и отчетность по сдаче

вторичного свинцового сырья, исходящие из сроков эксплуатации

свинецсодержащего оборудования и аккумуляторов.

Технико-экономический анализ создания новых производственных мощностей по

полному циклу на новых и реконструируемых (перепрофилируемых)

предприятиях показал несомненное преимущество последних, т. к. наличие

зданий, сооружений, транспортных связей, очистных установок во многих

случаях может снизить капитальные затраты в 3-5 раз.

Технико-экономические расчеты реконструкции ряда российских предприятий

на переработку вторичного свинца показывают, что в зависимости от

масштаба производства (от 15 до 30 тыс. т товарной свинцовой продукции)

объемы инвестиций составят от 9 до 15 млн. долл. США с окупаемостью от

1,7 до 3,0 лет. Однако, если создается комплекс, включающий сбор,

переработку вторичного свинца и выпуск товарной продукции с

использованием свинца и его сплавов (аккумуляторы, кабельная продукция),

то даже при вложении средств на реконструкцию, например аккумуляторного

производства с доведением выпускаемых батарей до конкурентоспособного

качества, окупаемость не превысит 1,0-1,5 лет. При этом следует иметь в

виду, что стоимость свинца в изделии в 2-3 раза выше, чем товарного

свинца и его сплавов.

Исходя из сказанного, решение проблемы предотвращения загрязнения

окружающей среды на территории России одновременно с обеспечением

народного хозяйства страны свинцовой продукцией является задачей

государственной важности и независимо от источников финансирования

реализуемых мероприятий должно быть под контролем Правительства

Российской Федерации.

Сокращение выбросов свинца в атмосферу от автомобильного транспорта может

быть обеспечено за счет реализации мероприятий по нескольким

направлениям:

Повышение топливной экономичности (энергоэффективности) вновь

производимых автотранспортных средств. По имеющимся оценкам

конструктивные характеристики отечественных автомобилей определяют их

более высокое (на 20-30%) топливопотребление по сравнению с зарубежными

аналогами. В настоящее время в рабочих органах Комитета по внутреннему

транспорту ЕЭК ООН обсуждается проект правил, регламентирующих требования

к топливной экономичности автотранспортных средств. Признание Российской

Федерацией данных правил и использование их в национальной системе

сертификации автотранспортных средств позволит предъявлять

соответствующие требования топливной экономичности к продукции

отечественных предприятий-производителей автотранспорта. Можно ожидать,

что соответствие выпускаемой отечественной автомобильной техники

требованиям действующих международных стандартов в области топливной

экономичности может быть обеспечено к 2003-2005 гг. Это позволит к 2005

г. по экспертным оценкам снизить удельное топливопотребление

эксплуатируемого автомобильного парка (с бензиновыми двигателями) в

среднем на 18-20%.

Изменения в конструкции автомобильных двигателей с целью замещения

бензина альтернативными видами топлива (газ, спиртовые топлива, биогаз,

водород и др.). Расширение использования для двигателей внутреннего

сгорания автомобилей сжатого природного газа и сжиженного нефтяного газа.

Перевод, например, 10% автомобильного парка России (легковых, грузовых

автомобилей и автобусов) на газовое топливо (более дешевое, чем бензин)

могло бы сократить потребление этилированного бензина и снизить выбросы

свинца в атмосферу на 25%.

Кроме указанных мероприятий снижению потребления свинецсодержащих

бензинов способствуют:

- выпуск и широкое использование грузовых автомобилей различной

грузоподъемности и автобусов с дизельными двигателями (например,

увеличение парка дизельных грузовых автомобилей до 50% обеспечит снижение

поступления свинца в окружающую среду от грузового автотранспорта на

22%);

- обеспечение на переходном этапе гарантированной поставки

неэтилированного бензина в наиболее экологически уязвимые и

густонаселенные районы;

- обеспечение контроля за качеством топлив, поступающих в продажу;

- совершенствование организации и регулирования дорожного движения,

позволяющее снизить расход топлива автотранспортными средствами при их

движении по улично-дорожной сети на 10-15% за счет ограничения

максимальных скоростей движения, выравнивания скоростей движения в

транспортном потоке, повышения равномерности движения и снижения задержек

на пересечениях;

- улучшение управления перевозками, позволяющее обеспечить удовлетворение

имеющихся транспортных потребностей без увеличения численности

автомобилей;

- совершенствование контроля технического состояния эксплуатируемого

автотранспорта, являющееся резервом снижения расхода топлива в среднем на

5-7%;

- учет транспортной составляющей в градостроительной политике; развитие

системы общественного пассажирского транспорта (сокращение транспортных

потребностей населения, создание компактных селитебных зон с развитой

торговой и сервисной инфраструктурой, имеющих хорошую и доступную

транспортную связь с центральными частями городов и промышленными зонами

с использованием общественного пассажирского транспорта, предпочтительно

электрифицированного);

- развитие телекоммуникационных технологий, снижающее потребность в

перевозках;

- совершенствование элементов государственной политики в области

управления работой транспорта (механизмы ценовой, тарифной и налоговой

политики, стимулирующие производство и использование более экономичной

автотранспортной техники, создающие равные условия конкуренции между

различными видами транспорта, стимулирующие перераспределение части

объемов автомобильных перевозок на более экологически "чистые" виды

транспорта и др.).

Реабилитация территорий

Несмотря на наличие значительных территорий, загрязненных свинцом, работы

по их реабилитации в России в настоящее время проводятся в очень

ограниченных масштабах.

В зависимости от степени загрязнения территорий можно апробировать

различные мероприятия.

При высокой и очень высокой степени загрязнения могут быть использованы

физические методы (удаление и захоронение загрязненных слоев почв,

остекловывание, разубоживание), а также созданы искусственные

геохимические барьеры вокруг загрязненных участков почв, препятствующие

миграции поллютанта в сопредельные среды.

При невысокой степени загрязнения территории свинцом могут быть

использованы различные химические (известкование кислых почв, внесение

минеральных или органических удобрений в отдельности или совместно,

использование цеолитов, гумусовых препаратов и других поглотителей для

снижения подвижности свинца в почве) и биологические приемы (выращивание

растений, слабо реагирующих на избыток свинца в почве и не накапливающих

его в количествах, токсичных для животных и человека; извлечение свинца

из почв с помощью микроорганизмов; культивирование растений, способных

аккумулировать свинец в больших количествах ( фитомелиорантов с

последующим их удалением с территории, переработкой или захоронением) или

их сочетание.

В решении проблем свинцового загрязнения окружающей среды существенную

роль может сыграть экологическое движение страны, включающее

соответствующие экологические программы в учебных заведениях России.

Неправительственные организации могли бы более активно участвовать в

формировании национального сознания и национальной политики по

предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды, реализовывать

образовательные, просветительские, контрольные и агитационные функции в

процессе выполнения природоохранных программ, обмениваться

соответствующей информацией с научно-образовательными и общественными

учреждениями, организациями других стран.

Через средства массовой информации образовательные и общественные

организации могли бы также осуществлять функции информирования учащихся и

населения по проблемам свинцовой опасности, иннициировать проведение

независимой экспертизы по свинцовому загрязнению окружающей среды.

От того, насколько полно неправительственные организации выполнят эти

функции в ближайшем будущем, во многом определится судьба рассмотренных

здесь предложений по предотвращению свинцового загрязнения окружающей

среды России.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.